Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 23:46, реферат
Векслер, ученый, создавший в 1939 году первую шкалу интеллекта для взрослых считал, что интеллект − это глобальная способность разумно действовать, рационально мыслить и хорошо справляться с жизненными обстоятельствами, т. е. успешно меряться силами с окружающим миром. Сегодня большинство психологов согласны именно с этим определением интеллекта, который рассматривается, как способность индивидуума адаптироваться к окружающей среде.
. Введение…………………………………………………………………. …3
2. Психогенетика интеллекта. Интеллект как способность………………....4
3. Интеллектуальное развитие в молодости ………………………….……...9
4. Заключение……………………………………………………………….....12
5. Список использованных источников……………………………………...
формируется обобщенная картина мира, устанавливаются глубинные взаимосвязи между различными областями изучаемой реальности [3]. На первый план в молодости выступает способность поиска оригинальных, нестереотипных решений, реализация своего мировоззрения, достижение жизненных целей. Так, наиболее высокая степень восприимчивости к профессиональному и социальному опыту отмечается в возрасте от 18 до 25 лет. Так, при незначительном увеличение общего интеллекта в период от 18 до 46 лет, соотношение внимания, памяти и мышления претерпевают значительные колебания. В 26 -29 лет происходит снижение функций памяти и мышления, что может быть связано с тем, что на первый план выступают межличностные проблемы: определение жизненной позиции, создание семьи, освоение новой социальной роли в трудовом коллективе. В период от 30 до 33 лет наблюдается высокий подъем всех интеллектуальных функций, которое начинает снижаться к 40 годам.
У взрослого человека интеллектуальная деятельность достигает наиболее высокого уровня развития при условии творческой активности независимо от ее формы. Экспериментальные исследования отечественных и зарубежных психологов показали, что наибольшего подъема научное творчество достигает к 35-40 и 40 - 45 годам жизни. Средние значения максимального выражения творческой активности для многих специальностей отмечаются в 35- 39 лет. В разных науках творческие способности достигают своего наивысшего рассвета в разном возрасте. Для математики, физики, химии до 30 -34 лет; для медицины, географии- 35 -39 лет; для многих фундаментальных научных дисциплин, включая философию - это возраст 40 и 55 лет, при этом максимальная продуктивность ученых наблюдается в возрасте 47 лет.
Выдающийся отечественный
психолог, Б.Г.Ананьев показал, что
интенсивность старения интеллектуальных
функций зависит от двух факторов:
одаренности человека (внутреннего
фактора) и образования (внешнего фактора).
Становление интеллектуальной деятельности
человека происходит до 35 летнего возраста.
В период от 26 до 35 лет повышается
объединение всех интеллектуальных
функций (анализа и синтеза, классификации,
абстрактности и конкретности и
других), тогда как в период между
35 и 46 годами начинает усиливаться жесткость
связей между ними. Это означает,
что наряду с ростом интеллектуальной
активности и продуктивности в привычной
профессиональной деятельности, возможности
освоения новых областей знаний и
навыков затруднены. Отсюда вытекает
необходимость системы
Заключение
Существует три уровня интеллектуальной одарённости: компетентность, талант, мудрость. В первом случае компетентные специалисты в определённой предметной области деятельности лучше знают, что именно они знают, их наличные знания пронизаны разнообразными связями между отдельными понятиями, новое знание оперативно соотносится различными способами с предыдущим знанием. Они лучше знают, как использовать то, что они знают, при этом быстрее выделяют релевантную информацию среди нерелевантной. Наконец, они знают, как работает их собственный интеллект, и могут мысленно отслеживать процесс саморегуляции своей интеллектуальной деятельности. Во втором случае интеллектуальная одаренность (в виде реальных творческих достижений) - это то, что конструируется внутри субъекта в результате напряженных личных усилий. Любая человеческая экстраординарность является следствием длительных и многократно повторяющихся встреч человека с соответствующей проблемной областью. Причем дело здесь даже не столько в изменениях когнитивной сферы, сколько в образовании новых форм социальных связей с другими людьми, а также новых форм осознания самого себя. Мудрость же − это сторона (составляющая) естественного интеллекта, ибо она имеет прямое отношение как к переработке информации о происходящем, так и к адаптационным процессам. В то же время мудрость представляет собой специфическое состояние интеллектуальной зрелости, проявляющееся в контексте обыденного образа жизни и являющееся результатом длительного и уникального процесса накопления жизненного опыта [6].
Интеллектуальное
развитие в молодости
Список использованных источников:
1. Айзенк, Г.Ю. Интеллект: новый взгляд / Г.Ю. Айзенк // Вопросы психологии. – 1995. − №1. – С. 111−131.
2. Дружинин, В.Н. Психология интеллекта / В.Н. Дружинин // Педагогика. – 1998. − №2. – С. 32−37.
3. Единое окно доступа к образовательным ресурсам [Электронный ресурс] / Российское образование. Федеральный портал. Режим доступа: http://www.edu.ru. – Дата доступа: 25.04.2009.
4. Психология.SunHome [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www. SunHome.ru. – Дата доступа: 25.04.2009.
5. Образовательные ресурсы Интернета [Электронный ресурс] / Educational resources of Internet. – Режим доступа: http://www.alleng.ru. – Дата доступа: 25.04.2009.
6. Холодная, М.А. Психология интеллекта: парадоксы исследования / М.А. Холодная. – Москва: Барс, 1997. – 392 с.