Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2012 в 16:39, доклад
в работе представлено понятие профориентации, особенности профориентации в странах Западной Европы в общем, и в частности в Германии
Профориентация - очень объемное
понятие, например, можно сказать, что
современное западное общество по сути
своей профориентационно, т.к. с самого
рождения ориентирует ребенка на
"жизненный успех", на "успешную
карьеру". Профориентация предполагает
широкий, выходящий за рамки только
педагогики и психологии, комплекс
мер по оказанию помощи в выборе
профессии, куда входит и профконсультация
как индивидуально
И профориентация
и профконсультация - это "ориентирование"
школьника (оптанта), тогда как
профессиональное
Профессиональная ориентация включает в себя:
Для проведения профессиональной
ориентации нужно располагать социально-
2. Особенности
профориентации в странах
В 1916 году возникли специальные службы по профессиональной ориентации и профессиональному отбору во Франции, Германии и Италии. В наше время в большинстве стран Европы (Франции, Голландии, Шотландии, Англии, Швеции, Финляндии, Норвегии, Дании и т.д.) все учащиеся до 6-го года обучения в основной общеобразовательной школе формально получают одинаковую подготовку. К 7-му году обучения ученик должен выбрать один из двух вариантов продолжения образования в школе: «академический», который в дальнейшем открывает путь к высшему образованию, и «профессиональный», в котором обучаются по упрощенному учебному плану, содержащему преимущественно прикладные и профильные дисциплины. При этом многие ученые-педагоги европейских стран считают не целесообразной раннюю профилизацию (в средней школе).
В США профильное обучение
осуществляется на последних двух или
трех годах обучения в школе. Учащиеся
могут выбрать три варианта профиля:
академический, общий и профессиональный,
в котором дается предпрофессиональная
подготовка. Вариативность образовательных
услуг осуществляется за счет расширения
спектра различных учебных
Анализ зарубежного опыта позволяет выделить следующие общие для всех изученных стран черты организации обучения на старшей ступени общего образования:
1. Общее образование на
старшей ступени во всех
2. Как правило, профильное обучение охватывает три, реже два, последних года обучения в школе;
3. Доля учащихся, продолжающих обучение в профильной школе, неуклонное возрастает во всех странах и в настоящее время составляет не менее 70%;
4. Количество направлений
дифференциации, которые можно считать
аналогами профилей, невелико. Например,
два в англоязычных странах
(академический,
5. Организация профильной
подготовки различается по
6. Количество обязательных
предметов (курсов) на старшей
ступени образования по
7. Как правило, старшая
профильная школа выделяется
как самостоятельный вид
8. Дипломы (свидетельства)
об окончании старшей (
Примечательно, что на многих западных фирмах (в частности, в современной Германии) трудно сделать карьеру, не овладев и смежными профессиями. Об этом писал ещё К. Маркс, выделяя понятие «гармонично развитый индивидуум» - это человек, постоянно меняющий свои профессиональные функции, это "суть сменяющие друг друга способы жизнедеятельности", т.е. гармоничность понимается как разносторонность в разных видах труда. "При развитой промышленности работник каждые пять лет будет менять свою профессию", - писал К. Маркс.
В Германии в 1922 г. был принят
закон о системе
проводить планомерную
подготовку подростков к
В Германии вопросами профессиональной ориентации занимаются главным образом биржи труда, работу которых координирует Управление профессиональной ориентации федерального ведомства трудоустройства и страхования по безработице. Данные биржи ориентированы, прежде всего, не на решение задачи реализации потенциала личности относительно профессии, а на заполнение различного рода профессиональных вакансий. Служащие биржи имеют на каждого учащегося школы карту профориентации (личное дело по профориентации), которая поступает из школы. Там содержатся данные об успеваемости, состоянии здоровья, особенностях характера, оценка способностей. После ознакомления с нею и проведения личной беседы, профсоветник выясняет способности и склонности учащегося, и на основании этого дает совет относительно выбора профессии. Такими же особенностями отличаются системы профориентации Италии и Бельгии.
В Германии существует довольно
оригинальная модель взаимодействия рынка
труда и системы образования.
Дело в том, что важной особенностью
немецкого рынка труда является
высокий уровень трудовой миграции
- еще во времена "немецкого экономического
чуда" самой дешевой рабочей
силой были итальянцы. Со временем к
ним присоединились турки и югославы.
Именно в Германии возник термин "гастарбайтеры"
для обозначения наиболее низкооплачиваемых
и малоквалифицированных
Тем не менее трудовая миграция породила волну безработицы, ведь дети "гастарбайтеров" не хотели работать как их родители: они получали образование и старались устроиться на более престижные места. Кроме того, большое количество иностранной рабочей силы увеличило конкуренцию на рынке труда - в последнее десятилетие в ФРГ сохраняется довольно высокий уровень безработицы, уровень которой, по официальным данным, превышает сегодня 10%. В таких условиях проблема профессионального образования в Германии носит социальный характер.
В Германии существует несколько
способов решения этой проблемы. Один
такой способ происходит от исторической
традиции, когда для проникновения
в цеховую корпорацию претендент
обязан был продолжительное время
выполнять функции помощника
мастера, овладевая, таким образом,
секретами профессионального
Вместе с тем, система
обучения подмастерьев имеет определенные
недостатки - узкая специализация, которая
создает препятствия для
Еще одним вариантом первичной
профессионализации молодых людей
в ФРГ является модель "трудового
года". После получения общего
среднего образования выпускник
может подать заявку в земельные
органы социального обеспечения
или благотворительные
Одним из плюсов профориентации и адаптации в Германии является “Закон о правовом режиме предприятия”, который требует от работодателя ознакомления нового сотрудника с условиями работы и с будущей сферой его деятельности, а также представление его будущим коллегам по работе. Работник должен знать режим и условия труда и свои обязанности. Для этого используются собеседования. Новичок знакомиться с правилами, процедурами. Он получает наставления со стороны старших по должности и др.
В ФРГ существуют и центры
профессионального образования, аналогичные
нашим профессиональным училищам. Они
готовят квалифицированные
Еще одним существенным отличием
немецкой системы профессионального
обучения является концентрация и интеграция
образовательных ресурсов. Вместо того,
чтобы создавать несколько
Стажерские программы (по-немецки Trainee-Programme) - программы последипломного образования в немецких компаниях - позволяют восполнить этот пробел. Причем предлагаются они большинством крупных концернов и почти половиной компаний среднего бизнеса Германии.
Как правило, стажерские программы в Германии длятся от года до двух лет. За это время стажер, которого по-немецки называют Trainee, проходит специализированную подготовку, учитывающую особенности именно данной компании. Стажерская программа состоит из семинаров, тренингов, а также практической части - работы в различных отделах фирмы.
Информация о работе Использование методов профориентации в Германии