Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2012 в 21:11, курсовая работа
К дошкольному возрасту принято относить детей от 3 до 6-7 лет. К этому возрасту они, как правило, неплохо разговаривают, имеют собственное мнение, владеют основными навыками и…..играют. Согласитесь сложно представить ребенка, который бы не играл: с игрушками, со сверстниками, с родителями. Если внимательно понаблюдать за ребенком, то можно заметить что играет он в разные игры каждый день, и каждый раз эта игра будет совершенно новой и существенно отличаться от вчерашней.
1.Введение.
2.Что такое игра
3.Теории игры в отечественной психологии
4. Личностное развитие детей в игре
5. Интеллектуальное развитие детей в игре
6. Психологическое значение игры и её функции
7.Заключение
Мышление
и восприятие связаны настолько
тесно, что говорят о наглядно-
Речь. В дошкольном возрасте в основном завершается долгий и сложный процесс овладения речью. В игровой деятельности активно развивается монологический вид речи. Когда ребенок в игре «является» одновременно несколькими персонажами. При игре со сверстниками развивается диалогическая речь, когда ребенок пытается что то донести или договориться. Развивается звуковая сторона речи. Младшие дошкольники начинают осознавать особенности своего произношения. Интенсивно растет словарный состав речи. Развивается грамматический строй речи. Детьми усваиваются закономерности морфологического порядка (строение слова) и синтаксического (построение фразы).
Память. У младших дошкольников память непроизвольна. Ребенок не ставит перед собой цели что-то запомнить или вспомнить и не владеет специальными способами запоминания. Интересные для него события, если они вызывает эмоциональный отклик легко (непроизвольно) запоминаются в частности в игре и могут впоследствии воспроизводится. Сознательное, целенаправленное запоминание и припоминание появляются только эпизодически. Их развитие тренировка происходит и в игровой деятельности и ребенок, с легкостью не подключая особых усилий, вспоминает то, что необходимо.
Восприятие
в дошкольном возрасте становиться
более совершенным, осмысленным, целенаправленным,
анализирующим. В игре как в наиболее не
навязчивой форме можно развить произвольные
действия - наблюдение, рассматривание,
поиск. Дети узнают основные цвета и их
оттенки, могут описать предмет по форме
и величине. Они усваивают систему сенсорных
эталонов (круглый как яблоко).
Психологическое значение игры и её функции.
Весь
период дошкольного возраста игра является
ведущей деятельностью для
Игра
– это осмысленная
За весь «игровой возраст» игра развивается вместе с ребенком. Сначала он учится манипулировать предметами, крутит в ручках, переставляет, пересыпает, переливает. Предметные действия – вот с чего начинается игра. Дальше появляется сюжетно-ролевая игра. Соответственно появляется роль и сюжет. Зарождаются новые виды продуктивной деятельности (рисование, лепка, аппликация) Это огромный шаг вперед в развитии. Ребенок начинает воображать себя кем-то или чем-то, копировать то, что уже видел, проигрывать свою роль, соблюдая определенные правила. Учиться подчинять свои импульсивные желания правилам игры. Формируются новые мотивы и потребности (соревновательные, игровые мотивы, потребность в самостоятельности).
В игре можно увидеть что, по мнению ребенка, плохо, а что хорошо. Как он строит отношения, почему возникают конфликтные ситуации в игре, что он проигрывает в своей игре и т.д.? Чем больше ребенок играет, тем активнее работают все познавательные процессы, образуются психические новообразования, развитие происходит в соответствии с возрастом. Ребенок не будет готов к школе, пока он не наиграется.
Функции игры — это ее разнообразная полезность. Рассмотрим наиболее важные:
Эмоциогенная функция: игра меняет эмоциональное состояние, как правило, в сторону его улучшения, повышения настроения, воодушевляет, пробуждает интерес к чему-либо. Палитра чувств, пробуждаемых игрой многообразна. Это и удовольствие, и чувство гордости по поводу одержанной победы, и чувство страха, ощущение неизвестности и таинственности... Но игра — не просто развлечение, а особый метод вовлечения в творческую деятельность, побуждения их к активности.
Диагностическая функция: игра убедительно раскрывает в детях истинно детское, личностное. Она диагностичнее, чем любая другая деятельность человека, поскольку в игре участник максимально себя проявляет (свои физические силы, интеллект, творчество). Ребенок сам в игре проверяет свои силы, возможности в свободных действиях, самовыражаясь и самоутверждая себя. Игра побуждает его к самопознанию и одновременно создает условия внутренней активности личности.
Релаксационная функция: игра снимает или уменьшает физическое и интеллектуальное напряжение, вызванное нагрузкой на нервную систему активным обучением, физическим трудом, сильными переживаниями. Игры используют для восстановления равновесия сил, для улучшения здоровья детей.
Компенсаторная функция: реализация идеи дополнения жизни: ребенок «примеривает» еще не использованные, не выбранные возможности. Некая нереальность игры в то же время дает возможность органичного сочетания контекстов прошлого и будущего во времени настоящем.
Коммуникативная функция: игра всегда вводит ребенка в реальный контекст сложнейших человеческих отношений, поскольку она — коммуникативная деятельность, хотя по чисто игровым правилам и вполне конкретная. Важно и то, что игра является более широким фактором общения, чем речь.
Функция самореализации: процесс игры — это всегда пространство для самореализации ее участников, уникальная возможность для человеческой практики ребенка.
Социокультурная функция: игра — сильнейшее средство социализации ребенка, включающее в себя как социально контролируемые процессы целенаправленного воздействия на становление личности, так и стихийные, спонтанные процессы, влияющие на формирование ребенка.
Терапевтическая
функция: опираясь на вывод Э. Берна: интенсивнее
всего играют люди, утратившие душевное
равновесие, игротерапевты используют
игры для снятия неурядиц жизни, для коррекции
нравственных взаимоотношений, для одобрения
и ободрения ребенка, преодоления различных
трудностей, возникающих у ребенка в поведении,
в общении с окружающими, в учении.
Заключение.
Можно
сделать вывод о том, что в
игре, как особом исторически возникшем
виде общественной практики воспроизводят
нормы человеческой жизни и деятельности,
подчинение которым обеспечивает познание
и усвоение предметной и социальной действительности,
интеллектуальное и нравственное развитие
личности. Ведущая деятельность - такая
форма поведения ребенка, в связи, с развитием
которой развиваются психические качества,
подготавливающие переход ребенка к новой
ступени его развития. Бесспорно можно
сказать что игра является ведущей деятельностью
дошкольника. Игровая деятельность формирует
и перестраивает отдельные психические
процессы. Только в игре возникает способность
к активному воображению, формируется
произвольное запоминание и многие другие
психические качества. Игра учит, формирует,
изменяет, воспитывает. А следовательно
ребенок развивается, двигается вперед
и делает шаги к становлению полноценной
личности.
Литература
Информация о работе Игра и ее значение в психическом развитии дошкольника