Индивидуальные особенности памяти и ее развитие

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2012 в 20:08, реферат

Описание работы

Целью данного реферата является определение понятия памяти, её развития, какие теории памяти были предложены. Дать краткое определение различным видам памяти. Описать, как происходит запоминание, хранение той или иной информации в различных видах памяти. Описать некоторые эффекты, присущие памяти. Выделить индивидуальные особенности памяти и ее развитие.

Содержание

Введение3
1 Определение памяти. Теория памяти 4
2 Виды памяти и их особенности 7
3 Некоторые эффекты памяти18
4 Индивидуальные особенности памяти и ее развитие 19
Заключение 25
Список используемых источников……………………………………………..26

Работа содержит 1 файл

реферат по психологии.docx

— 51.27 Кб (Скачать)

Оглавление

Введение3

1 Определение памяти. Теория памяти 4

2 Виды памяти и их  особенности 7

3 Некоторые эффекты памяти18

4 Индивидуальные особенности  памяти и ее развитие 19

Заключение 25

Список используемых источников……………………………………………..26

 

 

 

 

Введение

   Целью данного  реферата является определение  понятия памяти, её развития, какие  теории памяти были предложены. Дать краткое определение различным видам памяти. Описать, как происходит запоминание, хранение той или иной информации в различных видах памяти. Описать некоторые эффекты, присущие памяти.  Выделить индивидуальные особенности памяти  и ее развитие.

Задачи реферата ознакомиться с понятием память, изучить основные виды памяти, усвоить суть каждого  из них, ознакомится с процессом  памяти у человека, выявить индивидуальные особенности памяти и ее развитие.

    Актуальность  данного реферата – память  не исследована полностью, в  ней много непонятных нам процессов,  которые непосредственно проходят  через головной мозг. До конца непонятно как  именно мы запоминаем, каждый раз обнаруживаем что-нибудь новое. Надо планировать работу по формированию навыков памяти и внимания на основе разработки системы задач,  заданий и упражнений и ввода рациональных приемов. И это будет актуально, так как мы претерпеваем изменения, развиваемся, придумываем все больше нового, то есть, как исследовать память. Различные приборы и методики. Память создает, сохраняет и обогащает наши знания, умения, навыки без чего немыслимо ни успешное учение, ни плодотворная деятельность.

  В реферате использованы  труды отечественных и зарубежных  авторов.  

1 Определение  памяти. Теория памяти

 

 

           Память – это способ существования психики во времени, способ удержания прошлого. Память – одна из самых популярных психических особенностей человека. Каждый день мы узнаем что-то новое, с каждым днем обогащаются наши знания. Все, что узнает человек, может быть сохранено в кладовых его мозга. Наш мозг обладает важным свойством. Он не только получает информацию об окружающем мире, но и хранит, накапливает её. Образцы предметов и явлений, которые возникают в мозге в результате воздействия их на анализатор, не исчезают бесследно после прекращения этого воздействия. Они сохраняются и в отсутствии этих предметов и явлений в виде представлений памяти.

    Важнейшая особенность  психики состоит в том, что  отражение внешних воздействий  постоянно используется индивидом  в его дальнейшем поведении.  Постоянное усложнение поведения  осуществляется за счет накопления  индивидуального опыта. Формирование  опыта было бы невозможно, если  бы образы внешнего мира, возникающие  в коре мозга, исчезали бесследно.  Вступая в различные связи  между собой, эти образы закрепляются, сохраняются и воспроизводятся  в соответствии с требованиями  жизни и деятельности. Значение  памяти в жизни человека очень  высоко. Абсолютно все, что мы  знаем, умеем, есть следствие  способности мозга запоминать  и сохранять в памяти образцы,  мысли, пережитые чувства, движения  и их системы. Человек, лишенный  памяти, вечно находился бы (по  мнению И.М. Сеченова) в положении  новорожденного, был бы существом  не способным ничему научиться,  ничем овладеть и его действия  определялись бы только инстинктами.

  Память создает, сохраняет  и обогащает наши знания, умения, навыки без чего немыслимо  ни успешное учение, ни плодотворная  деятельность. Чем больше человек  знает и умеет, т.е. чем больше  у него храниться в памяти, тем больше пользы он сможет  принести обществу.

   Будучи важнейшей  характеристикой всех психических  процессов, память обеспечивает  единство и целостность человеческой  личности.

   Впечатления, которые  человек получает об окружающем  мире, оставляют определенный след, сохраняются, закрепляются, а при  необходимости и возможности – воспроизводятся. Эти процессы называются памятью. «Без памяти, – писал С. Л. Рубинштейн, – мы были бы существами мгновения. Наше прошлое было бы будущего. Настоящее, по мере его протекания, безвозвратно исчезало бы в прошлом».

    Память, как и  все психические процессы, есть  деятельность. Человек всегда осуществляет  определенную психическую деятельность. Он запоминает наиболее прочно  только те факты, события и  явления, которые имеют для  его деятельности  важное  значение. Все, что с ним связанно запоминается  лучше, чем то, что с ним не  связанно. Большое влияние имеют  эмоциональные отношения человека  к тому, что запоминается. Все  то, что вызывает у человека  эмоциональную реакцию, откладывает  глубокий след в сознании и  запоминается прочно и надолго.  Продуктивность памяти во многом  зависит от волевых качеств  человека, и не способные к  волевым длительным усилиям запоминают  всегда поверхностно и плохо.

   Исследованиями памяти  в настоящее время заняты представители  различных наук: психологии, биологии, медицины, генетики и многие другие. В каждой из этих наук существуют  свои вопросы. Но все эти  науки вместе взятые, расширяют  наши знания о памяти человека, дополняют друг друга, позволяют  заглянуть в одно из важных  явлений человеческой психологии. Психологическое учение о памяти  на много старше медицинского, генетического, биохимического исследований.

  В начале XX века возникает смысловая теория памяти. На первый план при запоминании и воспроизведении выдвигается смысловое содержание материала. Утверждается, что смысловое запоминание подчиняется иным законам, чем механическое. В настоящее время нет единой теории о механизмах памяти. Более убедительной, выглядит, нейронная теория, которая исходит из представления, что нейроны образуют цепи, по которым циркулируют биотоки. Под влиянием биотоков происходят изменения в синапсах, что облегчает последующее прохождение биотоков по этим путям. Различный характер цепей нейронов и соответствует той или иной закрепленной информации.

  Другая теория, молекулярная  теория памяти считает, что  под влиянием биотоков в работе  нейронов образуются особые белковые  молекулы, на которых и «записывается»  поступающая в мозг информация. Ученые пробуют извлечь из  мозга умершего животного «молекулы  памяти».

  С началом развития  кибернетики, с появлением вычислительной  техники и развитием программирования  начались поиски оптимальных  путей принятия, переработки и  хранения информации. За несколько  последних десятилетий в подобных  исследованиях был накоплен богатейший  материал. Исследование механизмов  памяти на различных уровнях,  безусловно, обогащают друг друга.

 

2 Виды памяти  и их особенности

 

Существует несколько  оснований для классификации  видов человеческой памяти. Одно из них – деление памяти по времени сохранения материала, другое – по преобладающему в процессах запоминания, сохранения и воспроизведения материала анализатору. В первом случае выделяют сенсорную, кратковременную, оперативную, долговременную и генетическую память. Во втором случае говорят о двигательной, зрительной,  обонятельной, осязательной, эмоциональной, слуховой, словесно-логической и других видах памяти. Рассмотрим и дадим краткое определение основным из названных видов памяти.

   Сенсорная память. Как следует из ее названия, сенсорная память-это примитивный процесс, осуществляемый на уровне рецепторов. Сперлинг  показав, что следы в ней сохраняются лишь очень короткое время - порядка 1/4 секунды, и за это время решается вопрос о том, привлечет ли ретикулярная формация внимание высших отделов мозга к поступившим сигналам. Если этого не происходит, то менее чем за секунду следы стираются и сенсорная память заполняется сигналами. Частный случай сенсорной памяти составляют последовательные образы. Они возникают при воздействии на сетчатку сильного или длительного раздражителя.

Кратковременная память. В том случае, если информация, переданная рецепторами, привлекла внимание мозга, она может в течение короткого промежутка времени сохраняться, и за это время мозг ее обрабатывает и интерпретирует. При этом решается вопрос о том, достаточно ли данная информация важна для того, чтобы передаваться на долговременное хранение.

 Кратковременная память  характеризуется не только определенной  длительностью удержания информации, но также емкостью, т.е. способностью  одновременно сохранять определенное  число разнородных элементов информации. Было установлено, что кратковременная память действует в течение примерно 20 секунд, за это время сохраняется очень немного информации - например, какое-то число или несколько слогов из трех-четырех букв. В случае если информация не вводится повторно или не “прокручивается” в памяти, она по истечении этого промежутка исчезает, не оставляя заметных следов.

  С 1885 года Эббингауз  ставил сам над собой опыты  с целью выяснить, сколько информации  он может одновременно запомнить  без каких-либо специальных мнемонических  приемов. Оказалось, что емкость памяти ограничена семью цифрами, семью буквами или же названиями семи предметов. Это “магическое число” семь, служащее своего рода меркой памяти, было проверено Миллером. Он показал, что память действительно в среднем не может хранить одновременно более семи элементов: в зависимости от сложности  элементов это число может колебаться в пределах от 5 до 9.

   Если необходимо  в течение короткого времени  сохранить информацию, включающую больше семи элементов, мозг почти бессознательно группирует эту информацию таким образом, чтобы число запоминаемых элементов не превышало предельно допустимого. Так, номер банковского счета 30637402710, состоящий из одиннадцати элементов, будет, скорее всего, запоминаться как 30 63 740 27 10, т.е.  как пять числовых элементов или 8 слов (тридцать, шестьдесят три, семьсот сорок двадцать, семь, десять). Отметим также, что если в подобном случае действует в основном механизм слухового запоминания, то возможна и зрительная память - в частности, когда требуется запомнить какой-либо несловесный (невербальный) материал. В мнемотехнических методиках, к которым прибегают для лучшего запоминания, могут использоваться оба эти механизма            

 Хорошим примером того, как емкость кратковременной  памяти может ограничивать познавательную  деятельность, служит счет в уме.  Так, умножишь 32 на 64 сравнительно  легко, однако многие не могут  сделать этого без карандаша и бумаги. Чаще всего такие люди говорят при этом, что они “не сильны в арифметике”. На самом же деле им, вероятно, мешает накопление промежуточных операций и данных, быстро перегружающее кратковременную память.           

 Одним из возможных  механизмов кратковременного запоминания  является временное кодирование,  т. е. отражение запоминаемого  материала в виде определенных, последовательно расположенных  символов в слуховой или зрительной  системе человека. Например, когда  мы запоминаем нечто такое,  что можно обозначить словом, то мы этим словом, как правило,  пользуемся, мысленно произнося  его про себя несколько раз,  причем делаем это или осознанно,  продуманно, или неосознанно, механически.  Если требуется зрительно запомнить какую-либо картину, то, внимательно посмотрев на нее, мы обычно закрываем глаза или отвлекаем внимание от разглядывания для того, чтобы сосредоточить его на запоминании. При этом мы обязательно стараемся мысленно воспроизвести увиденное, представить его зрительно или выразить его смысл словами. Часто для того, чтобы нечто действительно запомнилось, мы стараемся по ассоциации с ним вызвать у себя определенную реакцию. Порождение такой реакции следует рассматривать как особый психофизиологический механизм, способствующий активизации и интегрированию процессов, служащих средством запоминания и воспроизведении.

Долговременная  память. Именно из тех нескольких элементов, которые ненадолго задерживаются в кратковременной памяти, мозг отбирает то, что будет храниться в памяти долговременной. Кратковременную память можно сравнить со стеллажами в большой библиотеке: книги то снимаются с них, то ставятся обратно в зависимости от сиюминутных нужд. Долговременная же память больше похожа на архив: в ней определенные элементы, выбранные из кратковременной памяти, подразделяются на множества рубрик, а затем хранятся более или менее длительное время. Емкость и длительность долговременной памяти в принципе безграничны. Они зависят от важности для субъекта запоминаемой информации, а  также от способа ее кодирования, систематизации и, наконец, воспроизведения.

   Роль некоторых  факторов. Привычность материала.  Если какое-то событие повторяется  много раз, то оно легче и  на более длительный срок запоминается, чем случайное явление. В качестве  примера можно привести дорогу, по которой мы идем каждое  утро, таблицу умножения и вообще  все то, что было более или  менее добровольно выучено в  детстве или в течение жизни.  Так, первые песенки или стишки, которые мы выучили в школе  и на радость всей семье  пели или читали  раз, когда приходили гости, запоминаются нам навсегда, как и другие события подобного рода.

 Точно так же можно  объяснить и удивительную точность  некоторых воспоминаний пожилых  людей. Мы всегда поражаемся  долговременной памяти наших  дедов. На самом же деле то, что они рассказывают - это, как  правило, какие-то достопримечательные  события, часто с очень глубоким  эмоциональным подтекстом. Такие  события столько раз пересказываются  самим человеком или его близкими, что навсегда врезаются в память. Фактически же они представляют  собой лишь очень небольшую  часть тех многих тысяч ситуаций, которыми была полна долголетняя  жизнь человека, и которые в  большинстве своем были забыты.

Тульвинг и его сотрудники выдвинули принцип специфичности  кодирования, согласно которому то, что  сохраняется в памяти, всегда тесно  связано с ситуацией, в которой  оно запомнилось. Поэтому извлекать  что-либо из памяти всегда легче в  том контексте, в котором произошло  запоминание. Это явление следует  связывать с тем фактом, что  научение чаще всего зависит от состояния  сознания или эмоционального состояния в тот момент, когда это научение происходило. Необходимо также помнить, что порой под влиянием сильных эмоций некоторые события запоминаются на всю жизнь, даже если в дальнейшем они уже никогда не повторяются.

Информация о работе Индивидуальные особенности памяти и ее развитие