Идеомоторная тренировка в спорте

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2012 в 00:52, дипломная работа

Описание работы

Спорт является специфичной сферой деятельности человека. Он имеет свой творческий характер. В спортивной деятельности, как и в любой другой, человек создает сам себя: о нем судят по его действиям, по его активности в спорте.
Спорт - специфический вид деятельности, специально организованный процесс, направленный на выявление предельных возможностей человека.

Работа содержит 1 файл

тема псих.doc

— 60.50 Кб (Скачать)

Спорт является специфичной сферой деятельности человека. Он имеет свой творческий характер. В спортивной деятельности, как и  в любой другой, человек создает  сам себя: о нем судят по его  действиям, по его активности в спорте.

Спорт - специфический  вид деятельности, специально организованный процесс, направленный на выявление предельных возможностей человека.

Спортивная деятельность - социальная форма двигательной деятельности, которая совершенствует физическое и психическое развитие человека в соответствии с целями и потребностями спорта.

Основной формой спортивной деятельности являются спортивные соревнования. Спортивная деятельность подразделяется на активное участие  человека в спортивных тренировках  и соревнованиях и организационно-педагогическую деятельность (работа руководителей, организаторов, тренеров, научных работников, судей, информаторов, представителей прессы, телевидения, радио).

Выделяют шесть  главных особенностей спортивной деятельности (А.Л. Попов):

Первая особенность  заключается в мотивации, позволяющей подвергать себя многолетним ежедневным физическим и психическим нагрузкам с целью достижения победы на соревнованиях. В основе мотивации лежит возможность реализации своих способностей и самоутверждения, также познание мира, обеспечение дальнейших жизненных перспектив: личностных, материальных, образовательных.

Мотивация - причинная  обусловленность активности, избирательное  побуждение к активности, способ регуляции  поведения человека.

Вторая специфика  спорта заключается в совершенной, сложной и весьма точной координации движений, в чрезвычайной быстроте двигательных актов.

Третья особенность - в высочайших требованиях к волевым  качествам спортсменов, в постоянном преодолении трудностей объективного и субъективного характера, в  обилии стрессовых ситуаций и высокой ответственности за исход выступления.

Четвертая специфика  спорта - в зрелищное™, привлекающей на стадионы и другие спортивные сооружения, к телеэкранам, в кинозалы

   Спорт  является специфичной сферой  деятельности человека. Он имеет  свой творческий характер. В спортивной деятельности, как и в любой другой, человек создает сам себя: о нем судят по его действиям, по его активности в спорте.

    Спорт  - специфический вид деятельности, специально организованный процесс,  направленный на выявление предельных возможностей человека.

Спортивная деятельность - социальная форма двигательной деятельности, которая совершенствует физическое и психическое развитие человека в соответствии с целями и потребностями  спорта.

Основной формой спортивной деятельности являются спортивные соревнования. Спортивная деятельность подразделяется на активное участие человека в спортивных тренировках и соревнованиях и организационно-педагогическую деятельность (работа руководителей, организаторов, тренеров, научных работников, судей, информаторов, представителей прессы, телевидения, радио).

Выделяют шесть  главных особенностей спортивной деятельности (А.Л. Попов):

Первая особенность  заключается в мотивации, позволяющей  подвергать себя многолетним ежедневным физическим и психическим нагрузкам с целью достижения победы на соревнованиях. В основе мотивации лежит возможность реализации своих способностей и самоутверждения, также познание мира, обеспечение дальнейших жизненных перспектив: личностных, материальных, образовательных.

Мотивация - причинная  обусловленность активности, избирательное  побуждение к активности, способ регуляции  поведения человека.

Вторая специфика  спорта заключается в совершенной, сложной и весьма точной координации  движений, в чрезвычайной быстроте двигательных актов.

Третья особенность - в высочайших требованиях к волевым  качествам спортсменов, в постоянном преодолении трудностей объективного и субъективного характера, в  обилии стрессовых ситуаций и высокой  ответственности за исход выступления.

Четвертая специфика спорта - в зрелищное™, привлекающей на стадионы и другие спортивные сооружения, к телеэкранам, в кинозалы и т.д. Эти зрелища несут в себе могущий заряд, влияющий на эмоциональную жизнь болельщиков. Возникла и оформилась социальная спортивная психология.

Социальная спортивная психология - отрасль спортивной психологии, изучающая социальную специфику  психического отражения в спортивной деятельности.

Пятая специфика - в прикладности, в возможности  реализации достигнутого уровня физического  и психического развития во многих других сферах деятельности человека: военной, артистичной, водительской, правоохранительной, деятельности в чрезвычайных ситуациях.

Шестая специфика - в возрастающем год от года соединения с бизнесом: создание обширной промышленной сферы, производящей все для спорта, развитие спонсорских и рекламных отношений, ориентация стиля обуви, одежды, проведения досуга, отдыха на спортивный лад. 

                     Индивидуально-психологические и личностные особенности партнеров и их общение

     До  сих пор при рассмотрении факторов, обусловливающих особенности процесса межличностного общения взаимодействующих партнеров, мы стремились главным образом выявить роль динамических собственно-деятельностных характеристик, ситуации взаимодействия и некоторых внутригрупповых параметров. Однако такой подход, вытекающий из концепции деятельностного опосредования (А.В. Петровский, 1986), не исключает, а, напротив, предполагает специальный учет и выявление того, в какой мере коммуникативная активность партнеров связана с их индивидуально-психологическими и личностными особенностями.

     И действительно, общение партнеров, находящихся, казалось бы, в одной  ситуации и имеющих примерно одинаковый статус в команде, тем не менее, может  существенно отличаться. Объяснить  эти различия в ряде случаев невозможно без знания индивидуально-психологических и личностных особенностей спортсменов. Знание зависимости между личностными особенностями и типом коммуникативного поведения позволит тренеру в известной мере прогнозировать характер межличностных влияний участников взаимодействия и, следовательно, успешно комплектовать команды, экипажи, способные в более краткий срок достичь высокой степени сыгранности (сработанности, скатанности).

     К сожалению, до недавнего времени  в психологии, межличностного общения роль индивидуально-психологических и личностных характеристик и их конкретное влияние на коммуникативное поведение экспериментально почти не исследовались. В исследованиях же личностных особенностей спортсменов речь шла лишь об описании или построении «личностных профилей» представителей различных видов спорта или сопоставлении успешно и неуспешно выступающих спортсменов. Во всех исследованиях обычно упоминалась общительность спортсмена как характеристика его потребности и способности легко устанавливать контакт с окружающими, его общей активности и широты межличностных контактов, а также экстраверсия-интроверсия как два полюса, дающие представление об общей ориентации человека и либо о его обращенности на окружающую среду, других людей, либо о затрудненности в общении, стремлении к уединению, уходе в себя (Майнберг Э., 1995).

     Понятно, что практически и теоретически значительно важнее не столько констатация  выраженности того или иного качества или свойства у человека, сколько  ответ на вопрос о том, как именно и в чем проявляется влияние этого качества или свойства на коммуникативное поведение человека.

     Как и следовало ожидать, отдельные  свойства и тип темперамента по-разному  проявляются в особенностях коммуникативного поведения участников совместной деятельности. В частности, на контингенте женских баскетбольных команд установлено, что у спортсменок сангвинического и холерического темперамента в условиях соревновательного стресса резко снижается число попыток управлять поведением и действиями партнеров. Баскетболистки меланхолического темперамента чаще других пытаются в трудных ситуациях успокоить или поддержать товарищей по команде. Примечательно, что холерики и меланхолики под влиянием стресса реже объясняют ошибки партнерам, а флегматики чаще вступают в пререкания с товарищами (чего не бывает в товарищеских встречах). Эти данные скорее отражают влияние стрессорности условий деятельности в сочетании с особенностями нейродинамических характеристик спортсменок, а не проявление их темперамента в коммуникативном поведении в чистом виде (Мерлин В.С., 1996).

     Неуравновешенные  гандболистки более часто используют речь, для них характерны и аффективные  вспышки (Обозов Н.Н., 1979). Конечно, когда  речь идет о коммуникативном поведении  спортсменов в ходе соревновательной деятельности, в большей мере действуют факторы успеха или неуспеха, статусно-ролевые отношения и другие из уже рассмотренных нами параметров. Выраженные эмоциональные реакции, характерные, например, для холериков, могут и не наблюдаться у спортсменов с низким статусом. Однако по мере стабилизации игровых связей в команде и положения конкретного игрока все большую роль начинают играть его индивидуальные психологические свойства. Именно из-за множественности факторов и их совместной детерминации коммуникативного поведения спортсмена роль каждого из них бывает не всегда легко установить. В любом случае скорость возникновения, интенсивность и устойчивость психических процессов, психический темп и ритм спортсмена, направленность психической деятельности будут влиять на его межличностные контакты как в процессе совместной деятельности, так и вне ее.

     Тренеру важно лишь учитывать, что резкие расхождения в индивидуально-своеобразных психических свойствах партнеров  могут привести к затруднениям не только в их совместной деятельности, но и в установлении и сохранении необходимых межличностных контактов.

     Так как систематических исследований зависимости между характеристиками общения спортсменов и их личностными  особенностями нет, достаточно сложно с полной определенностью говорить о том, какие именно черты или качества личности имеют особое значение для формирования межличностных контактов в команде (Горская Г.Б., 1995).

     Тем не менее, рассмотрим возможное влияние  хотя бы некоторых личностных особенностей на характер делового общения партнеров.

     Общительность. У спортсменов с выраженной общительностью можно ожидать известной легкости в контактировании с партнерами и в ходе совместной деятельности. Они, в отличие от необщительных, стремятся к межличностным контактам с другими людьми, сопереживают происходящее и ждут таких же эмоциональных проявлений от других. В принципе такие спортсмены не должны "испытывать «перегрузки» от общения с большим числом партнеров, успевают ориентироваться и в игровой ситуации, и в межличностных контактах.

     Однако  специальные исследования общения  в ситуациях свободного контактирования  и коммуникативной активности в  игровой спортивной деятельности волейболисток (Журавлев А.А., 1990) показали, что между этими двумя параметрами, вопреки ожиданиям, не было обнаружено статистически значимой зависимости. Не было обнаружено значимой зависимости и между экстраверсией и объемом общения (количеством инициируемых в ходе игры обращений).

     Эти факты позволяют сказать следующее. Прежде всего, в процессе взаимосвязанной деятельности целенаправленное общение не просто удовлетворяет потребность в межличностном общении, а выступает как средство управления поведением и действиями других. Поэтому в определенных ситуациях взаимодействия, ярко выраженные интроверты, проявляют высокую активность в общении, а общительные в обычном смысле люди, экстраверты, имеющие низкий статус в коллективе (молодые и новые игроки в команде, запасные) или вносящие незначительный игровой вклад, допускающие ошибки, могут быть полностью выключены из сферы активного общения. Иными словами, понятия общительности, коммуникативной активности в процессе взаимодействия часто не совпадают. Поэтому в групповой деятельности существенным и определяющим является уровень профессиональной подготовленности, авторитетность, тогда как способы и формы общения приобретаются и корригируются в процессе взаимодействия.

     Следовательно, в отличие от обычных межличностных  контактов спортсменов, общение  во время игровой или другой совместной деятельности представляет собой ситуации «вынужденного взаимодействия», в которых спортсмен независимо от степени своей общительности должен включаться в достаточно активные коммуникативные связи с партнерами. Серьезная практическая проблема, по мнению Загайнова Р.М. (1984), возникает, когда необщительный спортсмен, не имеющий потребности и не умеющий общаться, должен, тем не менее, поддерживать контакт с партнерами и даже управлять их поведением.

Информация о работе Идеомоторная тренировка в спорте