Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 19:51, реферат
Эмоции,структура эмоций,виды эмоции
Введение «Понятие об эмоциях»………………………………………………………………3
Виды эмоций……………………………………………………………………………………..8
Структура эмоций………………………………………………………………………………11
Эмоции и мотивация…………………………………………………………………………...13
Список литературы……………………………………………………………………………..15
Диагностика. О переживании человеком астенических чувств можно судить по внешним признакам, например, он сутулится, его дыхание замедляется, глаза тускнеют.
Стенические чувства (греч.
sthenos – сила) — положительные
эмоциональные состояния, которые
связаны с повышением уровня жизнедеятельности
и характеризуются
Настроение (психическое
состояние) — форма эмоций, которая
характеризуется дифузностью, отсутствием
четкой осознанной привязки к определенным
предметам или процессам, и достаточной
устойчивостью, которая позволяет
рассматривать настроение в качестве
отдельного показателя темперамента.
Основой признак того или иного
настроения — эмоциональный тон,
положительный или
Считается, что настроение
выступает интегральной характеристикой
системы деятельностей
Диагностика. Изучение психических состояний осуществляется, как правило, методами наблюдения, опросов, тестирования, а также экспериментальными методами, основанных на воспроизведении различных ситуаций.
Аффект (лат. affectus – душевное
волнение, страсть) — форма эмоций,
которая представляет собой бурную,
чаще всего кратковременную эмоцию.
Возникает в критических
Ажитация (лат. agitare – возбуждать)
— психопатологическое
Аффективный застой (лат. affectus
– душевное волнение, страсть) (аккумуляция
аффекта) — аффективное напряжение,
которое не может быть отреагировано
из–за сдерживания (внешние обстоятельства,
воспитание, невроз). Накопление аффектов
субъективно переживается как напряжение
и беспокойстве. В той или иной
сигнальной ситуации может быть разрешен
в виде аффективного взрыва. В течение
более или менее
СТРУКТУРА И МОТИВАЦИЯ
Имеется несколько теорий, объясняющих, почему возникают эмоции.
Американский психолог У. Джемс и датский психолог Г. Н. Ланге выдвинули
периферическую теорию эмоций, основанную на том, что эмоции связаны с
определенными физиологическими реакциями. Они утверждают, что мы не потому
смеемся, что нам смешно, а нам потому смешно, что мы смеемся.
Смысл этого парадоксального утверждения заключается в том, что
произвольное изменение мимики и позы приводит к непроизвольному появлению
соответствующей эмоции. Эти ученые говорили: изобразите гнев — и вы сами
начнете пережинать это чувство; начните смеяться — и вам станет смешно;
попробуйте с утра ходить, еле волоча ноги, с опущенными руками, согнутой
спиной и грустной миной на лице — и у вас действительно испортится
настроение.
Хотя отрицать наличие условнорефлекторной связи между переживанием
эмоции и ее внешним и внутренним проявлением нельзя, содержание эмоции не
сводится только к физиологическим изменениям в организмё, поскольку при
исключении в эксперименте всех физиологических проявлений субъективное
переживание все равно сохранялось. Физиологические же сдвиги происходят при
многих эмоциях как вторичное приспособительное явление, например для
мобилизации резервных возможностей организма при опасности и порождаемом ею
страхе или как форма разрядки возникшего в центральной нервной системе
напряжения.
У. Кеннон одним из первых показал ограниченность теории Джемса -
Ланге, отметив два обстоятельства. Во-первых, физиологические сдвиги,
возникающие при разных эмоциях, бывают весьма похожи друг на друга и не
отражают качественное своеобразие эмоций. Во-вторых, полагал У. Кеннон, эти
физиологические изменения развертываются медленно, в то время как
эмоциональные переживания возникают быстро, то есть предшествуют
физиологической реакции. Правда, в более поздних исследованиях П. Барда
последнее утверждение не подтвердилось: эмоциональные переживания и
физиологические сдвиги, им сопутствующие, возникают почти одновременно.
Интересную гипотезу о причинах появления эмоций выдвинул П. В. Симонов.
Он утверждает, что эмоции появляются вследствие недостатка или избытка
сведений, необходимых для удовлетворения потребности. Степень
эмоционального напряжения определяется силой потребности и величиной
дефицита информации, необходимой для достижения цели.
Эмоции способствуют поиску новой информации за счет повышения
чувствительности анализаторов (органов чувств), а это, в свою очередь,
приводит к реагированию на расширенный диапазон внешних сигналов и улучшает
извлечение информации из памяти. Вследствие этого при решении задачи могут
быть использованы маловероятные или случайные ассоциации, которые в
спокойном состоянии не рассматривались бы. Тем самым повышаются шансы
достижения цели. Хотя реагирование на расширенный круг сигналов, полезность
которых еще неизвестна, избыточно, оно предотвращает пропуск действительно
важного сигнала, игнорирование которого может стоить жизни.
ЭМОЦИИ И МОТИВАЦИЯ
Существование «мотивационной» системы в ее рудиментарном виде можно предположить уже у самых первых обитателей Земли. «Мотивация» простейших одноклеточных организмов основана на электрохимических процессах. И хотя они еще не обладали способностью к когнитивной оценке стимулов, им удалось адаптироваться и выжить2.
Они вышли победителями из неравного сражения с окружающей средой, вооруженные не разумом, а простейшей мотивационной системой, которая помогла им приблизиться к желанному и избежать опасного.
Последние исследования, посвященные проблеме возникновения вкусовых ощущений, показывают, что даже простейшие вирусы способны испытывать своего рода «отвращение», они «пятятся», стараясь избежать контакта с ядовитым веществом.
Существует несколько
теорий мотивации, уходящих корнями
в концепцию «приближения-
К базовым понятиям относятся те мотивы, или нужды, которые обеспечивают выживание и физическое благополучие индивида. В неблагоприятных условиях они побуждают индивида бороться за свою жизнь – искать пищу, воду, убежище, выводить из организма продукты жизнедеятельности. В обычных же условиях, когда эти нужды легко удовлетворить, связанная с ними деятельность становится обыденной и не требующей значительных затрат времени. Однако, когда неблагоприятные условия среды, нехватка ресурсов угрожают выживанию или благополучию индивида, голод пробуждает эмоцию, и это взаимодействие драйва и эмоции оказывается чрезвычайно эффективным1.
Драйв – это мотивационное состояние, вызванное отсутствием или нехваткой каких-то веществ в тканях организма.
Наиболее распространенными
примерами драйвов являются такие
состояния, как голод, жажда, усталость.
Мотивационная интенсивность
Только два драйва – избегание боли и сексуальное влечение – обладают некоторыми характеристиками эмоций. Такие драйвы, как голод или сексуальное влечение, присущи человеку потому, что они необходимы для выживания. Но для чего нужны эмоции? Неужели они тоже способствуют выживанию? Если спросить себя, для чего в ходе эволюции возникли рефлексы и инстинкты, то ответ будет лежать на поверхности.
Рефлекс – это специфическая реакция на определенный стимул. Инстинкты обеспечивают успешное исполнение более сложных моделей поведения, причем некоторые из этих моделей остаются неизменными на протяжении всей жизни животного от рождения до смерти. Человек рождается с очень ограниченным набором рефлексов, и лишь некоторые из них, вроде рефлекса моргания, остаются с ним навсегда. Рефлексы и инстинкты ригидны, они жестко привязаны к стимулу, их явно недостаточно, когда ситуация требует принятия решения в ситуации выбора или в ситуации, требующей гибкости поведения1.
Однако рефлексы и инстинкты обеспечивают адаптацию индивида, снабжая его четко определенным способом реагирования на ограниченный, постоянный набор объектов и явлений окружающей среды.
То же самое можно сказать о мотивах, которые называют драйвами, - о голоде, жажде, сексуальном влечении, избегании боли и потребности в выведении из организма продуктов жизнедеятельности.
Эти мотивационные системы необходимы для выживания человека. Их иногда называют потребностями выживания, поскольку они наряду с регулярной химической, или гомеостатической, системой обеспечивают физическое благополучие человека.
Список литературы:
Немов Р.С
Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. – 4-е изд. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. – Кн. 1: Общие основы психологии. – 688с.
Психология. Учебник. / Под редакцией А.А. Крылова. – М.: «Проспект», 2000. – 584 с.
Психология. Учебник для технических вузов вузов / Под общ. ред. В.Н. Дружинина. – СПб.: Питер, 2000. – 608 с.: ил. – (Серия «Учебник нового века»).
Леонтъев А.И. Потребности, мотивы, эмоции // Психология эмоций Тексты. - М., 1984.
Вшюнас В.К. Основные проблемы психологической теории эмоций // М. - С. 14.
Анохин П.К. Эмоции // Психология эмоций: Тексты. — М., 1984. — С. 173.
Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: В 2 т. — М., 1989. — Т. II. — С. 176.