Игра – ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2013 в 09:24, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования - изучение психологической сущности и развитие детей – дошкольников в игре.
Задачи исследования:
Проанализировать научную литературу по проблемам формирования игровой деятельности у детей – дошкольников.
Изучить происхождение, сущность игры как психологического феномена.
Определить влияние игры на психическое и личностное развитие ребенка.
Изучить характеристику игровой деятельности.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………2

Глава I Игра – ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста
1.1.Значение игры в формировании личности……………………………………..4
1.2.«Природа» игры………………………………………………………………….8
1.3 Игра – творческий процесс…………………………………………………….11
1.4.Психологическая характеристика игровой деятельности…………………...13
1.5.Основные виды игр, особенности ролевой игры дошкольника……………..15

Глава II Роль игры в воспитании и развитии дошкольника
2.1.Предметная деятельность и игра ……………………………………………..21
2.2.Игра в художественно-творческой деятельности ……………………………23
2.3.Роль игры в воспитании положительного отношения к школе……………..27
2.4.Значение игр для преодоления эмоциональных трудностей дошкольников………………………………………………………………………29
Заключение………………………………………………………………………...33
Список использованной литературы ………………………………………….35

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа по психлолгии.docx

— 71.51 Кб (Скачать)

Играя в больницу или зубной кабинет, дети выражают страх или  непонимание, которые не показывают окружающим их взрослым. С такими страхами они могут справиться исключительно  через игру, но и взрослым надо стараться  утешить ребенка или объяснить  непонятное. Это можно сделать, подключившись  к игре или поговорив с ребенком по другому поводу, например взяв в  качестве отправной точки соответствующую  моменту книгу.    

     Таким образом, разные дети требуют разного подхода и нуждаются в различных воспитательных воздействиях. Вместе с тем, к сожалению, в детских садах иногда пользуются методами, которые недопустимы ни для каких детей и ни при каких обстоятельствах.

     Ни в коем случае нельзя насильно (запретами, угрозами, наказаниями) заставлять ребенка делать то, чего он не хочет, к чему он еще не готов. Задача воспитателя (и в этом заключается искусство воспитания) – заинтересовать малыша, увлечь его полезным занятием, поддержать малейшие успехи. Принуждением можно только отбить интерес к игре, что сделает весь воспитательный процесс бессмысленным.

     Столь же бессмысленны и даже вредны прямые требования что-то запомнить или усвоить в игре. Мы уже говорили, что ребенок в дошкольном возрасте не может учиться по требованию взрослого. Он способен запоминать и усваивать только то, что нужно ему самому, в чем он испытывает практическую необходимость. Такая необходимость естественно возникает в интересной и увлекательной игре. Подменять игру упражнениями или уроком, требовать механического повторения каких-то слов или движений недопустимо.

     Тем более, недопустимы раздраженный тон и грубость в отношениях с детьми.

     Таким образом,  ответственность за благополучие и развитие детей - хлопотное и порой трудная задача. Это трудная работа, но она приносит удовлетворение.Доброжелательность, сюрпризность разного рода неожиданности – являются значительно более эффективными средствами в работе с детьми. И эти средства всегда в Ваших руках. Нужно уметь вовремя удивиться или огорчиться, заинтриговать детей какой-то неожиданностью, выразить восхищение, показать мимикой, интонацией, движением свою заинтересованность игрой и успехами в ней ребенка. Конечно, все это требует от воспитателя артистизма. Только радость успеха, увлеченность, заинтересованность ведут к формированию полноценной личности человека.[п.20; с.156]

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

     Игра определяется как ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте, направленный на познание ребенком окружающего мира, социализации, путем активного соучастия в труде и повседневной жизни людей.

     Игра вызывает качественные изменения в психике дошкольника, которые обуславливаются психологическими особенностями игры. Среди последних можно выделить:

     Игровые действия носят знаковый (символический) характер. Игровые действия имеют место только тогда, когда ребенок под одним действием начнет подразумевать другое. В этом состоянии принципиальные отличия игровых действий от манипулятивных с предметами, которая осуществляется как выполнение действий, показанных взрослыми. Игровые заместители должны давать возможность действовать с ними, так как с замещаемыми предметами. При выборе предметов-заместителей дошкольник исходит из реальных отношений предметов. Он с готовностью соглашается, например, что полспички будет мишуткой, а целая спичка – мишкой.

     В игровой деятельности ребенок определяет себе ту или иную роль и начинает действовать в соответствии с ней. Чаще всего ребенок берет на себя роль взрослого: мамы, воспитательницы. Обязанности по отношению к окружающим – это то, что ребенок считает необходимым исполнить, исходя из роли, которую он берет на себя. Другие же дети ожидают, чтобы эти действия выполнялись правильно. Исполняя обязанности, ребенок получает права по отношению к участникам игры, выполняющими другие роли. Таким образом, в игре происходит усвоение ребенком отношений, существующих между людьми в процессе их деятельности.

     Важнейшей характеристикой игры является сюжет. Именно отраженная в детских играх действительность становится сюжетом ролевой игры. Сюжет часто зависит от возраста, так как у старших дошкольников шире сфера действительности, с которой они сталкиваются.

     Наравне с сюжетом игра характеризуется содержанием, тем, что ребенок выделяет как основные моменты деятельности взрослого. В разном возрасте при одних и тех же сюжетах дети выделяют разное содержание: в младший дошкольник в качестве содержания игры воспроизводят реальные действия взрослых людей с предметами. Для среднего дошкольного возраста основным содержанием игры являются отношения между людьми. Для старших дошкольников главным является подчинение правилам, вытекающих из взятой на себя роли.

     Игра характеризуется наличием двух видов взаимоотношений – игрового и реального. Реальные взаимоотношения – это взаимоотношения детей как партнеров, выполняющих общее дело (они договариваются о сюжете, выполняемых ролях). Игровые взаимоотношения – отражают отношения по сюжету и роли. Игра требует от ребенка таких качеств, как инициативность, общительность, способность координировать свои действия с действиями группы сверстников.

     Игра также способствует интеллектуальному развитию ребенка. В игре ребенок действует с заместителями предметов – это заставляет его мыслить абстрактно.

    Способствует также игра и развитию речи дошкольника. Если ребенок будет не в состоянии внятно и понятно для окружающих высказать мысль, то не сможет договориться с окружающими о правилах и условиях игры.

     Наконец, игра способствует развитию личности ребенка в целом. Так, через игру дошкольник знакомится с манерой поведения и взаимоотношения взрослых и усваивает их.

 

Список использованной литературы:

1.Агаева Е. Л. и др. "Чего на свете не бывает?". М.: Просвещение , 1991.

2.Амонашвили Ш. А. "В школу с шести лет"- М.: Просвещение, 1981.

3.Аникеева Н. П. Воспитание игрой., Психологическая наука школе. Просведение 1997.

4.Асмолов А. Г. Психология личности., Принципы общепсихологического анализа. М. изд-во Моск. ун-та, 1990.

5.Богославский В. В. и др. Общая психология. М. Просвещение, 1981.

6.Богуславская З. М., Смирнова Е. О. Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста. М. Просвещение 1991.

7.Бондаренко А. К., Матусик А. И. Воспитание детей в игре. М. Просвещение, 1983.

8.Венгер Л. А. Воспитание о бучение детей шестого года жизни. М. Просвещение, 1987.

9.Волкова Н. П. Педагогика. Киев, издат. центр Академия 2001.

10. Воронова В. Я. Творческие игры старших дошкольников. М. Просвещение. 1981

11.Гаспарова Е. М. Дошкольное  воспитание. 1984

12.Зворыгина Е. В. Первые  сюжетные игры малышей. М. Просвещение, 1988.

13.Зик К. Ребенок и  его мир. М. Просвещение 1985

14. Кандибур Г. Р. Развитие  интеллектуальных способностей  у детей 4-12 лет. Днепропетровск 1997г.

15. Коломанский Я. Л., Панько  Е. А. М. Просвещение, 1988

16. Киричук О. В, Романец  В. А. Основы психологии. Киев, Лебедь 1997.

17. Лешли Д. М. Просвещение, 1991

18. Логинова В. И. и  др. Дошкольная педагогика. М. Просвещение.1988

19. Максакова А. И., Тумакова  Г. А. Учите играя. М. Просвещение, 1983

20. Менджрицкая Д. В.  Воспитание детей в игре. М.  Просвещение, 1982.

21. Михайленко И., Короткова  И. Дошкольное воспитание, 1993

22. Мойсенюк Г. О. Педагогика. Киев, 2001

23. Никитин Б. П. Ступеньки  творчества или развивающие игры. М. Просвещение, 1991.

24. Новоселова С. Л. , Локуциевская  Г. Г. Принципы постьроения  системы игрушек. Техн. истетика  – 1979.

25. Печора К. Л. и др. Дети раннего возраста в дошкольных  учреждения. М. Просвещение 1986.

27. Уронтаева Г. Дошкольноле  воспитание. Дидактическая игра  как средство разивития произвольной  образной памяти у старших  дошкольников. 1992

28. Эльконин Д. Б. Психологие  игры М. Просвещение 1987.

 


Информация о работе Игра – ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста