Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2012 в 15:45, реферат
Психическое развитие ребенка протекает по образцам, существующим в обществе, определяясь теми формами деятельности, которые характерны для данного уровня развития общества. Формы и уровни психического развития заданны не биологически, а социально. Но биологический фактор играет определенную роль в психическом развитии, он включает наследственные и врожденные особенности. Социальная среда выступает не как обстановка, не как условие развития, а как его источник, поскольку в ней заранее есть все, чем должен овладеть ребенок, как положительное, так и отрицательное. Условиями усвоения социального опыта выступают активная деятельность ребенка и его общение со взрослым.
Введение____________________________________________________________ 3 стр.
1. Основные особенности младенческого возраста__________________________ 4 стр.
2. Характеристика социальной ситуации развития и особенностей общения
со взрослыми в младенческом возрасте____________________________________5 стр.
3. Структура и динамика ведущей деятельности в младенческом возрасте_____5-7 стр.
4. Основные новообразования младенческого возраста. Кризис одного года ___7-8 стр.
Заключение___________________________________________________________9 стр.
Список использованной литературы______________________________________10 стр.
План
Введение_____________________
1. Основные особенности
младенческого возраста______________________
2. Характеристика социальной ситуации развития и особенностей общения
со взрослыми
в младенческом возрасте______________________
3. Структура и динамика ведущей деятельности в младенческом возрасте_____5-7 стр.
4. Основные новообразования младенческого возраста. Кризис одного года ___7-8 стр.
Заключение____________________
Список использованной
литературы____________________
ВВЕДЕНИЕ
Детская психология, наряду с другими науками (педагогикой, физиологией, педиатрией и т.д.), изучает ребенка, но имеет свой особый предмет, в качестве которого выступает развитие психики на протяжении детства, т.е. первых семи лет жизни.
Детская психология показывает механизмы перехода от одной возрастной стадии к другой, отличительные признаки каждого периода и их психологическое содержание.
Психическое развитие нельзя рассматривать как уменьшение или увеличение каких-либо показателей, как простое повторение того, что было раньше. Психическое развитие предполагает появление новых качеств и функций и в тоже время изменение уже существующих форм психики. То есть психическое развитие выступает как процесс не только количественных, но прежде всего качественных изменений, взаимосвязано происходящих в сфере деятельности, личности и познания.
Психологическое развитие предполагает не только рост, но и преобразования, при которых количественные усложнения переходят в качественные. А новое качество создает основу для дальнейших количественных изменений.
Психическое
развитие ребенка протекает по образцам,
существующим в обществе, определяясь
теми формами деятельности, которые характерны
для данного уровня развития общества.
Формы и уровни психического развития
заданны не биологически, а социально.
Но биологический фактор играет определенную
роль в психическом развитии, он включает
наследственные и врожденные особенности.
Социальная среда выступает не как обстановка,
не как условие развития, а как его источник,
поскольку в ней заранее есть все, чем
должен овладеть ребенок, как положительное,
так и отрицательное. Условиями усвоения
социального опыта выступают активная
деятельность ребенка и его общение со
взрослым.
1. Основные особенности младенческого возраста.
Младенческий возраст начинается с периода новорожденности, с 2 месяцев и заканчивается в 12 месяцев. У новорожденного наблюдаются лишь врожденные, инстинктивные формы поведения – безусловные рефлексы, которые важны для его выживания. По мере роста и развития младенца инстинктивные формы поведения теряются, что дает возможность для практически безграничного формирования новых, социальных форм поведения, которые вырабатываются в течение всей жизни.
Условные
рефлексы формируются на основе зрительного
и слухового сосредоточения на лице
и голосе взрослого, которое возникает
во время кормления и ухода
за ребенком. Такое сосредоточение
способствует тому, что бодрствование
приобретает активный характер, а двигательная
активность ребенка перестраивается.
Фиксирование глазами предмета, поворот
головы в сторону звука, торможение хаотических
движений связывают ребенка с внешним
миром, выступают первыми двигательными
актами, имеющими характер поведения.
Взрослый стимулирует становление у ребенка
новых эмоций, социальных потребностей
в познании и общении. В ответ на доброжелательное
внимание, любовь и заботу взрослого у
малыша возникают положительные социальные
переживания. Первой социальной эмоцией,
первым социальным жестом выступает улыбка
ребенка в ответ на разговор с ним взрослого.
Она говорит о том, что малыш выделил первый
объект, на который направил свою активность.
Таким объектом является взрослый. Улыбка
свидетельствует о том, что заканчивается
период новорожденности и начинается
новая стадия развития – период младенчества.
Особенностью психического развития младенца
является тот факт, что развитие органов
чувств опережает развитие телесных движений
и создает предпосылки для их формирования.
2. Характеристика социальной ситуации развития и особенностей общения со взрослыми в младенческом возрасте.
Взрослый
организует жизнь ребенка, вызывает
и поддерживает его активность, наполняет
бодрствование малыша новыми впечатлениями.
Неразрывная связь ребенка и взрослого
сохраняется на протяжении всего первого
года жизни, поэтому социальную ситуацию
психического развития в младенчестве
Л.С. Выгодский назвал «Пра-мы». Она характеризуется
изначальной психической общностью матери
и ребенка, когда осознанию своего отдельного
«Я» предшествует переживание слитности
себя и другого. Во-первых, младенец не
осознает своего существования, своей
деятельности, своей личности, не выделяет
своего тела из окружающего предметного
мира. Так, он рассматривает свои ручки
и ножки как посторонние предметы, а не
части собственного тела. Во-вторых, для
младенца социальная и предметная ситуации,
отношения к человеку и предмету еще не
расчленены. Предмет по мере отдаления
от ребенка теряет для него свою привлекательную
силу, но эта сила вновь появляется, как
только рядом с предметом в одном оптическом
поле оказывается взрослый. В данном случае
ребенок еще не понимает, что он может
обратиться к взрослому за помощью в овладении
предметом. Эти факты свидетельствуют
о том, что с момента рождения ребенок
живет во внутренней общности с другими
людьми и именно через них воспринимает
и познает окружающий мир, а взрослый является
центром всякой ситуации взаимодействия
с ребенком.
3. Структура и динамика ведущей деятельности в младенческом возрасте.
Ребенок не может существовать без взрослого, который обеспечивает все его существование, выживание и направление активности по отношению к внешнему миру. Поскольку ребенок не может самостоятельно передвигаться, самостоятельно поддерживать свое существование, взрослый создает возможности для изменения положения и передвижения младенца в пространстве, захватывания тех или иных предметов.
Младенец к тому же не имеет средств воздействия на взрослого, кроме экспрессивно-мимических, таких, как плач, крик.
Противоречие этой ситуации развития состоит в том, что ребенок максимально нуждается во взрослом, но не имеет средств воздействия на него. Взрослый же обращается с малышом так, будто надеется на его ответные действия, будто ребенок понимает обращенные к нему слова, жесты, эмоциональные реакции. В результате такого поведения взрослого у ребенка появляется первая социальная потребность – потребность в общении со взрослым.
Общение носит ситуативный и непосредственный характер, поскольку осуществляется только в данной конкретной ситуации и по ее поводу. Ребенок еще не владеет основным средством общения – речью, которая помогает выйти за пределы конкретной ситуации. В зависимости от содержания общения на протяжении младенчества выделяют два его вида – ситуативно-личностное и ситуативно-деловое.
Общение является ведущей деятельностью в младенческом возрасте, поскольку обеспечивает главные линии психического развития.
Период младенчества делится на два этапа развития. Первый – от рождения до 5-6 мес. – характеризуется становлением ситуативно-личностного общения и интенсивным развитием сенсорных систем, зрения, слуха.
Переход
ко второму этапу связан с развитием
хватания, установлением зрительно-
Таким образом, между ребенком и взрослым тесная ситуация взаимодействия начинает постепенно разрываться за счет того, что «вклинивается» новая деятельность – предметная, сначала манипулирование предметами, а затем и освоение их функции.
В
возрасте от 9 до 12 месяцев активность
малыша значительно возрастает, он
становится чрезвычайно любознательным
благодаря освоению самостоятельного
передвижения в пространстве – ходьбы.
Речь развивается в двух направлениях:
совершенствуется понимание речи взрослых
и возникает собственная активная речь
– первые слова в конце года. Теперь с
помощью речи взрослый может воздействовать
на младенца, поощряя и ограничивая его
поведение.
4. Основные новообразования младенческого возраста. Кризис одного года.
В жизнь ребенка входят первые нравственные формы и первые запреты. С появлением активной речи наступает новая фаза в развитии ситуативно-делового общения. Под влиянием понимания речи усложняются действия с предметами. Увеличивается количество действий, выполняемых с одним предметом, действия приобретают все большую целенаправленность. Происходит освоение не только физических свойств предметов, но и их назначения, простейших предметных действий, а затем орудийных, что говорит о начале развития предметной деятельности, характерной для следующего этапа – раннего детства. Расширяется диапазон эмоциональных переживаний и их мимических форм выражения, а также круг событий и объектов, вызывающих эти переживания. Закладываются предпосылки для общения со сверстниками. К концу первого года у младенца обогащается и детализируется образ себя: он переживает свою значимость для других и свою активность в мире предметов. Ребенок отделяет себя от взрослого и пытается действовать самостоятельно.
В конце года в поведении ребенка начинают появляться негативные симптомы – упрямство, настырность, обидчивость, капризность, агрессивность, трудновоспитуемость.
За аффективным поведением стоят назревшие противоречия между новыми потребностями ребенка и возможностями его действий с предметами, а также прежними отношениями со взрослыми. Эти противоречия свидетельствуют о возникновении кризиса одного года, который может протекать бурно или относительно спокойно в зависимости от индивидуальных особенностей ребенка и условий его воспитания.
С одной стороны, ребенок стремится к эмансипации от взрослого, но с другой - он не владеет способами действия с предметами. Поэтому он обращается за помощью к взрослому, т.е. возникает необходимость более интенсивного общения со взрослым, сотрудничества с ним, направленного на усвоение назначения предметов и общественно выработанных способов обращения с ними. Возникновение новых, предметно опосредованных отношений ребенка со взрослыми требует новых средств – речевых. Первые слова автономной речи младенцев выполняют функцию указательных жестов, но не собственно общения. Они связаны с наглядной ситуацией и не содержат истинного значения, свойственного речи взрослых. Поэтому автономная речь как новообразование кризисного периода исчезает, уступая место социальной речи взрослых (Л.С.Выгодский).
Появление первых слов для обозначения, указания на предметы и ситуации говорит о зарождении первых чувственных обобщений. Хотя в сознании ребенка доминирует восприятие, аффективно заряженные образы и представления памяти начинают перестраивать структуру сознания и поведения ребенка. Несмотря на ситуативность ребенка, его поведение может управляться теперь не только находящимися в его поле восприятия раздражителями, но и этими образами и представлениями – мотивирующими представлениями. (Л.И. Божович).
Стремление
ребенка к самостоятельности
не всегда поощряется, а часто ограничивается
взрослыми, хотя бы по той причине, что
существуют предметы, опасные для жизни
малыша. Возникновение первых запретов
и ограничений приводит к возникновению
собственного стремления ребенка как
такового (К.Н.Поливанова). Теперь он начинает
чувствовать собственный аффект, обнаруживать
собственное желание. В этот период ходьба
как способ передвижения становится чрезвычайно
привлекательной, поскольку позволяет
достичь желаемого, а речь – средством
удержания стремления и его реализации.
Заключение.
Часть детской психологии, которая занимается изучением детей первого года жизни (психология младенчества), еще очень молода. До начала XX века знания психологов о младенце ограничивались житейскими наблюдениями, были разрознены и весьма немногочисленны. К младенцу относились как к будущему, но не настоящему человеку, как к существу, дозревающему вне утробы матери и ведущему скорее растительную, чем психическую, жизнь. Существовали методические трудности исследования детей первого года жизни. Немногочисленные факты всегда интерпретировались в контексте какого-либо определенного научного подхода.
Однако
роль взрослого не сводится только
к уходу за ребенком и созданию
благоприятных условий для
Ребенок начинает обучаться с момента рождения, когда попадает в социальную среду и взрослый организует его жизнь и воздействует на малыша с помощью созданных человечеством предметов. Воспитание также начинается сразу после рождения малыша, когда взрослый своим отношением к нему закладывает основы его личностного развития.
Используемая литература: