Индивидуально-психологические особенности личности и их взаимосвязь с конфликтной деятельностью человека

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2012 в 20:12, реферат

Описание работы

Актуальность дaнного исследовaния состоит в том, что проблемa влияния темперамента на выбор стилей поведения в конфликтной ситуации не до конца не изученa. Наблюдая зa поведением другого человекa, зная его темперaмент, можно предположить, как он будет себя вести в конфликтной ситуации. Также это aктуально в педагогическом процессе, в семейной жизни, то есть, в любой ситуации, где происходит взaимодействие личности и различных социальных групп.

Содержание

Введение 3
Понятие личности и история исследования дaнной категории 4

Индивидуaльно психологические особенности личности 6
2.1 Темперaмент и история учений о темпераментах 6
Типы темпераментов 10
3. Факторы, воздействующие на межличностные отношения индивидов 11
3.1 Акцентуация характера как фактор, влияющий на конфликтную деятельность человека 12
3.2. Типология черт характера К. Юнга 13
3.3. Уровень личностного развития человека 15
Заключение 17
Список использованной литературы 18

Работа содержит 1 файл

Индивидуально-психологические особенности личности и их взаимосвязь с конфликтной деятельностью человека.docx

— 67.21 Кб (Скачать)

     Экстраверты черпают свою энергию из внешнего мира, а интроверты находят эту  энергию внутри себя. Они фиксируют  интересы на явлениях собственного внутреннего  мира, которому придают наивысшую  ценность.    Межличностные конфликты между экстравертами и интровертами могут возникать из-за различия отношений в решении задач. Экстраверт динамичен, он постоянно говорит, предпочитает обсуждать все вслух. Интроверт же должен все обдумать, прежде чем высказаться. Экстраверт легко переходит к новому повороту при обсуждении проблемы и снова начинает открыто её обсуждать. Интроверта всякий поворот обсуждения ставит в затруднительное положение, ему необходимо время для осмысления. При совместном решении проблемы экстраверт может быть в принципе не согласен интроверт, он просто не получил возможности высказаться. Такая ситуация чревата конфликтом. Более того, доминирующее поведение экстраверта при совместном взаимодействии с интровертом может послужить причиной болезни последнего. Экстраверты, как и интроверты, могут собирать информацию противоположными путями – сенсорным или интуитивным. Люди сенсорного типа собирают информацию, опираясь на свои чувства, им необходимо все увидеть, потрогать, услышать, понюхать. Для них важнее детали и факты и меньше всего то, что они значат.

     Люди  интуитивных предпочтений, получив  информацию с помощью органов  чувств, интуитивно ищут их опосредованное значение и взаимосвязи между  явлениями и внутри их. Интуитивисты ко всему подходят глобально. Любая  встреча человека сенсорных предпочтений с интуитивным может обернуться конфликтом.

      Люди  на основе полученной информации могут  по-разному принимать решения. Человек  мыслительного типа при принятии решений ориентируется на поставленную цель, его внимание концентрируется  на решении задачи. Человек чувствующего типа ориентируется на то, как его  решение будет воспринято другими  людьми, которых оно касается. Поэтому  он не торопится с принятием решений. Если оба типа вынуждены принимать  решение вместе, то могут быть столкновения. Но если каждый понимает предпочтения другого, то при взаимодействии они  могут дополнять друг друга. Чувствующие  будут сдерживать мыслительных от принятия скоропалительных решений, а те, в  свою очередь, не дадут отложить решение  на неопределенный срок.

      По  отношению людей к жизни в  этой классификации их делят на решающих и воспринимающих. Решающие все планируют, решение принимают без напряжения, они всегда что-нибудь делают. Воспринимающие предпочитают накапливать информацию (все может измениться), они не торопятся принимать решения. При постоянном совместном взаимодействии между этими двумя типами могут возникать конфликтные ситуации тогда, когда они не понимают предпочтений своих характеров и характеров противной стороны. Типология убедительно показывает, что характеры у людей разные, по крайней мере, существует 16 типов характеров. Благополучное, бесконфликтное взаимодействие людей будет иметь большую вероятность, когда они будут уважительно относиться к мнению других. А различные взгляды на одно и то же явление вполне естественны. Недоразумения из-за несовпадения типов характеров начинаются тогда, когда бескомпромиссно отстаиваются только собственные предпочтения. Чем лучше люди будут знать черты в первую очередь своего характера, тем плодотворнее будет их взаимодействие с другими людьми. У них будет возникать меньше претензий к другим людям. Такое поведение - самая благополучная среда для бесконфликтного общения.

    Несмотря  на то, что темперамент и характер оказывают значительное влияние  на мотивацию поведения людей  в возникновении и разрешении конфликтов, реакция их на внешние  стимулы имеет более сложную  природу. 
     
     

    3.3. Уровень личностного развития человека

      Уровень личностного развития человека - еще один важный фактор, влияющий на возникновение и протекание межличностного конфликта.

      Личность  развивается и совершенствуется в процессе социализации, активного  усвоения и воспроизводства социального  опыта. Человеку приходится корректировать свои действия в соответствии с обще. принятыми нормами и правилами поведения окружающих. для этого проявления своего темперамента и характера приходится держать под постоянным контролем. Когда личность справляется с этой задачей, у нее меньше трений с окружающими. Проблемы возникают тогда, когда поведение человека определяют только темперамент и черты характера, а личность не участвует в этом процессе или не в состоянии совладать с собой. Одна из авторитетных научных концепций личности - Я -концепция - разработана К. Роджерсом. Я-концепция представляет осознанную, неповторимую систему представлений каждого человека о самом себе. Она формируется в процессе самопознания, через самонаблюдение и самоанализ своих поступков, переживаний, мыслей, состояний. В этом процессе происходит определение самого себя, поиски своего места в окружающем мире. Я- концепция - это представление о том, как бы человек действовал по отношению к самому себе. Я- концепция - это внутренний мир человека, доступный только ему. Это представление не только о том, какие мы есть, но и о том, какими мы себя полагаем, какими хотели бы быть. Я- концепция содержит в себе собственный идеал, к которому стремится ее носитель. То, как человек себя оценивает, выступает как уровень собственного достоинства. Этот процесс создания Я- концепции происходит на протяжении всей жизни - от адаптации в обществе в молодые годы до передачи жизненного опыта в зрелом возрасте.

      Необходимость понимания Я-концепции заключается в том, что при межличностном взаимодействии люди не всегда поступают адекватно сложившейся ситуации, мотивация их поведения зависит от того, как они видят себя сами. Психологи находят, что самооценка человека, выраженная в Я- концепции, может быть адекватной, завышенной и заниженной. От этих самооценок зависит и уровень притязаний каждого человека на собственное признание - адекватный, завышенный заниженный.

      При адекватной самооценке и адекватных притязаниях у людей больше удач и меньше конфликтных ситуаций при  взаимодействии с другими людьми. При завышенной самооценке у человека, намеренно подчеркивающего свое превосходство над другими, как  правило, постоянные проблемы с окружающими. Никто не может смириться с  пренебрежительным отношением к  себе, реакция на такое поведение  всегда негативная люди с завышенной самооценкой потенциально конфликтны, особенно в ситуациях различного рода поощрении и вознаграждении. У людей с заниженной самооценкой  и заниженными притязаниями  много  неудач, а, следовательно, и переживании неудач. Поведение человека с заниженными притязаниями формирует у него «комплекс неполноценности», несамостоятельности, зависимости от других.

      Э. Шостром в своей концепции делит всех людей на манипуляторов и актуализаторов. Манипуляторы - это люди, не доверяющие никому, в том числе и себе. Поступки их пронизывают ложь (фальшивость, мошенничество), неосознанность (апатия, скука), контроль (замкнутость, намеренность) и цинизм (безверие). Манипуляторы всегда потенциально конфликтны.

      Противоположность манипуляторам составляют актуализаторы. Их характеризуют честность (прозрачность, искренность, аутентичность), осознанность (отклик, жизненаполненность, интерес), свобода (спонтанность, открытость), доверие (вера, убеждение). Они глубоко верят в других и в себя. У актуализаторов меньше проблем с окружающими, с ними легче урегулировать возникшие конфликты.

      Д. Роттер делит всех людей на экстерналов и интерналов. Экстерналы полагают, что все происходящее с ними является результатом действия внешних сил, обстоятельств, случая, других людей и т. п. В своих неудачах они склонны обвинять других, что чревато конфликтными ситуациями при взаимодействии с людьми. Интерналы считают, что все происходящее с ними есть результат собственных усилий. Во всех собственных неудачах обвиняют только себя. Им присущи активная жизненная позиция, независимость, ответственность за свои поступки, межличностные конфликты для них неприемлемы.

      В психологии популярны типологии  личности Э. Кречмера, У. Шелдона и др. Каждая из них расширяет представление о сложности структуры личности, ее психических компонентах. Все типологии подмечают ту мотивационную доминанту поведения человека, которая сформировалась у него, стала определяющей и характеризует его как индивидуальность и личность.

      Углубленное представление о проявлениях  темперамента, типа характера, особенностей личности дает реальную возможность  для предотвращения и профилактики межличностных конфликтов, для их конструктивного разрешения, а также  для создания атмосферы благоприятного взаимодействия. 
 
 
 
 
 

Заключение

      Изучение  конфликта, как неотъемлемой части  социального взаимодействия  и темперамента, как основы психодинамической организации личности, занимает важное место в социальной психологии. Конфликты пронизывают все сферы общественной жизни и, поэтому, человек сталкивается с ними постоянно, но нельзя приписывать им только отрицательные функции, т.к. часто в процессе конфликта можно найти новое, интересное решение проблемы.

      Конфликт  – это сложное, но необходимое  социальное явление. Каждый конфликт по-своему уникален, неповторим по причинам возникновения, формам взаимодействия двух или более сторон, исходу и последствиям. У всякого конфликта есть некая стандартная схема развития. Эффективное решение проблемы, приведшей к конфликтной ситуации, требует от каждого субъекта ясного представления об общей природе и специфике данного типа конфликта, определенного стиля поведения, выбор которого зависит от личностных особенностей, в том числе и особенностей темперамента.

      Под темпераментом следует понимать индивидуально своеобразные свойства психики, определяющие динамику психической деятельности человека. Конкретные проявления типов темперамента многообразны. Они заметны в деятельности человека, во внешней манере его поведения. Таким образом, можно считать уже твердо установленным, что тип темперамента у

человека врожденный, а от каких именно свойств его врожденной организации он зависит, еще до конца не выяснено. Темперамент заключает в себе целый комплекс особенностей личности, в том числе и поведенческих, которые проявляются при социальном взаимодействии, и особенно ярко в конфликтных ситуациях.

     Используя различные методики, например, такие  как Личностный опросник Айзенка и Тест К.Томаса, было выявлено то, что испытуемые с явно выраженным холерическим типом темперамента тяготеют к проявлению стратегии типа  “соперничество”. У испытуемых с высокими показателями нейротизма прослеживается некоторая социальная активность, проявляющаяся в суммарном увеличении значений по шкалам “сотрудничество”, “компромисс”, “соперничество”. Испытуемые со средними показателями “нейротизмэкстраверсия” тяготеют к проявлению стратегии типа “сотрудничество” и  “компромисс”. Можно сделать вывод, что определенные типы темперамента влияют на поведение в конфликте, и, соответственно, на выбор стратегии поведения в конфликте.  
 
 

           Список  использованной литературы

  1. А.Егидес Как разбираться в людях, или Психологический рисунок личности/М.: АСТ – ПРЕСС КНИГА,2002. – 319 с.: ил. - (Практическая психология)
  2. Абрамова Г.С. Практическая психология. – Екатеринбург: “Деловая книга”, 2002.
  3. Кон И. С. В поисках себя: Личность и ее самосознание. – М.: Политиздат, 1984. – 335 с.
  4. Петровский А.В. Теоретическая психология: учеб. пособие по направлению и специальности "Психология"/А.В.Петровский, М.Г.Ярошевский. – М.:Академия, 2001. – 496 с. – (Высшее образование)  Библиогр
  5. Рогов Е. И. Настольная книга практического психолога. Книга первая. – М.: Владос, 1998.
  6. Симонов П. В., Ершов П. М. Темперамент. Характер. Личность. – М.: "Наука", 2002.
  7. Скотт Дж. Г. Конфликты, пути их преодоления. - Киев, 1991.
  8. Словарь по психологии // Под ред. Ж. Лапланж. – М.; Высшая школа; 1996.
  9. Словарь практического психолога /сост. С.Ю Головин.- Минск: Харвест, 2002. - 489 с.
 

    Электронные ресурсы

  1. http://brunner.kgu.edu.ua/index.php/psy-metodiks/inquirer/102-epq (Дата обращения 27.11.11)
  2. http://tomastest.ru/opis.htm (Дата обращения 27.11.11)

Информация о работе Индивидуально-психологические особенности личности и их взаимосвязь с конфликтной деятельностью человека