Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2012 в 05:39, курсовая работа
Цель исследования – выявить потенциал игровой деятельности как средства адаптации и реабилитации младших школьников в условиях школы-интерната открытого типа.
Задачи исследования:
1. Теоретический анализ психолого-педагогической литературы по проблеме адаптации и реабилитации младших школьников;
2. Рассмотреть специфику сюжетно-ролевой игры как средства социальной адаптации;
Введение…………………………………………………………………………….3
Глава I. Проблема адаптации и реабилитации в условиях школы- интерната……………………………………………………………………...…..…6
1.1 Понятие «адаптации и реабилитации» в психолого-педагогических исследованиях……………………………………………………………….….….6
1.2 Сюжетно-ролевая игра как средство социальной адаптации………………11
Глава II. Социально-педагогический потенциал игры как средства адаптации и реабилитации в условиях школы-интерната………………………….……..…17
2.1. Диагностика уровня адаптации и реабилитации детей в условиях школы-интерната ………………………………………..…………………………..…....17
2.2. Использование игровых методик в культурно-воспитательной работе с детьми…………………………………………………………………………….…22
Заключение………………………………………………………………………....25
Список литературы…………………………………………...…………………..27
Игра как средство адаптации и реабилитации младших школьников в учреждениях социальной системы
курсовая работа
Улан-Удэ
2010
Содержание
Введение…………………………………………………………
Глава I. Проблема адаптации и реабилитации в условиях школы- интерната………………………………………………………
1.1 Понятие «адаптации и реабилитации» в психолого-педагогических исследованиях……………………………………………
1.2 Сюжетно-ролевая игра как средство социальной адаптации………………11
Глава II. Социально-педагогический потенциал игры как средства адаптации и реабилитации в условиях школы-интерната………………………….……..
2.1. Диагностика уровня адаптации и реабилитации детей в условиях школы-интерната ………………………………………..…………………………..…
2.2. Использование игровых методик в культурно-воспитательной работе с детьми………………………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список литературы…………………………………………...…
Введение
В процессе формирования личности наиболее важным периодом обоснованно считается детство. Личностный рост ученика невозможен без осуществления полноценной психологической адаптации и реабилитации ребенка в школе, в этом заключается актуальность данной темы. Сложной проблемой современной школы остается процесс адаптации и реабилитации ребенка на этапе начального обучения. В последние годы психологи все чаще обращаются к проблеме школьной дезадаптации, как явления, препятствующего полноценному личностному развитию ученика и затрудняющего учебно-воспитательный процесс.
Среди факторов, препятствующих адаптации и реабилитации выделяют особенности процесса образования, несформированность навыков учебной деятельности, индивидуальные особенности ребенка, негативное отношение
педагога к ученику, неустойчивое социальное положение семьи и другое.
В настоящий момент политика государства направлена на уменьшение числа социальных сирот, их реабилитацию. Педагоги принимают активное участие в адаптации детей, проживающих в условиях учреждения интернатного типа.
Степень изученности проблемы: проблемы адаптации и реабилитации детей занимались и занимаются такие ученые как М.В. Ром «Адаптация личности в социуме», Р.В. Овчарова «Социальный педагог в системе реабилитационной службы для детей и подростков», Петрунек В.Г. «Младший школьник», Баллон А. «Психическое развитие ребенка».
Объект исследования – адаптация и реабилитация младших школьников.
Предмет исследования – процесс адаптации и реабилитации младших школьников в условиях школы-интерната открытого типа.
Цель исследования – выявить потенциал игровой деятельности как средства адаптации и реабилитации младших школьников в условиях школы-интерната открытого типа.
Задачи исследования:
1. Теоретический анализ психолого-педагогической литературы по проблеме адаптации и реабилитации младших школьников;
2. Рассмотреть специфику сюжетно-ролевой игры как средства социальной адаптации;
3. Определить уровень адаптации и реабилитации детей в условиях школы-интернат;
4. Выявить эффективность использования игровых методик в культурно-воспитательной работе с детьми.
Гипотеза исследования – включение детей в игровую деятельность способствует их адаптации и реабилитации в условиях школы – интерната.[1]
Методы исследования:
теоретический анализ литературных источников
наблюдение
беседы со специалистами и детьми
изучение документации
База исследования: ГОУ Новоселенгинская школа-интернат среднего (полного) общего образования поселение Новоселенгинское, Селенгинского района.
Методологическая база исследования: М.В. Ром «Адаптация личности в социуме», Р.В. Овчарова «Социальный педагог в системе реабилитационной службы для детей и подростков», Бардиер Г.Л., Никольская И.М., «Что касается меня… Сомнения и переживания самых младших школьников», Шишковец Т.А. «Справочник социального педагога».
Научная новизна и практическая значимость исследования – данное педагогическое исследование носит научно-прикладной характер. С каждым годом растет число социальных сирот, которые проживают в школах-интернатах и других воспитательных учреждениях. Проживание в таких условиях негативно сказывается на развитии этих детей вследствие родительской депривации. Это индуцирует рост дезадаптации ребенка, как в школе-интернате, так и в обществе в целом. Резко снижается уровень социальной адаптации и реабилитации, что ведет к негативным проявлениям в поведении ребенка (повышенный уровень агрессии, аутистические проявления, неумение строить отношения с окружающими детьми, несовершенство коммуникативных навыков). Поэтому для устранения последствий проживания в условиях школ - интернатов в данном исследовании выдвигается идея о том, чтобы использовать игровые технологии в работе педагога с детьми-сиротами, в частности с детьми младшего школьного возраста. Это будет способствовать их успешной адаптации (совершенствовании коммуникативных навыков, навыков социального взаимодействия и сотрудничества, снижение уровня агрессии и тревожности, вызванных проживанием в данных условиях).
Структура курсовой работы: состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.
Глава I. Проблема адаптации и реабилитации в условиях школы-интерната
1.1 . Понятие «адаптации и реабилитации» в психолого-педагогических исследованиях
Понятие «адаптация» практикуется учеными неоднозначно. Изначально понятие «адаптация» использовалось биологической наукой и понималось как фундаментальное свойство организма, отражающее уровень его организации и изменчивости как биологической системы. Но в дальнейшем понятие «адаптация» находит свое применение в более широких сферах: в психологии, педагогике, социологии и других науках гуманитарного профиля. В этих науках данное понятие включает в себя взаимодействие личности с окружающей средой (социальным окружением, ближайшим и отдаленным). Суть адаптации заключается в способности организма после получения информации из внешнего мира отвечать адекватной реакцией на основе созданных адаптивных программ реагирования со средой. Это предполагает формирование адаптивных организмов на основе памяти индивида о предшествующем опыте. Этим можно объяснить возможность адекватных социальных реакций человека при влиянии в новый коллектив, при попадании в новые социальные условия.
Адаптация имеет двойственный характер: с одной стороны, она представляет собой приспособление индивида к социальной среде, а с другой, изменение индивидом этой среды в соответствии со своими интересами, социальным опытом и мировоззрением и общественными требованиями. То есть, личность, чтобы «повысить уровень социального комфорта прилагает усилия к поиску действенных путей аккомодационного (усвоение правил среды) и ассимиляционного (преобразование) характера. Адаптация является способностью человека активно взаимодействовать с социальной средой и использовать её потенциал для собственного развития». [2]
С процессом адаптации неразрывно связан процесс дезадаптации, который является противоположным с ней по значению. Для лучшего понимания исследуемой проблемы важно рассмотреть антоним понятия «адаптация» - «дезадаптация». Дезадаптацию определяют, как способность человека соответствовать собственным потребностям и притязаниям, выполнять требования, которые предъявляют ему среда и собственная социальная роль. Признаком дезадаптации является переживание длительных внутренних и внешних конфликтов без своевременного формирования механизмов поведения, необходимых для их разрешения.
Педагогическая наука достаточно много занималась проблемами социальных сирот, поиском педагогических подходов к преодолению негативных последствий сиротства. В условиях детства ребенка – сироты проблема социальной дезадаптации достигает, как показывает опыт и наблюдения, такой величины, что уже речь идет о необходимости решения частной проблемы социализации – социальной реабилитации детей, их возвращение к социальной норме.
Реабилитация (от позднелатинского rehabilitatio – восстановление) – комплекс медицинских, педагогических, профессиональных мер, направленных на восстановление (или компенсацию) нарушенных физиологических и психических функций организма и трудоспособности больных и инвалидов, а также лиц, пострадавших во время социальных потрясений (войн, природных бедствий и пр.).[3]
Реабилитационная служба помощи создается для обеспечения социально-правовой и психолого-медико-педагогическо
Реабилитационная служба системы образования – это единое реабилитационное пространство элитарных общеобразовательных адаптивных и профильных учреждений, обеспечивающих оптимальные возможности для благоприятного развития и социализации каждого ребенка и комплексную реабилитацию детей и подростков.
Основной целью реабилитационной службы является ранняя профилактика отклонений в развитии, поведении, деятельности и общении несовершеннолетних и разносторонняя помощь детям группы риска.
Основные задачи реабилитационной службы:
выявление причин деформаций в развитии детей ми подростков;
оптимизация условий жизни, воспитания и обучения;
построение адекватного педагогического процесса, способствующего развитию нормальной личности;
своевременное выявление детей и подростков группы риска;
оздоровление их внутреннего мира, преодоление психологического кризиса;
оказание разносторонней помощи, нуждающимся через реализацию специальных реабилитационных, коррекционно-развивающих программ.
Основные принципы реабилитации: социокультурной и экономической ситуации в регионе; партнерство; разносторонность реабилитационных мероприятий; единство биологических, психосоциальных и педагогических методов; ступенчатость; индивидуально-личностный, гуманистический подход.[4]
Принцип партнерства (социальный педагог, врач, психолог – ребенок) состоит в опосредованности всех психолого-педагогических и лечебно-реабилитационных мероприятий через личность ребенка.
Принцип разносторонности предусматривает комплекс разнообразных мероприятий по реализации реабилитационной программы. Различают следующие сферы реабилитации: семейную, общественную, образовательную и другие. В связи с этим становится очевидной роль взаимодействия в реабилитационной программе таких специалистов, как психологи, педагоги, врачи, социологи и другие.
Принцип единства психосоциальных, биологических и педагогических методов воздействия подчеркивает необходимость разнопланового понимания личности ребенка с учетом ее психологических, физиологических и патофизиологических свойств.
Принцип ступенчатости предполагает постепенный переход от одного реабилитационного мероприятия к другому в связи с основными потребностями на текущий момент, в соответствии с возрастом, состоянием организма и психосоциальными особенностями личности.
Принцип индивидуально-личностного гуманистического подхода определяет адресный и характер помощи и предполагает учет не только зоны актуального, но и зоны ближайшего развития ребенка, ориентацию в работе с ним на общечеловеческие ценности.[5]
Реабилитационной службой учреждения образования являются весь педагогический коллектив и команда специалистов, взаимодействующих в рамках функциональных обязанностей и профессиональной компетентности на основе общего подхода в рамках определенной содержательной модели и осуществляющих систему взаимосвязанных мер, направленных на гармонизацию личности ребенка и его отношений. Модель школьной реабилитационной службы учитывает специфику учреждения.
Реабилитационная система образовательного учреждения преимущественно носит психолого-педагогический характер, то есть содержание и формы лежат в области профессиональной компетентности основных школьных работников при консультативной помощи узких специалистов. Прежде всего, она направлена на восстановление детей в статусе (как полноценных субъектов общения) и дееспособности (как субъектов ведущей игровой или учебной деятельности). Она касается работы с самими детьми и подростками (симптоматическая коррекция) и их социальным окружением (этимологическая коррекция). Причины отклонений и недостатков, которыми занимаются педагоги, носят преимущественно психолого-педагогический характер и подвергаются коррекции соответствующими средствами.
Таким образом, адаптация и реабилитация представляют собой сложный и многогранный процесс. Он определяет адекватное и эффективное взаимодействие личности с новой средой. В результате такого взаимодействия происходит полноценное развитие личности, её самореализация и самоактуализация. Личность становится полноправным членом общества, приобретая свободу выбора действия, деятельности, социально приемлемых поступков, принося полезность этому же обществу. При возникновении дезадаптации происходит виктимизация личности (процесс, в результате которого происходит «превращение» личности в своего рода жертву воздействий социальной среды), то есть нарушение нормальной жизнедеятельности и развития человека, что в некоторой степени представляет опасность для его существования, делая его социально [×]пассивным, безучастным в общественной жизни. Дезадаптированный человек может оказывать негативное влияние на свое ближайшее окружение (семью, друзей, коллектив). Поэтому все это требует особо пристального внимания со стороны социального педагога, задачей которого является своевременное выявление дезадаптированных людей (особое внимание следует уделить возрастной категории детей и подростков), коррекция дезадаптирующего процесса, предотвращение возможных негативных последствий посредством применения специально разработанных программ, направленных на социальную адаптацию и реабилитацию.[6]
1.2.[.] Сюжетно-ролевая игра как средство социальной адаптации
Игра издавна славится своими воспитательными особенностями. Г.В. Плеханов считал, что игра возникает в ответ на потребность общества в подготовке подрастающего поколения к жизни в этом обществе и как деятельность, отделившаяся от продуктивной трудовой деятельности и представляющая собой воспроизведение отношений между людьми.
В настоящее время к игре обращаются как к части досуга, идеальной форме развлечения, средству коррекции социальных отклонений личности, реабилитации инвалидов. Социокультурное назначение игры– обеспечить усвоение детьми всех богатств культуры, позволяющих им функционировать в качестве полноправных членов детского коллектива. Помимо воспитательного аспекта, игре присущ и дидактический. [7]
Сюжетно-ролевая игра
Сюжетно-ролевая игра по классификации относится к творческим играм, то есть при данном виде игровой деятельности у ребенка имеется огромный арсенал творческих возможностей, полная свобода выбора действий, который может решить исход игры. Существуют также и виды данного типа игровой деятельности: диалогические, режиссерские, театрализованные. Все они имеют свою специфику.
Содержанием игры становятся отношения между людьми, поэтому ход игры необходимо направить так, чтобы дети могли создавать модели этих отношений. В игре много действий, которые передают ролевые отношения ребенка к другим участникам игры. Роль в игре не только называется, присутствует развернутая ролевая речь, обращенная к другим участникам игры. При этом ребенок обращается от имени игрового персонажа. Таким образом, через речь раскрывается сущность ролевых отношений. Действия в игре свернутые, короткие, одно действие сменяется другим, образуя динамичный длинный сюжет. и самое главное, общественные сюжеты занимают в игре основное место.
Применяя в работе с детьми-сиротами данный вид игровых технологий, педагоги тем самым способствуют не только привитию детям социального опыта, но и их социальной адаптации в школе-интернате, а в дальнейшем результаты этой педагогической деятельности станут базисом для дальнейшей успешной социальной интеграции ребенка-сироты в социуме. Благодаря сюжетно-ролевой игре у детей-сирот развиваются представления о социальном устройстве и взаимоотношениях взрослых. [8]
Вариация их использования
В интересах темы нашего курсового проекта следует выделить те, характерные особенности именно сюжетно-ролевой игры, которые свойственны при ее использовании для детей младшего школьного возраста:
1. Свобода. Игра – это вид деятельности, который никогда не может строиться на принуждении, обязательности. Ребенок поступает согласно своей воле, целям, а не по внешнему принуждению или ограничению.
2. Творчество. Игра требует не повторение уже известного, а выбора из множества вариантов наиболее удачного, оптимального. Это характеризует творческую деятельность, которая сопровождается познавательным интересом и является стимулятором активности личности. Творчество способствует самовыражению, дает возможность ребенку показать свою самоценность и индивидуальность. Игра– условие проявления ребенком креативности, свободы, безопасности.
3. Деятельность. Игра для младших школьников является специфическим видов деятельности. Любые виды игры моделирую проблемные жизненные ситуации; создают условия для взаимодействия и взаимопомощи; открывают простор для фантазии, импровизации; способствуют более эффективному проявлению тех положительных качеств, которые не находят применения в повседневной жизни. Именно в сюжетной игре скрыт большой потенциал возможностей для обучения ребенка, оставшегося без попечения родителей, элементарным бытовым навыкам, которые являются крайней необходимостью для нормальной жизнедеятельности в обществе. Основная задача педагогов –сформировать у детей навыки и умения необходимые им в быту. В связи с этим на первое место встает проблема освоение навыков самообслуживания, которая является первым этапом социально-бытовой адаптации. Основными формами воспитания у детей навыков самообслуживания являются: индивидуальная работа и организованные сюжетные игры, ведь наилучшее усвоение любого материала происходит у детей в процессе игры. Одним из условий освоения социальной адаптации является овладение всеми навыками самообслуживания, а именно:
I. Гигиенические навыки по соблюдению чистоты тела.
Учить детей самостоятельно засучивать рукава, мыть лицо и руки, правильно пользоваться мылом. При кашле отворачиваться, прикрывать рот носовым платком; соблюдать опрятность, устранять самим или с помощью взрослых непорядок в одежде.
II. Навыки культуры еды.
Формировать навыки аккуратности еды у детей. Приучать детей садиться за стол в опрятном виде, принимать правильное положение за столом и сохранять его. Приучать правильно, пользоваться столовыми приборами; пищу брать понемножку, бесшумно, по мере необходимости пользоваться салфеткой.
III. Навыки аккуратного и бережного обращения с вещами личного пользования.
Побуждать детей к самостоятельности в процессе одевания и умывания, а также раздевании. Воспитывать опрятность у детей. Учить замечать непорядки в одежде (расстегнулась пуговица, завернулся воротничок и т.п.) и самостоятельно его устранять или обращаться за помощью к взрослым.
IV. Навыки поддержания порядка в окружающей обстановке.
Привлекать детей к элементарному хоз-бытовому труду: раскладывать ложки и т.п.; раскладывать оборудование или материалы к занятиям и убирать их; убирать игрушки после игр, принимать участие в починке коробок из-под игр, в ремонте книг, игрушек. Вместе с педагогом выносить на участок игрушки; убирать на участке палочки, камушки, листья.
4. Общение. Оно составляет основу игрового взаимодействия. Сюжетно-ролевая игра передается через общение, организуется им, функционирует в нем. В такой деятельности у учащихся накапливается опыт общения, которое основывается на взаимодействии, сотрудничестве и сотворчестве воспитателя и воспитуемого. Все это помогает детям установить правильные взаимоотношения, справедливо решать вопросы. Общение помогает младшему школьнику ставить интересы другого человека выше своих собственных, соотносить свои действия с действиями окружающих, с поставленными задачами, событиями, ситуациями. Деятельность педагога должна быть здесь направлена на то, чтобы привить детям, проживающим в условиях школы-интерната, навыки культурного поведения и вежливых взаимоотношений.
5. Отношения. Этому качеству присущи избирательность, установка на оценку (позитивную, негативную, выражающую безразличие), предрасположенность и готовность к определенному образу действий. В процессе игровой деятельности и игрового общения они являются связующим звеном. Главная их функция– перенос центра ориентации ребенка с предметной среды на личность субъекта. Отношения очеловечивают игровую деятельность, придают ей преобразующий характер, одухотворяют общение. В игровой деятельности у младших школьников складываются и развиваются такие качества, как симпатия, товарищество, дружба, сердечность, откровенность и др. Вне игры эти качества становятся основой для развития других.
6. Эмоциональность. Любая игра младших школьников проходит с эмоциональным подъемом, что возбуждает у детей стремление к воображению, способность к подражанию, копированию поведения. В эмоциональном фоне игры проявляется уровень ее нравственной, психологической культуры, насыщенность духовной жизни.
7. Кооперативность, которая представляет собой позитивную взаимозависимость, индивидуальную ответственность, стимулирование успеха друг друга. В игровой деятельности повышается интерес друг к другу, симпатии, товарищеские связи. Все это объединяет детей и создает большие возможности для формирования коллективистских отношений.
8. Комплексность. Педагогически организованная игра выполняет двуединую комплексность: первую в организации воспитательного процесса, вторую– в формировании личности. Игра может быть носителем содержания, выступать средством, методом, формой работы с детьми и является собственно деятельностью младших школьников. Игра комплексно воздействует на развитие личности ребенка, развивает интеллектуальные, духовные, нравственные, эстетические, трудовые качества, формирует личность в целом. Игра и есть практика развития. Ребенок играет потому, что развивается, и развивается, потому что играет.
Подводя итог вышесказанному, следует отметить, что при применении игровых технологий в профессиональной деятельности социального педагога, а в частности сюжетно-ролевой игры, необходимо учитывать особенности младшего школьного возраста. Игра– это особый вид деятельности, воспитательный потенциал которой очень велик. Игра не только воспитывает, но помогает ребенку расслабиться, активизирует его личностный потенциал (во время игры ребенок выступает инициатором, проявляет креативные способности). Поэтому игру необходимо использовать как одно из эффективных средств воспитания и успешной социальной адаптации.[9]
Глава II. Педагогический потенциал игры, как средства адаптации и реабилитации детей в условиях школы-интерната
2.1.Диагностика уровня адаптации и реабилитации детей в условиях школы-интерната
Диагностико-экспериментальная часть работы была проведена в Новоселенгинской школе-интернате среднего (полного) общего образования. Респондентами стали 2 класса – 4 и 5, дети в возрасте 10 и 11 лет.
Для диагностики социальной адаптации детей, лишенных родительской опеки в условиях школы-интерната применялись следующие методы исследования: карта наблюдения Стотта и проективная методика «Несуществующее животное».
Методика «Несуществующее животное» позволяет выявить особенности положения ребенка в группе, его отношение к себе и к членам этой группы. Методика основана на механизме психической проекции, то есть, рисуя животное, ребенок неосознанно отождествляет себя с ним, свое отношение к окружающим людям, приятие или неприятие их и себя. По результатам методики можно узнать, какие поведенческие реакции превалируют у ребенка (агрессия– конформность), его положение в коллективе (отчужденность– привязанность к людям), социальную активность (стремление ребенка к продуктивной деятельности– социальная пассивность, безразличие).
С помощью карты наблюдения Стотта выявляются особенности детской дезадаптаци. Карта оценивает степень и характер самой дезадаптаци и состоит из 16 симптомокомплексов– образцов поведения: (1. Недостаток доверия к новым людям; 2. Астения; 3. Уход в себя; 4. Тревожность по отношению к взрослым; 5. Враждебность по отношению к взрослым; 6. Тревога по отношению к детям; 7. Ассоциальность; 8. Гиперактивность; 9. Враждебность к детям; 10. Эмоциональное напряжение; 11. Невротические симптомы; 12. Неблагоприятные условия среды; 13. Сексуальное развитие; 14. Умственное развитие; 15. Болезни; 16. Физические эффекты.). В ходе включенного наблюдения уделяется внимание на поведение ребенка, после этого заполняется карта.
С целью выявления эффективности влияния игровой деятельности на процесс социальной адаптации исследование проводилось в виде естественного эксперимента, специфика которого заключалась в том, что одна группа детей (экспериментальная) была включена в игровую деятельность, в другой же группе (контрольная) игровая деятельность не проводилась. Эксперимент длился 6 месяцев (октябрь 2009 – март 2010 годы). При этом велось наблюдение за изменениями в поведенческих, личностных характеристик детей, которые являются показателями уровня социальной адаптации детей.
В начале экспериментальной работы у социального педагога, работающего на базе исследования, была выяснена изначальная степень социальной адаптации двух групп детей, которая была практически одинаковой. У детей обеих групп преобладало агрессивное поведение по отношению друг к другу, разрозненность отношений, слабые коллективистские связи. Ребята часто ссорились, применяя физическую силу, испытывали трудности во взаимоотношениях со сверстниками.
В ходе экспериментальной работы были замечены изменения в поведении детей экспериментальной группы. Игры были направлены на снижение уровня агрессии детей, на развитие их коммуникативных навыков и на сплочение коллектива. На начальном этапе работы в игровую деятельность из экспериментальной группы включались не все ребята: некоторые оставались пассивными и лишь наблюдали за тем, как играют другие. Но спустя некоторое количество времени в игру были включены все члены группы. Применяя игры на развитие коммуникативных способностей, удалось активизировать вербальную активность детей, которые раньше ее проявляли в малой степени. Также у детей снизился уровень агрессивности по сравнению с начальным уровнем до эксперимента.
На основе данных, полученных в ходе проведения эксперимента, был проведен сравнительный анализ, который показал, что мы получили специфические данные по 5 параметрам:
1. социальное доверие;
2. Агрессивность;
3. Чувство включенности в группу;
4. Социальная активность
Данные эксперимента представлены в таблице 2.1.
Таблица 2.1
Параметры | Экспериментальная группа | Контрольная группа | |||
Количество респондентов, у которых проявились данные параметры | % | Количество респондентов, у которых проявились данные параметры | % | ||
1. | Социальная активность | 8 | 80 | 6 | 60 |
2. | Чувство включенности в группу | 7 | 70 | 4 | 40 |
4. | Социальное доверие | 5 | 50 | 3 | 30 |
5. | Агрессивность | 2 | 20 | 7 | 70 |
Исходя из полученных результатов, можно сделать следующее заключение. В экспериментальной группе повысился уровень социальной активности (с 30% до 36%), что проявляется в том, что у детей повышается любознательность, стремление к взаимодействию с другими людьми (в частности с волонтерами: дети проявляют заинтересованность в сотрудничестве, то есть им интересно, в какие игры они будут играть, также ребята сами предлагают волонтерам свои игровые задания).
Игры на сплочение коллектива способствовали тому, что в группе детей повысился уровень сплоченности (с 20% до 32%). Дети начали немного по-другому смотреть друг на друга, так как в игре многие показали свои черты характера, которые до этого проявлялись в малой степени или находились в латентном состоянии. То есть каждый ребенок сумел проявить свои положительные качества: искренность, эмпатию, жалость, честность. Игровая деятельность дала возможность раскрыться способностям детей.
У ребят также повысился уровень социального доверия (с 15% до 23%). Они начали испытывать большую потребность в общении, рассказывать о себе, своих родителях. В начале эксперимента они отказывались говорить на подобные темы и уклонялись от разговора. Низкий показатель этого параметра в обоих группах в экспериментальной и контрольной равен соответственно 23% и 15%. Это связано с тем, что эти дети принадлежат к социально незащищенной категории, категории социальных сирот. Ребята были оставлены своими родителями, из-за этого у них есть осознанность того, что их «бросили», что они никому не нужны. Поэтому у них возникает чувство недоверия ко всем новым людям. И чтобы завоевать их авторитет, нужно продолжительное время.
У детей из экспериментальной группы значительно понизился уровень агрессии (с 35% до 9%). Включение агрессивных действий в контекст игры должно быть таким, чтобы придать новый социально-приемлемый смысл агрессивным действиям ребенка. В игре у детей происходит разрядка негативных эмоций, особенно у гиперактивных детей. Для этого подбираются подвижные игры, где посредством физических действий ребенок вымещает накопившуюся агрессию.
Проводя данный эксперимент, было выявлено, что применение игровые технологии в контексте социально-педагогической деятельности в работе с детьми-сиротами, проживающими в условиях школы-интерната, повышается уровень их социальной адаптации, о чем свидетельствуют следующие ее показатели. Уровень агрессивности снижается, повышается уровень потребности во взаимодействии и уровень сплоченности группы. Это также конструктивно влияет на социальную активность детей-сирот: они готовы к активному взаимодействию и сотрудничеству.
2.2. Использование игровых методик в воспитательной работе с детьми-сиротами
Игровые технологии в воспитательной работе с детьми-сиротами носят характер игровой терапии. Она основана на деятельностном подходе и использует детскую игру в диагностических, коррекционных и развивающих целях. Игровая терапия используется при различных нарушениях поведения, неврозах, страхах, тревожности, нарушениях общения у детей. Все это, так или иначе связано с социальной адаптацией детей-сирот.[10]
Однако для применения игровых технологий в работе с детьми-сиротами необходимо составить программу проведения занятий. При проведении данного научного эксперимента мы составили и применили следующую программу:
Месяц | Направленность игр | Виды игр |
Октябрь | Игры на знакомство, на установление доверительных отношений | «Веревочка», «Паутинка», «кто Я», «Паровозик», «Поезд добродетелей», «Бип» |
Ноябрь | Игры на установление доверительных отношений, на формирование гуманистических чувств | «Ласковые шаги», «Какой я хороший», «Пресс-конференция», «На корабле» |
Декабрь | Игры на формирование культуры поведения, поддержание положительного эмоционального фона | «Жизнь взрослых», «Таможня», «Пойми меня», «Скульптор», «Артисты пантомимы», «Окно», «Театр-экспромт» |
Январь | Игры на сотрудничество, сплочение коллектива | «Золотой ключик», «Мост», «Башни», «Сиамские близнецы», |
Февраль | Игры на сотрудничество, формирование культуры поведения | «Баба-Яга», «Согласованные движения», «Спина к спине», «Платформы», «Фигуры», «Скала» |
Март | Игры на коллективное доверие, внимание, расслабление, создания положительного настроения | «Море, суша, небо», «Гроза», «Болото», «Вопрос соседу», «14 предметов», «Хохотунья» |
На каждом занятии ребятам также предлагались задания различного характера: загадки, кроссворды, геометрические задачки на пространственное восприятие и другие задания познавательного характера.
Вот перечень некоторых игр, применяемых в работе с детьми-сиротами:[11]
1. Игра «Путаница»
Цель: поддержание группового единства.
Ход игры: выбирается считалкой водящий. Он выходит из комнаты. Остальные дети берутся за руки и образуют круг. Не разжимая рук, они начинают запутываться– кто как умеет. Когда образовалась путаница, водящий заходит в комнату и распутывает ее, не разнимая рук детей.
2. Игра «Скала»
Цель: на сплочение и взаимовыручку.
Ход игры: Команда в полном составе выстраивается на бревне в ряд. Спереди и сзади – «бездонная пропасть». Каждый член команды по очереди перемещается из одного конца бревна в другой таким образом, чтобы тот, кто в начале упражнения стоял последним, в результате оказался первым.
3. Игра «Вопрос соседу»
Цель: развитие внимания и сосредоточенности.
Все садятся в круг, ведущий– в центре. Он подходит к любому игроку и задает вопрос, например, «Как тебя зовут?», «Кто твой лучший друг?» и т.д. Но отвечать должен не тот, кого спрашивают, а его сосед слева. Если ответил тот, кого ведущий спрашивал, он должен отдать фант. После игры фанты разыгрывают.
4. Игра «Ласковые шаги»
Цель: формирование гуманистических убеждений.
Из группы детей выбираются 2 человека. Дети становятся напротив друг друга на расстоянии 10– 12 шагов. Условия игры: шаг можно сделать, только сказав ласковое слово.
5. Игра «Проведи слепого»
Цель: Сплочение коллектива.
Каждая группа выбирает одного человека, которому завязывают глаза. Он будет изображать слепого. С помощью словесных команд группа проводит игрока от одного конца комнаты до другого так, чтобы он не спотыкался и не касался руками предметов. Команды должны быть точными и продуманными.
6. Игра «День рождения»
Цель: сплочение коллектива, предоставление возможности высказать обиды, снять разочарование.
Выбирается именинник. Все дети дарят ему подарки жестами, мимикой. Имениннику предлагается вспомнить, обижал ли он кого-то, и исправить это. Детям предлагается пофантазировать и придумать будущее имениннику.
Исходя из вышесказанного, при работе с детьми-сиротами необходимо выявить их особенности и в соответствии с этим подобрать игры определенной направленности, направленные на конструирование социально полезных качеств и уменьшения степени интенсивности поведенческих реакций негативного характера. При этом занятие должны проводиться регулярно по четкому плану. Необходимо учитывать индивидуальные особенности самих детей, потому что не все игры могут проводится с данной категорией детей. И самое главное при всем этом не потерять доверие детей и быть всегда с ними корректным и искренним, потому, что дети не терпят лжи и фальши.[12]
Заключение
Адаптация и реабилитация представляют собой сложный и многогранный процесс. Он определяет адекватное и эффективное взаимодействие личности с новой средой. В результате такого взаимодействия происходит полноценное развитие личности, её самореализация и самоактуализация. Личность становится полноправным членом общества, приобретая свободу выбора действия, деятельности, социально приемлемых поступков, принося полезность этому же обществу. При возникновении дезадаптации происходит виктимизация личности (процесс, в результате которого происходит «превращение» личности своего рода жертву воздействий социальной среды), то есть нарушение нормальной жизнедеятельности и развития человека, что в некоторой степени представляет опасность для его существования, делая его социально пассивным, безучастным в общественной жизни. Дезадаптированный человек может оказывать негативное влияние на свое ближайшее окружение (семью, друзей, коллектив). Поэтому все это требует особо пристального внимания со стороны педагога, задачей которого является своевременное выявление дезадаптированных людей (особое внимание следует уделить возрастной категории детей и подростков), коррекция дезадаптирующего процесса, предотвращение возможных негативных последствий посредством применения специально разработанных программ, направленных на адаптацию и реабилитацию.
Таким образом, поступление в школу ведет не только к формированию потребности в познании и признании, но и к развитию чувства личности. Ребенок начинает занимать новое место внутри семейных отношений: он - ученик, он - ответственный человек, с ним советуются и считаются. Усвоение норм поведения, выработанных обществом, позволяет ребенку постепенно превратить их в свои собственные, внутренние требования к самому себе.
Сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей являются социально незащищенной категорией населения, которой свойственна депривация, следствием которой является дезадаптация в социальной среде, что проявляется в бедности эмоциональных контактов ребенка, затруднении в коммуникации. Для большинства таких детей характерно девиантное поведение (побеги, кражи, повышенная агрессивность по отношению к окружающим, а также другие асоциальные поступки). Деятельность социально-педагогической деятельности должна быть направлена на предотвращение и коррекцию данных негативных проявлений, а также на совершенствование процесса адаптации и реабилитации в условиях школы-интерната. Этому может способствовать игровая деятельность, которая является в младшем школьном возрасте основной, как и учебная.
Значение игры в адаптации и реабилитации ребенка определяется тем, что детская игра рассматривается как форма включения ребенка в мир человеческих действий и отношений. При применении игровых технологий в профессиональной деятельности социального педагога необходимо учитывать особенности младшего школьного возраста. Игра – это особый вид деятельности, воспитательный потенциал которой очень велик. Игра не только воспитывает. Но помогает ребенку расслабиться, активизирует его личностный потенциал (во время игры ребенок выступает инициатором, проявляет креативные способности). Поэтому игру необходимо использовать как одно их эффективных средств воспитания и успешной социальной реабилитации и адаптации. Ребенок играет потому, что развивается, и развивается, потому что играет.
Список литературы
1. Абрамова Г.С. Возрастная психология: учебное пособие для студентов ВУЗов – Екатеринбург: Деловая книга, 2002.
2. Акимова М. Психофизиологические особенности школьников: учет и коррекция: учебное пособие для студентов ВУЗов – М: Академия, 2002.
3. Ананьев Б.Г. Теория ощущений. Л.: изд. ЛГУ, 2003.
4. Андрушенко Т., Шашилова Г., Кризис развития ребенка 7 лет: психодиагностика и коррекционно-развивающая работа психолога – Академия, 2003.
5. Баллон А. Психическое развитие ребенка – М: Просвещение, 1967.
6. Бардиер Г.Л., Никольская И.М., Что касается меня… Сомнения и переживания самых младших школьников. СПБ: Речь, 2005.
7. Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. – М., 2003.
8. Дубравина И.В. Рабочая книга школьного психолога – Просвещение,2003.
9. Евладова Е.Б., Логинова Л.Г., Михайлова Н.Н. Дополнительное образование детей. – М., 2003.
10. Журнал «Вестник» Психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы – М., 2008.
11. Коллектив. Личность. Общение: словарь социально-психологических понятий под редакцией Е.С. Кузьмина и В.Е. Семенова – Л, 1999.
12. Лэндрет Г.Л. Игровая терапия: искусство отношений – М: МПА, 2004.
13. Крутецкий В.А. Психология – М., Просвещение, 1986.
14. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество – второе издание М., 2003.
15. Научно-методический журнал. Воспитание школьников – М., 2003.
16. Научно-педагогический журнал. Воспитание школьников – М., 2004.
17. Нижегороднева Н.В., Шадриков В.Д. психолого-педагогическая готовность ребенка к школе: пособие для практического психолога, педагогов, родителей – М:ВЛАДОС, 2002.
18. Никольская И.М., Грановская Р.М. Психологическая защита у детей, Санкт-Петербург, 2006.
19. Овчарова Р.В. Справочная книга социального педагога – М., 2005.
20. Петрунек В.Г. Младший школьник – М., 2003.
21. Психология и педагогика игры школьника – М: Просвещение, 2001.
22. Психическое развитие: учебник для студентов ВУЗов – М: Академия, 2005.
23. Ром М.В. «Адаптация личности в социуме».
24. Руководство практического психолога: психическое здоровье детей и подростков в контексте психологической службы/ Под руководством Дубровиной И.В. – М., 2003.
25. Сухов А. Социальная психология: учебное пособие для студентов средних специальных образовательных учреждений – Академия, 2005.
26. Талызина Н.Ф. Формирование познавательной деятельности младших школьников.
27. Ульянкова У. Организация и содержание специальной психологический помощи детям с проблемами в развитии: учебное пособие для студентов ВУЗов – Академия, 2005.
28. Шишковец Т.А. Справочник социального педагога – М., ВАКО, 2005.
29. Эльконин Д.Б. Психология игры – М: ВЛАДОС, 1999.
28
1. [1]Никольская И.М., Грановская Р.М. Психологическая защита у детей, Санкт-Петербург, 2006.
[2] Ром М.В. «Адаптация личности в социуме».
[3] Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество – второе издание М., 2003.
[4] Абрамова Г.С. Возрастная психология: учебное пособие для студентов ВУЗов – Екатеринбург: Деловая книга, 2002.
[5] Абрамова Г.С. Возрастная психология: учебное пособие для студентов ВУЗов – Екатеринбург: Деловая книга, 2002.
[×]
[6] Шишковец Т.А. Справочник социального педагога – М., ВАКО, 2005.
[.]
[7]
[8] Психология и педагогика игры школьника – М: Просвещение, 2001.
[9] Овчарова Р.В. Справочная книга социального педагога – М., 2005.
[10] Лэндрет Г.Л. Игровая терапия: искусство отношений – М: МПА, 2004.
[11] Эльконин Д.Б. Психология игры – М: ВЛАДОС, 1999.
[12] Акимова М. Психофизиологические особенности школьников: учет и коррекция: учебное пособие для студентов ВУЗов – М: Академия, 2002.