Игры для медлительных детей

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Мая 2013 в 17:20, реферат

Описание работы

Медлительные дети есть в каждом детском коллективе; все реакции таких детей имеют нечеткий характер: смеются негромко, плачут мало и тихо, нет лишних движений и жестов. Поведение медлительных детей отличается устойчивостью, однако высокий уровень тревоги влияет на взаимоотношения со взрослыми и сверстниками, что затрудняет адаптацию ребенка к условиям образовательного учреждения, а затем и к школе.
Медлительные дети склонны к избирательности контактов со взрослыми и сверстниками; их пугает боязнь публичных выступлений; они демонстрируют низкий уровень социальной активности.

Содержание

Введение
Основные признаки, характеризующие медлительного ребенка
Особенности медлительных детей
Организация взаимодействия педагога с медлительными детьми
Особенности взаимодействия медлительного ребенка со сверстниками в игровой деятельности
Заключение
Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

игры для медлительных детей.doc

— 115.00 Кб (Скачать)

План:

Введение

  1. Основные признаки, характеризующие медлительного ребенка
  2. Особенности медлительных детей
  3. Организация взаимодействия педагога с медлительными детьми
  4. Особенности взаимодействия медлительного ребенка со сверстниками в игровой деятельности

Заключение

Список использованной литературы

 
 

 
 

1. Основные признаки, характеризующие медлительного ребенка

Медлительные  дети есть в каждом детском коллективе; все реакции таких детей имеют  нечеткий характер: смеются негромко, плачут мало и тихо, нет лишних движений и жестов. Поведение медлительных детей отличается устойчивостью, однако высокий уровень тревоги влияет на взаимоотношения со взрослыми и сверстниками, что затрудняет адаптацию ребенка к условиям образовательного учреждения, а затем и к школе.

Медлительные дети склонны к избирательности контактов со взрослыми и сверстниками; их пугает боязнь публичных выступлений; они демонстрируют низкий уровень социальной активности.

Дети-«тихони» легко соглашаются с мнением  активных сверстников, т.е. легко принимают чужую точку зрения. Медлительность не является недостатком, но, как правило, доставляет немало неприятностей детям, сложностей педагогам и родителям. 

Причины медлительности обусловлены:

  1. Наследственными особенностями нервной системы, проявляющиеся в низкой скорости любых действий, движений, деятельности.
  2. Влиянием окружающей среды, условиями жизни и воспитания.

Степень подвижности  нервных процессов действительно  является генетически обусловленной, но не является постоянной в течение  всей жизни. Наиболее сензитивным является период с четырех до шести лет (он обусловлен активным развитием биохимических процессов нервной системы).

У медлительных детей процессы торможения преобладают  над возбуждением; низкая скорость протекания реакций и действий; сложности  с переключением внимания, время ориентировки в задании продолжительнее, чем у подвижных детей.

Медлительные  дети наиболее подвержены развитию невротических  реакций, так как взрослые часто  раздражаются, если ребенок отстает  от других детей в группе, не сразу «включается» в деятельность, так как ему для этого необходимо время. Обращенная речь взрослого не является сигналом к действию, требуется многократное повторение инструкции.

При увеличении взрослым темпа выполнения деятельности или постоянном контроле за скоростью выполнения заданий медлительные дети затормаживаются, меньше воспринимают информации, быстрее устают, выполняют не точно или отказываются от выполнения заданий, накапливая нервное напряжение, которое приводит к неврозам.

У медлительных детей слабо развито внутреннее торможение при сильном внешнем.

Как показали исследования профессора М.М. Кольцовой, С.А. Ахмедовой, при целенаправленной тренировке подвижности  нервных процессов и внутреннего  торможения в сензитивный период с 4 до 6 лет благоприятно влияет на повышение скорости реакций медлительного ребенка.

Нормативным следует  считать равномерный, устойчивый темп деятельности, когда ребенок успевает сделать все, что запланировал педагог. Наблюдая за поведением детей на занятии  или в других условиях, можно выделить несколько категорий детей с точки зрения темпа их деятельности.

Одни достаточно быстро и активно начинают работать, однако по мере

утомления или усложнения заданий темп их  деятельности снижается (часто в соответствии со снижением интереса к заданиям). Они перестают успевать отслеживать общее направление урока, в результате чего еще больше теряется интерес или появляется тревожность по типу: «я не понимаю, о чем идет речь, что здесь происходит». Ребенок начинает отвлекаться, вертеться и пытается подглядеть у соседа, и возникает впечатление, что дело вовсе не в проблеме темпа, а в трудности сосредоточения внимания ребенка. Однако педагогу, психологу следует увидеть совсем иные причины подобных феноменов: снижение темпа на фоне утомления. Такие феномены чаще всего можно наблюдать либо у крайне истощаемых детей уже на первых занятиях, либо у детей со сниженной работоспособностью в конце «рабочего» дня.

У других детей  можно отметить не столько снижение темпа деятельности, сколько его  выраженную неравномерность. Про таких детей педагоги говорят, что они «работают от батарейки» (включил - выключил). При этом, если внимательно проанализировать характер предлагаемых заданий в процессе самого занятия, можно выделить определенный тип заданий, который вызывает резкое замедление деятельности или, наоборот, ускорение темпа. Существенно реже колебания темпа деятельности не зависят от типа предлагаемых заданий, например, потому, что задания подаются ребенку «под соусом» различной мотивации: кто быстрее, кто правильнее и т. п.

Чаще всего  колебания темпа деятельности наблюдаются  у мальчиков с проблемами речевого развития (парциальная несформированность вербального компонента деятельности). При этом задания невербального характера (в частности, на занятиях по математике: решение примеров, а не задач) выполняются ребенком в адекватном темпе, а анализ вербального материала (в данном случае - условий задач) происходит медленно. Понятно, что такой ребенок будет выглядеть «черепашкой» на занятиях по приобщению к культуре речи и подготовке к освоению грамоты.

Третьим вариантом  являются не столько проблемы темпа, хотя внешне они выглядят именно темповыми  трудностями, сколько проблемы вхождения, включения ребенка в работу. Такие  дети очень медленно «раскачиваются» (то есть проявляют выраженные признаки инертности психической деятельности) в начале занятия; они могут подолгу собираться, медленно и как бы неохотно начинать работать, но постепенно, включившись в задание или в определенный вид деятельности, такой ребенок начинает работать в адекватном темпе и даже может догнать других детей. Но при необходимости смены типа деятельности (например, на следующем занятии) он будет иметь те же «проблемы темпа» при включении в новый вид деятельности.

Еще одним вариантом  проблем, связанных с темпом деятельности, является просто выражено замедленный темп деятельности ребенка во всех ее видах. Этот присущий ребенку темп будет проявляться во всем, даже в речи и еде, тем более у ребенка дошкольного возраста. В данном случае по сути дела следует говорить не о некой «патологии» ребенка, а о несоответствии его возможностей (в данном случае - темпа) требованиям, предъявляемым к нему образовательной средой (в данном случае - программой).

Также можно  говорить и о ситуативно обусловленном  замедлении темпа деятельности в экстремальных, в том числе психотравмирующих ситуациях. 

Ситуативным можно назвать  снижение темпа соматически ослабленного или заболевающего ребенка. В  этом случае в данный момент налицо проблемы темпа, но в следующий раз  такой ребенок не должен будет выделяться по темповым характеристикам других детей.

Таким образом, анализируя наблюдение за темпом деятельности, можно выделить следующие его  параметры:

  • резкое снижение темпа, обусловленное утомлением (физическим или психическим);
  • неравномерность или колебания темпа деятельности;
  • низкий индивидуальный темп деятельности, проявляющийся во всех сферах психической деятельности (как правило, связанный с общим невысоким уровнем психической активности, психического тонуса);
  • ситуативное (психологически обусловленное) снижение темпа деятельности, вплоть до «ступора»;
  • ситуативное (соматически обусловленное) снижение темпа деятельности.

Совершенно  очевидно, что темп деятельности нормативно снижается на фоне утомления после  ответственных и трудных заданий, а также часто связан с такими особенностями современных детей, как метеочувствительность, соматическая ослабленность, а зачастую и недостаточное или нерациональное питание.

При наблюдении за детьми дошкольного возраста помимо описанных параметров операциональных характеристик деятельности чрезвычайно важно отметить особенности их включения в работу или игру и выяснить, какая помощь взрослого при этом необходима, какой темп и объем предлагаемой деятельности ребенок может «вынести» без появления негатива, раздражения, какие виды мотивации более всего ему подходят.

Таким образом, утомление влияет как на темповые характеристики, так и на изменения  характера поведения у различных  детей.

 
2. Особенности медлительных детей

На уровне вербальных контактов:

  • в речи наблюдается использование словесных стереотипов;
  • медлительные дети «тянут» слова, делают паузы между ними;
  • речь может быть невнятная, тихая, неэмоциональная;
  • вопросы взрослого, заданные в быстром темпе, вызывают затруднение, ситуацию отказа от общения, непонимания речевой инструкции;
  • сложности в выражении словами желаний, эмоций;
  • речевую активность проявляет редко.

На невербальном уровне :

  • низкая моторная активность: движения и действия замедленны, не скоординированны;
  • мимика лица невыразительная;
  • в ситуациях ранее незнакомых испытывает эмоциональное напряжение;
  • отказ от телесного контакта со взрослым и сверстниками в незнакомой ситуации (игры, занятия).

На уровне социальных контактов:

  • избирательность в контактах со взрослыми и сверстниками;
  • сложности с адаптацией в группе сверстников;
  • боязнь не успеть выполнить задание;
  • отказ от совместных игр, требующих активного участия и взаимодействия со сверстниками;
  • боязнь публичных выступлений (на праздниках, занятиях);
  • низкий уровень притязаний;
  • предпочтение второстепенных ролей в сюжетно-ролевой игре;
  • наличие социальных страхов.

На уровне сформированности представлений  о себе:

  • знания о себе через «призму» отзывов окружающих;
  • может ориентироваться в схеме своего тела значительно медленнее сверстников;
  • легко принимает позицию другого, не отстаивая активно свою.

На уровне самооценки:

  • как правило, заниженная самооценка своих достижений; при правильном воспитании самооценка может быть адекватной;
  • при выполнении заданий может отказаться оценивать свою работу, используя стратегию избегания неудач;
  • могут быть сложности при мотивации на новую деятельность, если ребенку она неизвестна или неизвестен способ ее выполнения.

 

3. Организация взаимодействия педагога с медлительными детьми 

Не торопить детей. Заранее познакомить медлительного ребенка с правилами и групповыми ритуалами.

Медлительным  детям сложно эмоционально открыто  откликаться на групповые правила, поэтому педагог, используя прием  предвосхищения результата, в игровой  форме должен мотивировать ребенка  на участие в известных ему групповых играх, ритуалах, ситуациях взаимодействия.

Педагогу важно  помнить, что медлительного ребенка  пугает все новое: новые требования, новая обстановка, новые правила, друзья - все это необходимо вводить  в занятие постепенно, проигрывая с ребенком в индивидуальном порядке и давать время на освоение информации.

При создании игрового пространства, педагог может взять  медлительного ребенка с собой, поручив ему то задание, которое  не вызовет сложностей при выполнении, где ребенок почувствует себя успешным.

При реализации задач на формирование эмоциональной открытости педагогу важно создать условия  для творческого воплощения потребностей медлительного ребенка через  рисунок, совместную композицию со взрослым, затем в микрогруппе из 3-5 человек.

Медлительного ребенка нельзя спрашивать на занятии первым и последним - это может вызвать реакцию отказа от занятия. Педагогу необходимо особенно поддержать ребенка при реализации задачи планирования групповой деятельности через совместное составление индивидуального плана деятельности (с чего ты начнешь выполнять задание, как ты это будешь делать, как закончишь). Похвала, одобрение, сопереживание ребенку, эмоциональная поддержка помогут медлительному ребенку развивать умение понимать свое эмоциональное состояние и другого человека, развить желание общаться со сверстниками, проявляя инициативу.

Информация о работе Игры для медлительных детей