Индивидуальный стиль деятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2012 в 15:42, доклад

Описание работы

Вообще говоря, под индивидуальным стилем следовало бы понимать всю систему отличительных признаков деятельности данного человека, обусловленных особенностями его личности, но мы сознательно ограничиваем свою задачу и в дальнейшем, без специальных оговорок, будем рассматривать лишь те особенности стиля деятельности, которые обусловлены какими-либо типологическими свойствами нервной системы.

Работа содержит 1 файл

Психология.docx

— 30.21 Кб (Скачать)

Большое влияние на формирование современных буржуазных теорий личности и ее индивидуальных особенностей оказала  теория темперамента, выдвинутая Э. Кречмером.

Анализируя совокупности морфологических  признаков, Кречмер выделяет на основе разработанных им критериев основные конституционные типы телосложения и делает попытку определить темперамент именно через эти типы морфологических конституций.

Например, астеническому типу конституции, характеризующемуся длинной  и узкой грудной клеткой, длинными конечностями, удлиненным лицом, слабой мускулатурой, соответствует, по Кречмеру, шизоидный (шизотемический) темперамент, которому свойственны индивидуальные особенности, располагающиеся в основном вдоль «психоэтетической» шкалы, — от чрезмерной ранимости, аффективности и раздражительности до бесчувственной холодности и тупого, «деревянного» равнодушия. Для шизоидов характерны также замкнутость, уход во внутренний мир, несоответствие реакций внешним стимулам, контрасты между судорожной порывистостью и скованностью действий.

Другому основному конституциональному  типу — пикническому, характеризующемуся широкой грудью, коренастой, широкой  фигурой, круглой головой, выступающим  животом, отвечает, по Кречмеру, циклоидный (циклотимический) темперамент, которому свойственны, прежде всего, индивидуальные особенности, идущие вдоль «диатетической» шкалы, т. е. от постоянно повышенного, веселого настроения у маниакальных субъектов до постоянно сниженного, печального и мрачного состояния духа у депрессивных индивидов. Для циклоидов характерны также соответствие реакций стимулам, открытость, умение слиться с окружающей средой, естественность, мягкость и плавность движений. Э. Кречмер ошибочно определил роль конституциональных особенностей как факторов психического развития личности. Его теория неизбежно приводит к порочной идее фатального предрасположения индивида к тому психологическому складу, который уготован ему наследственно заданным телесным обликом, и носит по существу реакционный характер.

К морфологическим теориям  темперамента относится и концепция  американского психолога У. Шелдона, который выделяет три основных типа соматической конституции («соматотипа»): эндоморфный, мезоморфный и эктоморфный. Для эндоморфного типа, по его мнению, характерны мягкость и округлость внешнего облика, слабое развитие костной и мускульной систем; ему соответствует висцеротонический темперамент с любовью к комфорту, с чувственными устремлениями, расслабленностью и медленными реакциями. Мезоморфный тип характеризуется жестокостью и резкостью поведения, преобладанием костно-мускульной системы, атлетичностью и силой; с ним связан соматотонический темперамент, с любовью к приключениям, склонностью к риску, жаждой мускульных действий, активностью, смелостью, агрессивностью. Эктоморфному типу конституции свойственны изящество и хрупкость телесного облика, отсутствие выраженной мускулатуры; этому соматотипу соответствует церебротонический темперамент, характеризующийся малой общительностью, склонностью к обособлению и одиночеству, повышенной реактивностью. Шелдон, так же как и Кречмер, проводит мысль о фатальной соматической обусловленности самых разнообразных психических черт личности, в том числе таких, которые целиком определяются условиями воспитания и социальной средой.

Основным недостатком гуморальных  и морфологических теорий является то, что они принимают в качестве первопричины поведенческих проявлений темперамента такие системы организма, которые не обладают и не могут  обладать необходимыми для этого  свойствами.

Основу для разработки действительно  научной теории темперамента создало  учение И. П. Павлова о типологических свойствах нервной системы животных и человека. Крупнейшей заслугой Павлова явилось детальное теоретическое и экспериментальное обоснование положения о ведущей роли и динамических особенностях поведения центральной, нервной системы — единственной из всех систем организма, обладающей способностью к универсальным регулирующим и контролирующим влияниям. Павлов выделил три основных свойства нервной системы: силу, уравновешенность и подвижность возбудительного и тормозного процессов. Из ряда возможных сочетаний этих свойств Павлов выделил четыре, по его данным, основные, типичные комбинации в виде четырех типов высшей нервной деятельности. Их проявления в поведении Павлов поставил в прямую связь с античной классификацией темперамента. Сильный, уравновешенный, подвижный тип нервной системы рассматривался им как соответствующий темперамент сангвиника; сильный, уравновешенный, инертный — темперамент флегматика; сильный, неуравновешенный — темперамент холерика; слабый — темперамент меланхолика.

Советские психологи (Б. М. Теплов и др.) отмечают, что первостепенное научное значение работ И. П. Павлова  заключается в выяснении основной роли свойств нервной системы  как первичных и самых глубоких параметров психофизиологической организации  индивидуума. На современном этапе  развития науки сделать окончательные  научные выводы, относительно числа  основных типов нервной. системы, равно как и числа типичных темпераментов, еще не представляется возможным. Исследования советских ученых показывают, что сама структура свойств нервной системы как нейрофизиологических измерений темперамента много сложнее, чем это представлялось ранее, а число основных комбинаций этих свойств гораздо больше, чем это предполагалось И. П. Павловым.

Однако для практического (в том числе психолого-педагогического) изучения личности деление на четыре основных типа темперамента и их психологическая  характеристика могут служить достаточно хорошей основой. В соответствии с этим следует отметить, что для  сангвинического темперамента характерны довольно высокая нервно-психическая активность, разнообразие и богатство мимики движений, эмоциональность, впечатлительность и лабильность. Вместе с тем эмоциональные переживания сангвиника, как правило, неглубоки, а его подвижность при отрицательных воспитательных влияниях приводит к отсутствию должной сосредоточенности, к поспешности, а иногда и поверхностности.

Для холерического темперамента характерны высокий уровень нервно-психической  активности и энергии действий, резкость и стремительность движений, а  также сила, импульсивность и яркая  выраженность эмоциональных переживаний.

Недостаточная эмоциональная  и двигательная уравновешенность холерика может выливаться при отсутствии надлежащего воспитания в несдержанность, вспыльчивость, неспособность к  самоконтролю при эмоциогенных обстоятельствах.

Темперамент флегматика характеризуется  обычно сравнительно низким уровнем  активности поведения и трудностью переключений, медлительностью и  спокойствием действий, мимики и речи, ровностью, постоянством и глубиной чувств и настроений. В случае неудачных  воспитательных влияний у флегматика могут развиться такие отрицательные  черты, как вялость, бедность и слабость эмоций, склонность к выполнению одних  лишь привычных действий.

Меланхолический темперамент  связывается обычно с такими характеристиками поведения, как малый уровень  нервно-психической активности, сдержанность и приглушенность моторики и речи, значительная эмоциональная реактивность, глубина и устойчивость чувств при слабом внешнем их выражении. На почве этих особенностей при недостатке соответствующих воспитательных воздействий у меланхолика могут развиться повышенная до болезненности эмоциональная ранимость, замкнутость и отчужденность, склонность тяжелым внутренним переживаниям таких жизненных обстоятельств, которые вовсе этого не заслуживают.

Приведенные данные показывают, что в зависимости от условий  формирования личности каждый тип темперамента может характеризоваться комплексом как положительных, так и отрицательных  психологических черт: «лучших» или  «худших». Только положительных, или  только отрицательных темпераментов  не существует. Задача воспитателя заключается, следовательно, не в том, чтобы в процессе индивидуальной работы с ребенком переделывать один тип темперамента на другой, а в том, чтобы планомерной и систематической работой добиваться, с одной стороны, развития свойственных каждому темпераменту положительных качеств, а с другой стороны, ликвидации или ослабления тех недостатков, которые уже начали проявляться в поведении ребенка.

Поскольку формирование особенностей темперамента есть процесс, в огромной степени зависящий от развития волевых  черт личности, первостепенное значение для воспитания темперамента имеет  формирование морально-волевых сторон характера. Овладение своим поведением и будет означать формирование положительных  качеств темперамента.

Вместе с тем воспитателю  следует иметь в виду, что темперамент  надо строго отличать от характера. Темперамент  ни в коей мере не характеризует  содержательную сторону личности (мировоззрение, взгляды, убеждения, интересы и т. п.), не определяет ценность личности или  предел возможных для данного  человека достижений. Он имеет отношение  лишь к динамической стороне деятельности. Характер же неразрывно связан с содержательной стороной личности.

Включаясь в развитие характера, свойства темперамента претерпевают изменения, в силу чего одни и те же исходные свойства могут привести к различным  свойствам характера в зависимости  от условий жизни и деятельности. Так, при соответствующем воспитании и условиях жизни у человека с  нервной системой слабого типа может  образоваться сильный характер, и, наоборот, черты слабохарактерности могут  развиться при «тепличном», изнеживающем воспитании у человека с сильной  нервной системой. Во всех своих  проявлениях темперамент опосредствован и обусловлен всеми реальными  условиями и конкретным содержанием  жизни человека. Например, отсутствие выдержки и самообладания в поведении  человека не обязательно говорит  о холерическом темпераменте. Оно  может быть недостатков. Непосредственно  темперамент проявляется в том, что у одного человека легче, у  другого труднее вырабатываются необходимые реакции поведения, что для одного человека нужны  одни приемы выработки тех или  иных психических качеств, для другого  — другие.

Бесспорно, что при любом  темпераменте можно развить все  общественно ценные свойства личности. Однако конкретные приемы развития этих свойств существенно зависят  от темперамента. Поэтому темперамент  — важное условие, с которым надо считаться при индивидуальном подходе  к воспитанию и обучению, к формированию характера, к всестороннему развитию умственных и физических способностей.

ЛИТЕРАТУРА

1. Ананьев Б. Г. Проблема  формирования характера, Л., 1949.

2. Ермолаева-Томина Л. Б. Демаскировка темперамента и ее педагогическое значение. — Советская педагогика, 1953, № 11.

3. Ильина А. И. Общительность  и темперамент у школьников. Пермь, 1961.

4. Ковалев А. Г., Мясищев  В. Н. Психологические особенности  человека, т. 1. Л., 1957.

5. Кречмер Э. Строение тела и характер. М.; Л., 1930.

6. Левитов Н. Д. Вопросы  психологии характера. Изд. 2-е.  М., 1956.

7. Лейтес Н. С. Опыт психологической характеристики темпераментов. — Типологические особенности высшей нервной деятельности человека, т. 1. Под ред. Б. М. Теплова. М., 1956.

8. Мерлин В. С. Очерк теории темперамента, М., 1964.

9. Мясищев В. Н. Личность  и неврозы. Л., 1960.

10. Небылицин В. Д. Основные свойства нервной системы человека. М., 1966.

11. Павлов И. П. Полное  собрание сочинений. Изд. 2-е. Т. 3 — 4. М.; Л., 1951.

12. Рубинштейн С. Л. Темперамент  и характер. — В кн.: Основы  обшей психологии. М., 1946.

13. Теплов Б. М. Проблемы  индивидуальных различий. М., 1961.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Индивидуальный стиль деятельности