Интеллектуальная и творческая деятельность в старости

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 21:34, контрольная работа

Описание работы

Старческий возраст – заключительный период человеческой жизни, условное начало которого связано с отходом человека от непосредственного участия в производительной жизни общества.

Содержание

Введение 3
1. Особенности личностного развития в пожилом возрасте 4
2. Особенности познавательной сферы людей пожилого возраста 9
3. Творческая деятельность в старости 11
Заключение 15
Список литературы 17

Работа содержит 1 файл

Пожилые интеллект и творчество 121.doc

— 81.00 Кб (Скачать)


Содержание

 

Введение                                                                                                                                                          3

1. Особенности личностного развития в пожилом возрасте                                          4

2. Особенности познавательной сферы людей пожилого возраста              9

3. Творческая деятельность в старости                                                                                    11

Заключение                                                                                                                                            15

Список литературы                                                                                                                              17


Введение

 

Старческий возраст – заключительный период человеческой жизни, условное начало которого связано с отходом человека от непосредственного участия в производительной жизни общества. Хронологические границы, отдел старость от зрелого возраста условны из-за огромных индивидуальных различий в появлении признаков старения, это помимо ослабления здоровья, упадка физических сил, старость характеризуется собственно психологическими изменениями: интеллект и эмоциональный уход во внутренний мир, в переживания связанные с оценкой и осмыслением прожитой жизни.

Социальная роль пожилого человека связана с уходом на пенсию, контакты с коллегами по работе, стремление подготовить себе замену. На первое место в структуре потребностей пожилых выходит: потребность в избегании страданий; потребность в автономии и независимости; потребность в проецировании на других своих психических проявлений.

Пожилые люди не составляют монолитной группы; они в той же мере разнородны и сложны, как и люди в отрочестве, юности, молодости, взрослости, зрелости. Дальнейшие изменения в период геронтогенеза зависят от степени зрелости конкретного человека как личности и субъекта деятельности. Имеются многочисленные данные о сохранении высокой жизнеспособности и работоспособности человека не только в пожилом, но и в старческом возрасте. Большую положительную роль в этом играет множество факторов: уровень образования, род занятий, зрелость личности и пр. Особое значение имеет творческая деятельность личности как фактор, противостоящий инволюции человека в целом.

Цель контрольной работы: изучить возрастную динамику интеллектуальной и творческой деятельности в старости.


1. Особенности личностного развития в пожилом возрасте

 

Период старения – важный период развития и окончательного формирования личности. Годы поздней взрослости можно причислить к одному из самых трудных этапов жизни человека. На них накладываются "нагрузки", характерные только для заключительных жизненных стадий.

Старение является неизбежным элементом развития, как отдельных людей, так и всего населения. Именно старость очерчивает перспективу развития личности.

Для понимания личности в старости необходимо рассмотреть влияние внешних условий на представление пожилых о себе и их удовлетворенностью жизнью. Общая проблема – довлеющее влияние стереотипов "типичного" пожилого человека. Существует множество описаний особенностей, характеризующих личность пожилого человека. Согласно исследованиям, проведенным О.В.Красновой, представители различных возрастных групп выделяли такие особенности стариков, как мудрость, наличие большого жизненного опыта, доброта, духовная значимость для молодежи. Но вместе с тем отмечаются и негативные их характеристики: эгоистичность, жадность, упрямство, безразличие ко всему, интеллектуальная деградация, консерватизм, критическое отношение к молодым людям[7, с.17].

Большое разнообразие в оценке одних и тех же характерологических черт старого человека создают противоречивую картину. Многие характерные черты пожилых людей обусловлены распространенными в обществе стереотипами, которые оказывают значительное влияние на формирование отношений пожилого человека к себе. Те или иные социальные стереотипы, проявляющиеся в невербальной и вербальной форме поведения, оказывают значительное влияние на формирование отношения к себе пожилых людей. Под воздействием негативных мнений пожилые люди обесценивают себя, теряют самоуважение, у них падает мотивация и как следствие снижается, социальная активность.

Негативные стереотипы характеризуют пожилого человека, как склонного к болезням, консервативного, ворчливого и недовольного жизнью; т.е. в целом абсолютно несчастного. И если пожилой человек не научился дистанцироваться от мнений окружающих, он начинает "приглядываться" к себе, контролировать автоматически выполняемые действия, т.е. по сути, он занимается саморазрушением, тем самым, подтверждая пониженную социальную оценку [3]. Иначе говоря, старые люди перестают развиваться как субъекты своей жизни и даже регрессируют в этом качестве.

Совсем иные "техники" жизни используют люди, сохранившие в старости "упорство духа". Заметив у себя нежелательные изменения, они изобретательно компенсируют их, не снижая самооценки.

Таким образом, успешность личностного и социально- психологического развития человека, во все периоды жизни, и особенно в поздние годы, зависит, от того насколько он сам выступает созидателем своей жизни.

Большинство современных психологов рассматривают развитие, как явление сопутствующее всей жизни. Тем не менее, ученые расходятся во мнении относительно непрерывности и изменений в период старения. Говорится как об изменениях, так и о постоянстве личности в старости. О личности пожилого человека, его мотивации, эмоциональных состояниях, самооценке, содержании "Я-образа" в этом периоде жизни человека не существует полных и достоверных данных. В лонгитюдных исследованиях, например П.Батчер и др., которые использовали традиционные измерения личности - Миннесотский многофакторный личностный опросник, не обнаружили кардинальных изменений в структуре личности связанных с возрастом, наоборот, данные свидетельствуют о постоянстве личности в старости, подобно определению Уильяма Джеймса: " У большинства из нас к 30 годам характер затвердевает как гипс и не изменяется уже никогда"[6, с.763]. По мнению Н.Ф.Шахматова, нормальным проявлением старения естественно считать те случаи, когда в старости не происходит каких-либо изменений характера и до конца жизни пожилые остаются теми же людьми, какими были и раньше[10, с.254].

Подобные исследования свидетельствуют о том, что личность не изменяется, а скорее подстраивается под окружающий мир. В старости редко вырабатывается новая жизненная позиция, скорее это заострение уже имеющейся жизненной позиции под влиянием новых обстоятельств. Личность старого человека все же остается сама собой.

Все же многочисленные эмпирические исследования свидетельствуют об изменении личности в старости и отдельных ее диспозиций. Из чего следует, что проблема сохранности личности в старости остается открытой.

Согласно данным этих исследований старческому возрасту сопутствует нарастание беспокойства, тревожности, появления или усиления таких черт, как мнительность, неуживчивость, раздражительность, черствость.

Изменения при старении происходят на биологическом уровне. Изменяется внешность, подвижность, а также работа сенсорных систем,- слух, зрение, вкус и обоняние, как правило, с возрастом начинают работать менее эффективно. То есть, основу состояния, и динамики личностных изменений составляют, прежде всего, естественные физиологические процессы старения организма, что с неизбежностью вызывает изменения эмоционально – волевой сферы личности. Изменяется темперамент, пожилой человек больше обращает внимание на себя, снижается инициативность, возрастает пассивность [5, с. 31].

В характере пожилых происходит заострение некоторых специфических черт. На первый план начинают выступать повышенная раздражительность, ворчливость, угрюмость, развивается педантизм, скупость, мелочность. Наблюдается эгоизм, подчеркнутая забота о своем благополучии, питании, здоровье. Характерологические изменения, свойственные нормальному старению рассматриваются, как происходящие за счет продолжения и усиления, присущих людям в более молодом возрасте.

Другими словами, в старости за счет возрастных изменений происходит сдвиг в негативную сторону присущих ранее человеку черт характера. Но наряду с указанными ущербными сдвигами характера у многих пожилых людей наблюдаются и положительные изменения. Наблюдается умиротворенность, отход от мелочных интересов жизни к осмыслению главных ценностей, переоценку своих возможностей, сглаживание противоречивых черт характера. Вероятно, что изменения характера в пожилом возрасте также объясняются некоторыми неизбежными органическими процессами [1, с. 45].

Такие основные аспекты, характеризующие личность старого человека, как интро - и экстравертированность, невротические состояния (стабильность), психотизм (сила суперэго) изменяются, когда люди становятся старше. С возрастом мужчины и женщины становятся более интровертированными, т.к. по мере старения общество меньше реагирует на их нужды, это заставляет, в свою очередь пожилых людей уходить в себя, из-за чего и наблюдается сдвиг в сторону интроверсии. Также для обоих полов существует снижение нейротизма, но в любом возрасте женские показатели остаются более высокими, чем у мужчин.

В эмоциональной сфере появляются неконтролируемые усиления аффективных реакций (сильное нервное возбуждение со склонностью к грусти, слезливости). Пожилые люди могут испытывать эмоции, не знакомые им в период их молодости. У них не наблюдается сокращения способности чувствовать положительные эмоции, например, счастье и радость. Отрицательные эмоции, напротив, не становятся менее сильными, проявляются реже, чем раньше. Кроме того, у пожилых людей реже наблюдаются внезапные перепады настроения, они менее склонны впадать в смятение и способны лучше контролировать свои эмоции. Согласно новым представлениям, пожилой возраст – один из этапов продолжения эмоционального роста; т.е. эмоциональное благополучие человека приходит в упадок только в период, предшествующий смерти, " в точке, где когнитивные и физиологические проблемы серьезно затрагивают жизнедеятельность человека" [6, с.780].

В мотивационно–потребностной сфере в пожилом возрасте происходит изменение потребностей. Так, изучая структуру потребностей пожилых людей, Кароль Рощак выявил, что сам комплекс потребностей не претерпевает принципиальных изменений у пожилых людей по сравнению с людьми зрелого возраста. По данным исследования, изменяется структура потребностей, т.е. потребности пожилых людей смещены в определенном направлении, прослеживается выдвижение в центр потребности в избегании страдания, потребности в безопасности, в автономии и независимости, потребности в проецировании на других своих психологических проявлений. В то же время наблюдается смещение на более отдаленные планы потребности в творчестве, любви, в самоактуализации и чувстве общности. То есть в группе "ведущих потребностей" доминирует потребность в избегании страданий.

Таким образом, иерархия потребностей в старости преобразуются таким образом, что происходит как бы "децентрализация" ее отдельных звеньев, движущейся потребность, является стремление утвердить свою индивидуальность.

В социальной сфере в старости происходит нарушение социальных связей, сужение круга интересов. Изменяется характер общения с социальным окружением, ухудшаются процессы социальной адаптации. Общение происходит в основном с людьми своего возраста, с членами семьи. По данным исследований П.Балтеса и Лонга умышленное сокращение социальных контактов в старости является компенсаторным и защитным механизмом. В пожилом возрасте могут наблюдаться даже отрицательные последствия социальных отношений (например, гиперопека укрепляет зависимость) [1, с. 63].

Психологически личность настраивается на анализ прожитых лет и подведения итогов жизни, из-за чего может возникать состояние неудовлетворенности, специфические для пожилого возраста психологические реакции: боязнь физической немощи, ненужности родным.

Итак, мы рассмотрели особенности развития личности в пожилом возрасте. Анализ литературы показал существенный разброс мнений относительно личности пожилого человека. Разные ученые говорят как о постоянстве личности в старости, так и об ее изменении.

 

2. Особенности познавательной сферы людей пожилого возраста

 

В пожилом возрасте происходят когнитивные изменения, которые в научной литературе понимаются как психологические процессы, под средством, которых человек косвенным или прямым способом познает себя и свое окружение. В старости снижается функция внимания, которое выражается в уменьшении его объема, затруднении к сосредоточению, переключению внимания, появляется рассеянность.

Подходы к анализу особенностей познавательной сферы людей пожилого возраста также различны, т.е. существуют разные точки зрения на устойчивость и изменчивость интеллекта в процессе жизни.

С возрастом у пожилых снижается эффективность когнитивных функций, прежде всего восприятия и памяти. Восприятие становится менее четким и пожилой человек вынужден прибегать к воображению, что может привести к "обману чувств". Происходят изменения памяти. Чем старше становиться человек, тем лучше он помнит события 30-50 летней давности и совсем не помнит, что было вчера. В пожилом возрасте особенно велико снижение тех функций памяти, которые осуществляют активное восприятие и долгосрочное хранение информации. Способность же к пассивному краткосрочному удержанию, напротив, с возрастом ослабевает незначительно.

Информация о работе Интеллектуальная и творческая деятельность в старости