Игра и ее значение в психическом развитии дошкольника

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2012 в 21:11, курсовая работа

Описание работы

К дошкольному возрасту принято относить детей от 3 до 6-7 лет. К этому возрасту они, как правило, неплохо разговаривают, имеют собственное мнение, владеют основными навыками и…..играют. Согласитесь сложно представить ребенка, который бы не играл: с игрушками, со сверстниками, с родителями. Если внимательно понаблюдать за ребенком, то можно заметить что играет он в разные игры каждый день, и каждый раз эта игра будет совершенно новой и существенно отличаться от вчерашней.

Содержание

1.Введение.
2.Что такое игра
3.Теории игры в отечественной психологии
4. Личностное развитие детей в игре
5. Интеллектуальное развитие детей в игре
6. Психологическое значение игры и её функции
7.Заключение

Работа содержит 1 файл

реферат по возр. психол.doc

— 83.50 Кб (Скачать)

Федеральное агентство по образованию ГОУВПО

« Удмуртский государственный университет»

институт  Психологии, педагогики и социальных технологий 
 
 
 

Игра  и ее значение в  психическом развитии дошкольника.

Контрольная работа по курсу: «Возрастная психология» 
 
 
 
 
 

                                                         Выполнила: Павлова Наталья Геннадьевна

                                                         Гр.: ЗС(ИМК)-020400-21(к)

                                                         Проверила: Лобаскова  Марина Михайловна

                                                                                 

Ижевск 2009 

Содержание

1.Введение.

2.Что такое  игра

3.Теории игры  в отечественной психологии

4. Личностное  развитие детей в игре

5. Интеллектуальное развитие детей в игре

6. Психологическое значение игры и её функции

7.Заключение 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение.

К дошкольному  возрасту принято относить детей  от 3 до 6-7 лет. К этому возрасту они, как правило, неплохо разговаривают, имеют собственное мнение, владеют основными навыками и…..играют. Согласитесь сложно представить ребенка, который бы не играл: с игрушками, со сверстниками, с родителями. Если внимательно понаблюдать за ребенком, то можно заметить что играет он в разные игры каждый день, и каждый раз эта игра будет совершенно новой и существенно отличаться от вчерашней. Так что же такое игра для ребенка? Просто время препровождения или совершенно необходимый,  неотъемлемый фактор развития. В настоящее время психологи выдвигают много версий об игровой деятельности, но все они едины в одном - играя, ребенок развивается. Строит ли он модель общественного поведения, решает ли свои какие то вопросы, ищет ли что - то новое – ребенок в своем развитии продвигается вперед. Моя задача в данной работе выяснить, что такое игра, как именно она влияет на психическое развитие дошкольника, и какие функции выполняет. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Что такое игра.

Рассмотрим несколько  понятий:

Игра - тот или иной вид действия, как совокупность определенных приемов, правил. (1)

Игра (в психологии развития) — деятельность ребенка в условных ситуациях, моделирующих реальные. В игре как особом исторически возникшем виде общественной практики, воспроизводятся нормы человеческой жизни и деятельности, овладение которыми обеспечивает приобщение к культуре, познание предметной и социальной действительности, интеллектуальное, профессиональное, эмоционально-волевое и нравственное становление и развитие личности. (Психология развития. 2)

Игра - разновидность физической и интеллектуальной деятельности, лишенная прямой практической целесообразности и представляющая индивиду возможность самореализации, выходящей за рамки его актуальных социальных ролей (Новейший философский словарь 2)

Можно подытожить: игра это такая деятельность, дающая ребенку некие возможности, которые не способно дать общество и взрослые, однако одновременно указывается, что игра это свод определенных правил и приемов. Так что же это? Полная свобода или нечто выдаваемое за свободу? Мне кажется, однозначного ответа не будет. Просто рассмотрим основные характеристики присущие такой деятельности как игра.

Игра  это свободная деятельность. Если ребенок играет по приказу это  будет лишь имитация игры. Можно утверждать, что дети играют, когда они испытывают удовольствие, когда играют для радости – и в этом заключается их свобода. Игра не диктуется физической необходимостью или моральной обязанностью.  Когда играют только ради какой-нибудь выгоды, теряется собственное значение игры.

Игра  выводит человека за рамки обыденности. Это мир воображаемый, иллюзорный, нереальная реальность. Характеристика игры как иллюзорного мира не исключает того, что игроки могут быть настроены с величайшей серьезностью. Несерьезное отношение к игре, ее правилам разрушает ее. Несерьезность сама по себе еще не есть игра. Подлинная игра связана с вдохновением.

Пространственно-временная  замкнутость игры. Игра проходит в определенных границах пространства и времени, в которых существует "игровой мир". У нее есть начало и конец.

Структурная упорядоченность игры. Внутри игрового пространства царят свои особые правила. В несовершенном мире игра создает временное, ограниченное совершенство. Даже небольшое отклонение от порядка игры разрушает ее или создает что - то новое.

Повторимость  и вариативность игры. Вариативность, основанная на структуре, придает игре творческий, свободный дух, без которого она не была бы игрой, а превратилась бы в рутинную, бездушную работу. Повторимость. Во-первых, почти во всех формах игры встречаются элементы повтора, чередования. Во-вторых, наличие устойчивой структуры позволяет повторять всю игру целиком.

Одушевленность" игровых предметов. Во время игры предметы становятся не тем, что они есть сами по себе. Любая детская игрушка выдает себя не за то, что она есть. В игрушку может превратиться всякая вещь, даже если мы в ней ничего не изменили – все дело в отношении человека к ней.

Переживания напряжения и воодушевления в  игре. В переживании проявляется неопределенность, неустойчивость, какая-то еще нереализованная возможность, ради которой (или против которой) нужны усилия. Воодушевление как закрепление чувства успеха в игре и желание повторить, воспроизвести его.(3)

Теории  игры в отечественной психологии

Родоначальником теории игры в отечественной науке  считается К.Д.Ушинский. Он предлагает идею использования игры в общей системе воспитания, в деле подготовки ребенка к трудовой деятельности.

Выступая  против чисто гедонистической (наслаждение) теории игры, Ушинский свидетельствует, что дети в игре ищут не только наслаждения, но и стремятся самоутвердиться. Игра, по Ушинскому, — своеобразный род деятельности, притом свободной и обязательно сознательной деятельности, под которой он понимал стремление жить, чувствовать, действовать. Лишение ребенка игры как сознательной деятельности есть самое страшное наказание для него.

В теориях  К. Левина, в работах отечественных  психологов Л.С.Выготского, Д.Б.Эльконина моделирующая и ориентационная функции игры объясняются способностями ребенка оперировать игровыми символами.

Д.Б.Эльконин полагал, что, организуя игровую  деятельность с помощью символов, ребенок учится ориентироваться  в явлениях культуры, духовности в целом, использовать их соответствующим образом. На этой же позиции стоял и С.Т.Шацкий, который полагал, что появление игры зависит от богатства внутренней жизни в душе ребенка. Многие ученые полагали, что игра возникает в свете духовности и служит источником духовного развития ребенка С.Л.Рубинштейн, советский психолог и философ, также одним из первых сделал попытку создать отечественную теорию игры. Рубинштейн понимает игру как вечную потребность ребенка, рождающуюся из контактов с внешним миром, как реакцию на них.

Согласно  Рубинштейну, сущность игры заключается  в том, что она есть порождение практики, через которую преобразуется  действительность, изменяется мир. Мотивы игры кроются в многообразных переживаниях, значимых для ребенка, вызванных окружающей действительностью.

Выводы  о том, что игра есть осмысленная  деятельность, развивал в своих трудах и А.Н.Леонтьев. Леонтьев считал игру ведущим типом деятельности дошкольника. А.Н.Леонтьеву принадлежит следующая мысль: «Игра не является продуктивной деятельностью, ее мотив лежит не в результате, а в содержании самого действия». Таким образом,  овладение ребенком более широким, непосредственно недоступным ему кругом действий может совершаться только в игре. С.Л.Рубинштейн, А.Н.Леонтьев и их последователи объясняли игру как доступный для ребенка путь понимания и освоения мира. Своеобразие игровой деятельности, таким образом, проявляется в единстве с практической деятельностью и потому носит активный характер. 

Личностное  развитие детей в игре.

Под личностным развитием понимают развитие мотивационной  сферы, уровня самооценки, самосознания. Нравственное и эмоциональное развитие дошкольников в процессе игры, развитие их интересов и творческих способностей.

В дошкольном возрасте ребенок остается не менее эмоциональным, чем раньше только внешние проявления становятся не такими яркими. В игре ребенок учится контролировать свои эмоции, выступая в роли папы или мамы он поучает куклу, объясняет поведение, пытается воспроизвести эмоцию взрослого. Все это обеспечивает контроль эмоциональной сферы, осмысленность понимания собственных чувств. Отвлеченные словесные рассуждения взрослых ребенок понимает с большим трудом, а то и не понимает совсем. Но если те же знания выразить наглядно, он усвоит их легко. Игра ребенка всегда ярко эмоционально окрашена - он, в силу своего возраста, просто не способен делать то, что ему не интересно. Он начинает радоваться и печалиться не только по поводу того, что он делает в данный момент, но и по поводу того, что ему еще предстоит сделать.

Самым важным личностным механизмом, формирующимся  в этом периоде, считается соподчинение мотивов. И здесь игра занимает не последнее место. Для дошкольника  характерно возникновение нескольких желаний: в процессе игры мотивы дошкольника приобретают разную силу и значимость, он учится принимать решения в ситуации выбора. Вскоре он уже может подавить свои непосредственные побуждения, благодаря более сильным мотивам, которые исполняют роль "ограничителей".

Дошкольник  начинает усваивать этические нормы, принятые в обществе. Изначально в игре ребенок способен оценивать лишь чужие поступки: сверстников, выдуманных героев. В среднем дошкольном возрасте ребенок оценивает действия героя независимо от того, как он к нему относится, и может обосновать свою оценку, исходя из взаимоотношений персонажей. Может подсознательно ребенок выстраивает свою игру подобно внешнему миру, следовательно, в нем действуют существующие этические нормы и правила. Постепенно ребенок приобретает способность оценивать и свое поведение, пытается действовать в соответствии с теми моральными нормами, которые он усваивает и к тому же устанавливает в своем воображаемом мире.

Игра имеет решающее значение для развития воображения. Игровые действия происходят в мнимой, воображаемой ситуации; реальные предметы используются в качестве других, воображаемых; ребенок берет на себя роли воображаемых персонажей. Это способствует тому, что дети приобретают способность к творческому воображению.

Общение дошкольника со сверстниками разворачивается  главным образом в процессе совместной игры. Играя вместе, дети начинают учитывать  желания и действия другого, отстаивать свою точку зрения, строить и реализовывать  совместные планы. Поэтому игра оказывает огромное влияние на развитие общения детей в этот период.

В игре складываются другие виды деятельности ребенка, которые потом приобретают  самостоятельное значение. Так, продуктивные виды деятельности (рисование, конструирование) первоначально тесно слиты с игрой. Рисуя, ребенок разыгрывает тот или иной сюжет. Стройка из кубиков вплетается в ход игры. Только к старшему дошкольному возрасту результат продуктивной деятельности приобретает самостоятельное значение, и она освобождается от игры.

Интеллектуальное развитие детей в игре.

Под ним  можно понимать развитие ощущений и  восприятий, их видов, мышления (мыслительных процессов, форм и видов мышления, качеств ума), знаковой функции сознания, различных видов и свойств  памяти, творческого воображения, внимания (ее видов и свойств), монологической связной речи.

 В дошкольном возрасте под влиянием игры происходит интенсивное развитие всех познавательных психических процессов. Это относится и к сенсорному развитию. Сенсорное развитие — это совершенствование ощущений, восприятий, наглядных представлений. У детей снижаются пороги ощущений. Повышаются острота зрения и точность цветоразличения, значительно возрастает точность оценок веса предметов. Лепка, рисование, конструирование больше всего способствуют ускорению сенсорного развития.

Информация о работе Игра и ее значение в психическом развитии дошкольника