Исследование памяти

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2013 в 17:51, практическая работа

Описание работы

Цель: оценка состояния слуховой памяти на слова, утомляемости, активности внимания, запоминания, сохранения, воспроизведения, произвольного внимания.
Описание. Методика заучивания десяти слов была предложена Александром Романовичем Лурия. Она позволяет исследовать процессы памяти: запоминание, сохранение и воспроизведение. Методика может использоваться для оценки состояния памяти, произвольного внимания, истощаемости больных нервно-психическими заболеваниями, а также для изучения динамики течения болезни и учета эффективности лекарственной терапии.

Работа содержит 1 файл

Практическое занятие.docx

— 66.85 Кб (Скачать)

Практическое занятие  №1

Исследование  памяти

Методики:

  1. МЕТОД ЗАУЧИВАНИЯ 10 СЛОВ (Методика А. Р. Лурия)

Цель: оценка состояния слуховой памяти на слова, утомляемости, активности внимания, запоминания, сохранения, воспроизведения, произвольного внимания. 
Описание. Методика заучивания десяти слов была предложена Александром Романовичем Лурия. Она позволяет исследовать процессы памяти: запоминание, сохранение и воспроизведение. Методика может использоваться для оценки состояния памяти, произвольного внимания, истощаемости больных нервно-психическими заболеваниями, а также для изучения динамики течения болезни и учета эффективности лекарственной терапии. 
Условия:Проведение методики нуждается в соответствующей обстановке. В комнате не должно быть посторонних разговоров. Испытуемому предлагают запомнить 10 слов. Они должны отвечать нескольким условиям: 
1) однообразие: все слова - имена существительные в ед. числе, им. падеже, состоящие из одинакового количества слогов (одно- или двусложные); 
2) слова по возможности должны быть не связаны между собой (нельзя предлагать для запоминания слова: стол -стул; огонь - вода и т. п.). 
Применение. Методика может быть использована как для детей (с пяти лет), так и для взрослых. 
Стимульный материал. Протокол с десятью короткими односложными и двусложными словами, не имеющими между собой никакой связи (см. табл.). 

Методика  проведения исследования. Испытуемому зачитываю инструкцию (а). После чего зачитывают ряд слов. По окончанию зачитывания фиксируют запомненные испытуемым слова в протоколе. После чего зачитывают инструкцию (б). После фиксации данных в протоколе опыт повторяется без инструкций. Материал предъявляется несколько раз до полного запоминания либо 5-6 раз. Перед следующими прочтениями материала экспериментатор просто говорит: «Еще раз». 

Рисуем протокол!!! (10 колонок и 14 строчек)

№ 
стимула

Стимул

Ответ

Pi

Кi

Через  
1  
час

Прим

1

2

3

4

5

6

1

                     

2

                     

<..>

                     

10

                     

«Лишние» слова

                     
                     
                     

V общее кол-во воспроизв слов

                   

 

Таким образом, на каждом этапе  исследования заполняется протокол. Под каждым воспроизведенным словом в строчке, которая соответствует  номеру попытки, ставится крестик. Если испытуемый называет «лишнее» слово, оно  фиксируется соответствующей графе. После окончания повторения слов, экспериментатор говорит испытуемому: «Через час Вы эти же слова назовете мне еще раз». Спустя час испытуемый по просьбе исследователя, воспроизводит без предварительного зачитывания запомнившиеся слова, которые фиксируются в протоколе.

Инструкции. 
Инструкции для взрослых. 
— Инструкция (а): «Сейчас я прочту несколько слов. Слушайте внимательно. Когда я окончу читать, сразу же повторите столько слов, сколько запомните. Повторять слова можно в любом порядке». 
— Инструкция (б): «Сейчас я снова прочту Вам те же слова, и Вы опять должны повторять их, и те, которые Вы уже назвали, и те, которые в первый раз пропустили. Порядок слов не важен».

Проводим! Раздаю слова

 
Обработка результатов. 
1. Посчитать общее количество правильно воспроизведенных слов при каждом повторении, и записать в графе протокола V. 
2. Построить по этим данным график заучивания. На оси абсцисс откладываются порядковые номера повторений, а на оси ординат – значения V.

График заучивания слов

3. Подсчитать частоту  воспроизведения каждого слова  за все количество повторений  и вычислить для них коэффициент  запоминания по формуле (точность  вычислений равна 1%):

, где

К—коэффициент запоминания i-го слова,  
Р— его абсолютная частота; 
n — количество повторений. 
4. Построить график частоты запоминания каждого слова. На оси абсцисс откладываются порядковые номера слов, на оси ординат – значения К

График частоты  запоминания слов

5. Составить сводные таблицы по показателям V и К для группы испытуемых; вычислить средние показатели и нанести эти данные на индивидуальные графики данного испытуемого. Сопоставить индивидуальные данные со средними значениями по группе. 
6. Наряду с этим, можно вычислить процент потери информации через час после запоминания:

, где 

Vдолговрем. — объем долговременной памяти (через один час)  
V·— количество воспроизведенных слов в 6-й серии 
Интерпретация.  
По форме кривой можно сделать выводы относительно особенностей запоминания. 
Так, у здоровых детей с каждым воспроизведением количество правильно названных слов увеличивается, ослабленные дети воспроизводят меньше количество, могут демонстрировать застревание на «лишних» словах. Большое количество «лишних» слов свидетельствует о расторможенности или расстройствах сознания. При обследовании взрослых к третьему повторению испытуемый с нормальной памятью обычно воспроизводит, правильно до 9 или 10 слов. 
Кривая запоминания может указывать на ослабление внимания, и/либо выраженную утомленность. Повышенная утомляемость регистрируется в том случае, если испытуемый (взрослый или ребенок) сразу воспроизвёл 8-9 слов, а затем, с каждым разом все меньше и меньше (кривая на графике не возрастает, а снижается). Кроме того, если испытуемый воспроизводит все меньше и меньше слов, это может свидетельствовать о забывчивости и рассеянности. Зигзагообразный характер кривой свидетельствует о неустойчивости внимания. Кривая, имеющая форму «плато», свидетельствует об эмоциональной вялости ребенка, отсутствии у него заинтересованности.  
При черепно-мозговой травме или нейроинфекции испытуемые запоминают первое и последнее слова. При этом объем запоминания материала не изменяется. 
При неврозах запоминание медленное, график зигзагообразный, необходимо большее число предъявлений. Зигзагообразность также свидетельствует о неустойчивости внимания и его колебаниях. 
Следует обратить внимание на наличие «краевого эффекта». 
Число слов, удержанных и воспроизведенных в первой серии, показывает объем слуховой кратковременной памяти. Нормой считается объем, равный 7±2 слов (единицы информации). 
Число слов, удержанных и воспроизведенных один час спустя, показывает объем слуховой долговременной памяти.

 

  1. Определение объема кратковременной  памяти по методу Джекобсона

 

Цель: определить объем кратковременного запоминания

Материал  и оборудование: бланк с четырьмя наборами рядов чисел, лист для записи, ручка и секундомер. 

 

Процедура исследования  

Исследование  можно проводить с одним испытуемым и с группой из 8 – 16 человек. Оно  состоит из четырех аналогичных  серий. В каждой серии экспериментатор  зачитывает испытуемому один из наборов цифровых рядов.

 

 

Элементы ряда предъявляются  с интервалом 1с. После прочтения  каждого ряда через 2-3 с по команде «Пишите!» испытуемые на листе для записей воспроизводят элементы ряда в том же порядке, в каком они предъявлялись экспериментатором. В каждой серии независимо от результата читаются все семь рядов. Инструкция во всех сериях опыта одинаковая. Интервал между сериями не менее 6-7 мин.

Инструкция  испытуемому: «Я назову Вам несколько цифр. Слушайте внимательно и запоминайте их. По окончании чтения по моей команде «Пишите!», запишите то, что запомнили, в том же порядке, в каком читались цифры. Внимание! Начинаем!» 

 

Обработка результатов  

 

В процессе обработки результатов  исследования необходимо установить:

– ряды, воспроизведенные полностью  и в той же последовательности, с которой они предъявлялись  экспериментатором. Для удобства их обозначают знаком «+»;

– наибольшую длину ряда, который испытуемый во всех сериях воспроизвел правильно;

– количество правильно  воспроизведенных рядов, больших чем тот, который воспроизведен испытуемым во всех сериях;

– коэффициент  объема памяти, который вычисляют  по формуле: 

 

 

 

Пк – обозначение объема кратковременной памяти;

А – наибольшая длина ряда, который испытуемый во всех опытах воспроизвел правильно;

С – количество правильно воспроизведенных рядов, больших чем А;

n– число серий опыта, в данном случае – 4. 

 

Анализ  результатов 

Для анализа результатов  пользуются следующей оценкой уровней  объема кратковременного запоминания:  

 

Шкала оценки уровня кратковременного запоминания

Коэффициент объема памяти /Пк/

Уровень кратковременного запоминания

10

8-9

7

6-5

3-4

очень высокий

высокий

средний

низкий

очень низкий


 

 

Анализируя результаты исследования, важно обратить внимание на крайние  варианты получаемых уровней запоминания. Запоминание, равное 10, как правило, является следствием использования  испытуемым логических средств или  специальных приемов мнемотехники. В редких случаях такое запоминание  являет собой феномен.

Если получен очень  низкий уровень запоминания, то исследование памяти испытуемого нужно повторить  через несколько дней. В норме  объем памяти 3-4 вызывается непринятием  инструкции.

Низкий и средний уровень  кратковременного запоминания может  быть повышен благодаря систематической  тренировке памяти по специальным программам мнемотехники.

 

  1. Методика изучения оперативной памяти

 

Цель: Методика применяется для изучения уровня развития кратковременной памяти.  
Испытуемому вручается бланк, после чего экспериментатор дает следующую инструкцию.

Инструкция: "Я буду зачитывать числа - 10 рядов из 5 чисел в каждом. Ваша задача - запомнить эти числа в том порядке, в котором они прочтены, а затем в уме сложить первое число со вторым, второе с третьим, третье с четвертым, четвертое с пятым, а полученные четыре суммы записать в соответствующей строке бланка.

Например: 6, 2, 1, 4, 2 (записывается на доске или бумаге). Складываем 6 и 2 — получается 8 (записывается); 2 и 1 - получается 8 (записывается); 1 и 4 - получается 5 (записывается); 4 и 2 - получается 6 (записывается)". Если у испытуемого есть вопросы, экспериментатор должен ответить на них и приступить к выполнению теста. Интервал между зачтением рядов - 25-15 секунд, в зависимости от возраста.

 

Делаем!

Тестовый материал ОБРАЗЕЦ БЛАНКА

№ ряда    Сумма                СОДЕРЖАНИЕ МЕТОДИКИ                  КЛЮЧ

1__________                    1.    5, 2, 7, 1, 4                                             1.  7985

2__________                    2.    3, 5, 4, 2, 5                                             2.  8967

3__________                    3.    7, 1, 4, 3, 2                                             3.  8575

4__________                    4.    2, 6, 2, 5, 3                                             4.  8878 

5___________                   5.    4, 4, 5, 1, 7                                            5.  8968

6___________                   6.    4, 2, 3, 1, 5                                           6.  6545

7___________                   7.    3, 1, 5, 2, 6                                            7.  4678

8____________                  8.    2, 3, 6, 1, 4                                           8.  5975

9____________                  9.    5, 2, 3, 6, 2                                          9.  7895

10___________                  10.   3, 1, 5, 2, 7                                         10. 4679

 

Сверяемся с ключом!

 

Подсчитывается число  правильно найденных сумм (максимальное их количество  40). С учетом возрастных особенностей используются следующие  нормы:  
6-7 лет - 10 сумм и выше 
8-9 лет - 15 сумм и выше 
10-12 лет - 20 сумм и выше 
13-15 лет - 25 сумм и выше 
Старше 15 лет - 30 сумм и выше. 
Методика удобна для группового тестирования. Процедура тестирования занимает мало времени - 4-5 мин. Для получения более надежного показателя оперативной памяти тестирование можно через некоторое время повторить, используя другие ряды чисел.

  1. Исследование опосредованного запоминания

 

Цель исследования: определить влияние системы вспомогательных средств на запоминание конкретных понятий. 
Материал и оборудование: наборы слов теста для запоминания, протокол исследования, бумага для записи, ручка, секундомер. 
Задача: определить объем памяти испытуемого при запоминании словесного материала с заранее заданной системой смысловых связей. 
Процедура исследования: В опыте используют метод удержания пар слов. слова состоят из 4-6 букв. Перед испытуемым ставится задача прослушать пары слов и запомнить вторые слова каждой пары. Интервал чтения экспериментатором пар слов – 2с. После окончания чтения экспериментатором нижеприведенных пар слов для запоминания, через 10 с. он снова читает первые слова каждой пары, а испытуемому предлагает вспомнить вторые слова этой же пары. В протоколе второго опыта отмечают правильно воспроизведенные слова, причем ошибочные – фиксируют в примечании. 
Инструкция: "Я назову Вам пары слов. Слушайте меня внимательно и постарайтесь запомнить вторые слова каждой пары. Когда я закончу чтение этих пар, то буду снова читать первые слова, а Вы в ответ на названное первое слово отвечайте запомнившимся вторым словом этой же пары. Внимание! Приготовились слушать и запоминать!" 
Слова для запоминания :

1. Курица – яйцо

11. Перо – бумага

2. Кофе – чашка

12. Закон – декрет

3. Стол – стул

13. Грамм – мера

4. Земля – трава

14. Солнце – лето

5. Ложка – вилка

15. Дерево – лист

6. Ключ – замок

16. Очки – газета

7. Зима – снег

17. Туфли – обувь

8. Корова – молоко

18. Полка – книга

9. Вино – стакан

19. Голова – волосы

10. Печка – дрова

20. Голос – певец

Информация о работе Исследование памяти