Индивидуально-типологические особенности личности

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Декабря 2010 в 04:02, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы курсовой работы в возможности проникновения в субъективность и уникальность психической организации человека. Практическая значимость — формирование психологической культуры людей, достижение и гармонии с окружающей средой. Основной целью является изучение способностей в структуре личности.

Задачи:
1. Проанализировать

2. Разобрать структуру личности

3. Рассмотреть способности личности.

Содержание

Введение 3

ГЛАВА 1. Психологическая структура личности 5

1.1 Понятие личности в психологии

1.2 Структура личности

ГЛАВА 2. Индивидуально-типологические особенности личности

2.1 Способности. Природа способностей

2.2 Темперамент

2.3 Характер

2.4 Исследовательская часть

Заключение

Список литературы

Приложение

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ УПРАВЛЕНЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ (40 СТРАНИЦ).doc

— 186.50 Кб (Скачать)

Свойства  темперамента могут в какой-то степени  даже приходить в противоречие с  характером.

У человека со сформировавшимся характером темперамент  перестает быть самостоятельной  формой проявления личности, а становится его динамической стороной, заключаясь в определенной эмоциональной направленности свойств характера, определенной скорости протекания психических процессов и проявлений личности, определенной характеристике выразительных движений и действий личности. Здесь же следует отметить влияние, оказываемое на формирование характера динамическим стереотипом, т.е. системой условных рефлексов, образующих в ответ на устойчиво повторяющуюся систему раздражителей. На формирование динамических стереотипов у человека в различных повторяющихся ситуациях влияет на его отношение к обстановке. В результате могут изменятся возбуждение, торможение, подвижность нервных процессов, а следовательно, общее функциональное состояние нервной системы. Необходимо также отметить роль в образовании динамических стереотипов также определяющую роль в образовании динамических стереотипов второй сигнальной системы, через которую осуществляют социальные воздействия.

Черты темперамента и характера органически связаны и взаимодействуют друг с другом в едином целостном облике человека, образуя неразделимый сплав - интегральную характеристику его индивидуальности.

Несмотря  на то, что характер относят к  индивидуальным особенностям личности, в структуре характера можно  выделить черты, общие для определенной группы людей. Даже у самого оригинального человека можно найти какую-то черту (например, необычность, непредсказуемость поведения), обладание которой позволяет отнести его к группе людей с аналогичным поведением.

Характер  не является врожденным, - он формируется  в жизни и деятельности человека как представителя определенной группы, определенного общества. Поэтому характер человека - это всегда продукт общества, чем и объясняется сходство и различие в характерах людей, принадлежащих к различным группам.

В индивидуальном характере отражаются многообразные типические черты: национальные, профессиональные, возрастные. Типические черты нередко фиксируются сознанием в различных установках и стереотипах. Своеобразно преломляясь, в национальных особенностях проявляются типические черты, присущие дошкольникам, подросткам, пожилым людям и т.д. нетрудно описать типический характер врача, военного, в то же время каждый типический характер имеет свои индивидуальные черты.

Несмотря  на устойчивость, тип характера обладает определенной пластичностью. Под влиянием жизненных обстоятельств и воспитания, тип характера изменяется и развивается.

Характер, несмотря на свою многогранность, лишь одна из сторон, но не вся личность. Человек способен подняться над  своим характером, способен изменить его. Поэтому, когда говорят о прогнозировании поведения, не забывают, что оно имеет определенную вероятность и не может быть абсолютным. Личность может бросить вызов обстоятельствам и стать другой.  

2.4 Исследовательская  часть

Исследование  проводилось в коллективе

Екатеринбургского Электромеханического колледжа

Был выбран тест: «80 вопросов к самому себе»

Данный  тест имеет 80 вопросов. Оценивание результатов  проводится по 8-ми шкалам:

1) Корректурная шкала на выявление искренности испытуемого на вопросы.

Отметить, если есть ответы «нет» на следующие  вопросы:

10, 13, 18, 24, 31, 39, 45, 63, 67, 69, 73, 76

Если  получилось более 6 совпадений, то значит, человек отвечал неискренне и  был совсем честен сам с собой.

2) На выявление экстраверсии – интроверсии.

Ответ «да» – 3, 7, 19, 26, 33, 50, 61, 67, 69, 74

Ответ «нет» – 1, 4, 23, 27, 30, 32, 42, 44, 46, 53, 55, 68, 77, 79

Если  совпало больше 12 ответов, то можно считать, что анкетируемый - выраженный экстраверт, если меньше – интроверт. 
 

3) На выявление циклотимии – шизотимии.

Ответ «да» – 11, 17, 19,21, 26, 37, 47, 50, 54, 59, 61, 66, 70,74

Ответ «нет» – 2, 4, 8, 12, 14, 15, 20, 23, 25, 27, 30, 32, 34, 38, 40, 46, 51, 60, 62, 72

Если  больше 17 совпадений, то анкетируемый – циклотимик, если меньше – шизотимик.

4) Выявление типологии личности (по Шелдону)

Висцеротоник, если ответил: «да» – 3, 7, 19, 25, 26, 31, 33, 41, 45, 49, 52, 61, 70, 74

Соматоник, если ответил: «да»  - 12, 22, 39, 46, 48, 58, 60, 62, 65, 69, 71, 72, 75, 78

Церебротоник, если ответил: «да» – 1, 2, 6, 14, 15, 23, 30, 32, 42, 53, 55, 66, 77, 79

  5) На выявление степени эмоциональной устойчивости – сила «Я» или слабость «Я»

Ответ «да» - 17, 33, 37, 39, 47, 50, 58

Ответ «нет» - 2, 6, 14, 22, 23, 29, 32, 34, 36, 43, 46, 49, 53, 55, 60, 68, 72, 79, 80

Если  совпало более 13, то человек эмоционально устойчив, если меньше - эмоционально неустойчив (слабость «Я»)

6) Шкала общительности, лидерства и конформизма

Ответ «да» - 3, 19, 26, 33, 37, 39, 50, 58, 65

Ответ «нет» - 1, 4, 20, 30, 55, 61, 80

Если совпало больше 8 ответов, то человек стремиться к доминированию, к независимости в общении.

7) Шкала совестливости

Ответ «да» - 4, 8, 11, 14, 16, 20, 24, 27, 38, 40, 42, 44, 57, 66, 72, 80

Ответ «нет» - 31, 54, 61, 63, 69

Представим вопросы теста, вместе с ответами анкетируемого, затем сделать выводы.

Испытуемый: Пошлякова Елена, студентка группы 303 МН.

Ход исследования: испытуемому предлагается прослушать утверждения и ответить «Да» или «Нет».

1) Иногда из-за своей сдержанности  мне бывает трудно отстаивать свои права – да;

2) Временами я волнуюсь из-за  пустяков – нет;

3) Я люблю весёлые и шумные  компании – нет;

4) Я всегда следую чувству долга  и ответственности – нет;

5) Я люблю собирать цветы и  выращивать комнатные растения – да;

6) Бывает, что я чувствую себя уставшим, не сделав ничего существенного – да;

7) Мне хотелось бы чаще встречаться  со своими знакомыми и друзьями – нет;

8) Когда кто-нибудь проявляет глупость  или неверность, я его поправлю – нет;

9) Я люблю поэзию – да;

10) Бывает, что пропускаю передовицу в газетах – да;

11) Если я должен намеренно солгать  человеку, мне пришлось бы смотреть  в сторону, так как стыдно  было бы смотреть ему в глаза – нет;

12) Мне часто говорят, что я  вспыльчив – да;

13) Бывает, что я сержусь – да;

14) Я всё близко принимаю к сердцу – нет;

15) По-моему, интереснее быть философом,  чем инженером – да;

16) Меня раздражает, когда женщина  курит – нет;

17) Обычно я спокоен и меня  трудно вывести из терпения – нет;

18) Иногда мне в голову приходят  такие нехорошие мысли, что  лучше о них никому не рассказывать – да;

19) Я охотно знакомлюсь с новыми  людьми – да;

20) Я думаю, что существует одно  единственное правильное понимание  жизни – нет

21) Мне больше нравится пища, приготовленная  из необычных, экзотических продуктов,  чем привычные блюда – нет;

22) Если мне объясняют что-нибудь  непонятное и неинтересное, то  меня это раздражает – да;

23) По возможности я стараюсь  избегать большого скопления  людей – да;

24) В гостях я держусь за столом  лучше, чем дома – да;

25) Я верю в чудеса – да;

26) Я человек общительный – да;

27) Я человек твёрдых убеждений – нет;

28) По телевизору я предпочитаю  посмотреть концерт известного  артиста, чем передачу о новых  изобретениях – да;

29) Я легко теряю терпение при  общении с людьми – нет;

30) Я могу быть счастливым, живя один в избушке среди лесов и гор – нет;

31) Бывает, что я немного с кем-нибудь  посплетничаю – да;

32) Меня раздражает быть среди  людей – нет;

33) Я без страха и смущения  вхожу в комнату, где уже  собрались и беседуют – да;

34) Ожидание мне действует на нервы – да;

35) Будь я художником, мне понравилось  бы рисовать цветы – да;

36) Я часто сожалею, что я такой  раздражительный и ворчливый – нет;

37) Я уверен в себе и внушаю  доверие другим – нет;

38) Если я знаю что-нибудь плохое  о человеке, то я постараюсь вывести его на чистую воду – нет;

39) В игре я предпочитаю выигрывать – да;

40) Большинство людей честны из  страха быть пойманными – да;

41) Я люблю детей – да;

42) Я считаю, что всякая работа  должна делаться тщательно – нет;

43) Временами я бываю злым и раздражительным – да;

44) Всякая грязь пугает меня и  вызывает раздражение – нет;

45) Мне приятно иметь среди своих  знакомых значительных людей.  Это как бы придает вес в  собственных глазах – нет;

46) Кое-кто настроен против меня – да;

47) Обычно я просыпаюсь утром свежим и отдохнувшим – нет; 

48) Важнее заботиться о материальном  обеспечении семьи, чем проводить  время в размышлениях о смысле  жизни – да;

49) Я чувствую, что мои друзья  меньше нуждаются во мне, чем  я в них – да;

50) Я чувствую себя хорошо приспособленным к жизни – нет;

51) Временами я чувствую, что я  спорю или возражаю кому-либо  ради желания поспорить – да;

52) Я люблю готовить пищу – да;

53) Я впечатлительнее большинства  людей – нет;

54) Глупо осуждать человека за  обман тех, кто позволяет себя обманывать – да;

55) Когда я нахожусь в компании, я мучаюсь выбором темы для  разговора – нет;

56) Думаю, что мне бы понравилась  работа портного по женскому  платью – нет;

57) Я считаю, что повседневную работу  всегда следует доводить до  конца, даже если в этом нет необходимости – нет;

58) Я считаю, что уж если быть, то быть первым – да;

59) Я предпочитаю вступить в брак  с человеком, который пользуется  всеобщим восхищением – нет;

Информация о работе Индивидуально-типологические особенности личности