Индивидуальные особенности памяти и ее развитие

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2012 в 20:08, реферат

Описание работы

Целью данного реферата является определение понятия памяти, её развития, какие теории памяти были предложены. Дать краткое определение различным видам памяти. Описать, как происходит запоминание, хранение той или иной информации в различных видах памяти. Описать некоторые эффекты, присущие памяти. Выделить индивидуальные особенности памяти и ее развитие.

Содержание

Введение3
1 Определение памяти. Теория памяти 4
2 Виды памяти и их особенности 7
3 Некоторые эффекты памяти18
4 Индивидуальные особенности памяти и ее развитие 19
Заключение 25
Список используемых источников……………………………………………..26

Работа содержит 1 файл

реферат по психологии.docx

— 51.27 Кб (Скачать)

   Всегда лучше запоминается  то, что хочется выучить, чем  такие вещи, которые для нас  не представляют никакого интереса. Студент, увлекающийся спортом, зачастую может назвать имена всех футболистов в некоторых командах, но порой не способен запомнить имена трех знаменитых психологов. Точно так же иные любители музыки знают наизусть все произведения многих композиторов, но не могут воспроизвести мотив последней модной песенки и даже вспомнить, кто ее поет. По этой же причине в ходе дискуссий или дебатов легче запоминаются аргументы, подтверждающие наши собственные идеи, чем доводы, идущие им вразрез.

  Углубление в изучаемый  предмет. Материал запоминается  тем лучше, чем больше он  связан с какими-то другими  фактами в различных контекстах  и под разными углами зрения. В этом и состоит смысл примеров - как в лекциях, так и в  учебниках. Однако такого рода  углубление не может сравниться  с тем, когда студент самостоятельно  работает над предметом, устанавливает  связи между различными его  аспектами или пытается проиллюстрировать  какие-то закономерности и принципы  с помощью фактов из повседневной  жизни.

  Переход информации  из кратковременной в долговременную  память связан с рядом особенностей. В кратковременную память попадают  последние 5 или 6 единиц информации, поступившие через органы чувств, они-то и проникают в первую  очередь в долговременную память. Сделав сознательное усилие, повторяя материал, можно удерживать его в кратковременной памяти и на более длительный срок, чем несколько десятков секунд. Тем самым можно обеспечить перевод из кратковременной в долговременную память такого количества информации, которое превышает индивидуальный объем кратковременной памяти. Этот механизм лежит в основе запоминания путем повторения.

 Обычно же без повторения  в долговременной памяти оказывается  лишь то, что находится в сфере  внимания человека. Данную особенность кратковременной памяти иллюстрирует следующий опыт. В нем испытуемых просят запомнить всего лишь 3 буквы и спустя примерно 18 с воспроизвести их. Но в интервале между первичным восприятием этих букв и их припоминанием испытуемым не дают возможности повторять эти буквы про себя. Сразу же после предъявления трех разных букв им предлагается в быстром темпе начать вести обратный счет тройками, начиная с какого-нибудь большого числа, например с 55. В этом случае оказывается, что многие испытуемые вообще не в состоянии запомнить данные буквы и безошибочно их воспроизвести через 18 с. В среднем в памяти людей, прошедших через подобный опыт, сохраняется не более 20% первоначально воспринятой ими информации. Тот факт, что при введении информации в долговременную память она, как правило, перекодируется в акустическую форму, доказывается следующим экспериментом. Если испытуемым зрительно предъявить значительное количество слов, заведомо превышающих по своему числу объем кратковременной памяти, и затем проанализировать ошибки, которые они допускают при ее воспроизведении, то окажется, что нередко правильные буквы в словах замещаются теми ошибочными буквами, которые близки к ним по звучанию, а не по написанию. Это, очевидно, характерно только для людей, владеющих вербальной символикой, т. е. звуковой речью. Люди, глухие от рождения, не нуждаются в том, чтобы преобразовать видимые слова в слышимые.

  В случаях болезненных  нарушений долговременная и кратковременная память могут существовать и функционировать как относительно независимые. К примеру, при таком болезненном нарушении памяти, которое именуется ретроградной амнезией, страдает в основном память на недавно произошедшие события, но обычно сохраняются воспоминания о тех событиях, которые имели место в далеком прошлом. При другом виде заболевания, также связанном с нарушениями памяти, – антероградной амнезии — сохранной остаётся и кратковременная, и долговременная память. Однако при этом страдает способность ввода новой информации в долговременную память.

Генетическая  память. Генетическую память можно определить как такую, в которой информация хранится в генотипе, передается и воспроизводится по наследству. Основным биологическим механизмом запоминания информации в такой памяти являются, по-видимому, мутации и связанные с ними изменения генных структур. Генетическая память у человека – единственная, на которую мы не можем оказывать влияние через обучение и воспитание.

Оперативная память. Оперативной называют память, рассчитанную на хранение информации в течение определенного, заранее заданного срока, в диапазоне от нескольких секунд до нескольких дней. Срок хранения сведений этой памяти определяется задачей, вставшей перед человеком, и рассчитан только на решение данной задачи. После этого информация может исчезать из оперативной памяти. Этот вид памяти по длительности хранения информации и своим свойствам занимает промежуточное положение между кратковременной и долговременной.

Зрительная память. Зрительная память связана с сохранением и воспроизведением зрительных образов. Она чрезвычайно важна для людей любых профессий, особенно для инженеров и художников. Хорошей зрительной памятью нередко обладают люди с эйдетическим восприятием, способные в течение достаточно продолжительного времени «видеть» воспринятую картину в своем воображении после того, как она перестала воздействовать на органы чувств. В связи с этим данный вид памяти предполагает развитую у человека способность к воображению. На ней основан, в частности, процесс запоминания и воспроизведения материала: то, что человек зрительно может себе представить, он, как правило, легче запоминает и воспроизводит.

Двигательная  память. Двигательная память представляет собой запоминание и сохранение, а при необходимости и воспроизведение с достаточной точностью многообразных сложных движений. Она участвует в формировании двигательных, в частности трудовых и спортивных, умений и навыков. Совершенствование ручных движений человека напрямую связано с этим видом памяти.

Эмоциональная память. Эмоциональная память — это память на переживания. Она участвует в работе всех видов памяти, но особенно проявляется в человеческих отношениях. На эмоциональной памяти непосредственно основана прочность запоминания материала: то, что у человека вызывает эмоциональные переживания, запоминается им без особого труда и на более длительный срок.

        Осязательная, обонятельная, вкусовая и другие виды памяти особой роли в жизни человека не играют, и их возможности по сравнению со зрительной, слуховой, двигательной и эмоциональной памятью ограничены. Их роль в основном сводится к удовлетворению биологических потребностей или потребностей, связанных с безопасностью и самосохранением организма.     

 По характеру участия  воли в процессах запоминания  и воспроизведения материала память делят на непроизвольную и произвольную. В первом случае имеют в виду такое запоминание и воспроизведение, которое происходит автоматически и без особых усилий со стороны человека, без постановки им перед собой специальной мнемической задачи (на запоминание, узнавание, сохранение или воспроизведение). Во втором случае такая задача обязательно присутствует, а сам процесс запоминания или воспроизведения требует волевых усилий.     

 Непроизвольное запоминание  не обязательно является более  слабым, чем произвольное, во многих  случаях жизни оно превосходит его. Установлено, например, что лучше непроизвольно запоминается материал, который является объектом внимания и сознания, выступает в качестве цели, а не средства осуществления деятельности. Непроизвольно лучше запоминается также материал, с которым связана интересная и сложная умственная работа и который для человека имеет большое значение. Показано, что в том случае, когда с запоминаемым материалом проводится значительная работа по его осмыслению, преобразованию, классификации, установлению в нем определенных внутренних (структура) и внешних (ассоциации) связей, непроизвольно он может запоминаться лучше, чем произвольно. Это особенно характерно для детей дошкольного и младшего школьного возраста.

  Рассмотрим теперь  некоторые особенности и взаимосвязь  двух основных видов памяти, которыми  человек пользуется в повседневной жизни: кратковременной и долговременной.            

 Многие жизненные психологические  проблемы, казалось бы, связанные с памятью, на самом деле зависят не от памяти как таковой, а от возможности обеспечить длительное и устойчивое внимание человека к запоминаемому или припоминаемому материалу. Если удается обратить внимание человека на что-либо, сосредоточить его внимание на этом, то соответствующий материал лучше запоминается и, следовательно, дольше сохраняется в памяти. Этот факт можно проиллюстрировать с помощью следующего опыта. Если предложить человеку закрыть глаза и неожиданно ответить, например, на вопрос о том, какого цвета, формы и какими другими особенностями обладает предмет, который он не раз видел, мимо которого неоднократно проходил, но который не вызывал к себе повышенного внимания, то человек с трудом может ответить на поставленный вопрос, несмотря на то, что видел этот предмет множество раз. Многие люди ошибаются, когда их просят сказать, какой цифрой, римской или арабской, изображена на циферблате их механических ручных часов цифра 6. Нередко оказывается, что ее на часах нет вообще, а человек, десятки и даже сотни раз, смотревший на свои часы, не обращал внимание на этот факт и, следовательно, не запомнил его. Процедуру введения информации в кратковременную память и представляет собой акт обращения на нее внимания.

Слуховая память — это хорошее запоминание и точное воспроизведение разнообразных звуков, например музыкальных, речевых. Она необходима филологам, людям, изучающим иностранные языки, акустикам, музыкантам. Особую разновидность речевой памяти составляет словесно-логическая, которая тесным образом связана со словом, мыслью и логикой.

Словесно-логическая память выражается в запоминании и воспроизведении наших мыслей. Мы запоминаем и воспроизводим мысли, возникшие у нас в процессе обдумывания, размышления, помним содержание прочитанной книги, разговора с друзьями.

   Особенностью данного  вида памяти является то, что  мысли не существуют без языка,  поэтому память на них и  называется не просто логической, а словесно-логической. При этом  словесно-логическая память проявляется  в двух случаях: а) запоминается  и воспроизводится только смысл  данного материала, а точное  сохранение подлинных выражений  не требуется; б) запоминается  не только смысл, но и буквальное  словесное выражение мыслей (заучивание  мыслей). Если в последнем случае  материал вообще не подвергается  смысловой обработке, то буквальное  заучивание его оказывается уже  не логическим, а механическим  запоминанием.

 Оба этих вида памяти  могут не совпадать друг с  другом. Например, есть люди, которые  хорошо запоминают смысл прочитанного, но не всегда могут точно  и прочно заучить материал  наизусть, и люди, которые легко  заучивают наизусть, но не могут  воспроизвести текст «своими  словами».

   Развитие обоих  видов словесно-логической памяти  также происходит не параллельно  друг другу. Заучивание наизусть  у детей протекает иногда с  большей легкостью, чем у взрослых. В то же время в запоминании  смысла взрослые, наоборот, имеют  значительные преимущества перед  детьми. Это объясняется тем, что  при запоминании смысла, прежде  всего, запоминается то, что является  наиболее существенным, наиболее  значимым. В этом случае, очевидно, что выделение существенного  в материале зависит от понимания  материала, поэтому взрослые легче,  чем дети, запоминают смысл. И  наоборот, дети легко могут запомнить  детали, но гораздо хуже запоминают  смысл.

  В словесно-логической  памяти главная роль отводится  второй сигнальной системе, поскольку  словесно-логическая память —  специфически человеческая память, в отличие от двигательной, эмоциональной  и образной, которые в простейших формах свойственны и животным. Опираясь на развитие других видов памяти, словесно-логическая память становится ведущей по отношению к ним, и от уровня ее развития в значительной степени зависит развитие всех других видов памяти.

     Все виды  памяти тесно связаны друг  с другом и не существуют  независимо друг от друга. Например, когда мы овладеваем какой-либо  двигательной деятельностью, мы  опираемся не только на двигательную  память, но и на все остальные  ее виды, поскольку в процессе  овладения деятельностью мы запоминаем  не только движения, но и данные  нам объяснения, наши переживания  и впечатления. Поэтому в каждом  конкретном процессе все виды  памяти взаимосвязаны.

 

3 Некоторые эффекты памяти

 

 

    Эффект  Зейгарник. Он состоит в следующем. Если людям предложить  серию заданий и одни  из  них  позволить  довести  до  конца,  а  другие  прервать незавершенными, то окажется, что впоследствии испытуемые почти  в  два  раза чаще  вспоминают  незавершенные   задания,   чем   завершенные   к   моменту прерывания.

  Это объясняется тем, что при получении задания у испытуемого появляется потребность  выполнить  его,  которая  усиливается  в  процессе   выполнения задания. Эта потребность полностью реализует себя, когда задание  выполнено, и остается, неудовлетворенной, если оно не доведено до конца.

  В силу  связи между   мотивацией   и   памятью   первая   влияет   на избирательность памяти, сохраняя в ней следы  незавершенных  заданий.  Можно сделать вывод: человек непроизвольно удерживает в своей памяти  и  в  первую  очередь (тоже непроизвольно) воспроизводит то,  что  отвечает  его  наиболее  актуальным, но не вполне еще удовлетворенным потребностям.

  Эффект края. При запоминании ряда однородной информации лучше всего по памяти воспроизводится его начало и конец.

   Эффект реминисценции.  Это – улучшение со  временем  воспроизведения заученного материала без  дополнительных  его  повторений.  Чаще  всего  это явление наблюдается при распределении повторений материала  в  процессе  его заучивания, а не при запоминании сразу наизусть.

  Отсроченное на несколько дней (2-3 дня) воспроизведение нередко дает лучшие  результаты,  чем   воспроизведение  материала   сразу   после   заучивания.  Реминисценция,  вероятно,  объясняется  тем,  что  со  временем логические, смысловые связи,  образующиеся  внутри  заучиваемого  материала, упрочиваются, становятся более ясными, очевидными.

4 Индивидуальные  особенности памяти и ее развитие

 

Процессы памяти у разных людей протекают неодинаково. В  настоящее время принято выделять две основные группы индивидуальных различий в памяти: в первую группу входят различия в продуктивности заучивания, во вторую — различия так называемых типов памяти.

Информация о работе Индивидуальные особенности памяти и ее развитие