Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Мая 2013 в 21:03, курсовая работа
Задачи:
1. Обобщить теоретический материал по проблеме психологии рефлексивных механизмов в учебной деятельности.
2. Выявить аспекты характеристик рефлексии.
3. Изучить свойства рефлексивности в их соотношении с общими и частными способностями у студентов 1-3 курсов Воркутинского филиала СыктГУ очного отделения, обучающихся по специальностям: «Прикладная информатика», «Менеджмент организации», «Экономика».
Введение
Глава 1. Рефлексия как комплексная детерминанта организации учебной деятельности
1.1 Становление взглядов и основные современные подходы к исследо-ванию рефлексии в психологии
1.2 Рефлексивность как характеристика общих способностей
Выводы по главе 1
1.3. Постановка проблемы исследования
Глава 2. Экспериментальное изучение характеристик рефлексии в учебной деятельности студентов ВУЗа
2.1. Задачи, методики и результаты эксперимента
Выводы по главе 2
Глава 3. Методы развития рефлексии у студентов ВУЗа
3.1. Рефлексивно-перцептивный тренинг (РП-тренинг)
Заключение 64
Литература 68
Если первые из названных методик являются общеизвестными и не требуют комментариев, то в отношении использованных нами методик диагностики обучаемости необходимо сделать специальные пояснения.
Методика диагностики
обучаемости «Признаки
Методика «Ребусы». Данная исследовательская методика была разработана с целью измерения скоростного параметра обучаемости. Методика состоит из четырех уровней сложности, по шесть заданий на каждом уровне. На выполнение заданий первого уровня испытуемому дается 10 секунд, второго уровня - 15 секунд, третьего уровня - 20 секунд и четвертого уровня - 30 секунд. Для каждого уровня сложности разработан пример, который испытуемый решает до выполнения основных заданий и в случае необходимости получает помощь от экспериментатора. За каждый правильный ответ на задание первого уровня испытуемый получает 1 балл, второго уровня - 2 балла, третьего уровня -• 3 балла, четвертого уровня - 4 балла. Таким образом, максимальное количество баллов, которое может набрать испытуемый и которое фиксируется как результат исследования,- 50.
В результате применения двух последних методик вычислялся параметр «общая обучаемость», сочетающий количественные (скорость перенесения навыка) и качественные (особенности его формирования при решении однотипных задач) характеристики обучаемости субъекта.
Таким образом, каждый испытуемый был обследован по восьми методикам, диагностирующим как его (ее) личностные, так и когнитивные характеристики, в том числе и интересующие нас показатели: интеллект, обучаемость, креативность и рефлексивность. В качестве испытуемых в исследовании в общей сложности принимали участие 50 студентов в возрасте 17 - 22 лет, среди них -17 юношей и 33 девушки, испытуемыми выступили студенты 1-3 курсов Воркутинского филиала СыктГУ очного отделения, обучающиеся по специальностям: «Прикладная информатика», «Менеджмент организации», «Экономика». Соотношение в выборке студентов с различным уровнем образования приблизительно одинаковое. В результате проведения исследования нами были получены значения 33 личностных и когнитивных характеристик на каждого из 50 испытуемых.
В связи с комплексным характером поставленной задачи обработка и интерпретация полученных данных осуществлялась в несколько этапов.
1. Определялись корреляционные связи между всеми полученными переменными. Наибольший интерес представляло выяснение вопроса о наличии или отсутствии значимых связей между уровнем рефлексивности и другими общими способностями - интеллектом, обучаемостью и креативностью. Значимые положительные взаимосвязи в этом случае являются указанием на принадлежность исследуемых характеристик к одной базовой подструктуре психики. Тем не менее, значения коэффициентов корреляции не должны в этом случае приближаться к большим величинам, так как все исследуемые характеристики являются одновременно относительно автономными образованиями. Как было установлено в результате корреляционного анализа, все четыре характеристики тесно взаимосвязаны (на уровнях значимости 95 % и 99 %). Коэффициенты корреляции отражены в таблице 1.
Таблица 1.
Коэффициенты ранговой корреляции между
уровнем развития общих способностей
Интеллект |
Обучаемость |
Креативность |
Рефлексивность | |
Интеллект |
/ |
0,64 |
0,43 |
0,39 |
Обучаемость |
/ |
0,41 |
0,37 | |
Креативность |
/ |
0,45 | ||
Рефлексивность |
/ |
2. С целью более глубокого анализа взаимосвязи интеллекта, обучаемости, креативности и рефлексивности, а также верификации предположения об их определяющей роли в структурной организации иных способностей нами была проведена процедура факторного анализа полученных результатов. Использовался «косоугольный» метод факторизации, который позволяет проводить комплексный анализ взаимосвязей переменных. Кроме того, получаемые в результате анализа факторы располагаются в порядке убывания их значимости. Другими словами, первый фактор включает в себя базовую структуру, которую составляют исследуемые характеристики. В результате процедуры факторного анализа полученных данных было выделено шесть факторов (таблица 2.).
Таблица 2
Результаты «косоугольной факто
Переменная |
Фактор 1 |
Фактор 2 |
Фактор 3 |
Фактор 4 |
Фактор 5 |
Фактор 6 | |||||
Теплосердечность |
.35 |
.21 |
.01 |
.39 |
-.24 |
.13 | |||||
Интеллект |
.70 |
.18 |
-.15 |
.-20 |
.00 |
.09 | |||||
Сила Я |
.14 |
.68 |
-.02 |
.-12 |
.03 |
-.01 | |||||
Доминантность |
.28 |
.29 |
.08 |
.-23 |
.33 |
.01 | |||||
Импульсивность |
.03 |
.32 |
.45 |
.06 |
-.41 |
.19 | |||||
Конформность |
.11 |
-.05 |
.46 |
.00 |
-.03 |
.04 | |||||
Социальная смелость |
.08 |
.35 |
.15 |
.12 |
.03 |
.02 | |||||
Сензитивность |
-.08 |
-.06 |
-.03 |
.03 |
.60 |
.08 | |||||
Подозрительность |
-.08 |
.57 |
-.26 |
.05 |
-.26 |
-.24 | |||||
Воображение |
.40 |
-.23 |
.24 |
-.09 |
-.11 |
-.23 | |||||
Проницательность |
.46 |
.00 |
.00 |
-.06 |
.11 |
.11 | |||||
Чувство вины |
.22 |
.37 |
-.16 |
.04 |
.64 |
-.08 | |||||
Радикализм |
.21 |
.00 |
.06 |
-.05 |
-.18 |
.36 | |||||
Самоудовлетворение |
.34 |
-.22 |
.35 |
-.25 |
.25 |
-.17 | |||||
Способность сдерживать тревогу |
.01 |
-.23 |
.37 |
.17 |
-.16 |
-.07 | |||||
Свободно плавающая тревожность |
-.03 |
.66 |
-.11 |
-.03 |
-.01 |
.16 | |||||
Экстраверсия |
-.02 |
.37 |
-.03 |
.20 |
-.23 |
.27 | |||||
Тревожность (общ.) |
.09 |
.74 |
.06 |
-.01 |
.15 |
-.11 | |||||
Общая осведомленность |
.66 |
-.08 |
.31 |
.03 |
.05 |
-.12 | |||||
Исключение лишнего |
.37 |
.05 |
-.02 |
.29 |
-.23 |
.00 | |||||
Поиск аналогий |
.44 |
-.01 |
-.32 |
.18 |
-.39 |
.18 | |||||
Определение общего |
.39 |
-.05 |
.04 |
.20 |
-.04 |
.03 | |||||
Арифметический |
-.20 |
.11 |
-.03 |
.64 |
-.09 |
-.02 | |||||
Определение закономерностей |
.11 |
-.11 |
.18 |
.78 |
.16 |
.04 | |||||
Геометрическое сложение |
.24 |
.10 |
-.01 |
-.02 |
.10 |
.02 | |||||
Пространственное воображение |
.03 |
-.04 |
-.21 |
.09 |
.22 |
.28 | |||||
Запоминание |
.26 |
-.08 |
-.08 |
.41 |
.09 |
-.09 | |||||
Оперативная память |
-.32 |
-.01 |
.04 |
-.28 |
-.11 |
.34 | |||||
Актуализация |
.70 |
-.09 |
-.04 |
.12 |
.00 |
-.29 | |||||
Креативность |
.55 |
.11 |
.11 |
.13 |
.03 |
-.02 | |||||
Рефлексивность |
.36 |
.06 |
.09 |
-.04 |
-.16 |
-.11 | |||||
Общая обучаемость |
.60 |
.02 |
-.55 |
.06 |
-.19 |
-.37 | |||||
Факторный вес |
4.2 |
2.7 |
2.3 |
1.6 |
1.5 |
1.2 |
Как можно видеть из данных, представленных в таблице 2., все рассматриваемые в данном исследовании переменные (интеллект, обучаемость, креативность и рефлексивность) вошли со значимыми нагрузками в первый, «базовый» фактор. Это, на первый взгляд, несколько противоречит нашей гипотезе, согласно которой «идеальным» результатом стало бы выделение четырех факторов, в каждый из которых входили бы с наибольшей нагрузкой соответственно рефлексивность, интеллект, обучаемость и креативность. Однако такой результат был бы и очевидно упрощенным, «механистичным», не отражающим сложных и неоднозначных взаимосвязей между данными способностями.
С нашей точки зрения, включенность исследуемых характеристик в первый, «базовый» и главный фактор не случайна и свидетельствует о структурности организации общих способностей и об их включенности именно как определенной целостности в когнитивную подструктуру личности. Данный вывод подтверждается и наличием значимых интеркорреляций между ними. Структурограммы, отражающие корреляционные взаимосвязи между переменными, входящими в состав первого фактора, имеют следующий вид (см. рисунки 1. и 2.).
Как можно видеть из данных, представленных на структурограммах, переменные, конституирующие первый, то есть «базовый» фактор, тесно взаимосвязаны, что свидетельствует о высокой степени интеграции когнитивной подструктуры психики. Указанные переменные имеют высокие значения веса (см. таблицу 3.).
Значения структурного «веса» переменных, входящих в первый фактор | ||
Название переменной |
Значение веса | |
Рефлексивность |
13 | |
Обучаемость |
34 | |
Интеллект |
20 | |
Воображение |
17 | |
Проницательность |
23 | |
Осведомленность |
27 | |
Исключение лишнего |
12 | |
Поиск аналогий |
13 | |
Определение общего |
13 | |
Геометрическое сложение |
0 | |
Оперативная память |
20 | |
Актуализация |
34 | |
Креативность |
25 |
Данные, представленные в таблице 3, свидетельствуют о том, что обучаемость, креативность, интеллект и большинство переменных в структуре интеллекта характеризуются высокими показателями факторного веса, что указывает на их базисность для когнитивной подсистемы психики, на их определяющую роль в формировании ее структуры. Вместе с тем вес рефлексивности значительно меньше, чем у остальных общих способностей. Такой результат вполне закономерен и объясняется природой свойства рефлексивности, входящего в качестве регулятивного компонента не только в когнитивную, но и в коммуникативную и регулятивную подсистемы психики. Рефлексивность, входя в структуру общих способностей, наряду с интеллектом, обучаемостью и креативностью, по-видимому, является свойством более высокого порядка, отвечающим за регуляцию других подсистем психики.
Далее нами рассматривался вопрос о самостоятельности статуса не только интеллекта, обучаемости, креативности, но и рефлексивности как общих способностей. В связи с этим была проведена повторная процедура факторного анализа,
которому подвергались 13 переменных, вошедших с наибольшей нагрузкой в первый фактор. Использовался метод «главных компонентов», позволяющий судить о «самостоятельности» каждой исследуемой переменной и о ее «базовости» как «главного компонента» для структуры психики. Результаты факторизации представлены в таблице 4.
Рис. 1. Структурограмма корреляционных взаимосвязей переменных, входящих в первый фактор. Связи значимы при α = 0,01
Рис. 2. Структурограмма корреляционных взаимосвязей переменных, входящих в первый фактор. Связи значимы при α = 0,051
Таблица 4
Результаты факторизации по методу «главных компонентов»
Переменная |
Фактор 1 |
Фактор 2 |
Фактор 3 |
Фактор 4 |
Интеллект |
.56 |
.38 |
.21 |
.07 |
Воображение |
-.02 |
.81 |
.04 |
-.07 |
Проницательность |
.27 |
.64 |
-.05 |
.16 |
Общая осведомленность |
.11 |
.58 |
.45 |
-.07 |
Исключение лишнего |
-.30 |
-.29 |
-.16 |
.69 |
Поиск аналогий |
.74 |
-.14 |
.20 |
.00 |
Определение общего |
.22 |
.01 |
.43 |
-.27 |
Геометрическое сложение |
.19 |
.27 |
.05 |
70 |
Актуализация |
.45 |
.35 |
.59 |
-.01 |
Креативность |
.17 |
.43 |
.53 |
.12 |
Рефлексивность |
.06 |
-.04 |
.84 |
.03 |
Общая обучаемость |
.81 |
.25 |
.08 |
-.08 |
Информация о работе Исследование характеристик рефлексии студентов вуза