Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 19:51, реферат
Эмоции,структура эмоций,виды эмоции
Введение «Понятие об эмоциях»………………………………………………………………3
Виды эмоций……………………………………………………………………………………..8
Структура эмоций………………………………………………………………………………11
Эмоции и мотивация…………………………………………………………………………...13
Список литературы……………………………………………………………………………..15
Проверил:
Шнейдер В.В.
Алматы 2012 год
СОДЕРЖАНИЕ
Введение «Понятие об эмоциях»…………………………………………………………
Виды эмоций…………………………………………………
Структура эмоций………………………………………………………………
Эмоции и мотивация………………………………
Список литературы…………………………………
Введение «ПОНЯТИЕ ОБ ЭМОЦИЯХ»
Эмоция (от фр. emotion - чувство) - психический процесс импульсивной
регуляции поведения, основанный на чувственном отражении потребностной значимости внешних воздействий, их благоприятности или вредности для жизнедеятельности индивида.
Эмоции возникли как приспособительный «продукт» эволюции, биологически обобщенные способы поведения организмов в типичных ситуациях. «Именно благодаря эмоциям организм оказывается чрезвычайно выгодно приспособлен к окружающим условиям, поскольку он, даже не определяя форму, тип, механизм и другие параметры воздействия, может со спасительной быстротой отреагировать на него определенным эмоциональным состоянием, то есть определить, полезно или вредно для него данное конкретное воздействие».
Эмоции двувалентны - они или положительны, или отрицательны -объекты или удовлетворяют, или не удовлетворяют соответствующие потребности. Отдельные жизненно важные свойства предметов и ситуаций, вызывая эмоции, настраивают организм на соответствующее поведение.
Эмоции - механизм непосредственной экстренной оценки уровня
благополучности взаимодействия организмов со средой. Уже элементарный
эмоциональный тон ощущения, приятные или малоприятные простейшие химические
или физические воздействия придают соответствующее своеобразие
жизнедеятельности организма. Но и в самые трудные, роковые мгновения нашей
жизни, в критических обстоятельствах эмоции выступают как основная
поведенческая сила. Будучи непосредственно связанными с эндокринно-
вегетативной системой, эмоции экстренно включают энергетические механизмы поведения.
Эмоции
являются внутренним
внешнее поведение индивида в напряженных ситуациях.
Так, эмоция страха, возникая в крайне опасной ситуации, обеспечивает
преодоление опасности путем активизации ориентировочного рефлекса,
торможения всех побочных текущих деятельностей, напряжения необходимых для
борьбы мышц, учащения дыхания и сердцебиения, изменения состава крови,
повышения ее свертываемости на случай ранений, мобилизации резервов
внутренних органов.
По механизму происхождения эмоции связаны с инстинктами. Так, в
состоянии гнева у человека появляются реакции его отдаленных предков -
оскал зубов, движение скул, сужение век, ритмические сокращения мышц лица и
всего тела, сжимание кулаков, готовых для удара, прилив крови к лицу,
принятие угрожающих поз.
Некоторое
сглаживание эмоций у
за счет возрастания роли волевой регуляции. В критических же ситуациях
эмоции неизменно вступают в свои права и нередко берут руководство "в свои
руки", осуществляя диктатуру над разумным поведением человека.
Эмоциональные
проявления связаны с
отмечали, что психическое отражение есть сигнальное отражение,
чувствительность к тому, что так или иначе ориентирует организм в
окружающей среде. Это отражение пристрастное, заинтересованное,
потребностно направленное, деятельностно ориентированное.
Каждый
психический образ дает
с объектом отражения. Из множества вариантов поведения человек избирает
тот, к которому у него "лежит душа". Все живое изначально расположено к
тому, что соответствует его потребностям, и к тому, посредством чего эти
потребности могут быть удовлетворены.
Человек действует только тогда, когда действия имеют смысл. Эмоции и
являются врожденно сформированными, спонтанными сигнализаторами этих
смыслов. "Познавательные процессы формируют психический образ,
эмоциональные процессы ориентируют избирательность поведения" .
Положительные эмоции, постоянно сочетаясь с удовлетворением
потребностей, сами становятся настоятельной потребностью. Длительное
лишение положительных эмоциональных состояний может привести к
отрицательным психическим деформациям. Замещая потребности, эмоции
становятся побуждением к действию.
Эмоции генетически связаны с инстинктами и влечениями. Но в
общественно-историческом развитии сформировались специфические человеческие
высшие эмоции - чувства, обусловленные социальной сущностью человека,
общественными нормами, потребностями и установками. Исторически
сформированные устои социального сотрудничества порождают у человека
нравственные чувства - чувство долга, совести, чувство солидарности,
сочувствия, а нарушение этих чувств - чувство возмущения, негодования и
ненависти.
В практической деятельности человека сформировались практические
чувства, с началом его теоретической деятельности связано зарождение его
интеллектуальных чувств, а с возникновением образно-изобразительной
деятельности - эстетических чувств.
Различные
условия жизнедеятельности,
развивают различные стороны его эмоциональности, нравственно-эмоциональный
облик личности. Формирующаяся в процессе становления личности эмоциональная
сфера становится мотивационной базой ее поведения.
В мозаике чувств конкретного индивида отражается структура его
потребностей, строение личности. Сущность человека проявляется в том, что
его радует и печалит, к чему он стремится и чего избегает.
Если чрезмерно
сложная жизненная ситуация
возможности индивида - происходит избыточное перевозбуждение его
эмоциональной сферы. Поведение индивида при этом смещается на более низкие
уровни регуляции. Избыточная энергетизация организма блокирует высшие
регуляционные механизмы, приводит к соматическим нарушениям и нервным
срывам.
Когда "Титаник" потерпел крушение в результате столкновения с
айсбергом, подоспевшие через три часа спасатели обнаружили в шлюпках
множество умерших и сошедших с ума людей - взрыв эмоций страха подавил их
жизнедеятельность. Запредельное эмоциональное напряжение вызвало у многих
из них инфаркты и инсульты.
Во множестве эмоциональных проявлений выделяются четыре исходные
эмоции: радость (удовольствие), страх, гнев и удивление. Большинство же
эмоций имеет смешанный характер, так как они обусловливаются иерархически
организованной системой потребностей.
Наряду
с этим одна и та же
вызвать различные эмоции. Так, потребность самосохранения при угрозе со
стороны сильного может вызвать страх, а при угрозе со стороны слабого -
гнев.
Особенно
интенсивное эмоциональное
поведения, которые являются "слабыми местами" для данного индивида.
Эмоции выполняют функцию не только текущего, но и опережающего
подкрепления. Чувство радости или тревоги возникает уже при планировании
будущего поведения.
Итак, эмоции, как и ощущения, - это базовые явления психики. В
ощущениях отражается материальность бытия, в эмоциях - субъективно
значимостью его стороны. Познание дает знание - отражение объективных
свойств и взаимосвязей действительности; эмоции придают этому отражению
субъективный смысл. Спонтанно определяя значимость воздействий, они
мгновенно замыкаются на импульсивные реакции.
Эмоции - это механизм экстренного определения тех направлений
поведения в данной ситуации, которые ведут к успеху, и блокирования
бесперспективных направлений. Эмоционально воспринимать объект -значит
усматривать возможность взаимодействия с ним. Эмоции как бы расставляют
смысловые метки на воспринимаемых объектах и актуализируют соответствующую
ориентировочную деятельность индивида, влияют на формирование внутреннего
плана поведения.
В многообразных жизненных ситуациях эмоции обеспечивают мгновенную
первичную ориентировку, побуждая к использованию наиболее результативных
возможностей и перекрывая бесперспективные направления поведения. Можно
сказать, что эмоции - механизм интуитивного смыслообразования, спонтанного
распознавания первоочередных возможностей и необходимостей, механизм
экстренного определения полезности или вредности внешнего воздействия,
механизм стереотипного поведения в жизненно значимых ситуациях.
ВИДЫ ЭМОЦИЙ
Виды:
эмоциональный тон ощущений
выступает базовой формой эмоций
и представляет собой генетически
обусловленные переживания
собственно эмоции имеют
выраженную связь с локальными ситуациями,
которая образовалась прижизненно.
Их возникновение может
чувства, как устойчивые
эмоциональные отношения к
аффекты, представляют собой очень сильные эмоциональные переживания, связанные с активным поведением по разрешению экстремальной ситуации.
Эмоциональный тон ощущений (чувственный тон ощущений) — форма позитивных эмоций, которая не имеет предметной отнесенности. Сопровождает жизненно важные ощущения, например, вкусовые, температурные, болевые. Представляет собой наиболее раннюю стадию развития эмоций в филогенезе.
В гештальпсихологии близкое значение имеет понятие прельщение.
Прельщение (переживание
прелести – от нем. Anmutungserlebnis) — диффузный
эмоциональный (чувственный) отклик на
воспринимаемые или воображаемые признаки
предмета, возникновение этого явления
обусловлено деятельностью
Негативные эмоции (лат. negatio
– отрицание и emovere – возбуждать,
волновать) — форма эмоций, которая
субъективно предстает как
Виды. В рамках когнитивной психологии и психотерапии (А.Т. Бек, А. Эллис) их специфика определяется через те или иные интеллектуальные действия:
гнев возникает при возникновении препятствий на пути достижения цели и служит для пробуждения энергии, требующейся для разрушения препятствия;
печаль возникает в ситуации потери значимого объекта и служит к снижению уровня энергии для дальнейшего ее использования;
страх помогает избежать опасности или мобилизоваться для нападения;
презрение поддерживает собственную самооценку и поведение доминирования;
застенчивость сигнализирует о потребности в уединении и интимности;
чувство вины устанавливает
подчиненную роль в социальной иерархии
и свидетельствует о
отвращение приводит к отталкиванию вредных объектов.
Чувства — форма эмоций, которая включает в себя эмоциональные переживания человека, в которых отражается устойчивое отношение индивида к определенным предметам или процессам окружающего мира.
Астенические чувства (греч. asthenes – слабый) — форма эмоций, в которых ведущими выступают такие переживания, как подавленность, уныние, печаль, нелокализованный страх. Свидетельствуют об отказе от борьбы с трудностями в ситуации повышенной эмоциональной нагрузки.