Использование методов профориентации в Германии

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2012 в 16:39, доклад

Описание работы

в работе представлено понятие профориентации, особенности профориентации в странах Западной Европы в общем, и в частности в Германии

Работа содержит 1 файл

доклад.docx

— 28.64 Кб (Скачать)
  1. Понятие о профориентации.

Профориентация - очень объемное понятие, например, можно сказать, что  современное западное общество по сути своей профориентационно, т.к. с самого рождения ориентирует ребенка на "жизненный успех", на "успешную карьеру". Профориентация предполагает широкий, выходящий за рамки только педагогики и психологии, комплекс мер по оказанию помощи в выборе профессии, куда входит и профконсультация как индивидуально ориентированная  помощь в профессиональном самоопределении.

  И профориентация  и профконсультация - это "ориентирование" школьника (оптанта), тогда как  профессиональное самоопределение  больше соотносится с "самоориентированием"  учащегося, выступающего в роли  субъекта самоопределения.

Профессиональная ориентация включает в себя:

    1. Профессиональное просвещение — обеспечение молодежи информацией о мире профессий, учебных заведениях, возможностях профессиональной карьеры;
    2. Профессиональное воспитание — формирование у молодежи трудолюбия, работоспособности, профессиональной ответственности, способностей и склонностей;
    3. Профессиональное консультирование по вопросам выбора профессии, трудоустройства, возможностей получения профессиональной подготовки;
    4. Профессиональное развитие личности и поддержку профессиональной карьеры, включая смену профессии и профессиональную переподготовку.

Для проведения профессиональной ориентации нужно располагать социально-экономическими характеристиками профессий, знать  перспективы развития профессии, районы распространения профессий, уровень  доходов профессионалов, пути получения  квалификации и перспективы профессиональной карьеры, а также особенности  рынка труда.

2. Особенности  профориентации в странах Западной  Европы.

В 1916 году возникли специальные  службы по профессиональной ориентации и профессиональному отбору во Франции, Германии и Италии. В наше время в большинстве стран Европы (Франции, Голландии, Шотландии, Англии, Швеции, Финляндии, Норвегии, Дании и т.д.) все учащиеся до 6-го года обучения в основной общеобразовательной школе формально получают одинаковую подготовку. К 7-му году обучения ученик должен выбрать один из двух вариантов продолжения образования в школе: «академический», который в дальнейшем открывает путь к высшему образованию, и «профессиональный», в котором обучаются по упрощенному учебному плану, содержащему преимущественно прикладные и профильные дисциплины. При этом многие ученые-педагоги европейских стран считают не целесообразной раннюю профилизацию (в средней школе).

В США профильное обучение осуществляется на последних двух или  трех годах обучения в школе. Учащиеся могут выбрать три варианта профиля: академический, общий и профессиональный, в котором дается предпрофессиональная подготовка. Вариативность образовательных  услуг осуществляется за счет расширения спектра различных учебных курсов по выбору. При этом, прежде всего, учитываются  запросы и пожелания родителей, планирующих профиль для своих  детей.

Анализ зарубежного опыта  позволяет выделить следующие общие  для всех изученных стран черты  организации обучения на старшей  ступени общего образования:

1. Общее образование на  старшей ступени во всех развитых  странах является профильным;

2. Как правило, профильное  обучение охватывает три, реже  два, последних года обучения  в школе;

3. Доля учащихся, продолжающих  обучение в профильной школе,  неуклонное возрастает во всех  странах и в настоящее время  составляет не менее 70%;

4. Количество направлений  дифференциации, которые можно считать  аналогами профилей, невелико. Например, два в англоязычных странах  (академический, неакадемический), три  во Франции (естественнонаучный, филологический, социально-экономический)  и три в Германии («язык-литература-искусство», «социальные науки», математико-точные  науки-технологии);

5. Организация профильной  подготовки различается по способу  формирования индивидуального плана  обучающегося: от достаточно жестко  фиксированного перечня обязательных  учебных курсов (Франция, Германия) до возможности набора из множеств  курсов, предполагаемых за весь  период обучения (Англия, Шотландия,  США и др.). Как правило, школьники  должны выбирать не менее 15 и не более 25 учебных курсов  продолжительностью до одного  семестра. Аналогами таких курсов  в России можно считать учебные  модули, из которых можно строить  множество самостоятельных курсов;

6. Количество обязательных  предметов (курсов) на старшей  ступени образования по сравнению  с основной существенно меньше. Среди них присутствуют в обязательном  порядке естественные науки, иностранные языки, математика, родная словесность, физическая культура;

7. Как правило, старшая  профильная школа выделяется  как самостоятельный вид образовательного  учреждения: Лицей - во Франции,  гимназия - в Германии, «высшая» школа  - в США;

8. Дипломы (свидетельства)  об окончании старшей (профильной) школы обычно дают право зачисления  в высшие учебные заведения  за некоторыми исключениями, например  во Франции прием в медицинские  и военные вузы происходит  на основе вступительных экзаменов;

Примечательно, что на многих западных фирмах (в частности, в современной  Германии) трудно сделать карьеру, не овладев и смежными профессиями. Об этом писал ещё К. Маркс, выделяя  понятие «гармонично развитый индивидуум» - это человек, постоянно меняющий свои профессиональные функции, это "суть сменяющие друг друга способы  жизнедеятельности", т.е. гармоничность  понимается как разносторонность в  разных видах труда. "При развитой промышленности работник каждые пять лет будет менять свою профессию", - писал К. Маркс.

  1. Использование методов профориентации в Германии.

В Германии в 1922 г. был принят закон о системе профессиональной ориентации и консультации и на его  основе было утверждено положение, определившее принципы руководства этой систем и  Согласно положению бюро профконсультации, создаваемые, как правило, при биржах труда, должны были:

 

 проводить планомерную  подготовку подростков к выбору  профессии, для чего поддерживать  тесную связь со школой (на  практике эта работа начиналась  за 4—5 месяцев до выпуска из  школы);

    • давать советы и информацию, касающиеся как выбора профессии, так и ее перемены;
    • проводить психологическое обследование;
    • дополнять рекомендации направлением на работу или на профессиональное обучение.

В Германии вопросами профессиональной ориентации занимаются главным образом биржи труда, работу которых координирует Управление профессиональной ориентации федерального ведомства трудоустройства и страхования по безработице. Данные биржи ориентированы, прежде всего, не на решение задачи реализации потенциала личности относительно профессии, а на заполнение различного рода профессиональных вакансий. Служащие биржи имеют на каждого учащегося школы карту профориентации (личное дело по профориентации), которая поступает из школы. Там содержатся данные об успеваемости, состоянии здоровья, особенностях характера, оценка способностей. После ознакомления с нею и проведения личной беседы, профсоветник выясняет способности и склонности учащегося, и на основании этого дает совет относительно выбора профессии. Такими же особенностями отличаются системы профориентации Италии и Бельгии.

В Германии существует довольно оригинальная модель взаимодействия рынка  труда и системы образования. Дело в том, что важной особенностью немецкого рынка труда является высокий уровень трудовой миграции - еще во времена "немецкого экономического чуда" самой дешевой рабочей  силой были итальянцы. Со временем к  ним присоединились турки и югославы. Именно в Германии возник термин "гастарбайтеры" для обозначения наиболее низкооплачиваемых  и малоквалифицированных рабочих. Трудовая миграция всячески поощрялась, ведь таким нехитрым способом государство  решало проблему послевоенного дефицита кадров.

Тем не менее трудовая миграция породила волну безработицы, ведь дети "гастарбайтеров" не хотели работать как их родители: они получали образование  и старались устроиться на более  престижные места. Кроме того, большое  количество иностранной рабочей  силы увеличило конкуренцию на рынке  труда - в последнее десятилетие  в ФРГ сохраняется довольно высокий  уровень безработицы, уровень которой, по официальным данным, превышает  сегодня 10%. В таких условиях проблема профессионального образования  в Германии носит социальный характер.

В Германии существует несколько  способов решения этой проблемы. Один такой способ происходит от исторической традиции, когда для проникновения  в цеховую корпорацию претендент обязан был продолжительное время  выполнять функции помощника  мастера, овладевая, таким образом, секретами профессионального мастерства, т.е. проходил своеобразный курс практического  обучения. И сейчас много молодых  людей на разных малых предприятиях начинают свою производственную деятельность как подмастерья. Государству такая  схема очень удобна, ведь оно почти  ничего не тратит на производственное обучение. Кроме того, она позволяет  относительно равномерно распределить рабочую силу в стране, создает  условия для развития небольших  населенных пунктов и провинций, уменьшает миграцию трудоспособной молодежи в мегаполисы.

Вместе с тем, система  обучения подмастерьев имеет определенные недостатки - узкая специализация, которая  создает препятствия для профессиональной и территориальной мобильности  рабочей силы - специалист, допустим, с пошива меховых изделий, может  не найти себе работы в другом городе, где нет подобных предприятий. Вдобавок, в условиях неблагоприятной экономической  конъюнктуры руководители малых  предприятий не хотят нанимать неквалифицированную  молодежь.

Еще одним вариантом первичной  профессионализации молодых людей  в ФРГ является модель "трудового  года". После получения общего среднего образования выпускник  может подать заявку в земельные  органы социального обеспечения  или благотворительные организации (чаще всего церковные) о своем  желании отработать год в рамках социальных проектов. Как правило, это  экологические, образовательные, культурные мероприятия. Пройдя конкурсный отбор, молодые люди на протяжении года выполняют  соответствующую работу за символическую  плату. Государство или церковные  фонды оплачивают наем жилья, питание  и предоставляют незначительную сумму наличностью. Предполагается, что в ходе "трудового года" человек должен определиться с будущей  специальностью, одновременно получив  навыки трудовой деятельности и общие  для любой профессии профессиональные компетенции.

Одним из плюсов профориентации и адаптации в Германии является “Закон о правовом режиме предприятия”, который требует от работодателя ознакомления нового сотрудника с условиями работы и с будущей сферой его деятельности, а также представление его будущим коллегам по работе. Работник должен знать режим и условия труда и свои обязанности. Для этого используются собеседования. Новичок знакомиться с правилами, процедурами. Он получает наставления со стороны старших по должности и др.

В ФРГ существуют и центры профессионального образования, аналогичные  нашим профессиональным училищам. Они  готовят квалифицированные кадры  для предприятий индустрии, сервиса  и аграрного сектора. Процесс  обучения занимает три года, при  этом на протяжении первого года обучения ученик знакомится со всеми профессиями, по которым проводится подготовка в  данном образовательном центре, пробует  свои силы. Специализированное обучение начинается со второго года пребывания в учебном центре. Такое "приближение" образования к спросу рынка труда  должно уменьшить число ошибок при  выборе профессий, когда люди принимают  решение на основе стереотипов или  неполной информации, а после более  близкого знакомства с будущей специальностью разочаровываются в своем профессиональном выборе. Кроме того, возможность  познакомиться с азами профессиональной деятельности максимального количества профессий и специальностей создает более благоприятные возможности для последующего переобучения.

Еще одним существенным отличием немецкой системы профессионального  обучения является концентрация и интеграция образовательных ресурсов. Вместо того, чтобы создавать несколько десятков профессиональных училищ в разных городах  и распылять средства на обеспечение  их материально-технической базы, в  новых землях ФРГ формируются  окружные и земельные центры начального и среднего профессионального образования, где проводится обучение самым разнообразным  профессиям и специальностям. В результате сокращаются затраты на административный аппарат, концентрируются финансы  для оплаты соответствующих коммунальных платежей, появляются ресурсы для  поддержки материально-технической  части в надлежащем состоянии.

  1. Программы стажировки в Германии.

Стажерские программы (по-немецки Trainee-Programme) - программы последипломного  образования в немецких компаниях - позволяют восполнить этот пробел. Причем предлагаются они большинством крупных концернов и почти  половиной компаний среднего бизнеса  Германии.

Как правило, стажерские программы  в Германии длятся от года до двух лет. За это время стажер, которого по-немецки  называют Trainee, проходит специализированную подготовку, учитывающую особенности  именно данной компании. Стажерская программа  состоит из семинаров, тренингов, а  также практической части - работы в  различных отделах фирмы.

Информация о работе Использование методов профориентации в Германии