Игры для медлительных детей

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Мая 2013 в 17:20, реферат

Описание работы

Медлительные дети есть в каждом детском коллективе; все реакции таких детей имеют нечеткий характер: смеются негромко, плачут мало и тихо, нет лишних движений и жестов. Поведение медлительных детей отличается устойчивостью, однако высокий уровень тревоги влияет на взаимоотношения со взрослыми и сверстниками, что затрудняет адаптацию ребенка к условиям образовательного учреждения, а затем и к школе.
Медлительные дети склонны к избирательности контактов со взрослыми и сверстниками; их пугает боязнь публичных выступлений; они демонстрируют низкий уровень социальной активности.

Содержание

Введение
Основные признаки, характеризующие медлительного ребенка
Особенности медлительных детей
Организация взаимодействия педагога с медлительными детьми
Особенности взаимодействия медлительного ребенка со сверстниками в игровой деятельности
Заключение
Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

игры для медлительных детей.doc

— 115.00 Кб (Скачать)

При выполнении поручений  педагога нежелательно оставлять медлительного  ребенка одного, так как время  ориентировки в задании может  затянуться и ребенок окажется в  ситуации неуспеха, а переживание отрицательных эмоций не допустимо при освоении нового опыта.

Стоит постепенно стимулировать  зрительный и телесный контакт медлительного  ребенка со взрослым и сверстниками с целью снижения уровня тревожности, с учетом личного пространства ребенка, реакциями его на прикосновения.

В совместной игре со сверстниками необходимо начинать с наблюдений и выполнения той  роли, которую выбирает ребенок сам, подчеркивая значимость данной роли в игре, тем самым создавая ситуацию успеха, побуждая медлительного ребенка к активному установлению контактов со сверстниками.

При решении задач, связанных  с коммуникативными играми и ситуациями, с медлительными детьми важно  начинать со спокойных игр, постепенно включая разные виды игр, проигрывая их в домашних условиях с родителями.

В работе с медлительными  детьми имеется специфика в комплектации группы: желательно, чтобы в группе было не более 3 медлительных детей  для успешного включения их во взаимодействие со взрослым и сверстниками с учетом их индивидуального тем деятельности и уровня развития коммуникативных навыков.

При организации занятий  важно воспитателю создать мотивацию  для включения медлительного  ребенка в деятельность («захватить интерес»). Нужно держать медлительного  ребенка во внимании в течение всего занятия, чтобы сверстники его не торопили, ребенок мог действовать в своем темпе.

Воспитатель должен проводить  занятие по четко запланированному распорядку, чтобы медлительный ребенок  доводил начатую работу (игру, упражнение) до конца.

Воспитателю следует проговорить моменты успеха медлительного ребенка на занятии, обратить внимание на преобладающий позитивный эмоциональный фон, вызвать желание продолжить общение.

Общаясь с медлительным ребенком, воспитатель поэтапно расширяет  границы имеющихся знаний и коммуникативных умений в той деятельности, которая наиболее предпочитаема ребенком, делая акцент на привлечение его внимания к сверстникам (в игре, рисовании, бытовых процессах). Хорошо, если воспитатель привлекает ребенка к помощи на занятии (разложить материал, помощь в обустройстве игрового пространства). Воспитатель привлекает медлительного ребенка к обсуждению позитивного опыта за день, проговариванию различных стратегий поведения, проигрыванию игр на взаимодействие. Педагогу необходимо создать такие условия, которые позволят медлительному ребенку понять и поверить, что его активность дает зримый и приятный ему самому результат.

При организации занятий  следует обратить особое внимание на речевые методы, используемые в работе с медлительным ребенком, поскольку речь педагога может не восприниматься как сигнал к действию. Важно чтобы объяснения педагогом были четкими, лаконичными, а речь не торопливая и плавная. Любое объяснение должно сочетаться с показом или действием.

Воспитателю важно помнить  о комплексном использовании методов на занятиях и вне занятий. Для медлительных детей практические методы (такие, как упражнения) являются необходимыми для планирования, структурирования деятельности. Воспитатель должен помнить о напоминании детям поэтапности выполнения любого задания (что мы делаем сначала, что потом).

При организации педагогической работы, направленной на обеспечение  вхождения детей старшего дошкольного  возраста в социальный мир, необходимо использовать следующие средства.

    1. Различные виды игр:
  • интерактивные (включают обмен действиями между участниками, установление невербальных контактов, направлены на психотехнические изменения состояния группы и каждого ее участника, получение обратной связи); 
  • ритмические (связаны с ритмичным проговариванием слов и выполнением движений в заданном ритме, а также с восприятием и передачей ритма); 
  • коммуникативные (включают обмен высказываниями, установление вербальных контактов); 
  • ситуативно-ролевые (направлены на разыгрывание детьми коммуникативных ситуаций в ролях);
  • творческие (подразумевают самостоятельное развитие детьми игровых действий в рамках заданной темы);
  • игры-инсценировки (включают проигрывание детьми проблемной ситуации);
  • игры-дискуссии (совместное обсуждение проблемы в игровой ситуации).
    1. Упражнения на развитие социальной перцепции (вербальные и невербальные техники):
  • упражнения, направленные на развитие наблюдательской сенситивности, способности понимания состояний, особенностей и отношений людей, их перемещений, пространственного расположения и т.п.;
  • упражнения, направленные на развитие сенсорно-перцептивной системы (различных видов восприятия, памяти, ориентировки в пространстве).

В упражнениях  на развитие социальной перцепции с  медлительными детьми важно опираться  на их ведущую систему восприятия и на успешность сенсорно-перцептивной системы. Это поможет детям почувствовать свою успешность среди сверстников.

3. Техники  сочинения историй как один из способов репрезентации реальности, в которой живет ребенок. Придумывание историй из жизни детей, которые оставили эмоциональный отклик в их сознании.

4. Арт-педагогические техники (рисование в парах, тройках, коллективное рисование с творческими заданиями). Медлительным детям необходимо подобрать партнера - сверстника, который мог бы работать в едином темпе.

5. Техники художественной экспрессии на развитие способности к самовыражению. выражение своего эмоционального состояния художественными, музыкальными средствами.

6. Техники использования метафор как недирективного способа нахождения новых ресурсов, смыслов, эффективных форм поведения.

7. Техника цветописи (использование цвета для обозначения в символической форме настроения и характера переживаний ребенка). Отображение эмоционального состояния через цвет, как показателя психологически-эмоционального благополучия.

Наиболее успешны  в работе с медлительными детьми будут следующие виды игр на занятии и вне занятий:

  1. Творческие (раскрепощающие) игры - игровые упражнения, в которых содержится формула поведения, отношения к себе или к окружающим.
  2. Образно-ролевые - через принятие определенного образа медлительный ребенок учится осознавать положительный или отрицательный опыт, но главное, что в образно-ролевых играх медлительный ребенок успешен: все что он делает - все правильно, чувствуя себя «хозяином» положения, получая от этого удовлетворение собой, что способствует формированию у него положительной самооценки.
  3. В работе с медлительным ребенком у воспитателя могут возникнуть определенные сложности, например: в коммуникативных играх - так как медлительный ребенок очень избирателен в контактах - это затруднит обмен высказываниями; в интерактивных играх - из-за сложности телесного контакта, вводить интерактивные игры следует постепенно с учетом последовательности установления контактов, побуждая медлительного ребенка в такой игре взаимодействовать с хорошо знакомым сверстником.
  4. Ритмические игры - следует начинать играть с медлительными ребенком индивидуально, постепенно прибавляя темп, эмоционально поддерживая ребенка, предлагая поиграть в веселые игры и дома.
  5. Если медлительному ребенку сложно вступать в контакт даже со знакомым сверстникам, педагог во время поддерживает, подбадривает ребенка, предлагая поиграть вместе (совместно).
  6. Используя арт-педагогические техники работы с цветом, важно не торопить медлительного ребенка, проговорив с ним все этапы работы; дать время доделать, обсудить результаты, подчеркнув, что особенно хорошо получилось.

 
4. Особенности взаимодействия медлительного ребенка со сверстниками в игровой деятельности

В общении со сверстниками и медлительные дети, как правило, не пользуются популярностью, стараясь подчинить свое поведение действиям активных и инициативных детей.

Медлительные  дети не выступают в роли организатора игры, а лишь поддерживают ее, внося  предложения, уточнения, связанные только с его ролью, предпочитают играть в те игры, где чувствуют себя уверенно и комфортно. В новой игре способны выполнить те действия, которые предлагают сверстники, занимая подчинительную позицию в общении.

Из-за сложности  в установлении социальных контактов недостаточно могут быть сформированы игровые навыки.

Медлительные  дети долго обдумывают свой выбор - во что играть, как играть; сложность  в выборе партнера по игре, распределении  ролей, в переключении с реального  диалога на ролевой. Часто из-за сложности в выборе партнера такие дети играют в одиночку. Если взрослый не помогает в развитии игровой деятельности, то игра медлительных детей может носить манипулятивный характер. При возникновении конфликтных ситуаций медлительный ребенок использует чаще всего деструктивный способ решения: уход от ситуации (например, «Я в эту игру не играю») или привлечение внешних средств для разрешения конфликта (например - привлечение педагога или родителя на помощь).

При организации деятельности с медлительным ребенком важно помнить:

  1. Наблюдая за ребенком, определить, что особенно его интересует, - идти от ребенка, его потребностей.
  2. Разговаривать, общаться с медлительным ребенком необходимо спокойно, без упреков, понуканий; тон общения должен быть ровный, неторопливый.
  3. При выполнении любых заданий не торопить с выполнением, продумать задание так, чтобы у медлительного ребенка было больше времени на выполнение, чем у других детей. При этом не следует фиксировать внимание ребенка на том, что он делает медленнее других, а наоборот, при выполнении похвалить за качество работы и проявленное старание.
  4. В общении с медлительными детьми взрослые должны поддерживать хороший эмоциональный фон, веселое настроение, что будет стимулировать ребенка и вызывать у него желание продолжить общение со взрослым и сверстниками.
  5. Взрослый может использовать личный пример и игровую мотивацию для ускорения реакций медлительных детей, но и педагогам и родителям важно помнить, что прямые указания медлительному ребенку на скорость выполнения, неумение что-то делать быстро (умываться, одеваться, отвечать на вопросы) имеют прямо противоположный эффект: ребенок будет выполнять задание еще медленнее, теряя веру в свои силы.
  6. Для медлительных детей важно создавать ситуацию успеха, а не предъявлять слишком завышенные требования.
  7. Медлительного ребенка необходимо настраивать на общение со взрослыми и сверстниками, обучая и проигрывая различные ситуации взаимодействия; начинать играть в спокойные игры, игры с образами, знакомых сказочных персонажей, где взрослый не будет давать оценку тому, как играет ребенок; важно чтобы медлительному ребенку это нравилось, вызывало интерес, он мог чувствовать себя свободным и уверенным в обучении диалоговому общению в сюжетно-ролевых играх.
  8. В повседневном общении с медлительными детьми необходимо использовать приветливые ф<span class=

Информация о работе Игры для медлительных детей