Индивидуальный стиль деятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2012 в 15:42, доклад

Описание работы

Вообще говоря, под индивидуальным стилем следовало бы понимать всю систему отличительных признаков деятельности данного человека, обусловленных особенностями его личности, но мы сознательно ограничиваем свою задачу и в дальнейшем, без специальных оговорок, будем рассматривать лишь те особенности стиля деятельности, которые обусловлены какими-либо типологическими свойствами нервной системы.

Работа содержит 1 файл

Психология.docx

— 30.21 Кб (Скачать)

Индивидуальный  стиль деятельности

Психология индивидуальных различий. Тексты / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романова. М.: Изд-во МГУ, 1982. С. 74-77.

Наиболее общепризнанными  формальными признаками индивидуального  стиля можно считать следующие:

а) устойчивая система приемов  и способов деятельности;

б) эта система обусловлена  определенными личными качествами;

в) эта система является средством эффективного приспособления к объективным требованиям.

Вообще говоря, под индивидуальным стилем следовало бы понимать всю  систему отличительных признаков  деятельности данного человека, обусловленных  особенностями его личности, но мы сознательно ограничиваем свою задачу и в дальнейшем, без специальных  оговорок, будем рассматривать лишь те особенности стиля деятельности, которые обусловлены какими-либо типологическими свойствами нервной  системы.

Итак, в узком смысле слова  индивидуальный стиль деятельности есть обусловленная типологическими  особенностями устойчивая система  способов, которая складывается у  человека, стремящегося к наилучшему осуществлению данной деятельности. При этом, говоря о способах, не обязательно  иметь в виду только исполнительные и тем более двигательные акты — это и гностические, ориентировочные  действия и смена функциональных состояний, если они выступают как  средство достижения цели (например, «самовозбуждение»  у некоторых ораторов, актеров). Иначе  говоря, индивидуальный стиль есть индивидуально-своеобразная система  психологических средств, которым  сознательно или стихийно прибегает  человек в целях наилучшего уравновешивания  своей (типологически обусловленной) индивидуальности с предметными, внешними условиями деятельности.

Наиболее общая структура  индивидуального стиля сводится к следующему. Прежде всего существуют такие особенности, способы деятельности, которые непроизвольно или без  заметных субъективных усилий (как  бы стихийно) провоцируются в данной объективной обстановке на основе имеющегося у человека комплекса типологических свойств нервной системы. Эти  особенности можно обозначить как  ядро индивидуального стиля, они-то и обусловливают первый приспособительный  эффект и, таким образом, существенно  определяют направление дальнейшего  уравновешивания со средой. Но они  не обеспечивают всего необходимого приспособительного эффекта, и в  меру необходимости возникает другая группа особенностей деятельности, которые  вырабатываются в течение некоторых  более или менее продолжительных  поисков (сознательных или стихийных). Эта группа составляет своеобразную пристройку к ядру индивидуального  стиля. Например, на основе инертности сама собой возникает склонность не отрываться от начатой работы, а  значит, и такая особенность деятельности, которая может быть осмыслена  как своеобразный способ эффективного уравновешивания со средой как доведение  действий до конца. На основе инертности легко осуществляются медленные  и плавные движения, возникает  предпочтение стереотипных способов действия, пунктуальное соблюдение однажды принятого  порядка. Аналогичным образом и  на основе подвижности стихийно складываются противоположные черты деятельности.

Среди особенностей такого рода, составляющих ядро индивидуального  стиля, всегда оказываются две их категории: особенности, благоприятствующие успеху в данной обстановке (обозначим  их литерой «А»), и особенности, противодействующие успеху («Б»), При этом следует подчеркнуть  чисто функциональный характер этого  деления, т. е. одна и та же особенность  деятельности может оказаться в  одном случае в категории «А», в другом — в категории «Б»  в зависимости от характера объективных требований. Предпочтение однообразных неторопливых движений у инертных окажется в категории «А», например при ручной полировке изделия, и в категории «Б», если стоит задача срочно и часто менять характер движений, например при удержании равновесия на неустойчивой опоре.

Если мы имеем дело с  особенностью, противодействующей успешному  осуществлению деятельности, то рано или поздно, стихийно или сознательно  она «обрастает» компенсаторными  механизмами. Так, условленная инертностью  недостаточная расторопность возмещается  предусмотрительностью, более высоким  уровнем ориентировочной деятельности. Обусловленная подвижностью снижения сопротивляемость действию монотонной ситуации компенсируется тем, что человек  искусственно разнообразит свою деятельность и т. д.

Однако в меру наличия  у человека типологически обусловленных  особенностей деятельности, благоприятствующих успешному ее выполнению, возникают  и другие элементы пристройки к ядру стиля, а именно поиски и максимальное использование всех возможностей, которые  открываются в связи с этой категорией особенностей деятельности. Так, например, инертные спортсмены-акробаты предпочитают упражнения, включающие статические позы, медленные и  плавные движения, и добиваются здесь  наибольшего эффекта. Рабочие-станочники инертного типа доводят до совершенства стереотипную упорядоченность рабочего места и систематичность в  работе. Подвижные максимально используют свои скоростные ресурсы и способность  часто переключаться с одной  ситуации на другую и именно на этом пути «находят себя». Таким образом, среди особенностей, составляющих пристройку к ядру индивидуального стиля, также  можно выделить две их категории: особенности, имеющие компенсаторное значение («В»), и особенности, связанные  с максимальным использованием положительных  приспособительных возможностей («Г»).

Таким образом, индивидуальный стиль тем в большей степени  сформирован и выражен, чем больше наблюдается особенностей, относящихся  к категориям «А», «В», «Г», и чем  меньше остается нескомпенсированных особенностей категории «Б».

Если бы индивидуальный стиль  деятельности в труде, учении, спорте однозначно определялся комплексом природных особенностей человека, то задача описания его детальной структуры, классификации и даже предсказания его особенностей была бы и относительно простой и актуальной. Однако думается, что такого индивидуального стиля  просто не существует. Если же под индивидуальным стилем понимать интегральный эффект взаимодействия человека с предметной и социальной средой, то более насущной представляется несколько иная задача, а именно мы должны в каждом конкретном случае уметь быстро распознать, где есть или где должен быть сформирован индивидуальный стиль, под которым понимается некоторая (не обязательно всеобъемлющая) система индивидуально-своеобразных приемов и способов решения задачи (будет ли задача двигательной или гностической, будет ли она предполагать взаимодействие с вещами или людьми, будет ли связана с однократными или повторяющимися разнообразными или монотонными действиями, потребует ли отдельных реакций или сложного иерархического плана поведения — все это зависит от стечения обстоятельств). Наиболее общий путь, ведущий нас к ситуациям, где есть или возможен индивидуальный стиль, состоит в следующем.

Необходимо выделить, определить конкретную систему «субъект—объект» и определить то желательное состояние, к которому она должна прийти (иначе  говоря, указать цель управления).

Выделить как можно  больше существенных условий, от которых  зависит достижение желаемого результата (т. е. указать определенную группу входных  воздействий, как управляющих, так  и возмущающих).

Выделить такие (из упомянутых в предыдущем пункте) управляющие  воздействия, в отношении которых  какое-либо типологическое свойство или  сочетание свойств является по своему биологическому смыслу противодействующим фактором (например, частому переключению внимания противодействует инертность, быстроте реагирования, длительному  поддержанию внимания в монотонной обстановке — подвижность и т. п.). Кроме того, выделить и такие особенности деятельности, в отношении которых определенные типологические особенности являются благоприятным или хотя бы нейтральным (явно не противодействующим) фактором.

После того как все это  проделано, остается искать пути управления формированием индивидуального  стиля за счет конструирования необходимых  элементов пристройки к его ядру (см. общую схему основных этапов научно-практической работы по организации индивидуального подхода). Формирование индивидуального стиля продвигает личность на все более высокие уровни осуществления деятельности, а значит, и способствует обоснованной реализации принципа «от каждого по способностям»...

Могут сказать, что мы рекомендуем  слишком хлопотный способ (разбираться  в каждом, буквально отдельном, единичном  случае индивидуального стиля), и  спросить: где же представление о  детальной типовой структуре  индивидуального стиля? Спросим  и мы: а почему она должна быть, если стиль действительно индивидуальный?

Если астроном изучает  Солнце, то вполне допустимо, что его  может занимать вопрос, как познать  именно это конкретное светило и  предсказать его поведение. Думается, что факт неповторимости каждой личности дает аналогичное право и психологу. В идеале мы должны уметь быстро, оперативно конструировать программу  воспитательных, формирующих воздействий, адресуемых не просто к представителю  типа, группы, а именно к конкретному  человеку. В этом, вероятно, и состоит  одна из специфических черт психологии: началом и концом проблемы для  нее может быть познание данного  человека.

 

 

 

 

 

 

Небылицын В. Д. 
Темперамент

Психология индивидуальных различий. Тексты / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романова. М.: Изд-во МГУ, 1982.. С. 153-159.

Темперамент (лат. temperamentum — надлежащее соотношение черт от tempero — смешиваю в надлежащем соотношении) — характеристика индивида со стороны динамических особенностей его психической деятельности, т. е. темпа, быстроты, ритма, интенсивности, составляющих эту деятельность психических процессов и состояний.

Анализ внутренней структуры  темперамента представляет значительные трудности, обусловленные отсутствием  у темперамента (в его обычных  психологических характеристиках) единого содержания и единой системы  внешних проявлений. Попытки такого анализа приводят к выделению  трех главных, ведущих, компонентов  темперамента, относящихся к сферам общей активности индивида, его моторики и его эмоциональности. Каждый из этих компонентов, в свою очередь, обладает весьма сложным многомерным строением  и разными формами психологических  проявлений.

Наиболее широкое значение в структуре темперамента имеет  тот его компонент, который обозначается как общая психическая активность индивида. Сущность этого компонента заключается главным образом  в тенденции личности к самовыражению, эффективному освоению и преобразованию внешней действительности; разумеется, при этом направление, качество и  уровень реализации этих тенденций  определяются другими («содержательными») особенностями личности: ее интеллектуальными  и характерологическими особенностями, комплексом ее отношений и мотивов. Степени активности распределяются от вялости, инертности и пассивного созерцательства на одном полюсе до высших степеней энергии, мощной стремительности действий и постоянного подъема — на другом.

К группе качеств, составляющих первый компонент темперамента, вплотную примыкает (или даже, возможно, входит в нее как составная часть) группа качеств, составляющих второй —  двигательный, или моторный, — его  компонент, ведущую роль в котором  играют качества, связанные с функцией двигательного (и специально — речедвигательного) аппарата. Необходимость специального выделения в структуре темперамента этого компонента вызывается особым значением моторики как средства, с помощью которого актуализируется внутренняя динамика психических состояний со всеми ее индивидуальными градациями. Среди динамических качеств двигательного компонента следует выделить такие, как быстрота, сила, резкость, ритм, амплитуда и ряд других признаков мышечного движения (часть из них характеризует и речевую моторику). Совокупность особенностей мышечной и речевой моторики составляет ту грань темперамента, которая легче других поддается наблюдению и оценке и поэтому часто служит основой для суждения о темпераменте их носителя.

Третьим основным компонентом  темперамента является «эмоциональность», представляющая собой обширный комплекс свойств н качеств, характеризующих особенности возникновения, протекания и прекращения разнообразных чувств, аффектов и настроений. По сравнению с другими составными частями темперамента этот компонент наиболее сложен и обладает разветвленной собственной структурой. В качестве основных характеристик «эмоциональности» выделяют впечатлительность, импульсивность и эмоциональную стабильность. Впечатлительность выражает аффективную восприимчивость субъекта, чуткость его к эмоциогенным воздействиям, способность его найти почву для эмоциональной реакции там, где для других такой почвы не существует. Термином «импульсивность» обозначается быстрота, с которой эмоция становится побудительной силой поступков и действий без их предварительного обдумывания и сознательного решения выполнить их. Под эмоциональной лабильностью обычно понимается скорость, с которой прекращается данное эмоциональное состояние или происходит смена одного переживания другим.

Основные компоненты темперамента образуют в актах человеческого  поведения то своеобразное единство побуждения, действия и переживания, которое позволяет говорить о  целостности проявлений темперамента и дает возможность относительно четко ограничить темперамент от других психических образований  личности — ее направленности, характера, способностей и др.

Вопрос о проявлениях  темперамента в поведении неразрывно связан с вопросом о факторах, эти  проявления обусловливающих. В истории  учения о личности можно выделить три основные системы взглядов на этот вопрос. Древнейшими из них  являются гуморальные теории, связывающие  темперамент со свойствами тех или  иных жидких сред организма. Наиболее ярко эту группу теорий темперамента представляла классификация темперамента, основанная на учении Гиппократа. Он считал, что уровень жизнедеятельности  организма определяется соотношением между четырьмя жидкостями, циркулирующими в человеческом организме, — кровью, желчью, черной желчью и слизью (лимфой, флегмой). Соотношение этих жидкостей, индивидуально своеобразное у каждого организма, обозначалось по-гречески термином «красис» (смесь, сочетание), который в переводе на латинский язык звучит как «temperament». На основе теории Гиппократа постепенно сформировалось учение о четырех типах темперамента по количеству главных жидкостей, гипотетическое преобладание которых в организме и дало название основным типам темперамента: сангвиническому (от латинского sanguis — кровь), холерическому (от греческого chole — желчь), меланхолическому (от греческого melaina — черная желчь) и флегматическому (от греческого phlegma — слизь).

В новое время психологическая  характеристика этих типов темперамента была обобщена и систематизирована  впервые немецким философом И. Кантом («Антропология», 1789), допустившим, однако, в своих толкованиях смешение черт темперамента и характера. Органической основой темперамента Кант считал качественные особенности крови, т. е. разделял позицию  сторонников гуморальных теорий.

Близко к гуморальным  теориям темперамента стоит сформулированная П.Ф. Лесгафтом идея о том, что  в основе проявлений темперамента, в конечном счете, лежат свойства системы кровообращения, в частности  толщина и упругость стенок кровеносных  сосудов, диаметр их просвета, строение и форма сердца и т. д. При этом малому просвету и толстым стенкам  сосудов соответствует холерический темперамент, малому просвету и тонким стенкам — сангвинический, большому просвету и толстым стенкам — меланхолический и, наконец, большому просвету и тонким стенкам — флегматический. Калибром сосудов и толщиной их стенок определяются, согласно теории Лесгафта, быстрота и сила кровотока, затем (как производное) скорость обмена веществ при питании и, наконец, сама индивидуальная характеристика темперамента как меры возбудимости организма и продолжительности его реакций при действии внешних и внутренних стимулов.

Информация о работе Индивидуальный стиль деятельности