Игровая терапия

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2011 в 17:33, реферат

Описание работы

Игровая терапия - метод психотерапевтического воздействия на детей и взрослых с использованием игры. В основе различных методик, описываемых этим понятием, лежит признание того, что игра оказывает сильное влияние на развитие личности. В современной психокоррекции взрослых игра используется в групповой психотерапии и социально-психологическом тренинге в виде специальных упражнений, заданий на невербальные коммуникации, разыгрывании различных ситуаций и др. Игра способствует созданию близких отношений между участниками группы, снимает напряженность, тревогу, страх перед окружающими, повышает самооценку, позволяет проверить себя в различных ситуациях общения, снимая опасность социально значимых последствий.

Работа содержит 1 файл

Игровая терапия.docx

— 38.44 Кб (Скачать)

В этой связи  представляется необходимым подчеркнуть  различие между понятиями: «обучающая функция игры» и «обучающие (развивающе-направленные) игры». Детей не нужно учить играть, не нужно заставлять их играть. Дети играют спонтанно, не преследуя каких-то определенных целей. И научение, т.е. приобретение разнообразного опыта, происходит постепенно и незаметно в процессе игры. А когда мы стремимся быстрее развить у ребенка ассоциативное и абстрактно-логическое мышление, эрудированность, придумываем специальные техники, методики, называя их играми, пытаясь воздействовать на ребенка с целью его обучения и воспитания, мы, таким образом, блокируем его эмоциональность. Его душевное состояние, психическое развитие, самооценка и формирование системы взаимоотношений остаются вне сферы внимания. Такой обучающий подход ничего общего с групповой игротерапией не имеет. 
А. И. Захаров выделяет ряд правил, соблюдение которых является необходимым в игротерапии:

•         игра применяется как средство диагностики, коррекции и обучения;

•         выбор игровых тем отражает их значимость для психолога и интерес для клиента;

•         руководство игрой способствует развитию самостоятельной инициативы детей;

•         спонтанные и направленные игры - две взаимодополняющие фазы единого игрового процесса, в котором главное - возможность импровизации;

•         соотношение спонтанного и направленного компонентов зависит не столько от возраста детей, сколько от их клинических особенностей;

•         игра не комментируется взрослым;

•         направленное воздействие на клиента осуществляется посредством характеров, воспроизводимых им и психологом персонажей.

Процесс игровой  психотерапии, по Захарову, складывается из четырех взаимно перекрывающихся  этапов: объединения детей в группу, рассказов, игры, обсуждений.

1.      Объединение детей в группу начинается совместной и интересной для них деятельностью в виде экскурсий в музей, предметных игр, рассказах об увлечениях.

2.      Рассказы сочиняются дома и по очереди рассказываются в группе.

3.      Игра проводится на тему, предлагаемую детьми и терапевтом. В играх последовательно воспроизводятся рассказы, сказки, условные и реальные ситуации. Игры на данном этапе в отличие от этапа объединения требуют включения психолога и высокой активности играющих.

Важно отметить, что по мере движения группы вперед, содержание ролевых игр меняется от терапевтически направленных до обучающих. Терапевтические игры ставят своей целью устранение аффективных препятствий межличностных отношений, а обучающие - достижение более адекватных адаптации и социализации детей. 
4.      Обсуждение - заключительный этап игровой психотерапии.

                   Директивная и недирективная игротерапия

Директивная (направленная) игротерапия предполагает выполнение игротерапевтом функций интерпретации л трансляции ребенку символического значения детской игры, активное участие взрослого в игре ребенка с целью актуализации в символической игровой форме бессознательных подавленных тенденций и их проигрывание в направлена:: социально приемлемых стандартов и норм.

В направленной игротерапии взрослый - центральное лицо в игре - берет на себя функции организатора игры, интерпретации ее символического значения. Примером директивной терапии можно считать облегчающую психотерапию Леви (1933). Для такого подхода характерны заранее разработанные планы игры, четкое распределение ролей, выяснение всех конфликтных ситуаций. Ребенку предлагается в готовом виде несколько возможных вариантов решения проблемы. В результате игры происходит осознание ребенком себя и своих конфликтов.

Недирективная (ненаправленная) игротерапия проводит линию на свободную игру как средство самовыражения ребенка, позволяющее одновременно успешно решить три важные коррекционные задачи:

1.      Расширение репертуара самовыражения ребенка.

2.      Достижение эмоциональной устойчивости и саморегуляции.

3.      Коррекция отношений в системе «ребенок - взрослый».

В ненаправленной игротерапии на передний план выходят идеи коррекции личности ребенка путем формирования адекватной системы отношений между ребенком и взрослым, ребенком и сверстником, системы конгруэнтной коммуникации.

Психотерапевт не вмешивается в спонтанную игру детей, не интерпретирует ее, а создает  самой игрой атмосферу тепла, безопасности, безусловного принятия мыслей и чувств клиента. Игровая терапия применяется для воздействия на детей с невротическими расстройствами, эмоционально напряженных, подавляющих свои чувства. 
Цель игры в недирективном подходе - помочь ребенку осознать самого себя, свои достоинства и недостатки, трудности и успехи. Существуют следующие принципы такой игротерапии:

•         непринужденные дружеские отношения с ребенком;

•         игротерапевт принимает ребенка таким, какой он есть;

•         игротерапевт добивается того, чтобы ребенок говорил о своих чувствах как можно более открыто и раскованно;

•         игротерапевт должен в кратчайшее время понять чувства ребенка и попытаться обратить его внимание на себя самого;

•         ребенок - хозяин положения;

•         нельзя ни торопить, ни замедлять игровой процесс;

•         терапевт вводит лишь те ограничения, которые связывают то, что происходит во время игры с реальной жизнью;

•         терапевт - зеркало, в котором ребенок видит самого себя.

Выделяют  два уровня участия игротерапевта в коррекционном процессе: пассивный и активный.

1.      Пассивное участие игротерапевта:

2.      Безусловное принятие клиента игротерапевтом.

3.      Установление доверия между ними.

4.      Следование игротерапевтического процесса за ребенком.

5.      Неускорение этого процесса.

Активное  участие игротерапевта;

1.      Формирование отношений.

2.      Рефлексия собственных ощущений.

3.      Внесение определенных ограничений и запретов.

Последнее особенно важно, так как эта система  ограничений необходима, чтобы обеспечить ребенку максимальную свободу. Ведь помимо заранее оговоренных запретов он не подвергается никаким ограничениям. Прежде всего ребенку запрещается наносить вред другим детям и себе. 

                       Индивидуальная и групповая игротерапия

Игротерапия используется как в индивидуальной, так и в групповой форме. Главным критерием предпочтения групповой игротерапии является наличие у ребенка социальной потребности в общении, формирующейся на ранней стадии детского развития. Заключение о наличии у ребенка социальной потребности, решающим образом определяющей успех проведения групповой терапии, выносится на основании анализа истории каждого случая.

В случае, когда  социальная потребность у ребенка  отсутствует, встает особая задача формирования потребности в социальном общении, которая может быть оптимально решена в форме индивидуальной игротерапии. Если социальная потребность уже сформирована, то наилучшей формой коррекции личностных нарушений общения будет групповая игротерапия.

Если для  индивидуальной игротерапии противопоказанием может выступать сверхглубокая степень умственной отсталости ребенка, то для групповой игротерапии круг противопоказаний расширяется. Таковыми могут быть:

•         ярко выраженная детская ревность, выступающая в форме конкуренции с сибсами;

•         явно выраженное асоциальное поведение, представляющее угрозу для безопасности партнеров по группе;

•         ускоренное сексуальное развитие;

•         крайняя агрессивность;

•         актуальное стрессовое состояние.

Во всех этих случаях проведению групповой игротерапии должна предшествовать ее индивидуальная форма, обеспечивающая снятие острой симптоматики и подготовку ребенка к работе в группе.

Групповая игротерапия - это психологический и социальный процесс, в котором дети естественным образом взаимодействуют друг с другом, приобретают новые знания не только о других детях, но и о себе. Этот метод подразумевает игру как терапевтический процесс и является эффективным средством коррекции функциональных нервно-психических расстройств, психосоматических заболеваний и психопрофилактики. 
Групповая игротерапия призвана: помочь ребенку осознать свое реальное «Я», повысить его самооценку и развить потенциальные возможности, отреагировать внутренние конфликты, страхи, агрессивные тенденции, уменьшить беспокойство и чувство вины.

В процессе взаимодействия дети помогают друг другу  взять на себя ответственность за построение межличностных отношений, приобрести опыт построения отношений  с другими людьми во взаимно удовлетворяющей  манере Наблюдая других детей, ребенок обретает смелость, необходимую для того, чтобы попробовать сделать то, что ему хочется.

Большое значение для успеха работы коррекционной  группы имеет также состав группы, представляющий собой мощный интегративный  или дезинтегративный фактор. Подбор кандидатов в группу должен осуществляться по принципу дополнения и включать детей с разнообразными нарушениями, что обеспечивало бы возможность идентификации с альтернативными образцами поведения.

Каждый ребенок  в группе должен получить возможность  свободного самовыражения, без угроз  и насмешек, неуспеха и отвержения. В группе не должно быть более 5 человек, причем в одной группе нежелательно присутствие детей, контактирующих вне игротерапевтической ситуации.

Группа не должна включать более одного ребенка  деликвентного поведения, уравновешенного, по крайней мере, одним нейтрализатором. Разница в возрасте детей (имеется в виду психологический возраст) в группе не должна превышать 12 мес. Группа дошкольного и младшего школьного возраста должна включать детей разных полов (и мальчиков, и девочек).

Деятельность  игротерапевта направлена не на группу в целом, а на каждого ее члена в отдельности. В задачи игротерапии не входит коррекция группы как социальной единицы.

При наборе группы руководствуются следующим: группа должна состоять из детей с  разными нарушениями; детей следует  помещать в такую группу, где они  не получат дополнительную психическую  травму; члены группы не должны быть знакомы до начала игротерапии; разница в возрасте не должна превышать 1 года. В таких группах могут участвовать дети в возрасте от 5 до 12 лет. 
Численность детей в группе по Захарову:

•         в возрасте 4-5 лет - 4 человека;

•         в возрасте 5-11 лет - 6 человек;

•         в возрасте 11-14 лет - 8 человек.

Все цифры  достаточно условны и зависят  от особенностей участников группы и  объективных условий работы. Следует  отметить, что в психопрофилактических  группах численность не должна быть увеличена более чем в 1,5 раза.

Кроме того, если группу ведут два игротерапевта (что представляется наиболее предпочтительным, особенно когда в паре работают мужчина и женщина), число детей также может быть увеличено до 1,5 раза.

Работая в  паре, психологи имеют возможность  не только более объективно взглянуть  на группу и обсудить возникающие  по ходу работы особенности, но и опосредованно  влиять на формирование правильной полоролевой идентичности мальчиков или девочек. Наличие мужчины или женщины в группе позволяет детям проецировать свои ожидания и установки относительно мужского и женского стереотипов поведения, а также отреагировать и отыграть свои страхи и проблемы, связанные с фигурой матери или отца. Любой ребенок строит свое поведение, «срисовывая» его со значимого взрослого своего пола. А поддержку, принятие, одобрение ему важнее получить от значимого взрослого противоположного пола.

Цели групповой  терапии следует определять как  терапевтические в широком смысле, а не индивидуализированные перспективные  цели для каждого ребенка в  целом. В противном случае игротерапевт неизбежно незаметно или открыто подталкивает ребенка в направлении цели, связанной с определенной проблемой, ограничивая, таким образом, возможности ребенка по управлению собственной деятельностью.

Информация о работе Игровая терапия