Иерархия потребностей человека (Абрахам Маслоу)

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Марта 2013 в 13:28, контрольная работа

Описание работы

Мотивация человека к деятельности понимается как совокупность движущих сил, побуждающих человека к осуществления определённых действий. Эти силы находятся вне зависимости от человека и заставляют его совершать некоторые поступки. Связь между этими силами и человеком определяется рядом сложных взаимосвязей. В результате этого разные люди могут по-разному реагировать на воздействия со стороны одинаковых сил.

Содержание

Введение
1.Иерархия потребностей по маслоу
1.1 Физиологические потребности
1.2 Потребность в безопасности
1.3 Потребность в принадлежности и любви
1.4 Потребность в признании
1.5 Потребность в познании и понимании
1.6 Эстетические потребности
1.7 Потребность в самоактуализации
Заключение
Список литературы

Работа содержит 1 файл

10.Иерархия потребностей человека (Абрахам Маслоу.docx

— 120.33 Кб (Скачать)

 

МИНОБРНАУКИ РОССИИ

Государственное образовательное  учреждение высшего профессионального  образования

«РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

(РГГУ)

УПРАВЛЕНИЕ РЕГИОНАЛЬНОГО  РАЗВИТИЯ

 

 

 

 

 

Иерархия потребностей человека (Абрахам Маслоу)

Реферат по дисциплине  «Психология мотивации» студента

2-го курса заочной формы обучения

 

 

 

 

 

                                                                    Руководитель

                                                                                           _______________________

                                                                                                    (ученая степень, ученое звание)

                                                                                            _______________________

 

 

 

Москва 2012

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

1.Иерархия потребностей по маслоу

1.1 Физиологические потребности

1.2 Потребность в безопасности

1.3 Потребность в принадлежности  и любви

1.4 Потребность в признании

1.5 Потребность в познании и понимании

1.6 Эстетические потребности

1.7 Потребность в самоактуализации

Заключение 

Список литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Мотивация человека к деятельности понимается как совокупность движущих сил, побуждающих человека к осуществления определённых действий. Эти силы находятся вне зависимости от человека и заставляют его совершать некоторые поступки. Связь  между этими силами и человеком определяется  рядом сложных взаимосвязей. В результате этого разные люди могут по-разному реагировать на воздействия со стороны одинаковых сил. Поэтому мотивацию можно охарактеризовать, как совокупность внутренних и внешних движущих сил, которые побуждают человека к деятельности и достижения определенных целей. Влияние мотивации на поведение человека зависит от множества факторов, во многом индивидуально и может меняться под воздействием обратной связи со стороны деятельности человека.

Путь к эффективному управлению человеком лежит через понимание  его мотивации. Только зная то, что  движет человеком, можно побуждает  его к деятельности, какие мотивы лежат в основе его действий можно  попытаться разработать систему  форм и методов управления человеком.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. ИЕРАРХИЯ ПОТРЕБНОСТЕЙ ПО МАСЛОУ

 

Рисунок 1. «Пирамида Маслоу».

 «Пирамида Маслоу» говорит нам о наличии семи видов жизненных приоритетов человека - «человеческие потребности располагаются в виде иерархии. Иными словами, появлению одной потребности обычно предшествует удовлетворение другой, более насущной.»

На первой ступени - наиболее жизненно важные потребности – потребность  в еде, воде, поддержке здоровья, воссоздании себе подобных.

На второй ступени актуальности – необходимость чувствовать  себя комфортно и безопасно в  среде обитания. Это пункт подразумевает  наличие дома над головой, материальных средств, уверенности в завтрашнем дне. Но у каждого человека собственно представление о комфорте и безопасности. Кому-то достаточно не замерзнуть во сне, а кому-то необходимо иметь не только жилье, но средство передвижения, охрану, поддержку влиятельных людей.

На третьем уровне находится  потребность в любви. Маслоу утверждал, что каждый человек хочет быть любим.

Так же как и в любви, личность нуждается в признании  других людей. Чтобы чувствовать  себя уверенно, чтобы получать внимание и быть победителем для себя самого, личность должна почувствовать одобрение  окружающих. И это четвертая из жизненных потребностей человека.

После нее идет необходимость  интеллектуально развиваться и  познавать новое, при этом важно, чтобы человек сам делал эти  открытия, постигал ранее невиданное и увлекательное.

На шестом месте находится  потребность в эстетическом наслаждении. Это забота о свое теле, о мире вокруг. Это наблюдение природы, искусства. Это поиск красоты внутри себя и внутри других людей. Потребность в прекрасном приводит человека к духовному развитию, внутренней гармонии.

На вершине классификации  жизненных потребностей личности находится  потребность в самореализации и  саморазвитии. Когда личность приходит к потребности саморазвития, она  начинает открывать свои возможности, свой потенциал, развивать те способности, которые заложены в ней от природы. Пиком самоактуализации является развитие и усовершенствование человека. Считается, что достигнуть его можно лишь, пройдя все предыдущие этапы и обеспечив себе комфорт, признание и любовь.

 

1.1 Физиологические потребности

Основанием этой иерархии Маслоу считает физиологические потребности. «Вне всяких сомнений, физиологические потребности являются самыми насущными изо всех нужд. Прежде всего, это означает, что для человеческого существа, не имеющего вообще ничего, основой мотивации будут именно физиологические нужды, а не что-то иное. Человек, лишенный пищи, безопасности, любви и уважения, естественным образом, прежде всего, будет стремиться к получению пищи. Тяга к писанию стихов, желание приобрести автомобиль, интерес к американской истории, желание купить новые туфли в экстренных случаях совершенно забываются или становятся второстепенными. Для человека, испытывающего сильное чувство голода, не существует иного интереса, кроме пищи. Он мечтает и думает о ней, он вспоминает ее и стремится к ее обретению. Свобода, любовь, чувство общности, уважительное отношение, все они отметаются как мишура, ибо ими нельзя наполнить желудок. Воистину такой человек живет только хлебом единым». 

В развитых обществах столь  тяжелые условия жизни и голодная смерть могут быть, скорее всего, лишь следствием некоей чрезвычайной ситуации. Естественно, при этом должны удовлетворяться  и другие физиологические потребности, такие, например, как потребность  в воздухе или в воде. «Когда нет хлеба, человек действительно  живет хлебом единым. Но что происходит с человеческими желаниями в  том случае, когда он не испытывает недостатка в хлебе? Тут же возникают другие (потребности, которые замещают собой физиологические нужды и становятся доминирующими. Когда и они находят удовлетворение, возникают новые потребности, и так далее. Вот что мы имеем в виду, когда говорим о том, что основные человеческие нужды образуют иерархию относительного доминирования. Доминантными для организма и его поведения являются только неудовлетворенные нужды. Если голод утолен, чувство голода теряет свое значение в системе факторов активности личности». 

Достаточно интересно  такое специфическое свойство организма, подчиненного единственной потребности, как изменение личной философии  будущего. «Человеку, измученному голодом, раем покажется такое место, где  можно до отвала наесться. Ему кажется, что если бы он мог не думать о  хлебе насущном, то он был бы совершенно счастлив и не пожелал бы ничего другого. Саму жизнь он мыслит в терминах еды, все остальное, не имеющее отношения  к предмету его вожделений, воспринимается им как несущественное, второстепенное».

Тогда же, когда человек  удовлетворит свою потребность в  еде, у него возникнет следующая (более высокая потребность).

 

1.2 Потребность в безопасности

Если физиологические  нужды будут удовлетворены, то возникают  потребности безопасности. Почти  все, что говорилось выше о физиологических  потребностях можно отнести и  к потребностям в безопасности.

Маслоу иллюстрирует свою мысль о потребности в безопасности, рассматривая желание защищенности у ребенка и поведение взрослых невротиков или почти невротиков, которые во многих случаях ведут себя так же, как и ребенок, не ощущающий себя в безопасности. «Несмотря на то, что мы предполагаем обсуждать мотивацию взрослого человека, мне представляется, что для лучшего понимания потребности в безопасности имеет смысл понаблюдать за детьми, у которых потребности этого круга проявляются проще и нагляднее. Младенец реагирует на угрозу гораздо более непосредственно, чем взрослый человек, воспитание и культурные влияния еще не научили его подавлять и сдерживать свои реакции».

Так же, как и в случае физиологических нужд, он полагает, что «потребность в безопасности редко выступает как активная сила, она доминирует только в ситуациях  критических, экстремальных, побуждая организм мобилизовать все силы для  борьбы с угрозой. Критическими или  экстремальными ситуациями мы называем войны, болезни, стихийные бедствия, вспышки преступности, социальные кризисы, неврозы, поражения мозга, а также  ситуации, отличающиеся хронически неблагоприятными, угрожающими условиями».

 

 

1.3 Потребность в принадлежности и любви

Если и физиологические  нужды, и потребность в безопасности удовлетворяются в достаточной  мере, то, по Маслоу, появляется потребность в любви, привязанности и в ощущении собственной принадлежности к некоей общности людей, и весь цикл, описанный применительно к физиологическим потребностям и потребности в безопасности, повторяется. Так, «человек начинает особенно остро чувствовать отсутствие друзей, возлюбленной, жены или детей. Он жаждет чувственных отношений с другими людьми, он пытается занять определенное место в некой группе и активно стремится к достижению этой цели. Он хочет этого более всего на свете и обычно совершенно забывает о том, что в ту пору, когда он был голоден, любовь вызывала у него усмешку». В отличие от потребности в безопасности и физиологических потребностей, потребность в любви, привязанности и принадлежности к определенной группе людей удовлетворить в современном обществе гораздо труднее. «Невозможность удовлетворения этих потребностей обычно является причиной всевозможных расстройств и более серьезных психических патологий».

 «У меня складывается  впечатление, что цементирующим  составом какой-то части подростковых  банд – я не знаю, сколько  их и какой процент они составляют  от общего числа – стали  неутоленная жажда общения, стремление  к единению перед лицом врага,  причем врага неважно какого. Само существование образа врага,  сама угроза, которую содержит  в себе этот образ, способствуют  сплочению группы. На тех же  принципах основывается и феномен  солдатской дружбы. Внешняя опасность  объединяет солдат неразрывными  узами кровного родства, которые  не может порвать даже испытание  мирной жизнью. Потребность бывшего  солдата в братском единении  столь настоятельна, что хорошее  общество, стремящееся к здоровью, хотя бы в целях самосохранения, обязано предоставить ему возможности  для ее удовлетворения».  Человек  ищет любой способ удовлетворения  данной потребности и иногда  это приводит к очень неблагоприятным  ситуациям.

1.4 Потребность в признании

И вновь при достаточном  удовлетворении вышеперечисленных  потребностей возникают нужды иного  рода. «Все люди в нашем обществе  имеют потребность в стабильной, основательной  самооценке, в самоуважении или в чувстве собственного достоинства, которое должно подкрепляться уважительным отношением со стороны других людей. Под основательностью самоуважения мы понимаем чувство, которое вызывают некие реальные достижения и соответственное  уважительное отношение окружающих. Удовлетворение потребности в самоуважении приводит к появлению чувства уверенности в себе, достоинства, ощущения собственной силы, дееспособности, полезности и необходимости в этом мире. Невозможность же удовлетворения этих потребностей имеет следствием появление чувства собственной неполноценности, слабости и беспомощности». 

Удовлетворение этой потребности  порождает у человека чувство  уверенности в себе, чувство собственной  значимости, силы. Неудовлетворенная  потребность, напротив, вызывает у него чувство униженности, слабости.

1.5 Потребность в познании и понимании

Человек от природы любопытен. Ребенок начинает свое знакомство с  миром тем, что лазит везде  и всюду, и чем дальше что0либо запрятано, тем быстрее он до этого  доберется. Это потребность в  познании и понимании, Маслоу описывает ее следующим образом :

«Феномен, подобный человеческому любопытству можно наблюдать и у высших животных. Обезьяна, обнаружив неизвестный ей предмет, старается разобрать его на части, засовывает палец во все дырки и щели – одним словом, демонстрирует образец исследовательского поведения, не связанного ни с физиологическими позывами, ни со страхом, ни с поиском комфорта».

История человечества знает  немало примеров самоотверженного стремления к истине, наталкивающегося на непонимание  окружающих, нападки и даже на реальную угрозу жизни. Бог знает, сколько  людей повторили судьбу Галилея.

Всех психологически здоровых людей объединяет одна общая особенность: всех их влечет навстречу хаосу, к таинственному, непознанному, необъясненному. Именно эти характеристики составляют для них суть привлекательности; любая область, любое явление, обладающее ими, представляет для этих людей интерес. И наоборот – все известное, разложенное по полочкам, истолкованное вызывает у них скуку.

Немало ценной информации могут дать нам экстраполяции  из области психопатологии.

В моей практике было несколько  случаев, когда я вынужден был  признать, что патологическая симптоматика  у людей с достаточно развитым интеллектом была вызвана исключительно  одной лишь необходимостью прозябать  на скучной, тупой работе.

Если человек лишен  права на информацию, если официальная  доктрина государства лжива и  противоречит очевидным фактам, то такой человек, гражданин такой  страны почти обязательно станет циником. Он утратит веру во все и  вся, станет подозрительным даже по отношению  к самым очевидным, самым бесспорным истинам; для такого человека не святы  никакие ценности и никакие моральные  принципы, ему не на чем строить  взаимоотношения с другими людьми; у него нет идеалов и надежды  на будущее. Кроме активного цинизма, возможна и пассивная реакция  на ложь и безгласность – и тогда  человека охватывает апатия, безволие, он безынициативен и готов к безропотному подчинению.

Потребность знать и понимать проявляется уже в позднем  младенчестве. У ребенка она выражена, пожалуй, даже более отчетливо, чем  у взрослого человека. Более того, похоже, что эта потребность развивается не под внешним воздействием, не в результате обучения, а скорее сама по себе, как естественный результат взросления. Детей не нужно учить любопытству. Детей можно отучить от любопытства, и мне кажется, что именно эта трагедия разворачивается в наших детских садах и школах.

Информация о работе Иерархия потребностей человека (Абрахам Маслоу)