Интеллект у дошкольников

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2010 в 01:18, контрольная работа

Описание работы

Одним из важнейших показателей социально-экономического благополучия общества является состояние интеллектуального развития детей, поскольку дети составляют важнейший резерв страны, который будет определять уровень ее экономического и духовного развития, состояние науки и культуры. Поэтому проблема интеллекта занимает особое место в психологической науке. С каждым годом жизнь предъявляет все более высокие требования к детям: неуклонно растет объем знаний, которые им нужно передать; педагоги хотят, чтобы усвоение этих знаний было не механическим, а осмысленным.

Содержание

Введение.

I. Понятие интеллекта в психологии.


II. Формирование гибкости мышления у дошкольников


III. Коэффициент интеллекта.


IV. Игре как форма развитие интеллекта у дошкольников

-Классификация игр и их влияние на развитие психических процессов дошкольников

- Заключение

-Список литературы

Работа содержит 1 файл

курсовая.docx

— 33.58 Кб (Скачать)

Игре  как форма  развитие интеллекта у дошкольников 

     Личностные  качества ребёнка формируются в  активной деятельности, и прежде всего  в той, которая на каждом возрастном этапе является ведущей, определяет его интересы, отношение к действительности, особенности взаимоотношений с  окружающими людьми. В дошкольном возрасте такой ведущей деятельностью  является игра. Н.К. Крупская писала: "Игра для дошкольников - способ познания окружающего. Играя, он изучает цвета, форму, свойства материала, пространственные отношения…. изучает растения, животных"

  1. В игре формируются или перестраиваются и частные психические процессы. Значительно повышается в условиях игровой деятельности, острота зрения (исследование Т.В. Ендовицкой)
  2. 2 . В игре ребёнок раньше и легче удерживает сознательную цель запоминать и, например, запоминает большее количество слов, чем в лабораторных условиях.

     В игре складываются благоприятные условия  для развития интеллекта ребёнка, для  перехода от наглядно-действенного мышления к образному и к элементам словесно-логического мышления. Именно в игре развивается способность ребёнка создавать обобщённые типичные образы, мысленно преобразовывать их.

Классификация игр и их влияние  на развитие психических  процессов дошкольников 

     В работе дошкольных учрежд

     ений большое место занимают дидактические игры. Они используются на занятиях и в самостоятельной деятельности детей. Выполняя функцию средства обучения, дидактическая игра может служить составной частью занятия. Она помогает усваиванию, закреплению знаний, овладению способами познавательной деятельности. Дети осваивают признаки предметов, учатся классифицировать, обобщать, сравнивать. Использование дидактической игры как метода обучения повышает интерес детей к занятиям, развивает сосредоточенность, обеспечивает лучшее усвоение программного материала.

     В детском  саду, в каждой возрастной группе, должны быть разнообразные дидактические  игры. Необходимость подбора разнообразных  игр отнюдь не означает, что надо иметь их в большом количестве. Обилие дидактических игр и игрушек  рассеивает внимание детей, не позволяет  им хорошо овладеть дидактическим содержанием  и правилами. При подборе игр  перед детьми ставятся иногда слишком  лёгкие или, наоборот, чрезмерно трудные  задачи. Если по своей сложности  игры не соответствуют возрасту детей, то они не могут в них играть и наоборот - слишком лёгкие задачи не возбуждают у них умственной активности. Исследования отечественных психологов и педагогов показали, что организованное обучение на занятиях является наиболее продуктивным. Такое обучение способствует лучшему приобретению детьми знаний, умений, навыков, а также развитию у них речи, мышления, внимания, памяти. Естественно, что с введением  обучения в детском саду изменилась роль и место дидактической игры в педагогическом процессе. Она стала  одним из средств закрепления, уточнения  и расширения тех знаний, которые  дети получают на занятиях. Характерные  особенности дидактических игр  заключаются в тои, что они  создаются взрослыми с целью  обучения и воспитания детей. Однако, созданные в дидактических целях, они остаются играми. Ребёнка в  этих играх привлекает прежде всего игровая ситуация, а играя, он незаметно для себя решает дидактическую задачу. Каждая дидактическая игра включает в себя несколько элементов, а именно: дидактическую задачу, содержание, правила и игровые действия. Основным элементом дидактической игры является дидактическая задача. Она тесно связана с программой занятий. Все остальные элементы подчинены этой задаче и обеспечивают её выполнение.

     Дидактические задачи разнообразны. Это может быть ознакомление с окружающим, развитие речи. Дидактические задачи могут  быть связаны с закреплением элементарных математических представлений. Содержанием  дидактических игр является окружающая действительность (природа, люди, их взаимоотношения, быт, труд, события общественной жизни  и др.). Большая роль в дидактической  игре принадлежит правилам. Они определяют, что и как должен делать в игре каждый ребёнок, указывают путь к достижению цели. Правила помогают развивать у детей способности торможения. Они воспитывают у детей умение сдерживаться, управлять своим поведением.

     Немаловажная  роль в дидактических играх принадлежит  игровому действию. Игровое действие - это проявление активности детей  в игровых целях. Если проанализировать дидактические игры сточки зрения того, что в них занимает и увлекает детей, то окажется, что детей интересует прежде всего игровое действие. Оно стимулирует детскую активность, вызывает у детей чувство удовлетворения. Дидактическая задача, завуалированная в игровую форму, решается ребёнком более успешно, так как его внимание прежде всего направлено на развёртывание игрового действия и выполнение правил игры. Незаметно для себя, без особого напряжения, играя, он выполняет дидактическую задачу. Благодаря наличию игровых действий дидактические игры, применяемые на занятиях, делают обучение занимательным, эмоциональным, помогают повысить произвольное внимание детей, создают предпосылки к более глубокому овладению знаниями, умениями и навыками. В каждой дидактической игре дидактические задачи, игровые действия и правила игры взаимосвязаны.

     В теории и практике дошкольного воспитания существует следующая классификация  дидактических игр:

     1. с  игрушками и предметами;

     2. настольно-печатные;

     3. словесные.

     Дидактические игры-занятия с предметами и игрушками  больше всего соответствуют задачам  развития предметно-игровой деятельности детей раннего возраста. Малыши осваивают  действия с предметами и тем самым  познают разнообразные их свойства. Они начинают практически понимать различия между, например, кубом и  шаром, между объёмным предметом  и плоским. Игры-занятия с дидактическими игрушками развивают сосредоточенность, умение спокойно, не отвлекаясь, заниматься в течение некоторого времени  каким-то делом, развивают способность  подражать взрослому. Действия с  подобными предметами всегда ставят перед ребёнком умственную задачу - он старается добиться результата. Постепенно включаются задачи сенсорного характера: научить различать величину, форму, цвет.

     Настольно-печатные игры отвечают особенностям наглядно-действенного мышления детей раннего возраста. В процессе этих игр малыши усваивают и закрепляют знания в практических действиях не с предметами, а с их изображением на картинках. Разнообразны и задачи, решаемые на занятиях: закрепление знаний о предметах, их назначении, классификации, обобщение предметов по существенным признакам, установление взаимосвязи между предметами, составление целого из частей. Чтобы поддержать интерес детей к играм-занятиям и сформировать обобщённые представления о признаках предметов, следует предлагать им решение одной и той же задачи на разном дидактическом материале. В методологических пособиях по обучению и воспитанию детей приводится содержание разных видов игр-занятий, указывается последовательность усложнения познавательных задач. Так, игры, разработанные Л.М. Шведовой, направлены на формирование элементарной культуры мышления, способности переносить усвоенные умения на решение новых практических задач. Игры-занятия с образными игрушками расширяют ориентировку детей в окружающем, обогащают их словарный запас, способствуют развитию самостоятельной игровой деятельности .

      

     Большую ценность в интеллектуальном развитии детей представляют словесные игры (народные загадки, молчанка, запретное  слово). Эти игры возбуждают умственную активность. Правильно используемые дидактические игры помогают формировать  у детей усидчивость, умение тормозить  свои чувства и желания, подчиняться  правилам. В играх ребёнок вынужден проявлять умственную активность и  настойчивость в овладении окружающим, в осуществлении задуманного, умение ставить цель и добиваться её решения. Дети этого возраста лучше могут  управлять своими психическими процессами, речью и мышлением. Систематически проводя с детьми подготовительной к школе группы дидактические  игры, можно не только развить умственные способности детей, но и выработать у них нравственно-волевые черты  характера, приучать детей к более  быстрому темпу умственной деятельности.

      

Информация о работе Интеллект у дошкольников