Интеллектуальная и творческая деятельность в старости

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 21:34, контрольная работа

Описание работы

Старческий возраст – заключительный период человеческой жизни, условное начало которого связано с отходом человека от непосредственного участия в производительной жизни общества.

Содержание

Введение 3
1. Особенности личностного развития в пожилом возрасте 4
2. Особенности познавательной сферы людей пожилого возраста 9
3. Творческая деятельность в старости 11
Заключение 15
Список литературы 17

Работа содержит 1 файл

Пожилые интеллект и творчество 121.doc

— 81.00 Кб (Скачать)
tyle="text-align:justify">Социально–психологические факторы, этому способствующие: прекращение профессиональной деятельности, отсутствие заменяющих ее занятий, которые требовали бы напряжения мысли. [4, с.26]. Происходит перестройка мышления, оно становиться более инертным, малоподвижным со склонностью застревать на мелочах, деталях, т.е. замедляются процессы абстрактно-логического мышления. Отличительным признаком такого изменения является критическое отношение к содержанию переживаний человека, появляются идеи самообвинения в никчемности, ущербности, бессмысленности дальнейшей жизни.

Уровень интеллекта у большинства людей пожилого возраста, начинает снижаться после 50–летнего возраста. Флюидный интеллект (способность приобретать совершенно новые знания) начинает снижаться с возрастом, в то время как кристализированный интеллект (умение анализировать проблему, делать выводы на основе накопленных знаний) развивается и прогрессирует на протяжении всей жизни [4, с. 28].

Интеллект пожилого человека скорее можно расценивать, как мудрость. Мудрость – когнитивное качество, в основе которого лежит кристаллизованный интеллект, связанный с опытом и личностью. Согласно определению Грэс Крайг "мудрость – экспертная система знаний, ориентированная на практическую сторону жизни и позволяющая выносить взвешенные суждения и давать полезные советы по жизненно важным вопросам" [6, с.749].

Формирование мудрости – положительный аспект старения; мудрость обычно увеличивает количество знаний о практической стороне жизни и поможет человеку понять существующую действительность.

Однако и в пожилом, а тем более в старческом возрасте человеку бывает довольно трудно справляться с общими производственными нормами рабочего дня, инволюционные процессы, так или иначе, отражаются на профессиональной трудоспособности, постепенно снижая ее. Но при этом общая его трудоспособность, которая формируется еще до начала профессионально-трудовой деятельности, развивается вместе с нею, может еще довольно долго сохраняться. Длительное сохранение общей трудоспособности - главный показатель жизнеспособности долгожителей. Ведь именно в деятельности человека основные ресурсы и резервы не только реализуются, но и воспроизводятся.

В целом динамика познавательных функций в старости зависит от образования, здоровья, профессиональной деятельности, которая была связана с постоянной тренировкой интеллектуальных функций. Это определено всем образом жизни человека.

 

3. Творческая деятельность в старости

 

Особое значение в качестве фактора, противостоящего инволюции в целом и способствующего активному долголетию человека, придается его творческой деятельности.

Творческая активность в пожилом и старческом возрасте изменяется неоднозначно. У людей неинтеллектуальных и ранее не склонных к творчеству наблюдается сужение круга интересов. Интересы творческой личности, как правило, сохраняются и часто находятся вне семейных взаимосвязей: профессия, политика, любые коммуникативные формы деятельности.

Вот некоторые данные о сохранности у людей пенсионного возраста тех функций, которые были ведущими в профессиональной деятельности. У ученых с возрастом не изменяются запас слов и общая эрудиция; у пожилых инженеров - многие невербальные функции; немолодые бухгалтеры выполняли тест на скорость столь же успешно, как и молодые; у водителей, моряков, летчиков до глубокой старости сохраняется на высоком уровне острота зрения и поле зрения и т.п.

Выдающиеся ученые и деятели искусства сохраняли высокую работоспособность не только в пожилом, но и в старческом возрасте. Вот некоторые факты о творческом долголетии. После 70 лет успешно работали многие известные ученые - П.Ламарк, М.Эйлер, К.Лаплас, Г.Галилей, Им. Кант и др. А.Гумбольдт писал «Космос» с 76 до 89 лет, И.П. Павлов создал «Двадцатилетний опыт» в 73 года, а «Лекции о работе больших полушарий головного мозга» — в 77 лет (а всего Иван Петрович прожил 87 лет). Среди писателей и поэтов высоким творческим потенциалом в поздние годы жизни отличались: Гюго Виктор Мари — французский писатель (1802— 1885); Вольтер (настоящее имя Мари Франсуа Ариэ) - французский писатель и философ-просветитель (1694—1778); Бунин Иван Алексеевич — русский писатель (1870—1953, лауреат Нобелевской премии, 1933); Шоу Джордж Бернард - английский писатель (1856-1950); Гете Иоганн Вольфганг — немецкий писатель, мыслитель и естествоиспытатель (1749—1832); Толстой Лев Николаевич — русский писатель, граф, член-корреспондент Петербургской АН (1828—1910) — написал в 71 год Воскресение, в 72 — «Живой труп», а в 76 лет – «Хаджи Мурат» [9, с. 46].

Многие выдающиеся музыканты, художники на протяжении всей жизни сохраняли способность к творчеству, создавая выдающиеся произведения в глубокой старости. Назовем несколько имен: Микеланджело Буонарроти — итальянский скульптор, живописец, архитектор, поэт (1475-1564); Пикассо Пабло — французский живописец (1881-1973); Ци Бай - Ши — китайский живописец (1860—1957); Куба Людвик — чешский живописец (1863-1956); Тициан (Тициано Вечелино) - итальянский живописец (ок. 1476/ 77 или 1489/90-1576); Верди Джузеппе — итальянский композитор (1813—1901); Касальс Пабло — испанский виолончелист, дирижер (1876—1973); Стравинский Игорь Федорович - русский композитор, дирижер (1882-1971); Чаплин Чарлз Спенсер — американский актер, кинорежиссер, сценарист (1889—1977) и др.

Высокий творческий потенциал в период геронтогенеза обусловлен рядом факторов, в том числе психологических, которые действуют на протяжении всего жизненного пути человека. К числу наиболее типичных особенностей творческих людей относится широта их интересов. У лиц, занимающихся творческим трудом, происходит мобилизация разных функций, включение их в общую структуру интеллекта как целостного образования, устойчиво противостоящего процессу старения.

Творчество предполагает выраженное в максимальной степени единство личности, и субъекта деятельности. Творческая личность ориентирована на вклад, полезный не отдельным группам, а обществу в целом, и чем масштабнее личность, тем в большей степени выражена ее ориентация на будущее, на социальный прогресс. Далее: повторяемость творческого цикла в поисках решения все новых задач, установка на новизну приводят к использованию разнообразных форм деятельности, что отличает в высокой степени одаренных людей.

Творческая деятельность в известной степени выступает в качестве фактора не только психологического и социального, но и биологического долголетия. История науки сохранила имена таких долгожителей-гигантов, как Софокл — древнегреческий поэт, драматург (ок. 496—406 до н.э.); Гиппократ — древнегреческий врач, реформатор медицины, известный в психологии в связи с учением о темпераменте (ок. 460— ок. 370 до н.э.); Платон - древнегреческий философ, ученик Сократа (428/427 до н.э. - 348/347 до н.э.); Джахиз Абу Усман Амн ибн Бахр — арабский писатель (ок. 767-868).

А вот примеры из века минувшего и нынешнего. Крылов Алексей Николаевич (1863-1945) — выдающийся русский математик и механик, инженер и изобретатель, труды которого были посвящены в основном кораблестроению и теории корабля, замечательный педагог и популяризатор научных знаний, выполнявший многогранную деятельность в области точных наук, проявлял горячий интерес к гуманитарной сфере, выразившийся в его участии в развитии русской речи и охране ее правильности. Обручев Владимир Афанасьевич (1863—1956) — известный геолог и географ, неутомимый путешественник, исследователь Сибири, Центральной и Средней Азии, автор фундаментальных трудов, посвященных этим регионам, а также научно-фантастических, приключенческих и научно-популярных книг (всего около 24 тыс. страниц); Герой Социалистического Труда, академик [9, с. 47].

Приведенные примеры свидетельствуют о разнообразии и широте интересов творческих личностей. Их интересы носят активный характер, реализуясь не только в разных формах профессиональной деятельности, но и в других социально значимых сферах, что увеличивает шансы в реализации разнообразных потенциальных возможностей личности в период геронтогенеза.

Исследование личности ученых, сохранивших творческое долголетие, обнаруживает не только всем известные качества — трудолюбие, упорство, организованность и т.п., но и специфику их рефлексии (рефлексия интуитивности, фантазии, стремления к новизне, гибкости, оригинальности, критичности, инверсионности, т.е. склонности к переходам от одного состояния к другому, к ребячливости).

Специфика заключается в том, что уровень рефлексируемой креативности не зависит от пола научных работников, что говорит о ведущей роли деятельностного фактора в раскрытии потенциальных возможностей человека, резервов его организма и личности.

 


Заключение

 

Таким образом, период геронтогенеза — итог всего жизненного пути человека. В этот период усиливается действие онтогенетических законов гетерохронности, неравномерности, стадиальности, что, в свою очередь, означает нарастание противоречивости в развитии различных подструктур в психике человека. Наряду с инволюционными процессами на всех уровнях организации человека происходят изменения и новообразования прогрессивного характера, которые позволяют предупреждать или преодолевать деструктивные (разрушительные) явления в пожилом и старческом возрасте.

В настоящее время широко декларируются идеи поступательного развития личности в течение жизни, продуктивного старения и счастливой старости. Но процесс развития не сводится к одному поступательному развитию, развитие есть единство разных типов изменений, одиночных и системных, преходящих и стабильных, позитивных и негативных. Новые исследования в области жизненного пути показывают, что личностное развитие представляет собой двухколейный процесс, который включает в себя перемещение субъекта, его сознания и даже поведения назад, к своему прошлому, с последующим возобновлением поступательного движения. Движение вспять является не регрессом, а механизмом обогащения личности образованиями пройденных стадий, которые оцениваются с позиции настоящего. Таким образом, развитие личности в пожилом возрасте складывается из личной интерпретации событий и реакции на них, тесно связанных с поведением человека в прошлом.

Важнейшей характеристикой позднего возраста является стремление к осмыслению жизни, подведению итогов своей деятельности. Мудрость позволяет пожилому человеку сохранить достоинство и целостное "Я" перед лицом физического распада и даже неминуемой смерти.

Активному долголетию пожилого человека способствует много факторов, ведущим психологическим среди которых можно считать развитие его как социально активной личности, как субъекта творческой деятельности и яркой индивидуальности. И здесь огромную роль играет высокий уровень самоорганизации, сознательной саморегуляции своего образа жизни и жизнедеятельности.

В данной работе мы дали характеристику особенностей развития познавательной сферы личности в пожилом возрасте. Период старения не может рассматриваться как простая инволюция или регресс, это не единый, однообразный, не изменяемый период жизни. Данный период включает в себя разные типы изменений позитивных и негативных, направленных на достижение нового уровня личности, продолжающегося становления человека.

 


Список литературы

 

 

1.                  Абрамова Г.С. Практикум по возрастной психологии: Учебное пособие для студ. вузов.- 2-е изд., стереотип. - М.: Издательский Центр "Академия", 1999. – 320 с.

2.                  Анцыферова Л.И. Развитие личности и проблемы геронтопсихологии. - М.: Изд-во "Институт психологии РАН", издание 2-е, исп. и доп., 2006. – 512 с.

3.                  Альперович В.Д. Социальная геронтология. Серия "Учебники и учебные пособия".- Ростов н./Д.: Феникс, 1997 – 576 с.

4.                  Ермолаева М.В. Практическая психология старости. – М.: Изд-во ЭКСМО Пресс, 2002. – 320 с.

5.                  Ермолаева М.В. Психология развития.- 3-е изд. стереотип – М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Изд-во НПО "МОДЭК", 2006. – 376 с. - (Серия "Библиотека психолога").

6.                  Крайг Г. Психология развития // Крайг. Г., Бокум Д.- 9-е изд.- СПб.: Питер, 2006. – 940 с.:ил.

7.                  Краснова О.В. Социальная психология старения // Краснова О.В, ЛидерсА.Г,Учебное пособие для студ.высш. учеб. заведений.- М.: Издательский центр "Академия", 2002. – 288 с.

8.                  Стюарт – Гамильтон Я. Психология старения.- СПб.: Питер, 2002.- 256 с.

9.                  Учебное пособие по психологии старости. Для факультетов: психологических, медицинских, социальной работы. - Самара: Издательский Дом БАХРАХ – М., 2004. – 736 с.

10.             Шахматов Н.Ф. Психическое старение: счастливое и болезненное. -М.: Медицина,1996. – 217 с.

11.             Шаповаленко И.В. Возрастная психология. (Психология развития и возрастная психология) – М.: Гардарики, 2004. – 349 с.

 

3

 



Информация о работе Интеллектуальная и творческая деятельность в старости