Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2012 в 00:52, дипломная работа
Спорт является специфичной сферой деятельности человека. Он имеет свой творческий характер. В спортивной деятельности, как и в любой другой, человек создает сам себя: о нем судят по его действиям, по его активности в спорте.
Спорт - специфический вид деятельности, специально организованный процесс, направленный на выявление предельных возможностей человека.
Спорт является специфичной сферой деятельности человека. Он имеет свой творческий характер. В спортивной деятельности, как и в любой другой, человек создает сам себя: о нем судят по его действиям, по его активности в спорте.
Спорт - специфический вид деятельности, специально организованный процесс, направленный на выявление предельных возможностей человека.
Спортивная деятельность - социальная форма двигательной деятельности, которая совершенствует физическое и психическое развитие человека в соответствии с целями и потребностями спорта.
Основной формой
спортивной деятельности являются спортивные
соревнования. Спортивная деятельность
подразделяется на активное участие
человека в спортивных тренировках
и соревнованиях и
Выделяют шесть главных особенностей спортивной деятельности (А.Л. Попов):
Первая особенность заключается в мотивации, позволяющей подвергать себя многолетним ежедневным физическим и психическим нагрузкам с целью достижения победы на соревнованиях. В основе мотивации лежит возможность реализации своих способностей и самоутверждения, также познание мира, обеспечение дальнейших жизненных перспектив: личностных, материальных, образовательных.
Мотивация - причинная обусловленность активности, избирательное побуждение к активности, способ регуляции поведения человека.
Вторая специфика спорта заключается в совершенной, сложной и весьма точной координации движений, в чрезвычайной быстроте двигательных актов.
Третья особенность - в высочайших требованиях к волевым качествам спортсменов, в постоянном преодолении трудностей объективного и субъективного характера, в обилии стрессовых ситуаций и высокой ответственности за исход выступления.
Четвертая специфика спорта - в зрелищное™, привлекающей на стадионы и другие спортивные сооружения, к телеэкранам, в кинозалы
Спорт является специфичной сферой деятельности человека. Он имеет свой творческий характер. В спортивной деятельности, как и в любой другой, человек создает сам себя: о нем судят по его действиям, по его активности в спорте.
Спорт
- специфический вид
Спортивная деятельность - социальная форма двигательной деятельности, которая совершенствует физическое и психическое развитие человека в соответствии с целями и потребностями спорта.
Основной формой спортивной деятельности являются спортивные соревнования. Спортивная деятельность подразделяется на активное участие человека в спортивных тренировках и соревнованиях и организационно-педагогическую деятельность (работа руководителей, организаторов, тренеров, научных работников, судей, информаторов, представителей прессы, телевидения, радио).
Выделяют шесть главных особенностей спортивной деятельности (А.Л. Попов):
Первая особенность заключается в мотивации, позволяющей подвергать себя многолетним ежедневным физическим и психическим нагрузкам с целью достижения победы на соревнованиях. В основе мотивации лежит возможность реализации своих способностей и самоутверждения, также познание мира, обеспечение дальнейших жизненных перспектив: личностных, материальных, образовательных.
Мотивация - причинная обусловленность активности, избирательное побуждение к активности, способ регуляции поведения человека.
Вторая специфика спорта заключается в совершенной, сложной и весьма точной координации движений, в чрезвычайной быстроте двигательных актов.
Третья особенность - в высочайших требованиях к волевым качествам спортсменов, в постоянном преодолении трудностей объективного и субъективного характера, в обилии стрессовых ситуаций и высокой ответственности за исход выступления.
Четвертая специфика спорта - в зрелищное™, привлекающей на стадионы и другие спортивные сооружения, к телеэкранам, в кинозалы и т.д. Эти зрелища несут в себе могущий заряд, влияющий на эмоциональную жизнь болельщиков. Возникла и оформилась социальная спортивная психология.
Социальная спортивная психология - отрасль спортивной психологии, изучающая социальную специфику психического отражения в спортивной деятельности.
Пятая специфика - в прикладности, в возможности реализации достигнутого уровня физического и психического развития во многих других сферах деятельности человека: военной, артистичной, водительской, правоохранительной, деятельности в чрезвычайных ситуациях.
Шестая специфика
- в возрастающем год от года соединения
с бизнесом: создание обширной промышленной
сферы, производящей все для спорта, развитие
спонсорских и рекламных отношений, ориентация
стиля обуви, одежды, проведения досуга,
отдыха на спортивный лад.
До сих пор при рассмотрении факторов, обусловливающих особенности процесса межличностного общения взаимодействующих партнеров, мы стремились главным образом выявить роль динамических собственно-деятельностных характеристик, ситуации взаимодействия и некоторых внутригрупповых параметров. Однако такой подход, вытекающий из концепции деятельностного опосредования (А.В. Петровский, 1986), не исключает, а, напротив, предполагает специальный учет и выявление того, в какой мере коммуникативная активность партнеров связана с их индивидуально-психологическими и личностными особенностями.
И действительно, общение партнеров, находящихся, казалось бы, в одной ситуации и имеющих примерно одинаковый статус в команде, тем не менее, может существенно отличаться. Объяснить эти различия в ряде случаев невозможно без знания индивидуально-психологических и личностных особенностей спортсменов. Знание зависимости между личностными особенностями и типом коммуникативного поведения позволит тренеру в известной мере прогнозировать характер межличностных влияний участников взаимодействия и, следовательно, успешно комплектовать команды, экипажи, способные в более краткий срок достичь высокой степени сыгранности (сработанности, скатанности).
К сожалению, до недавнего времени в психологии, межличностного общения роль индивидуально-психологических и личностных характеристик и их конкретное влияние на коммуникативное поведение экспериментально почти не исследовались. В исследованиях же личностных особенностей спортсменов речь шла лишь об описании или построении «личностных профилей» представителей различных видов спорта или сопоставлении успешно и неуспешно выступающих спортсменов. Во всех исследованиях обычно упоминалась общительность спортсмена как характеристика его потребности и способности легко устанавливать контакт с окружающими, его общей активности и широты межличностных контактов, а также экстраверсия-интроверсия как два полюса, дающие представление об общей ориентации человека и либо о его обращенности на окружающую среду, других людей, либо о затрудненности в общении, стремлении к уединению, уходе в себя (Майнберг Э., 1995).
Понятно, что практически и теоретически значительно важнее не столько констатация выраженности того или иного качества или свойства у человека, сколько ответ на вопрос о том, как именно и в чем проявляется влияние этого качества или свойства на коммуникативное поведение человека.
Как и следовало ожидать, отдельные свойства и тип темперамента по-разному проявляются в особенностях коммуникативного поведения участников совместной деятельности. В частности, на контингенте женских баскетбольных команд установлено, что у спортсменок сангвинического и холерического темперамента в условиях соревновательного стресса резко снижается число попыток управлять поведением и действиями партнеров. Баскетболистки меланхолического темперамента чаще других пытаются в трудных ситуациях успокоить или поддержать товарищей по команде. Примечательно, что холерики и меланхолики под влиянием стресса реже объясняют ошибки партнерам, а флегматики чаще вступают в пререкания с товарищами (чего не бывает в товарищеских встречах). Эти данные скорее отражают влияние стрессорности условий деятельности в сочетании с особенностями нейродинамических характеристик спортсменок, а не проявление их темперамента в коммуникативном поведении в чистом виде (Мерлин В.С., 1996).
Неуравновешенные гандболистки более часто используют речь, для них характерны и аффективные вспышки (Обозов Н.Н., 1979). Конечно, когда речь идет о коммуникативном поведении спортсменов в ходе соревновательной деятельности, в большей мере действуют факторы успеха или неуспеха, статусно-ролевые отношения и другие из уже рассмотренных нами параметров. Выраженные эмоциональные реакции, характерные, например, для холериков, могут и не наблюдаться у спортсменов с низким статусом. Однако по мере стабилизации игровых связей в команде и положения конкретного игрока все большую роль начинают играть его индивидуальные психологические свойства. Именно из-за множественности факторов и их совместной детерминации коммуникативного поведения спортсмена роль каждого из них бывает не всегда легко установить. В любом случае скорость возникновения, интенсивность и устойчивость психических процессов, психический темп и ритм спортсмена, направленность психической деятельности будут влиять на его межличностные контакты как в процессе совместной деятельности, так и вне ее.
Тренеру
важно лишь учитывать, что резкие
расхождения в индивидуально-
Так
как систематических
Тем не менее, рассмотрим возможное влияние хотя бы некоторых личностных особенностей на характер делового общения партнеров.
Общительность. У спортсменов с выраженной общительностью можно ожидать известной легкости в контактировании с партнерами и в ходе совместной деятельности. Они, в отличие от необщительных, стремятся к межличностным контактам с другими людьми, сопереживают происходящее и ждут таких же эмоциональных проявлений от других. В принципе такие спортсмены не должны "испытывать «перегрузки» от общения с большим числом партнеров, успевают ориентироваться и в игровой ситуации, и в межличностных контактах.
Однако специальные исследования общения в ситуациях свободного контактирования и коммуникативной активности в игровой спортивной деятельности волейболисток (Журавлев А.А., 1990) показали, что между этими двумя параметрами, вопреки ожиданиям, не было обнаружено статистически значимой зависимости. Не было обнаружено значимой зависимости и между экстраверсией и объемом общения (количеством инициируемых в ходе игры обращений).
Эти факты позволяют сказать следующее. Прежде всего, в процессе взаимосвязанной деятельности целенаправленное общение не просто удовлетворяет потребность в межличностном общении, а выступает как средство управления поведением и действиями других. Поэтому в определенных ситуациях взаимодействия, ярко выраженные интроверты, проявляют высокую активность в общении, а общительные в обычном смысле люди, экстраверты, имеющие низкий статус в коллективе (молодые и новые игроки в команде, запасные) или вносящие незначительный игровой вклад, допускающие ошибки, могут быть полностью выключены из сферы активного общения. Иными словами, понятия общительности, коммуникативной активности в процессе взаимодействия часто не совпадают. Поэтому в групповой деятельности существенным и определяющим является уровень профессиональной подготовленности, авторитетность, тогда как способы и формы общения приобретаются и корригируются в процессе взаимодействия.
Следовательно, в отличие от обычных межличностных контактов спортсменов, общение во время игровой или другой совместной деятельности представляет собой ситуации «вынужденного взаимодействия», в которых спортсмен независимо от степени своей общительности должен включаться в достаточно активные коммуникативные связи с партнерами. Серьезная практическая проблема, по мнению Загайнова Р.М. (1984), возникает, когда необщительный спортсмен, не имеющий потребности и не умеющий общаться, должен, тем не менее, поддерживать контакт с партнерами и даже управлять их поведением.