Исследование личности как объект управления

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2013 в 06:09, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является анализ личности как объекта управления.
Задачи курсовой работы - провести анализ литературы по данной тематике, рассмотреть управление как психологический феномен, проанализировать личность как объект управления.

Работа содержит 1 файл

Курсовая.docx

— 32.76 Кб (Скачать)

 

Масловой Т. 621

Тема: Исследование личности как объект управления.

Введение 

Психология управления как  наука продуцирует психологические  знания, применяемые при решении  проблемы управления деятельностью  трудового коллектива. Личность работника  изучается рядом психологических  дисциплин, таких как общая психология, психология труда, инженерная психология. Вместе с тем рабочая группа или  трудовой коллектив изучается социальной и педагогической психологией. Отличительную  особенность психологии управления составляет то, что ее объектом является организованная деятельность людей.

Во многих пособиях по менеджменту, книгах по управлению личность ранее  не была предметом изложения, так  как все внимание уделялось планированию, экономике, маркетингу, организационно-технической  стороне. И только позже, после осознания  роли групп и составляющих ее членов в процессе труда, начали активно  изучать основные характеристики групп, человеческий фактор, поведение личности.

Крупнейшей заслугой многих исследователей управления стало изучение человека, его личностных качеств. Многие управленцы, предприниматели в свою очередь использовали в своей  деятельности открытия и достижения психологии в изучении личности.

Актуальность данной тематики обусловлена тем, что при характеристике динамических процессов в малых группах, естественно, возникает вопрос о том, как группа организуется, кто берет на себя функции ее организации, каков психологический рисунок деятельности по управлению группой? Проблема лидерства и руководства является одной из кардинальных проблем социальной психологии, ибо оба эти процесса не просто относятся к проблеме интеграции групповой деятельности, а психологически описывают субъекта этой интеграции.

Когда проблема обозначается как «проблема лидерства», то этим лишь отдается дань социально-психологической  традиции, связанной с исследованием  данного феномена. В современных  условиях проблема должна быть поставлена значительно шире, как проблема руководства  группой. Поэтому крайне важно сделать  прежде всего терминологические  уточнения и охарактеризовать понятия  «лидер»и «руководитель».

Психология управления рассматривает  проявления личности не просто в социальной группе, а в важнейшей ее разновидности - в организации. Точнее, ее интересует результат, который зависит от многообразия взаимоотношений личности в организации, в первую очередь по вертикали. Главное  внимание при этом сосредоточивается  на проблеме мотивации личности к  успешной деятельности в интересах  организации. Вот почему особенное  внимание акцентируется на личности руководителя и подчиненного, на необходимых  личностных качествах, что определяет актуальность исследований в этой области.

Целью данной курсовой работы является анализ личности как объекта  управления.

Задачи курсовой работы - провести анализ литературы по данной тематике, рассмотреть управление как  психологический феномен, проанализировать личность как объект управления. 

    1. Понятие личности и её структура

Понятие «личности» многопланово. Личность является объектом изучения многих наук: философии, социологии, психологии, этики, эстетики, педагогики и т. д. Каждая из этих наук изучает личность в  своем специфическом аспекте.

Личность - система социально  значимых качеств индивида, мера овладения  им социальными ценностями и его  способность к реализации этих ценностей.

Если понятие индивида включает в себя общие качества homo sapiens - представителя человеческого  рода как биологического вида, то понятие  личности связано с понятием индивидуальности - с творческим преломлением в индивиде общесоциальных качеств с неповторимой системой отношений конкретного  человека к миру, с его индивидуальными  способностями социального взаимодействия.

Как личность человек характеризуется  уровнем развития его сознания, соотнесенностью  его сознания с общественным сознанием, которое, в свою очередь, определяется уровнем развития данного общества. В свойствах личности проявляются  возможности данного человека к  участию в общественных отношениях.

( http://azps.ru/articles/cmmn/cmmn83.html)

В психологии личность изучается  разными отраслями психологической  науки. Это обусловлено многоплановостью проявлений личности, что требует  разноуровневого психологического анализа.

Б. Г.Ананьев так резюмирует изучение проблемы личности в психологии. «Проблема личности, являясь одной  из центральных в теоретической  и прикладной психологии, выступает  как исследование психических свойств  и отношений личности (общая психология личности), индивидуальных особенностей и различий между людьми (дифференциальная психология), межличностных связей, статуса и ролей личности в  различных общностях (социальная психология), субъекта общественного поведения  и конкретных видов деятельности (все области прикладной психологии)».

Индивид – носитель биологического в человеке. Человек как индивид  представляет собой совокупность природных, генетически обусловленных свойств, развитие которых осуществляется в  ходе онтогенеза, результатом чего становится биологическая зрелость человека. Таким образом, в понятии  индивид выражена родовая принадлежность человека, т. е. любой человек —  это индивид. Но, появляясь на свет как индивид, человек приобретает  особое социальное качество, он становится личностью.

Личность – это человек  как носитель сознания. Чем активнее деятельность человека, тем отчётливее, ярче будут проявляться особенности (черты) его личности. Совокупность особенностей качеств личности, образующих её неповторимый облик, принято называть Индивидуальность личности. Совершенно очевидно, что личностью человек  не рождается, поскольку ему ещё  предстоит развивать своё сознание, и личностью человек может  перестать быть (хотя как индивид  и будет продолжать жить, сохраняя некоторые психические процессы, свойственные человеку) при тяжёлых  психических заболеваниях.

Являясь по своей природе  социальным образованием, личность, тем  не менее, несёт на себе отпечаток  биологической организации человека. Природные особенности человека – это важные предпосылки, необходимые  условия психического развития, но сами по себе они не определяют ни характера, ни способностей человека, ни его интересов, идеалов, убеждений. Мозг как биологическое  образование является предпосылкой проявлений личности, но все проявления её – продукт общественного бытия человека.

Индивидуальность личности складывается из особенностей различных  черт личности, причём влияние социального  и биологического в них далеко не одинаково. Имеются качества личности, в развитии которых роль биологического, врождённого велика (например, темперамент), но имеются качества (мышление, память, воображение и т. д.), в развитии которых доминирующую роль начинают играть особенности обучения. Ещё  более возрастает роль обучения в  развитии знаний, навыков, умений. Определённую группу составляют качества направленности личности (интересы, идеалы, убеждения, мировоззрение и т. д.), в формировании которых роль биологического ничтожна, зато роль социального опыта, и в  особенности воспитания, исключительно  велика.

Психология учитывает, что  Личность не только объект общественных отношений, не только испытывает социальные воздействия, но преломляет, преобразует  их, поскольку постепенно личность начинает выступать как Совокупность внутренних условий, через которые  преломляются внешние воздействия  общества. Таким образом, Личность не только объект и продукт общественных отношений, но и активный субъект  деятельности, общения, сознания, самосознания.

Платонов выделяет в структуре  личности четыре основных и две наложенных подструктуры. Рассмотрим их более  подробно:

1 Подструктура направленности  личности. Она включает осознанные  мотивы (потребности, интересы, убеждения,  идеалы, мировоззрение) и неосознанные  мотивы (влечения и установки). Эта  подструктура формируется прижизненно,  преимущество с помощью воспитания.

2 Подструктура опыта.  Это знания, умения, навыки и привычки, которые также формируются прижизненно,  преимущественно с помощью обучения.

3. Подструктура форм отражения.  Она включает психические процессы (ощущение, восприятие, память, мышление, воображение), внимание, эмоционально-волевую  сферу личности как специфическую  форму отражения. В значительной  мере эта подструктура является  врожденной, но преимущественно  развивается прижизненно.

4. Биологически обусловленная  подструктура. Она включает свойства  темперамента, половые, возрастные  особенности личности, а также  ее патологические изменения.  Она тоже претерпевает изменения  в течение жизни человека и  тесно связана с состоянием  его здоровья и особенностями  его жизнедеятельности.

Двумя наложенными подструктурами, которые проникают в четыре основных и оказывают свое воздействие, являются подструктуры характера и способностей.

Анализируя структуру  личности, можно отчетливо видеть, что практически на все ее подструктуры оказывает подавляющее влияние  общество. Формирование личности в  обществе называется социализацией. Социализация личности представляет собой процесс  формирования личности в определенных социальных условиях, процесс усвоения человеком социального опыта, в  ходе которого человек преобразует  социальный опыт в собственные ценности и ориентации, избирательно вводит в свою систему поведения те нормы  и шаблоны поведения, которые  приняты в обществе или группе. Особенности индивидуального поведения, нравственности, убеждения человека в значительной мере определяются теми нормами, которые приняты в данном обществе.

В. Н. Князев вполне обоснованно  утверждает, что структура личности представляет собой взаимосвязанную  совокупность социальных свойств, основанную на двух одновременно действующих принципах. Первый заключается в том, что  более общие, более сложные социальные свойства личности подчиняют себе более  элементарные, частные свойства. Второй принцип состоит в том, что  взаимодействие свойств допускает  относительную независимость каждого  из них (подобно тому, как взаимодействие людей осуществляется в трудовом коллективе: вместе они делают общее  дело, однако каждый из них имеет  право на проявление собственной  инициативы).

И вот эта сложная структура  личности накладывается на структуру  сознания, которое включает сознательные и бессознательные компоненты восприятия окружающего мира, а также самосознание, включающее самопознание и самоотношение.

( http://ovendij.ru/liposiup/polipsi.html?start=2 )

 

    1. Психологические школы изучения личности

Проблема личности была и  остается предметом пристального внимания ученых-обществоведов. Так, психологами  создано немало своих теорий личности. Наиболее известными и применимыми  для управления считаются теории трех главных школ: психоанализм, теория научения, теория роста.

Психоанализ 3. Фрейда (эту школу прошли Карл Юнг, Альфред Адлер, Карен Хорни, Харри Салливан, Эрих Фромм и другие выдающиеся психологи);

Психоанализ основан на идеях  австрийского врача-психиатра и  психолога Зигмунда Фрейда (185G - 1939). В последние годы в России, после  отмены цензурного «табу» на произведения Фрейда, часть его работ издана на русском языке, хотя многие остаются еще малодоступными нашему читателю (наиболее полное собрание его сочинений - Лондонское - включает в себя 24 тома). Тем, кто желает глубже понять и усвоить  его идеи, следует, конечно, проработать  такие его произведения, как ««Я» и «Оно»«, «Введение в психоанализ», «Тотем и табу», «Толкование сновидений».

Психоанализ - одно из наиболее полных учений о человеческой индивидуальности. Кратко говоря, он основан на двух доктринах 3. Фрейда. Первая - доктрина психического детерминизма. Она гласит, что в  душевной жизни нет никакой непоследовательности. Каждая мысль, возникшее воспоминание, чувство или действие имеют свою причину. Каждое душевное событие, даже если кажется, что оно возникло спонтанно, вызывается сознательно или бессознательно и определяется предшествующими событиями. Уметь увидеть причины, разобраться в них - значит понять действительные мотивы человека. Итак, любое психическое явление имеет под собой определенную причину.

Вторая доктрина Фрейда состоит  в том, что бессознательные процессы играют более значительную роль в  формировании мышления и поведения, чем сознательные, и вообще большая  часть сознания бессознательна. Именно здесь скрыты основные детерминанты личности, здесь источник психической  энергии, побуждения и инстинкты. Человек  часто сам не знает своих подлинных  желаний и мотивов. Исходя из этого, З.Фрейд разработал метод свободных  ассоциаций, с помощью которого и  выявлял скрытые стремления. Кажущийся  хаос инстинктов в человеке он пытался  упорядочить. Так родилась «структурная гипотеза» организации психической  жизни личности. Структуру личности, согласно Фрейду, составляют три ипостаси, инстанции: «Ид» (Id), или «Оно», «Эго» (Ego), или «Я», и «Супер-Эго» (Super-Ego), или «Сверх-Я». «Ид» - это первоначальная, основная, наиболее центральная часть структуры личности, она содержит все унаследованное при рождении. Содержание «Ид» почти целиком бессознательно. «Эго», наоборот, подчиняется принципу реальности, постоянно находится в связи с внешней средой и вырабатывает эффективные способы общения с внешним миром. «Супер-Эго» - это собственно моральные принципы человека, определяющие приемлемость или неприемлемость для него того или иного способа поведения. Развивается эта последняя часть структуры не из «Ид», а из «Эго». Она судья и цензор, Фрейд выделил и три функции «Супер-Эго»: совесть, самонаблюдение и формирование идеалов.

Информация о работе Исследование личности как объект управления