Идеомоторная тренировка в спорте

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2012 в 00:52, дипломная работа

Описание работы

Спорт является специфичной сферой деятельности человека. Он имеет свой творческий характер. В спортивной деятельности, как и в любой другой, человек создает сам себя: о нем судят по его действиям, по его активности в спорте.
Спорт - специфический вид деятельности, специально организованный процесс, направленный на выявление предельных возможностей человека.

Работа содержит 1 файл

тема псих.doc

— 60.50 Кб (Скачать)

     Другой  достаточно сложной проблемой при наигрывании линий и связок в команде может быть несовпадение потребностей в общении у партнеров: один стремится к активному общению, обсуждению происходящего, эмоционально реагирует на окружающее, а другого это все раздражает и отвлекает от деятельности, кажется излишним и ненужным. В отдельных случаях подобные - расхождения могут привести к серьезным недоразумениям и даже конфликтам между непосредственно взаимодействующими партнерами.

     Агрессивность. Агрессивность обычно понимают как склонность человека в определенных, чаще всего напряженных, ситуациях или при фрустрации выражать словесно или действием негативные эмоции по отношению к другому человеку. Встречается и агрессия, направленная на самого себя (самообвинения, самоунижение) или на ситуацию и внешние обстоятельства (неперсонализированная агрессия). Агрессивность можно определить как с помощью наблюдения, так и по специальным методикам (например, тест С. Розенцвейга). Не обсуждая желательность или нежелательность агрессивности в спорте вообще и в определенных его видах в частности, рассмотрим возможные влияния этого свойства личности на коммуникативное поведение спортсмена.

     В коммуникативном поведении участников спортивно-игровой деятельности агрессивность  чаще всего проявляется в двух основных формах: а) обвинения в адрес партнеров, неодобрения, пререкания с судьями, соперниками, тренером; б) самообвинения, чрезмерное переживание своих ошибок, «застревание» на конфликтных ситуациях. Можно также различать агрессивность и по тому, что ее вызывает: непосредственно конфликтная ситуация (ошибки партнеров, успех соперников, несправедливое решение судьи и т.д.) и ситуации, несущие в себе неявную угрозу агрессору (замечания по его адресу со стороны партнеров или тренера, его собственные ошибки), когда ему приходится быть агрессивным, так сказать, в порядке самозащиты (Ильин Е.П., 1983).

     Каким же образом выраженная агрессивность  может влиять на общение спортсмена с его непосредственными партнерами? Прежде всего, от такого спортсмена можно  ждать большей активности в общении (преобладание активного круга общения) именно в конфликтных ситуациях, при неуспехе, ошибках его и партнеров, при удачной игре противника. В содержании обращений преобладают требования, побуждения партнеров, негативная оценка их действий, эмоциональные реакции.

     В спорте встречаются категории игроков, для которых агрессивное поведение  при общении с партнерами стало  своеобразной нормой. При этом сам  спортсмен и его партнеры считают, что агрессивность в общении  способствует успешной игре «агрессора» (Матвеев Л.П., 2003).

     Проблема  здесь не столько в агрессивном  поведении одного спортсмена, сколько  в неблагоприятной реакции, которую  вызывают его срывы в психическом  состоянии непосредственной «жертвы» его агрессии и в настроении осей команды. Таким образом, хотя в отдельных случаях агрессивное поведение может играть положительную роль, способствуя выведению команды из «психологического шока» или временного спада в, игровой активности, оно, тем не менее, нежелательно, особенно если в команде есть молодые и особенно новые игроки, непривычные к подобным способам воздействия.

     Кроме того, агрессивный спортсмен чаще всего не принимает ответной агрессии, и из-за этого в команде могут  возникнуть так называемые вторичные  конфликты, когда причиной недоразумений и столкновений является не то, что породило конфликт, а скорее форма реагирования на замечания партнера (не ответил или стал оправдываться и обвинять других). Как показывает практика, и эксперименты, даже такое привычное агрессивное поведение все же поддается коррекции (Мельникова В.М., 1987). Агрессивность как личностное свойство проявляют, как правило, лишь спортсмены, занимающие ведущее положение в команде и чувствующие моральное право быть агрессивными. Иными словами, здесь мы также имеем дело с действием статусно-ролевых отношений и особенностей ситуации взаимодействия.

     Уровень самооценки (самоуважение, уверенность в себе). То, как оценивает себя и свои возможности спортсмен, имеет важное значение для его общения с партнерами по совместной деятельности. Для спортсмена с высокой самооценкой характерно активное и непринужденное общение с партнерами, преобладание активного круги общения, достаточно терпимое отношение к негативным замечаниям.

     Напротив, не уверенный в себе игрок с  пониженной самооценкой будет чаще играть пассивную роль в общении, реже обращаться к партнерам, в большей степени ориентироваться на их оценки и, как это ни странно, ждать негативной оценки со стороны других. Особую чувствительность и ранимость такие, спортсмены проявляют в неопределенных и конфликтных ситуациях, видя угрозу своему самоуважению порою там, где ее, по существу, и нет. Как правило, эти спортсмены могут быть к тому же и высокотревожными.

     У спортсменов с выраженной тревожностью в межличностном общении можно  ожидать большей пассивности в общении, стремления избегать контактов там, где они необходимы, испытывать затруднения в поддержании межличностных связей в ходе совместной деятельности. Своевременное выявление высокотревожных в общении спортсменов, к тому же не уверенных в себе, будет необходимой предпосылкой для проведения специальной педагогической коррекционной работы с ними (Зимняя И.А., 1997).

     Стремление  к доминированию, лидерству также может влиять на особенности коммуникативного поведения спортсмена. Прежде всего, оно проявляется в большем объеме общительности и попытках управлять поведением других, в расширении круга активного общения и включении в него не только ближайших партнеров, как требовали бы ситуации взаимодействия, но и других членов команды. У таких спортсменов можно также ожидать больше оценок и конкретных указаний и замечаний по способам решения совместных задач деятельности.

     Но  так как наиболее существенные формы  общительности всегда носят избирательный  характер, простого количественного  определения объема отношений совершенно недостаточно. Самыми важными, т.е. критериями избирательности, в общении являются мотивы, по которым осуществляется общение и которыми определяется объем общительности (Ильин Е.П., 2006).

     К мотивационным факторам, которые  также могут иметь отношение к межличностному общению в деятельности, следует в первую очередь отнести преобладающую направленность личности: коллективистскую, эмоциональную (на установление и поддержание отношений с партнерами), деятельностную (на решение задач совместной деятельности и достижение высокого результата) и личностную (на себя, самоутверждение). Каждый из этих типов направленности можно наблюдать в спорте. Они имеют значение не только для эффективной деятельности спортсменов, их отношений в команде, но и для реальных межличностных контактов.

     Можно предположить, что в командах, где  спортсмены имеют выраженную ориентацию на задачу, достижение высокого результата в ситуациях неуспеха общение  будет складываться значительно  эмоциональнее, чем в командах, где игроки в большей мере ориентированы на поддержание дружеских отношений. Личностная ориентация может проявляться в меньшей активности и общении с партнерами, особенно с низкостатусными, и в более частых попытках оправдываться или обвинять других при нарушении взаимодействия. Однако все эти предположения требуют экспериментальной проверки, так как касаются главным образом игровой деятельности квалифицированных спортсменов. При этом дальнейшее изучение коммуникации и взаимодействия в малых группах будет продуктивным лишь при комплексном подходе, в котором учитывается целый ряд существенных характеристик групповой структуры и динамики (Матвеев Л.П., 1977.)


Информация о работе Идеомоторная тренировка в спорте