Идея личности в российской психологии: типологический подход

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2012 в 22:51, реферат

Описание работы

Личность является понятием, отражающим не только фактическое состояние индивидных и социальных свойств человека, но и понятием ценностным, выражающим его иде¬ал. Идеал культурного человека «есть не что иное, как иде¬ал человека, который в любых условиях сохраняет подлин¬ную человечность». Такой идеал трудно дости¬жим, но главное в нем — это определение траектории развития и саморазвития человека.

Работа содержит 1 файл

РЕФЕРАТ ПСИХОЛОГИЯ.docx

— 49.87 Кб (Скачать)

Пытаясь описать реальность, стоящую за понятием «личность», А.Н. Леонтьев попытался решить задачу выявить ее действительные «образующие». Им была предложена концепция развития личности как системного качества индивида.

Под влиянием работ вышеназванных авторов  четко вырисовалась задача системно-уровневой концепции развития личности, диахронического, то есть развертывающегося во времени строения жизненного пути личности и соединения структурно-статического подхода к личности с процессуально-динамическим (А.Н. Леонтьев, А.Г Асмолов, К.А. Абуль-ханова-Славская, Б.Ф. Ломов).

Четвертый тип построения психологии личности выделился в последнее десятилетие XX в. и характеризуется логикой «самоосуществления» идеи личности, что стало возможным в обществе, ищущем путь к человеку как личности.

На  этом этапе сохраняются многие особенности  третьего периода, но при этом усиливается внимание к методологическим проблемам. Феноменологические аспекты личности становятся господствующими в ее проблематике. Открываются «новые» грани личности: персонализация, субъ-ектность, неадаптивная активность и др. Осуществляются пересмотр и оценка теоретического и эмпирического материала, наработанного в предыдущие периоды. Одновременно усиливается противостояние психологических школ. Происходит выход на иную парадигму.

«Самоосуществление» идеи личности манифестирует себя «вечными»  ценностями (таковы категории «духовности», «целостности», «свободы», «ответственности», «самостроительства», «развития», «бессмертности»). В своих феноменологических воплощениях «самоосуществление» идеи личности представлено такими предметами психологичес кого исследования как «выбор», «нравственность личности», «отраженная субъектность», «со-бытийная общность». В теоретических разработках логика «самоосуществления» идеи личности представлена общепсихологическими концепциями «социогенеза личности» (B.C. Мухина), «виртуальной, отраженной и возвращенной субъектности» (В.А. Петровский), «развития субъективной реальности в онтогенезе» (К.А. Абуль-Ханова-Славская, В.И. Слободчиков), «жизнедеятельности личности» и другими. Одновременно происходит рефлексия самой истории психологии личности, возвращающая из забвения имена, восстанавливающая прерванные диалоги внутри эпох и между эпохами.

К концу  этого периода изменился «образ»  концепций личности; они превратились в более операциональные и усложненные. Это подтверждают исследования А.Н. Леонтьева, Б.Ф. Ломова, А.В. Петровского, А.Г. Асмолова, В.В. Давыдова, В.П. Зинченко, Б.С. Братуся, В.В. Столина, В.А. Петровского, B.C. Мухиной.

В настоящее время наблюдается  тенденция к рассмотрению целостной личности, что является проявлением интегративной тенденции, которая коснулась не только понимания самого феномена личности, но и ее социальных детерминант. Все это не замедлило преобразовать задачу «изучения целостной личности» в задачу «изучения целостной личности в целостном мире», рассмотрения человека как целостной развивающейся системы, определения места человека в современном мире с его все усложняющимися проблемами.

 

Характеристика личности в концепциях отечественных психологов

 

Начиная с 80-х годов XX в. по настоящее время, исследования личности располагались в континууме оптимальность (высшие уровни развития и достижения) — пессимальность (кризисные, регрессивные или связанные с пре одолением трудностей). Это время, по образному выражению А.В. Брушлинского, было периодом ренессанса концепции субъекта. Последующие десятилетия стали временем ее дальнейшей разработки. Психология субъекта разрабатывалась, прежде всего, в российской науке. Трактовка личности как феномена субъектности не была для отечественной психологии новой. Так, концепция субъекта разрабатывалась СЛ. Рубинштейном и Д.Н. Узнадзе еще в 20-е годы XX в. Позже она была конкретизирована Б.Г Ананьевым, а с момента выхода в свет книги СЛ. Рубинштейна «Человек и мир» (1973) стала широко распространяться, конкретизироваться и развиваться КА. Абульхановой-Слав-ской, А.В. Брушлинским, В.П. Зинченко, В.А. Петровским, В.И. Слободчиковым, В.А. Татенко и многими другими.

Концепция субъектности личности пришла на смену концепциям 60-70-х годов, которые разрабатывали гуманистический подход к личности с его идеалом формирования всесторонне развитой личности. Для нового этапа развития субъектного подхода центральной стала не констатация у личности неких ценностей, мировоззрения, основанного на морально-этических принципах, а выявление того, как личность решает глобальные проблемы и задачи.

В контексте  категории субъекта рассмотрение личности приобрело явно выраженный аксиологический1 акцент. Основанием развития категории субъекта стала концепция человека СЛ. Рубинштейна, который дал классическое понимание субъекта как активности и дополнил его определениями самодетерминации, саморазвития и самосовершенствования.

Для понимания  субъектности принципиальным является положение СЛ. Рубинштейна о двух основных способах существования человека в мире и соответствующих этим способам отношений его к жизни. В первом случае жизнь не выходит за пределы непосредственных связей, в которых живет человек. При этом он находится весь внутри жизни и относится лишь к ее отдельным явлениям, но не к жизни в целом. Отсутствие отношения к жизни в целом объясняется тем, что человек не выключается из жизни и не может выйти за ее пределы для рефлексии.

Второй  способ существования связан с рефлексией, которая приостанавливает, прерывает непрерывный процесс жизни и позволяет человеку мысленно выйти за ее пределы, занять позицию вне ее. Он считал, что с рефлексии начинается философское осмысление жизни.

Первому способу существования соответствует  рассмотрение человека в системе «объект — деятельность — субъект». На этом уровне человек предстает как «парциальный» субъект различных видов активности и деятельности (познания, общения, труда и т.д.). Второй способ существования характерен для человека, способного выйти за пределы конкретных ситуаций и отнестись к жизни как к целому. В этом случае человек рассматривается как принадлежащий системе более высокого уровня «мир — бытие — субъект жизни».

Субъектность предполагает позицию творца собственного жизненного пути, инициирует все виды человеческой активности и способствует ее результативности. Субъектность не является врожденной характеристикой человека и не свойственна только выдающимся личностям. Субъектные качества могут развиться в каждом человеке.

О высшем уровне и качестве субъекта жизни может свидетельствовать  способность личности организовывать и регулировать свой жизненный путь как целое, подчинять его своим  целям и ценностям. При этом особым переживанием субъектности является осознание и переживание смысла жизни как возможности творчества, включенности в жизненные структуры, причастности к общественным ценностям, полноты самовыражения и интенсивности взаимодействия с жизнью.

Понимание личности как субъекта произвело  переворот в постановке этой проблемы. Она перестала быть «корзиной», набором потребностей, ценностей, способностей, характера, воли, темперамента, которые ранее использовались при определении личности в психологии. Личность стала характеризоваться как субъект в той мере, в какой она использует свой интеллект, свои способности, подчиняет свои низшие потребности высшим, строит свою жизнь в соответствии со своими ценностями и принципами.

Категория субъекта стала рассматриваться  в качестве системообразующего фактора целостности личности и ее жизненного пути. При этом подчеркивалось, что степень влияния личности на жизненный путь определяет степень становления человека субъектом жизни. Концепция личности как субъекта жизненного пути позволила рассматривать не только зависимость личности от ее жизни, но и зависимость жизни от личности.

Субъект — это особая категория, описывающая  человека как источник познания и преобразования действительности. Эта категория отражает активное отношение человека к окружающему миру и к самому себе. Субъектность понимается как центральное образование человеческой реальности, возникающее на определенном уровне развития личности и представляющее ее новое системное качество. Категория субъекта позволяет раскрывать качество активности человека, выявить его место и роль в мире, способность к деятельности, самодеятельности, самоопределению и развитию.

Субъектность — это новое качество бытия, подразумевающее способность к самостоятельному жизнетворчеству, способность производить изменения в мире и в самом себе. Большинством исследователей субъектность понимается как центральное образование человеческой реальности, интегрирующее такие ее характеристики, как активность, рефлексивность, инициативность, творчество, этическую зрелость, самодетерминацию, саморегуляцию, осознанность, самостоятельность и др.

Принципиально важным остается вопрос о природе  самого субъекта, субъектной инстанции человека. Сущностными характеристиками человека как субъекта деятельности являются неисчерпаемость и новизна. Человек как субъект сочетает в себе индивидуальность и универсальность, индивидуальное, особенное и всеобщее, организменное и личностное, социальное и биологическое, индивидуальное и общественное.

Субъектная  активность выступает наиболее существенным фактором развития и специфическим «индикатором индивидуальности». Категория субъекта интегрирует все другие и связывает их в единую систему. Психологическая сущность человека — это живая и, в своих высших проявлениях, осознанная субъектная интенция. Она выражается в стремлении воспроизвести и реализовать по максимуму свой психический потенциал, развить свою психику до возможных пределов совершенства, сохранить этот уровень как можно дольше, обеспечивая тем самым становление и развитие личностных структур с их «отношенческой» социальной сущностью и своей индивидуальностью, сущностно обнаруживающей себя в пространстве неповторимого Я.

К концу 80-х годов XX в. личность стала рассматриваться как «системное качество», то есть как специфическое качество, которое характеризует индивида именно как личность. А.Н. Леонтьев предложил рассматривать личность как момент деятельности и как ее продукт. Поиск ответа на вопрос о сущности личности заставил его рассмотреть личность как психологическое новообразование, которое ...формируется в жизненных отношениях индивида в результате преобразования его деятельности». Он считал, что «личность человека ни в коем смысле не является предшествующей по отношению к его деятельности, как и его сознание, она ею порождается».

 То  обстоятельство, что при этом  трансформируются, меняются и некоторые  его особенности как индивида, составляет не причину, а следствие формирования его личности. А.Н. Леонтьев считал, что «индивидное» под влиянием развития и формирования человека изменяется, но не переходит в личностное. «Личностное» же новообразование формируется только под влиянием разнообразных и многочисленных форм деятельности человека, т. е., совершая деятельность, человек производит свою личность.

Положив в основу понимания личности категорию  предметной деятельности, анализ ее внутреннего строения, ее опосредствовании и порождаемых ею форм психического отражения, А.Н. Леонтьев выдвинул тезис, что реальным базисом личности человека является совокупность его общественных по своей природе отношений к миру, отношений, которые реализуются его деятельностью, точнее совокупностью его многообразных деятельностей».

Из  этого следует, что исходными  единицами психологического анализа личности является не действия, не операции, не психологические функции, а деятельность субъекта. Реальное основание личности человека он видел не в глубинах его природных задатков и влечений и даже не в приобретенных им навыках, знаниях и умениях, а в той системе деятельностей, которые реализуются этими знаниями и умениями.

А.Н. Леонтьев исходил из того, что в психологии существует диадическая схема, и чтобы ее преодолеть, необходимо выделить «среднее звено», опосредствующее связь субъекта с реальным миром. В качестве этого звена была предложена категория «деятельность», которая объемлет два полюса: полюс объекта и полюс субъекта.

Он  развил эту мысль дальше, показав, что в ходе развития субъекта отдельные его деятельности вступают между собой в иерархические отношения, которые и характеризуют личность. Это и есть ядро личности. В процессе жизни человека виды и формы деятельности развиваются.

         Это приводит не просто к  расширению их «каталога». Происходит центрирование их вокруг немногих главнейших видов деятельности. Это и есть сложный процесс развития личности, который имеет свои этапы, свои стадии. Он считал, что за иерархией деятельностей скрывается соотношение мотивов, их порождающих.

Потребность, согласно подходу А.Н. Леонтьева, первоначально выступает как условие и предпосылка деятельности. Как только субъект начинает действовать, эта предпосылка трансформируется и постепенно превращается в результат. Это положение выражено им в схеме: деятельность — потребность — деятельность. Он считает это положение очень важным. Им было показано также, что в ходе развития человеческих потребностей развивались не сами потребности, ибо за движением потребностей скрывается развитие их предметного содержания, то есть конкретных мотивов деятельности человека. Следовательно, психологический анализ потребностей неизбежно сводится к анализу мотивов.

Поэтому А.Н. Леонтьев предложил исследовать  «меж-мотивационные» отношения, которые, складываясь, характеризуют собой строение личности. Им было показано несовпадение мотивов и целей. Это несовпадение возникает не сразу, а лишь в результате происходящего в ходе развития человеческой деятельности раздвоения функций мотивов. Одни мотивы, побуждая деятельность, придают ей личностные смыслы — это смыслообразующие мотивы. Другие, сосуществующие с первыми, выполняют роль побудительных факторов. Это мотивы-стимулы.

Распределение функций смыслообразования и побуждения между мотивами одной и той же деятельности позволяет понять главные отношения, характеризующие мо-тивационную сферу личности — отношения иерархии мотивов. Эти отношения являются регулятивными. Осознавая свои действительные мотивы, человек ориентируется на сигналы-переживания, эмоциональные «метки» событий.

Согласно  предложенной концепции, А.Н. Леонтьев следующим образом характеризует процесс развития личности: «Формирование личности предполагает развитие процесса це-леобразования и, соответственно, развития действий субъекта. Действия, все более обогащаясь, как бы перерастают тот круг действительностей, которые они реализуют, и вступают в противоречие с породившими их мотивами».

Информация о работе Идея личности в российской психологии: типологический подход