Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2012 в 18:12, курсовая работа
Целью моей курсовой работы является изучение имиджа как социально-психологического феномена.
В первой главе я ставлю своей задачей изучить само понятие «имидж» и его виды. Разбирая во второй главе такое понятие как «имиджформирующая информация», я рассмотрела ее виды, каналы, а также принципы и технологии формирования индивидуального и профессионального имиджей человека.
Введение
1. Понятие «имидж», его виды
1.1. Понятие «имидж», его содержание
1.2. Виды имиджа
2. Понятие «имиджформирующая информация», формирование имиджа человека
2.1 Виды имиджформирующей информации
2.2 Каналы имиджформирующей информации, стратегии формирования имиджа
2.3 Принципы и технологии формирования индивидуального и профессионального имиджа человека
Заключение
Список литературы
Четвертый этап - приведение имиджа в соответствие той социальной роли, которая выбирается. Любая роль требует соответствующего «сценического костюма», и надо стать умелым костюмером в том «театре», на сцене которого вы играете свою главную роль.
Пятый этап - выбор прически и макияжа [1].
Пелих А. С., Кизилова Т. Г., Пронченко А. Г. считают, что процесс формирования личностного имиджа включает в себя три этапа:
I этап формирования должен быть связан с повышением самооценки;
II этап - с изменением внешнего облика (габитарный имидж);
III - с изменением личностных характеристик, препятствующих закреплению положительного имиджа [10].
Апраксина М. В. рассматривает технологию построения самопрезентации в качестве основного условия формировании имиджа [3]. Формирование имиджа в процессе межличностного общения начинается с возникновения первого впечатления о нем, создаваемого в процессе самопрезентации как элемента личностного воздействия. Самопрезентация - это элементы поведения, формирующие у окружающих впечатления об индивиде в процессе социальных аттракций. Самопрезентация выступает как отражение внутренне присущего человеку стиля общения с людьми. Способствует созданию целостного образа, вызывая ответную реакцию со стороны субъектов по какой-либо деятельности.
Кроме того, автор выделяет условия удовлетворенности аспектами жизни, влияющими на потребность в формировании имиджа:
а) материальное положение; б) состояние здоровья; в) нехватка свободного времени; г) недостаточная разработанность проблемы формирования имиджа и внедрения ее в практику; д) неадекватная обратная связь с членами коллектива и руководством [3].
Известны и другие технологии. Обобщив соответствующие рекомендации и личный опыт, можно предложить формировать имидж следующим образом:
определение стартовых условий: задача, время, степень подготовленности (человеку предлагается самоопросник, на основе которого он сможет выявить то, что необходимо для создания имиджа);
«строительство внешности» (подбор одежды, макияжа, прически, отработка жестов, походки, мимики);
освоение коммуникативной механики (овладение искусством публичных выступлений, ведения переговоров и бесед, умения слушать);
освоение техники поведения (принятых норм поведения, искусства оставлять хорошее впечатление о себе, тактики действий в конфликтных ситуациях);
овладение технологией «личного ортобиоза» (практика здорового образа жизни, т. е. рациональное питание, методы снятия напряжения и расслабления);
самосовершенствование (самообразование, самовоспитание).
Работ, посвященных исследованию профессионального имиджа, немного. Соответственно проблема формирования профессионального имиджа разработана достаточно слабо. Рассмотрим принципы и технологии формирования профессионального имиджа.
Особенно актуальна проблема создания профессионального имиджа в нашей стране в связи с экономическими реформами. Там, где есть конкуренция, свободный выбор, где деятельность предприятия и личности все больше ориентирована во вне, на клиента, партнера, успех в очень большой степени зависит от того, что мы собой представляем, какое впечатление производим, как мы вписываемся в ту или иную ситуацию, т. е. речь идет о нашем образе (внутреннем и внешнем). И если он не благоприятствует профессиональной деятельности, его следует изменить, руководствуясь следующими принципами.
1. Имидж строится в соответствии с ожиданиями, потребностями,интересами людей, которые вас окружают.
2. При формировании своего образа следует учитывать особенности социальной психологии и психологии личности, обыденного сознания, идеологических воззрений, культуры, традиций, стереотипов. Может случиться так, что самый прекрасный образ вызовет негативные эмоции.
3. Образ должен быть привлекательным, чтобы вызывать положительные эмоции и быстро приобретать популярность.
4. Хорошо, если образ обладает индивидуальностью, которая является важным помощником в вашей деятельности и общении. Уникальность может быть подчеркнута внешностью, одеждой, голосом, особенностями характера, мастерством, образованием, увлечениями и т. п.
5. Поскольку речь идет о профессиональном имидже, то важно, чтобы образ как-то связан был с родом деятельности и производимой продукцией.
Патлусова В. М. предлагает следующие этапы построения профессионального имиджа [13].
1. Анализ всех составляющих имиджа по принципу: что хорошо, а что плохо. Это будет лишь приблизительное описание, поскольку есть свойства, которые не вписываются в данную схему. Кроме того, к подобному анализу необходимо подходить диалектически: с одной стороны, такое качество, как скрытность нежелательно, но, с другой стороны, в иных обстоятельствах оно может быть позитивным.
При работе над своим имиджем важно иметь в виду, что на его содержание большое влияние могут оказать такие факторы, как социальное происхождение, семья, образование, вероисповедание, политические предпочтения, друзья, партнеры, хобби и т. п.
По возможности необходимо составить еще несколько схем и попросить близких и коллег заполнить их. Характеристики могут быть краткими, но очень важными: они укажут на достоинства и недостатки, о которых человек не подозревал.
2. Каждая личность - клубок противоречий, и это норма, но некоторые из них желательно устранить, ибо они разрушают целостность имиджа, снижают его позитивную значимость. Например, привлекательность первичного визуального образа делового человека (безупречный костюм, ухоженность) может быть полностью разрушена обилием жаргонных слов и жвачкой во рту.
3. Обобщение полученных данных и описание имиджа, поиск ответа на вопрос: соответствует ли он роду вашей деятельности и способствует ли успеху?
Следует помнить, что содержание имиджа очень подвижное: это зависит от профессии и должности (секретарь, банкир, продавец, коммерческий директор), от культуры предприятия, от места нахождения учреждения (деревня, город, филиал за границей), от личности партнера, а также от других факторов. Но тем не менее при создании профессионального имиджа следует ориентироваться на какие-то общие каноны, которые сформировались в результате исторической практики человека.
Первичный образ (внешний вид, речь, голос, манеры) - очень значим, именно он производит первое впечатление и может многое рассказать о человеке. Работа по совершенствованию внешнего образа сложна и крайне важна, но не достаточна для формирования должного профессионального имиджа. Отсюда следует, что имидж - это целостное, гармоничное явление, его невозможно разложить по частям. В нем важно все: и внешний, и внутренний образ, включающий в себя личностные, профессиональные и нравственные качества.
Практический опыт, исследования, опросы руководителей позволили выделить многие качества (личностные, профессиональные, нравственные), которые благоприятствуют (или, наоборот, мешают) профессиональной деятельности, адаптации к деловой среде, налаживанию контактов с другими людьми.
Таблица 1. - Личностные качества
| ||
Позитивные | Негативные |
|
сдержанность | скованность |
|
терпеливость | недовольство |
|
уверенность | суетливость |
|
доброжелательность | неуверенность |
|
собранность | пессимизм |
|
взвешенность | робость |
|
беспристрастность | инертность |
|
оптимизм | вспыльчивость |
|
дружелюбие | застенчивость |
|
внимательность | упрямство |
|
заботливость | агрессивность |
|
энергичность | непоследовательность |
|
спокойствие | грубость |
|
жизнерадостность | подозрительность |
|
| беспечность |
|
|
|
|
Профессиональные качества
| ||
Позитивные | Негативные |
|
трудолюбие | нерадивость |
|
компетентность | пассивность и медлительность |
|
активность, инициатива | Незнание своего дела |
|
рассудительность | отсутствие интереса к работе |
|
творческий подход к делу | быстрая утомляемость |
|
Позитивные | Негативные |
|
аналитический, острый, реалистический ум | отсутствие воли и неспособность достигать поставленных целей |
|
оперативное мышление | неорганизованность |
|
усердие и методичность | несобранность |
|
целеустремленность | рассеянность |
|
организованность и умение ценить время | непоследовательность |
|
дисциплинированность | недисциплинированность |
|
решительность и способность к риску | халатность |
|
практичность | поверхностный, примитивный ум |
|
хорошая память | отсутствие здравого смысла |
|
способность осваивать новое | шаблонность мышления и догматизм |
|
исполнительность | самонадеянность |
|
умение общаться с людьми | неспособность преодолевать неудачи |
|
уважение к клиентам и забота о них | робость и скованность |
|
умение работать в команде | отсутствие познавательного интереса |
|
энтузиазм | конфликтность |
|
выносливость | некоммуникабельность |
|
самостоятельность | трудности в переключении с одного дела на другое |
|
проницательность и интуиция |
|
|
аккуратность |
|
|
|
|
|
Таблица 3 - Нравственные качества
| ||
Позитивные | Негативные |
|
честность | лживость |
|
ответственность | несправедливость |
|
справедливость | безответственность |
|
чувство профессионального долга | отсутствие чувства профессионального долга |
|
доверительность | эгоизм |
|
разумное сочетание общественного и личного интересов | подозрительность |
|
бережливость | мстительность |
|
искренность | завистливость |
|
уважение к личности | алчность, меркантильность |
|
доброжелательность | коварство |
|
совестливость | злорадство |
|
| расточительность |
|
| льстивость |
|
| угодливость |
|
|
|
|
Нравственные качества для делового человека важны не менее, чем профессиональные. Эмпирический опыт убеждает в том, что у большинства наших соотечественников весьма абстрактные, скудные и примитивные представления о нормах, ценностях и принципах морали, а с уровнем нравственности в стране серьезные проблемы. Сложившаяся ситуация закономерна: если профессиональной подготовке уделяется много времени (специальные учебные заведения, различные курсы, семинары, обучающие игры), то нравственное образование и воспитание происходит зачастую стихийно. Поэтому иностранцы вполне справедливо говорят, что с нами тяжело сотрудничать, так как у нас нет этики бизнеса.
Информация о работе Имидж как социально-психологический феномен