Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2011 в 17:28, курсовая работа
Цель: теоретическое и экспериментальное исследование социально-психологической сущности конфликтного поведения и факторов, его детерминирующих.
Задачи исследования:
1. Провести анализ современных зарубежных и отечественных исследований по проблеме конфликта.
2. Обосновать методологические и инструментальные основы изучения конфликтного поведения.
3. Определить виды конфликтов.
4. Выявить причины, методы изучения конфликтного поведения.
5. Выявить особенности психологии конфликтного поведения.
6. Подобрать ряд диагностических методик направленных на изучение конфликта.
Введение.
Глава 1. Теоретические аспекты понятия «конфликт». Общие характеристики конфликта.
1.Структура конфликта, понятие «конфликт».
2.Типы конфликтов.
3.Причины возникновение конфликтов.
4.Развитие конфликта.
5.Функции конфликтов
6.Стили конфликтного поведения
Глава 2. Методы изучения конфликтного поведения. Характеристика старшего школьного возраста (в контексте конфликтной ситуации).
2.1. Методы изучения конфликтного поведения.
2.2. Характеристика старшего школьного возраста (в контексте конфликтной ситуации).
Глава 3. Характеристика методов и методик изучения конфликта, поведения в конфликтной ситуации.
3.1. Личностная агрессивность и конфликтность Е.П.Ильина, П.А.Ковалёва
3.2. Тест Н.В.Гришиной направленный для изучения личностной предрасположенности к конфликтному поведению.
3.3.Тест Томаса – Килменна.
Заключение.
Список литературы.
1. Мне чаще всего не воздают должное за мои дела.
2.
Если по отношению ко мне
поступают несправедливо, то
Обработка результатов.
Шкала обидчивости: за каждый положительный ответ по пунктам 1, 3, 5, 7, 9, 11 начисляется 1 балл, за каждый отрицательный ответ по пунктам 13, 15, 17, 19 – по 1 баллу.
Шкала мстительности: за каждый положительный ответ по пунктам 2, 4, 6, 8, 10 начисляется 1 балл, за каждый отрицательный ответ по пунктам 12, 14, 16, 18, 20 – по 1 баллу.
Подсчитывается сумма баллов по каждой шкале.
Интерпретация. Диапазон от 0 до 10 баллов. Чем больше сумма баллов, тем больше испытуемый склонен к обидчивости и мстительности, а по общей их сумме – к враждебности (в диапазоне от 0 до 20 баллов).
Шкала вспыльчивости
Цель: диагностика уровня эмоциональной возбудимости методом самооценки.
Инструкция:
«Вам предлагается ряд утверждений.
При согласии с ними рядом с
соответствующим номером
1.
Я легко раздражаюсь, но
2. Если кто-нибудь выводит меня из себя, я не обращаю на это внимания.
3.
Я могу скрывать свою
4. Я всегда спокойно реагирую на критику, даже если она кажется мне не справедливой.
5. Мне очень не нравится, когда надо мной насмехаются.
6. У меня никогда не бывает вспышек гнева.
7. Меня возмущает, когда люди толкают меня на улице или в транспорте.
8. В конфликтной ситуации я веду себя спокойно.
9. Я не умею сдерживаться, когда меня не заслуженно упрекают.
10. Обычно меня трудно вывести из себя.
Обработка результатов. За
Интерпретация.
Если опрашиваемый набирает 8 – 10 баллов,
то у него высокая эмоциональная
возбудимость, если он набирает 4 балла
и меньше, то у него низкая эмоциональная
возбудимость. Баллы от 5 до 7 характеризуют
средний уровень эмоциональной возбудимости.
3.2. Тест Н.В.Гришиной направленный для изучения личностной предрасположенности к конфликтному поведению.
К.Томас выделяет следующие типы поведения в конфликтной ситуации:
В опроснике по выявлению типичных форм поведения К. Томас описывает каждый из пяти перечисленных возможных вариантов 12 суждениями о поведении индивида в конфликтной ситуации. В различных сочетаниях они сгруппированы в 30 пар.
В каждой паре выберите то суждение, которое наиболее точно описывает Ваше типичное поведение в конфликтной ситуации.
Ответ "А" | Ответ "Б" |
1. Иногда
я предоставляю возможность |
Чем обсуждать то, в чем мы расходимся, я стараюсь обратить внимание на то, с чем мы оба согласны. |
2. Я стараюсь найти компромиссное решение. | Я пытаюсь уладить дело, учитывая интересы другого и мои. |
3. Обычно
я настойчиво стремлюсь |
Я стараюсь успокоить другого и сохранить наши отношения. |
4. Я стараюсь найти компромиссное решение. | Иногда я жертвую своими собственными интересами ради интересов другого человека. |
5. Улаживая спорную ситуацию, я все время стараюсь найти поддержку у другого. | Я стараюсь сделать все, чтобы избежать напряженности. |
6. Я
пытаюсь избежать |
Я стараюсь добиться своего. |
7. Я
стараюсь отложить решение |
Я считаю возможным уступить, чтобы добиться своего. |
8. Обычно
я настойчиво стремлюсь |
Я первым делом стараюсь ясно определить то, в чем состоят все затронутые интересы и вопросы. |
9. Думаю,
что не всегда стоит |
Я предпринимаю усилия, чтобы добиться своего. |
10. Я
твердо стремлюсь достичь |
Я пытаюсь найти компромиссное решение. |
11. Первым
делом я стараюсь ясно |
Я стараюсь успокоить другого и главным образом сохранить наши отношения. |
12. Зачастую я избегаю занимать позицию, которая может вызвать споры. | Я даю возможность другому в чем-то остаться при своем мнении, если он также идет мне навстречу. |
13. Я предлагаю среднюю позицию. | Я настаиваю, чтобы было сделано по-моему. |
14. Я сообщаю другому свою точку зрения и спрашиваю о его взглядах. | Я пытаюсь показать другому логику и преимущества моих взглядов. |
15. Я
стараюсь успокоить другого и,
главным образом, сохранить |
Я стараюсь сделать все необходимое, чтобы избежать напряженности. |
16. Я стараюсь не задеть чувств другого. | Я пытаюсь убедить другого в преимуществах моей позиции. |
17. Обычно
я настойчиво стараюсь |
Я стараюсь сделать все, чтобы избежать бесполезной напряженности. |
18. Если
это сделает другого |
Я даю возможность другому в чем-то остаться при своем мнении, если он также идет мне навстречу. |
19. Первым
делом я стараюсь ясно |
Я стараюсь отложить решение спорного вопроса с тем, чтобы со временем решить его окончательно. |
20. Я пытаюсь немедленно преодолеть наши разногласия. | Я стремлюсь к лучшему сочетанию выгод и потерь для всех. |
21. Ведя переговоры, я стараюсь быть внимательным к желаниям другого. | Я всегда склоняюсь к прямому обсуждению проблемы. |
22. Я
пытаюсь найти позицию, |
Я отстаиваю свои желания. |
23. Я
озабочен тем, чтобы |
Иногда я представляю возможность другим взять на себя ответственность за решение спорного вопроса. |
24. Если позиция другого кажется ему очень важной, я постараюсь пойти навстречу его желаниям. | Я стараюсь убедить другого прийти к компромиссу. |
25. Я
пытаюсь доказать другому |
Ведя переговоры, я стараюсь быть внимательным к желаниям другого. |
26. Я предлагаю среднюю позицию. | Я почти всегда озабочен тем, чтобы удовлетворить желания каждого из нас. |
27. Я
избегаю позиции, которая |
Если это сделает другого счастливым, я дам ему возможность настоять на своем. |
28. Обычно
я настойчиво стремлюсь |
Улаживая ситуацию, я стараюсь найти поддержку у другого. |
29. Я предлагаю среднюю позицию. | Думаю, что не всегда стоит волноваться из-за каких-то возникающих разногласий |
30. Я стараюсь не задеть чувств другого. | Я всегда занимаю
такую позицию в спорном |
№ | Соперн. | Сотрудн. | Компр. | Избег. | Приспособ. |
1 | А | Б | |||
2 | Б | А | |||
3 | А | Б | |||
4 | А | Б | |||
5 | А | Б | |||
6 | Б | А | |||
7 | Б | А | |||
8 | А | Б | |||
9 | Б | А | |||
10 | А | Б | |||
11 | А | Б | |||
12 | Б | А | |||
13 | Б | А | |||
14 | Б | А | |||
15 | Б | А | |||
16 | Б | А | |||
17 | А | Б | |||
18 | Б | А | |||
19 | А | Б | |||
20 | А | Б | |||
21 | Б | А | |||
22 | Б | А | |||
23 | А | Б | |||
24 | Б | А | |||
25 | А | Б | |||
26 | Б | А | |||
27 | А | Б | |||
28 | А | Б | |||
29 | А | Б | |||
30 | Б | А |
За каждый ответ, совпадающий с ключом, соответствующему типу поведения в конфликтной ситуации начисляется один балл. Доминирующим считается тип (типы) набравшие максимальное количество баллов.
Данный тест был разработан на способ разрешения конфликтов, позволяющий каждому составить примерную характеристику своей реакции на конфликтные ситуации. Эта реакция оценивается в баллах – от 5 (высокая оценка) до 1 (низкая оценка) – в зависимости от использования способа и испытываемого самочувствия при большинстве случающихся конфликтов. Результаты фиксируются в таблице, которая представляет собой инструмент наглядного упорядочения ответов и систематизации полученных оценок.
|
Обязательным условием предлагаемого теста является, прежде всего, готовность человека уяснить для себя, какой из пяти стилей конфликтного поведения используется им чаще или реже всего при разрешении конфликтов, какой из способов он считает наиболее подходящим и удобным, позволяющим чувствовать себя достаточно комфортно. Несомненно, важны искренние и быстрые ответы, выражающие непосредственную и интуитивную реакцию на предусмотренные вопросы. Требуется также незамедлительная, без раздумий и колебаний, запись своей оценки в соответствующем столбце таблицы. Только при соблюдении этих условий можно рассчитывать на получение общей объективной картины того, как данное лицо относится к разным методам разрешения конфликтов, какие из них в данный момент для него предпочтительны.