Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2012 в 15:45, реферат
Психическое развитие ребенка протекает по образцам, существующим в обществе, определяясь теми формами деятельности, которые характерны для данного уровня развития общества. Формы и уровни психического развития заданны не биологически, а социально. Но биологический фактор играет определенную роль в психическом развитии, он включает наследственные и врожденные особенности. Социальная среда выступает не как обстановка, не как условие развития, а как его источник, поскольку в ней заранее есть все, чем должен овладеть ребенок, как положительное, так и отрицательное. Условиями усвоения социального опыта выступают активная деятельность ребенка и его общение со взрослым.
Введение____________________________________________________________  3 стр.
1. Основные особенности младенческого возраста__________________________ 4 стр.
2. Характеристика социальной ситуации развития и особенностей общения
со взрослыми в младенческом возрасте____________________________________5 стр.
3. Структура и динамика ведущей деятельности в младенческом возрасте_____5-7 стр.
4. Основные новообразования младенческого возраста. Кризис одного года ___7-8 стр.
Заключение___________________________________________________________9 стр.
Список использованной литературы______________________________________10 стр.
План
 Введение_____________________
1. Основные особенности 
младенческого возраста______________________
2. Характеристика социальной ситуации развития и особенностей общения
со взрослыми 
в младенческом возрасте______________________
3. Структура и динамика ведущей деятельности в младенческом возрасте_____5-7 стр.
4. Основные новообразования младенческого возраста. Кризис одного года ___7-8 стр.
Заключение____________________
Список использованной 
литературы____________________
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
ВВЕДЕНИЕ
Детская психология, наряду с другими науками (педагогикой, физиологией, педиатрией и т.д.), изучает ребенка, но имеет свой особый предмет, в качестве которого выступает развитие психики на протяжении детства, т.е. первых семи лет жизни.
Детская психология показывает механизмы перехода от одной возрастной стадии к другой, отличительные признаки каждого периода и их психологическое содержание.
Психическое развитие нельзя рассматривать как уменьшение или увеличение каких-либо показателей, как простое повторение того, что было раньше. Психическое развитие предполагает появление новых качеств и функций и в тоже время изменение уже существующих форм психики. То есть психическое развитие выступает как процесс не только количественных, но прежде всего качественных изменений, взаимосвязано происходящих в сфере деятельности, личности и познания.
Психологическое развитие предполагает не только рост, но и преобразования, при которых количественные усложнения переходят в качественные. А новое качество создает основу для дальнейших количественных изменений.
     Психическое 
развитие ребенка протекает по образцам, 
существующим в обществе, определяясь 
теми формами деятельности, которые характерны 
для данного уровня развития общества. 
Формы и уровни психического развития 
заданны не биологически, а социально. 
Но биологический фактор играет определенную 
роль в психическом развитии, он включает 
наследственные и врожденные особенности. 
Социальная среда выступает не как обстановка, 
не как условие развития, а как его источник, 
поскольку в ней заранее есть все, чем 
должен овладеть ребенок, как положительное, 
так и отрицательное. Условиями усвоения 
социального опыта выступают активная 
деятельность ребенка и его общение со 
взрослым. 
 
 
1. Основные особенности младенческого возраста.
Младенческий возраст начинается с периода новорожденности, с 2 месяцев и заканчивается в 12 месяцев. У новорожденного наблюдаются лишь врожденные, инстинктивные формы поведения – безусловные рефлексы, которые важны для его выживания. По мере роста и развития младенца инстинктивные формы поведения теряются, что дает возможность для практически безграничного формирования новых, социальных форм поведения, которые вырабатываются в течение всей жизни.
     Условные 
рефлексы формируются на основе зрительного 
и слухового сосредоточения на лице 
и голосе взрослого, которое возникает 
во время кормления и ухода 
за ребенком. Такое сосредоточение 
способствует тому, что бодрствование 
приобретает активный характер, а двигательная 
активность ребенка перестраивается. 
Фиксирование глазами предмета, поворот 
головы в сторону звука, торможение хаотических 
движений связывают ребенка с внешним 
миром, выступают первыми двигательными 
актами, имеющими характер поведения. 
Взрослый стимулирует становление у ребенка 
новых эмоций, социальных потребностей 
в познании и общении. В ответ на доброжелательное 
внимание, любовь и заботу взрослого у 
малыша возникают положительные социальные 
переживания. Первой социальной эмоцией, 
первым социальным жестом выступает улыбка 
ребенка в ответ на разговор с ним взрослого. 
Она говорит о том, что малыш выделил первый 
объект, на который направил свою активность. 
Таким объектом является взрослый. Улыбка 
свидетельствует о том, что заканчивается 
период новорожденности и начинается 
новая стадия развития – период младенчества. 
Особенностью психического развития младенца 
является тот факт, что развитие органов 
чувств опережает развитие телесных движений 
и создает предпосылки для их формирования. 
 
 
 
2. Характеристика социальной ситуации развития и особенностей общения со взрослыми в младенческом возрасте.
     Взрослый 
организует жизнь ребенка, вызывает 
и поддерживает его активность, наполняет 
бодрствование малыша новыми впечатлениями. 
Неразрывная связь ребенка и взрослого 
сохраняется на протяжении всего первого 
года жизни, поэтому социальную ситуацию 
психического развития в младенчестве 
Л.С. Выгодский назвал «Пра-мы». Она характеризуется 
изначальной психической общностью матери 
и ребенка, когда осознанию своего отдельного 
«Я» предшествует переживание слитности 
себя и другого. Во-первых, младенец не 
осознает своего существования, своей 
деятельности, своей личности, не выделяет 
своего тела из окружающего предметного 
мира. Так, он рассматривает свои ручки 
и ножки как посторонние предметы, а не 
части собственного тела. Во-вторых, для 
младенца социальная и предметная ситуации, 
отношения к человеку и предмету еще не 
расчленены. Предмет по мере отдаления 
от ребенка теряет для него свою привлекательную 
силу, но эта сила вновь появляется, как 
только рядом с предметом в одном оптическом 
поле оказывается взрослый. В данном случае 
ребенок еще не понимает, что он может 
обратиться к взрослому за помощью в овладении 
предметом. Эти факты свидетельствуют 
о том, что с момента рождения ребенок 
живет во внутренней общности с другими 
людьми и именно через них воспринимает 
и познает окружающий мир, а взрослый является 
центром всякой ситуации взаимодействия 
с ребенком. 
3. Структура и динамика ведущей деятельности в младенческом возрасте.
Ребенок не может существовать без взрослого, который обеспечивает все его существование, выживание и направление активности по отношению к внешнему миру. Поскольку ребенок не может самостоятельно передвигаться, самостоятельно поддерживать свое существование, взрослый создает возможности для изменения положения и передвижения младенца в пространстве, захватывания тех или иных предметов.
Младенец к тому же не имеет средств воздействия на взрослого, кроме экспрессивно-мимических, таких, как плач, крик.
Противоречие этой ситуации развития состоит в том, что ребенок максимально нуждается во взрослом, но не имеет средств воздействия на него. Взрослый же обращается с малышом так, будто надеется на его ответные действия, будто ребенок понимает обращенные к нему слова, жесты, эмоциональные реакции. В результате такого поведения взрослого у ребенка появляется первая социальная потребность – потребность в общении со взрослым.
Общение носит ситуативный и непосредственный характер, поскольку осуществляется только в данной конкретной ситуации и по ее поводу. Ребенок еще не владеет основным средством общения – речью, которая помогает выйти за пределы конкретной ситуации. В зависимости от содержания общения на протяжении младенчества выделяют два его вида – ситуативно-личностное и ситуативно-деловое.
Общение является ведущей деятельностью в младенческом возрасте, поскольку обеспечивает главные линии психического развития.
Период младенчества делится на два этапа развития. Первый – от рождения до 5-6 мес. – характеризуется становлением ситуативно-личностного общения и интенсивным развитием сенсорных систем, зрения, слуха.
     Переход 
ко второму этапу связан с развитием 
хватания, установлением зрительно-
Таким образом, между ребенком и взрослым тесная ситуация взаимодействия начинает постепенно разрываться за счет того, что «вклинивается» новая деятельность – предметная, сначала манипулирование предметами, а затем и освоение их функции.
     В 
возрасте от 9 до 12 месяцев активность 
малыша значительно возрастает, он 
становится чрезвычайно любознательным 
благодаря освоению самостоятельного 
передвижения в пространстве – ходьбы. 
Речь развивается в двух направлениях: 
совершенствуется понимание речи взрослых 
и возникает собственная активная речь 
– первые слова в конце года. Теперь с 
помощью речи взрослый может воздействовать 
на младенца, поощряя и ограничивая его 
поведение.  
4. Основные новообразования младенческого возраста. Кризис одного года.
В жизнь ребенка входят первые нравственные формы и первые запреты. С появлением активной речи наступает новая фаза в развитии ситуативно-делового общения. Под влиянием понимания речи усложняются действия с предметами. Увеличивается количество действий, выполняемых с одним предметом, действия приобретают все большую целенаправленность. Происходит освоение не только физических свойств предметов, но и их назначения, простейших предметных действий, а затем орудийных, что говорит о начале развития предметной деятельности, характерной для следующего этапа – раннего детства. Расширяется диапазон эмоциональных переживаний и их мимических форм выражения, а также круг событий и объектов, вызывающих эти переживания. Закладываются предпосылки для общения со сверстниками. К концу первого года у младенца обогащается и детализируется образ себя: он переживает свою значимость для других и свою активность в мире предметов. Ребенок отделяет себя от взрослого и пытается действовать самостоятельно.
В конце года в поведении ребенка начинают появляться негативные симптомы – упрямство, настырность, обидчивость, капризность, агрессивность, трудновоспитуемость.
За аффективным поведением стоят назревшие противоречия между новыми потребностями ребенка и возможностями его действий с предметами, а также прежними отношениями со взрослыми. Эти противоречия свидетельствуют о возникновении кризиса одного года, который может протекать бурно или относительно спокойно в зависимости от индивидуальных особенностей ребенка и условий его воспитания.
С одной стороны, ребенок стремится к эмансипации от взрослого, но с другой - он не владеет способами действия с предметами. Поэтому он обращается за помощью к взрослому, т.е. возникает необходимость более интенсивного общения со взрослым, сотрудничества с ним, направленного на усвоение назначения предметов и общественно выработанных способов обращения с ними. Возникновение новых, предметно опосредованных отношений ребенка со взрослыми требует новых средств – речевых. Первые слова автономной речи младенцев выполняют функцию указательных жестов, но не собственно общения. Они связаны с наглядной ситуацией и не содержат истинного значения, свойственного речи взрослых. Поэтому автономная речь как новообразование кризисного периода исчезает, уступая место социальной речи взрослых (Л.С.Выгодский).
Появление первых слов для обозначения, указания на предметы и ситуации говорит о зарождении первых чувственных обобщений. Хотя в сознании ребенка доминирует восприятие, аффективно заряженные образы и представления памяти начинают перестраивать структуру сознания и поведения ребенка. Несмотря на ситуативность ребенка, его поведение может управляться теперь не только находящимися в его поле восприятия раздражителями, но и этими образами и представлениями – мотивирующими представлениями. (Л.И. Божович).
     Стремление 
ребенка к самостоятельности 
не всегда поощряется, а часто ограничивается 
взрослыми, хотя бы по той причине, что 
существуют предметы, опасные для жизни 
малыша. Возникновение первых запретов 
и ограничений приводит к возникновению 
собственного стремления ребенка как 
такового (К.Н.Поливанова). Теперь он начинает 
чувствовать собственный аффект, обнаруживать 
собственное желание. В этот период ходьба 
как способ передвижения становится чрезвычайно 
привлекательной, поскольку позволяет 
достичь желаемого, а речь – средством 
удержания стремления и его реализации. 
Заключение.
Часть детской психологии, которая занимается изучением детей первого года жизни (психология младенчества), еще очень молода. До начала XX века знания психологов о младенце ограничивались житейскими наблюдениями, были разрознены и весьма немногочисленны. К младенцу относились как к будущему, но не настоящему человеку, как к существу, дозревающему вне утробы матери и ведущему скорее растительную, чем психическую, жизнь. Существовали методические трудности исследования детей первого года жизни. Немногочисленные факты всегда интерпретировались в контексте какого-либо определенного научного подхода.
     Однако 
роль взрослого не сводится только 
к уходу за ребенком и созданию 
благоприятных условий для 
Ребенок начинает обучаться с момента рождения, когда попадает в социальную среду и взрослый организует его жизнь и воздействует на малыша с помощью созданных человечеством предметов. Воспитание также начинается сразу после рождения малыша, когда взрослый своим отношением к нему закладывает основы его личностного развития.
 
     
Используемая литература: