Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2011 в 17:54, курсовая работа
Возрастными особенностями внимания младших школьников являются сравнительная слабость произвольного внимания и его небольшая устойчивость. Первоклассники и отчасти второклассники еще не умеют длительно сосредоточиваться на работе, особенно если она неинтересна и однообразна, их внимание легко отвлекается. Возможности волевого регулирования внимания, управления им в начале младшего школьного возраста весьма ограниченные. Значительно лучше у младших школьников развито непроизвольное внимание. Все новое, неожиданное, яркое, интересное само собой привлекает внимание учеников, без всяких усилий с их стороны.
Введение
Сегодня проблемы, связанные с развитием внимания у школьников, вызывают беспокойство и у педагогов, и у родителей, и у психологов, работающих с детьми. Многие взрослые жалуются на невнимательность детей, их неумение сосредоточиться. Увеличивается количество детей дошкольного и младшего школьного возраста с так называемым синдромом дефицита внимания, сочетающимся, как правило, с гиперактивностью.
Возрастными особенностями внимания младших школьников являются сравнительная слабость произвольного внимания и его небольшая устойчивость. Первоклассники и отчасти второклассники еще не умеют длительно сосредоточиваться на работе, особенно если она неинтересна и однообразна, их внимание легко отвлекается. Возможности волевого регулирования внимания, управления им в начале младшего школьного возраста весьма ограниченные. Значительно лучше у младших школьников развито непроизвольное внимание. Все новое, неожиданное, яркое, интересное само собой привлекает внимание учеников, без всяких усилий с их стороны.
Развитие произвольного внимания младшего школьника является одним из важнейших приобретений личности на данном этапе онтогенеза. Оно связано с формированием у ребенка волевых качеств и находится в теснейшем взаимодействии с его общим умственным развитием.
Проблема выработки внимания учащихся в процессе учебной деятельности является сверхактуальной для всех возрастов, а особенно для учащихся младшего школьного возраста. Этой проблеме уделяли внимание следующие психологи и педагоги: Гальперин П.Я., Кабыльская С.Л., Коменский Я.А., Песталоцци Г.,Рубинштейн С.Л., Занков Л.В., Немов Р.С.,Выготский Л.С., Якиманская И.С., Леонтьев А.Н., Лурия А.Р.,Эльконина Д.Б., Ушинский К.Д.. Макаренко А.С, Сухомлинский В.А., Блонский П.П.,Теплова Б.М, Небылицын В.Д., И.Ф. Гербарт, А.Дистервег, Э. Мейман.
Исследование внимания у детей младшего школьного возраста
В практической деятельности учителей начальной школы противоречия между должным и фактическим состоянием внимания учащихся сохраняется.
Мы провели диагностику памяти у учащихся 2 класса.
Для диагностики мы использовали следующие методики:
Методика «Долговременная память»
Экспериментальный
материал состоит из следующего задания.
Экспериментатор сообщает: «Сейчас прочитаю
вам ряд слов, а вы постараетесь их запомнить.
Приготовились, слушайте внимательно:
стол, мыло, человек, вилка, книга, пальто, топор, стул, тетрадь, молоко».
Ряд слов зачитывается несколько раз, чтобы дети запомнили. Проверка происходит через 7-10 дней. Коэффициент долговременной памяти высчитывается по следующей формуле:
где А - общее
количество слов,
В - количество запомнившихся слов,
С - коэффициент долговременной памяти.
Результаты интерпретируются следующим
образом:
75-100% - высокий уровень;
50-75% - средний уровень;
30-50% - низкий уровень;
ниже 30% - очень низкий уровень.
Методика «Корректурная проба» (буквенный вариант).
Методика используется для определения объема внимания (по количеству просмотренных букв) и его концентрации - по количеству сделанных ошибок.
Норма объема внимания для детей 6-7 лет - 400 знаков и выше, концентрации - 10 ошибок и менее; для детей 8-10 лет - 600 знаков и выше, концентрации - 5 ошибок и менее.
Время
работы - 5 минут. Инструкция: «На бланке
с буквами отчеркните первый ряд букв.
Ваша задача заключается в том, чтобы,
просматривая ряды букв слева направо,
вычеркивать такие же буквы, как и первые.
Работать надо быстро и точно. Время работы
- 5 минут».
Пример:
Цель – выявить оценки переключения и распределения внимания у ребенка. Перед началом выполнения задания ребенку показывают и объясняют, как с ним работать. Эта работа заключается в том, чтобы в каждом из квадратиков, треугольников, кружков и ромбиков проставить тот знак, который задан вверху на образце, т.е., соответственно, галочку, черту, плюс или точку.
Ребенок
непрерывно работает, выполняя это
задание в течении двух
минут, а общий показатель переключения
и распределения его внимания
определяется по формуле:
120
Где S - показатель переключения и распределения внимания;
N
– количество геометрических
фигур, просмотренных и
n
- количество ошибок, допущено во
время выполнения задания.
Оценка результатов
10 баллов - показатель S больше чем 1,00.
8-9 баллов - показатель S находится в пределах от 0,75 до 1,00.
6-7 баллов - показатель S находится в пределах от 0,5 до 0,75.
4-5 баллов - показатель S находится в интервале от 0,25 до 0,5.
0-3 баллов - показатель S находится в пределах от 0,00 до 0,25.
10 баллов - очень высокий.
8-9 баллов - высокий.
6-7 баллов - средний.
4-5 баллов - низкий
0-3
балла - очень низкий.
Таблицы Шульте.
Данная методика используется для исследования скорости ориентировочно-поисковых движений взора, объема внимания.
Инструкция: «Покажите указкой и назовите все числа от 1 до 25. Как можно скорее, не ошибаясь».
Процедура проведения исследования: Предъявляется таблица, и по сигналу «начали» исследователь включает секундомер. Фиксируется время работы с каждой из таблиц.
Модификация таблиц Шульте (буквенный вариант).
Анализ
результатов: Сравнивается время работы
по каждой из таблиц. Норма - 30-50 сек
на 1 таблицу. Средняя норма - 40-42 сек.
В норме на каждую из таблиц уходит примерно
одинаковое время.
Методика изучения концентрации и устойчивости внимания (модификация метода Пьерона - Рузера)
Инструкция: «Закодируйте таблицу, расставив в ней знаки по образцу».
Анализ результатов: Фиксируется количество ошибок и время, затраченное на выполнение задания.
Оценка: Высокий уровень устойчивости внимания - 100% за 1 мин 15 сек без ошибок.
Средний уровень устойчивости внимания - 60% за 1 мин 45 сек с 2 ошибками.
Низкий уровень устойчивости внимания - 50% за 1 мин 50 сек с 5 ошибками.
Очень низкий уровень концентрации и устойчивости внимания - 20% за 2 мин 10 сек с 6 ошибками (по М.П.Кононовой).
Таблица наблюдений
Долговременная память | Корректурная проба (объем внимания) | Расставь знаки (переключение и распределение внимания) | Таблицы Шульте (скорость ориентировочно-поисковых движений взора) | Методика изучения концентрации и устойчивости внимания (модификация метода Пьерона - Рузера) | |
Артем | 10 слов | 615 знаков | 9 баллов | 29 секунд | 1 мин 15 сек без ошибок |
Вова | 7 слов | 595 знаков | 6 баллов | 36 секунд | 1 мин 45 сек с 2 ошибками |
Вера | 3 слова | 400 знаков | 4 балла | 51 секунда | 1 мин 50 сек с 5 ошибками |
Таня | 6 слов | 580 знаков | 7 баллов | 40 секунд | 1 мин 50 сек с 5 ошибками |
Зоя | 6 слов | 500 знаков | 6 баллов | 41 секунда | 1 мин 50 сек с 5 ошибками |
Лена | 10 слов | 657 знаков | 10 баллов | 32 секунды | 1 мин 45 сек с 2 ошибками |
Катя | 8 слов | 602 знака | 8 баллов | 32 секунды | 1 мин 45 сек с 2 ошибками |
Маша | 7 слов | 600 знаков | 7 баллов | 42 секунды | 1 мин 45 сек с 2 ошибками |
Женя | 3 слова | 482 знака | 4 балла | 50 секунд | 2 мин 10 сек с 6 ошибками |
Илья | 10 слов | 720 знаков | 8 баллов | 30 секунд | 1 мин 15 сек без ошибок |
Исходя из полученных данных, мы можем сделать следующие выводы:
Артем.
Методика «Долговременная память» - коэффициент долговременной памяти на высоком уровне.
Методика «Корректурная проба» - объем и концентрация внимания на высоком уровне.
Методика «Проставь знаки» - высокий уровень переключения и распределения внимания.
Методика Таблицы Шульте – высокая скорость ориентировочно-поисковых движений взора, объема внимания.
Методика Пьерона – Рузера – высокий уровень устойчивости внимания.
Вова.
Методика «Долговременная память» - коэффициент долговременной памяти на среднем уровне.
Методика «Корректурная проба» - объем и концентрация внимания на высоком уровне.
Методика «Проставь знаки» - средний уровень переключения и распределения внимания.
Методика Таблицы Шульте – средняя скорость ориентировочно-поисковых движений взора, объема внимания.
Методика Пьерона – Рузера – средний уровень устойчивости внимания.
Вера.
Методика «Долговременная память» - коэффициент долговременной памяти на низком уровне.
Методика «Корректурная проба» - объем и концентрация внимания на низком уровне.
Методика «Проставь знаки» - низкий уровень переключения и распределения внимания.
Методика Таблицы Шульте – низкая скорость ориентировочно-поисковых движений взора, объема внимания.
Методика Пьерона – Рузера – низкий уровень устойчивости внимания.
Таня.
Методика «Долговременная память» - коэффициент долговременной памяти на среднем уровне.
Методика «Корректурная проба» - объем и концентрация внимания на среднем уровне.
Методика «Проставь знаки» - средний уровень переключения и распределения внимания.
Методика Таблицы Шульте – средняя скорость ориентировочно-поисковых движений взора, объема внимания.
Информация о работе Исследование внимания у детей младшего школьного возраста