Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2013 в 06:09, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является анализ личности как объекта управления.
Задачи курсовой работы - провести анализ литературы по данной тематике, рассмотреть управление как психологический феномен, проанализировать личность как объект управления.
Менеджеру теория психоанализа не предлагает конкретных методов решения тех или иных практических проблем, однако поможет понять, почему люди ведут себя так или иначе. Некорректное поведение человека или упорное его сопротивление чему-либо может быть объяснено его защитой от чего-то, несоразмерной жаждой признания или гордыней. Поведение работников не всегда логично и разумно, а сами люди не всегда могут объяснить свои импульсы и желания, поэтому менеджер должен уметь видеть, распознать и скрытые мотивы.
Теория научения, или поведенческая школа (к теоретикам которой относят И. П. Павлова, американских психологов Джона Б. Уотсона и Б. Ф. Скиннера);
Теория И. П. Павлова выпускникам средней школы должна быть известна. И. П. Павлов (1849 - 1936) - русский физиолог, создатель учения о высшей нервной деятельности. Ему принадлежит заслуга открытия роли условных рефлексов. Благодаря условным рефлексам организм приспосабливается к изменчивым условиям существования приобретая новые формы поведения, отличные от прирожденных безусловных рефлексов. Ученики Павлова всесторонне исследовали динамику образования и изменения условных рефлексов, процессы возбуждения, торможения и др. Определяя качественное различие между высшей нервной деятельностью человека и животных, Павлов выдвинул учение о двух сигнальных системах - сенсорной и речевой. С помощью слова как «сигнала сигналов» мозг обобщенно отражает реальность, вследствие чего радикально меняется характер регуляции поведения. Важными для понимания личности являются и учения Павлова о типах высшей нервной деятельности, о «динамическом стереотипе» как устойчивом комплексе реакций на раздражителя и др.
Американский психолог Джон Б. Уотсон (1878 - 1958) применил концепцию условного рефлекса к теории научения, утверждая, что все поведение человека можно описать двумя терминами - стимул и реакция. Стимул - это изменение внешней среды, а реакция - ответ организма на стимул.
Б.Ф. Скиннер (р. 1904) значительно
расширил классическую теорию условных
рефлексов, выделив из их разнообразия
«оперантные» реакции, которые вырабатываются
организмом самопроизвольно (например,
ползание ребенка при освоении им
мира). Эти реакции можно усилить
или ослабить с помощью наказания
или поощрения. Данные положения
уже более чем
Скиннер обращает внимание
на асимметрию между положительным
и отрицательным «
1) конкретным, опирающимся
на максимально возможное
2) безотлагательным (Томас
Уотсон-старший ввел практику
выписывания чека прямо у
3) система механизмов
обратной связи должна
4) неосязаемым, но
5) непредсказуемые, неожиданные
поощрения срабатывают лучше.
Малые награды чаще более
Концепция позитивного и
негативного научения позволяет
объяснить многие поведенческие
реакции, помочь менеджеру в контактах
с людьми, наладить систему поощрений
и наказаний. ( http://www.rae.ru/monographs/
Теория роста, или «гуманистическая психология» (яркими представителями которой являются американские психологи Абрахам Маслоу и Карл Роджерс).
Гуманистическая психология
– третье и самое новое направление
персонологии – предлагает радикально
противоположную трактовку
Некоторые теоретики в значительной степени склонялись к подобным взглядам, например, Фромм, Олпорт, Келли и Роджерс, однако именно Абрахам Маслоу получил всеобщее признание как выдающийся представитель гуманистической теории личности. Его теория самоактуализации личности, основанная на изучении здоровых и зрелых людей, ясно показывает основные темы и положения, характерные для гуманистического направления.
В рамках консультации психотерапевта, в кабинете психолога жизнь человека нельзя понять, если не принимать во внимание наивысшие стремления. Рост, самоактуализация, стремление к здоровью, поиски смысла жизни, самотождественности и самостоятельности, жажда прекрасного (и другие способы выражения стремления "наверх") сейчас нужно принять безоговорочно как широко распространенную и, возможно, универсальную тенденцию.
Теория Маслоу, подчеркивающая
уникальность человека и наличие
возможности саморегулируемого
и эффективного функционирования, обладает
огромной притягательной силой для
тех, кто разделяет его
Личность является сложной, многогранной системой. Личность — это действительно высшая интегративная система, некоторая нерасторжимая целостность. И можно считать, что существуют какие-то последовательно возникающие новообразования, характеризующие этапы центральной линии ее онтогенетического развития.
С этой точки зрения структура личности – лишь одно из определений ее единства и целостности, т.е. более частная характеристика личности, интеграционные особенности которой связаны с мотивацией, отношениями и тенденциями личности.
Крупнейшей заслугой многих исследователей управления стало изучение человека, его личностных качеств. Многие управленцы, предприниматели в свою очередь использовали в своей деятельности открытия и достижения психологии в изучении личности.
Новый подход к управлению все более базируется на признании приоритета личности перед производством, перед прибылью, перед интересами предприятия, фирмы, учреждения. Именно такая постановка вопроса ныне составляет культуру управления. Вот почему без психологических знаний о личности не обойтись. Теперь уже одной интуиции, личной заинтересованности недостаточно, ибо менеджеру необходимы научные знания о личности работника, профессиональный подход к работе с персоналом. Люди - персоны, личности - рассматриваются как конкурентное богатство компании, которое надо создавать, беречь и умножать. (Батаршев А.В. Психология управления персоналом: учебное пособие - М: Изд-во Института Психотерапии, 2009.)
Создаются и существуют оценочные центры, в которых работников подвергают тщательному изучению именно как личностей.
Социально-психологический подход требует рассмотрения личности в связи с социальной группой, в состав которой она входит.
Индивид,
являясь членом группы, занимает определенное
положение (позицию) и в системе
управленческих отношений, и в системе
- производственно-
В рамках
возникающих отношений
Образцы поведения, ожидаемого
от личности в организации, обусловливаются
организационно-технической и
Организационно-технические требования диктуют орудия, технологии, цели производства. Социальные требования исходят от окружающих людей, групповых норм, ценностей и традиций. В пределах одной организационной среды индивид может выполнять множество функциональных ролей: бригадир, рационализатор, токарь, директор и т.д.
Функциональная роль определяется инструкциями и правилами, где указываются обязанности, права и официальные контакты (связи). Четкие должностные инструкции обеспечивают основу понимания роли.
Работник в организации выполняет не только функциональные роли, но и определенные роли в системе неформальных отношений, например, роль «ученика», «судьи», «аутсайдера». Они являются следствием индивидуальных особенностей личности. Выполнение человеком формальных и неформальных ролей зависит от того, насколько он понимает специфику данной роли и усваивает ее.
Таким образом, управление личностью может складываться из: правильного определения социальной роли каждого работника и его места в организации; усвоения каждым индивидом предназначенной ему роли; 3) обеспечения выполнения каждым работником своей роли.
Поведение
личности как объекта управления
строится на основе соответствующих
социальных норм. Нормы можно определить
как "исторически сложившиеся
стандарты поведения и
Информация о работе Исследование личности как объект управления