Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2010 в 22:25, контрольная работа
Основные задачи, изолированно или комплексно решаемые в процессе Xореотерапии:
1) терапия занятостью и повышение двигательной активности;
2) коммуникативный тренинг и организация социотерапевтического общения;
3) получение диагностического материала для анализа поведенческих стереотипов пациента и его самопознания;
4) раскрепощение и рост пациента, поиск аутентичных путей развития.
Введение…………………………………………………………………………...2
1. История возникновения и развитие танцевально-двигательной терапии……………………………………..……………………………………...3
2. Основные принципы и цели хореотерапии…………………….…………....11
3. Эмоции и движения, работа с межличностными отношениями в танцевально-двигательной терапии..…………………………………………...15
Заключение……………………………………………………………………….20
Список использованных источников…………………………………..……….21
М.Фельденкрайз [7] рассматривает вопросы, связанные с образом «Я» и движением. «Все мы говорим, двигаемся, думаем и чувствуем по-разному, каждый в соответствии с тем образом себя, который он построил за годы своей жизни. Чтобы изменить образ действия, нужно изменить образ себя, который мы несем в себе» [7, с.111]. М.Фельденкрайз [7] выделяет четыре компонента образа себя [7]:
1) движение;
2) ощущение;
3) чувствование;
4) мышление.
Соотношение этих компонентов в различных действиях у разных людей отличаются, но обязательно все четыре компонента должны присутствовать в каждом движении. М.Фельденкрайз [7] приводит примеры для объяснения этого утверждения: «Чтобы ощущать - видеть, слышать, или ощущать тактильно - человек должен быть заинтересован, испуган или заметить нечто, что его касается. То есть он должен двигаться, чувствовать и думать» [7, с.112] . Если хотя бы один из элементов действия уменьшается до исчезновения, существование становится под угрозу. Трудно поддержать жизнь без всякого движения. Нет жизни, если существо лишено всех ощущений. Без чувствования, нет импульса жить: лишь чувство удушья заставляет дышать.
Автор говорит о том, что для изменения привычного способа действования требуется много сил, так как велика роль привычки. Многие части тела человек просто не осознает, а соответственно, не может включить их в новое действие, так как оно требует осознания.
По М. Фельденкрайзу [7], «полный образ себя» - это сознавание всех связок скелетной мускулатуры и всей поверхности тела - спины, боков, головы и. т. д. Это идеальное состояние и оно редко встречается. Человек действует в соответствии со своим субъективным образом. То, как человек держит плечи, голову, живот, его голос, интонация, способ передвигаться, представляться и многое другое основывается на образе себя. Но, как считает автор, этот образ может быть урезан или раздут, в соответствии с той маской, которую человек хочет показать другим людям. Только сам человек может понять, что в его внешности - фиктивно, а что - подлинно, однако не каждый может оценить таким образом себя, и здесь может помочь опыт других.
По мнению М.Фельденкрайза [7], совершенствование движений - лучший способ совершенствования. Почему? М.Фельденкрайз [7] выдвигает следующие основания [7. с. 214]:
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Так как в головном мозге моторная часть коры близко расположена к тем структурам, которые отвечают за мышление и чувствование, и существует процесс диффузии, то значительные изменения в моторной коре дают параллельные изменения в мышлении и чувствовании. М. Фельденкрайз [7] разработал методику работы с движением через осознавание, основанную на изложенных выше принципах.
Рассмотренные
системы использующие работу с телом
можно рассматривать как одно
из оснований (наряду с упомянутыми
выше теоретическими и практическими
основаниями) для развития танцевально-двигательной
терапии, принципы которой будут представлены
в следующей главе.
2. Основные
принципы и цели хореотерапии
Основная задача хореотерапии - обретение чувствования и осознанности собственного «Я». Люди обращаются к танце-терапевту потому, что они, будучи отчужденны от тела, не чувствуют себя интегрированными. В нашей современной культуре мы относимся к телу часто как к вещи, предмету. В отличие от подходов работы с телом (которые мы упоминали выше), в танцевально-двигательной терапии нет идеальной модели тела, которую нужно достичь. Танце-терапевт относится к телу как к эволюционирующему процессу. И еще важнейшее отличие танцевально-двигательной терапии от различных подходов работы с телом состоит в том, что здесь клиент сам исследует себя (принцип активности клиента), свои движения и развивается по собственному пути, а терапевт следует за ним (т.е. недирективный стиль терапии). Данная терапия больше интересуется тем, как движение чувствуется, чем тем, как оно выглядит.
Выделяют три компонента терапевтического процесса [1, с. 155]:
С помощью танцевально-двигательной терапии пациент может использовать движение для более полного выражения себя и для сохранения своей аутентичности в контакте с другими. В отличие от других подходов работы с телом, танцевально-двигательная терапия использует сны, образы или символы в работе с телом.
Танцевально-двигательная терапия - это единственный вид терапии, где используется много свободного пространства. Танце-терапевт работает постоянно с собственным телом, используя его как инструмент, с помощью которого он знакомится с невербальным миром клиента.
Танцевально-двигательная терапия, помимо движения, использует еще такие понятия как вес, пространство, время - для расширения и обогащения творческого и выразительного мира клиента. Например, подмечено, что люди, которые не ощущают собственного веса, обычно имеют трудности в умении заставить своего партнера выслушать их.
Танце-терапевт концентрируется на взаимоотношениях терапевт - клиент, клиент - пространство, осознанные движения - неосознанные.
Танцевально-двигательная терапия выступает в двух формах:
Индивидуальная форма - это исследование клиентом с помощью терапевта спектра своих движений, благодаря чему открываются невыраженные эмоции, которые были заблокированы в теле и освоение новых движений (замена старых, неадекватных форм реагирования)
Процесс
групповой танцевально-
Типичная групповая сессия включает в себя три части:
Такая структура характерна и для других видов психотерапевтических групп: психодрамы, гештальта и т.д.
Разогрев
помогает включиться в группу, лучше
почувствовать свое состояние, центрироваться.
Эмоциональные состояния
Повторяя
и усиливая движения, терапевт помогает
каждому участнику осознать чувства
через обратную визуальную связь. Двигательное
поведение расширяется в танце,
помогая осознаванию
Терапевт помогает привести процесс движения к завершению (третья часть группового процесса) с помощью вербальной обратной связи. Эта стадия способствует интеграции физического, эмоционального и когнитивного компонентов структуры Я.
Танце-терапевт
выявляет и развивает текущие
эмоциональные и
Раньше танцевально-двигательная терапия применялась почти всегда к людям с тяжелыми нарушениями. Сегодня же - все больше ориентируется на работу со здоровыми людьми, имеющими психологические затруднения, с целью развития у них самопринятия, эффективного межличностного и группового взаимодействия, самоактуализации, интеграции частей Я. Поэтому все больший интерес приобретают именно социально-психологические аспекты танцевально-двигательной терапии.
Существует три основных области работы танце-терапевта:
1. Тело и его движения.
2. Межличностные отношения.
3. Самосознание
Целями терапии в первой области являются: активизация тела для того, чтобы помочь пациенту обнаружить полностью напряжения и конфликты, развить больше возможностей тела для получения опыта чувства телесной интеграции и координации.
Во второй области танце-терапевт устанавливает базовый уровень коммуникации через использование ритма и прямого физического взаимодействия.
Групповой опыт позволяет увеличить степень самосознания через визуальную обратную связь, которую человек получает через наблюдение за движениями других людей. Наблюдая, как выражаются чувства через тело у других, участник группы может начать идентифицировать и обнаруживать свои собственные чувства. Микрокосм мира, представленный в группе, дает участнику группы возможность получать и давать обратную связь и расширить поведенческий репертуар социально-психологических ролей.
В
третьей области цели сгруппированы
вокруг идеи о том, что осознанный
телесный опыт благоприятствует и углубляет
самосознание. Наиболее прямое выражение
особенностей индивидуальности возможно
через тело. Это физический опыт
действия мышц выступает как быстрый
путь познания и получения опыта
о себе, развивает Я-концепцию
и способствует повышению самооценки.
3. Эмоции и движения, работа с межличностными отношениями в хореотерапии
По этимологии слово «эмоция» произошло, скорее всего, в ХYII веке от французского слова «mouvior», что значит «приводить в движение». А латинское слово «emovere» означает «колеблю», «волную». Таким образом, видно смысловую связь слов «эмоции» и «движения».
Ч. Дарвин [1] в 1872 году, исследовал эмоции человека через анализ средств их выражения. Он, наряду с культурно-опосредствованными, выделил врожденные эмоции, которые характерны всем народам мира. К ним относятся: горе, радость, злость, страх, презрение, стыд, удивление.
Эти эмоции имеют типичные формы выражения, которые узнаваемы людьми из самых разных культур, включая изолированные и неграмотные народы.
Горе. Люди, страдающие от сильного горя, часто ищут облегчения в резких, сильных, почти неистовых движениях. Но когда страдание несколько смягчается, но еще продолжается, люди больше не хотят двигаться, становятся неподвижными и пассивными, или иногда они покачиваются. Циркуляция крови замедляется, они становятся вялыми, лицо бледнеет, голова повисает на вогнутой грудной клетке, губы, щеки, нижняя челюсть - все опускается вниз под тяжестью собственного веса. Таким образом, все черты как бы удлиняются.
Радость. Если сильная, то вызывает разные хаотические движения. Человек может пританцовывать, хлопать в ладоши, топать ногами и громко смеяться. Смех, по мнению автора, является первичным выражением радости и счастья.
Гнев. Возбуждение в мозге способствует усилению мышечного напряжения и в то же время возникновению ощущения прилива энергии. Тело выпрямляется и становится готовым к немедленному действию, но иногда оно наклоняется вперед по направлению к обидчику, становится даже жестким. Рот обычно сжат, демонстрируя тем самым определенные намерения, зубы стиснуты. Характерным является такой жест - руки со сжатыми кулаками поднимаются, как будто готовятся ударить обидчика. Желание ударить становится настолько сильным, что оказавшиеся под рукой предметы рискуют быть разбитыми, брошенными на пол; но очень часто бывает, что движения становятся бесцельными и неистовыми. Маленькие дети могут неистово кататься по полу на спине или животе, крича, пинаясь, царапаясь, ударяя все, что оказывается поблизости.