Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Января 2012 в 15:46, реферат
В настоящее время проблема эмоций стала достаточно популярной. Она относится к числу весьма актуальных и весьма сложных проблем современной психологии. Как теоретический, так и методический аспекты этой проблемы нуждаются в глубокой и всесторонней разработке. Проблема эмоций в современной общей психологии разработана существенно меньше, чем другие области психологического знания. Нерешенных вопросов в психологии эмоций значительно больше, чем разрешенных. Причины надо искать не столько в субъективных факторов-В нежелании или не умении тех или иных исследователей заниматься этой проблемой, а в объективной сложности самой проблемы, в принципиальном отличии психологии эмоций от других психологических проблем. И хотя любое психическое явление осуществляет две основные функции - отражение и регуляции, эмоциональные явления осуществляют их существенно иначе, чем процессы, называемые познавательными - ощущение, восприятие, память, мышление.
Введение 3
понятие эмоций. 5
классификация эмоциональных процессов и состояний. 8
характеристика эмоциональных процессов. 11
Роль эмоций в жизни человека. 14
Заключение 16
Список литературы 17
Чувства помогают нам разобраться в окружающем мире. Прислушиваясь к своим чувствам человек, может определить, что полезно, а что вредно, что хорошо, а что плохо.
Выделяют эстетические чувства, интеллектуальные чувства, моральные чувства, правовые чувства.
Эстетические чувства связаны с восприятием и переживанием прекрасного, например произведения искусства, культуры. Интеллектуальные чувства связаны с переживаниями, которые касаются идей, мыслей людей, оригинальных, талантливых решений сложных задач и так далее. Моральные чувства люди испытывают, когда им приходится оценивать свое собственное поведение или поступки других людей с точки зрения существующих норм морали. Это, например, чувство стыда. Правовыми называют чувства, которые соотносятся с переживаниями по поводу соблюдения или нарушения людьми норм морали. Это, например, чувство справедливости.
В отличие от других эмоций чувства человека не являются врожденными и приобретаются им в процессе жизни. Кроме того, у одного и того же человека они могут время от времени меняться в зависимости от приобретаемого жизненного опыта и отношения человека к тому объекту, на который направлены чувства.
Страстями принято
называть самые сильные чувства
человека, явно преобладающие над
остальными его чувствами, причем настолько
сильные, что уже не человек управляет
ими, а они управляют человеком.
Как и всякие чувства, страсти могут быть
положительными и отрицательными, возвышенными
и низменными. Положительными и возвышенными
называют страсти, побуждающие человека
к достижению благородных, положительных
целей, идущих на пользу не только ему,
но и другим людям. Отрицательными или
низменными называют страсти, в результате
которых человек наносит вред себе и другим.
Одной из разновидностей положительных
страстей является любовь, а одной из разновидностей
отрицательных страстей – фанатизм - чрезмерная
увлеченность чем-либо, что приносит человеку
не пользу, а вред, например фанатизм спортивных
болельщиков, алкогольная или наркотическая
зависимость.
1.4 Роль эмоций в жизни человека.
В жизни людей эмоции выполняют следующие основные функции: коммуникативную, мотивационную, регулирующую, сигнальную и предохранительную.
Коммуникативная функция эмоций заключается в том, что с их помощью люди могут общаться друг с другом, передавая друг другу важную для их жизни информацию. Правильнее было бы говорить, что не сами эмоции как внутренние переживания человека реализуют данную функцию, а сопровождающие эмоции телодвижения и телесные изменения. В число этих телесных изменений входят жесты, мимика, пантомимика, модуляции голоса, покраснение, побледнение, высыхание или увлажнение кожи.
Телодвижения и телесные состояния обычно соответствуют внутренним, психологическим состояниям, а также мыслям и образом человека. Если в процессе общения с людьми человек никаким образом не выражает свои эмоции, от этого его общение становится бедным и поверхностным.
Мотивационная функция эмоций проявляется в том, что они могут выступать в качестве самостоятельных источников активности или поведения человека, то есть в качестве мотивов поведения.
Регулирующая функция эмоций выражается в том, что они могут устанавливать общий уровень активности человека, понижая или повышая ее.
Выделяют астенические эмоции, которые снижают общий уровень активности, и стенические эмоции, которые повышают уровень активности. Стеническую, то есть стимулирующую, роль обычно выполняют приятные, положительные переживания; астеническую роль- неприятные, отрицательные переживания.
Например, хорошее настроение человека стимулирует его активность, а плохое настроение тормозит активность.
Сигнальная функция эмоций состоит в том, что они в сознании человека могут служить сигналами происходящих в данный момент процессов в его организме. Эта функция эмоций имеет прямое отношение к потребностям человека, к процессу их удовлетворения. Положительные, приятные эмоциональные переживания возникают у человека, когда процесс удовлетворения его потребностей идет нормально. Отрицательные эмоции возникают, если с удовлетворением потребностей человека не все обстоит благополучно.
Защитная функция
эмоций заключается в том, что
в некоторых жизненных ситуациях эмоции
могут предохранять организм от различного
рода угроз для его благополучия. Предохранительная
функция эмоций может проявляться в следующих
вещах: эмоции мобилизуют организм на
преодоление препятствий, представляющих
угрозу для организма, предохраняют организм
от перегрузок, экономя энергию, необходимую
для жизни.
Заключение.
Подводя итог в своей работе следует отметить, что эмоции- это элементарные переживания, возникающие у человека под влиянием общего состояния организма и хода процесса удовлетворения актуальных потребностей.
Эмоции играют важную роль в жизни человека и различным образом влияют на его деятельность. Эмоции необходимы для выживания и благополучия человека. Не обладая эмоциями, то есть, не умея испытывать радость и печаль, гнев и вину, мы не были бы в полной мере людьми.
Эмоции - это нечто, что переживается как чувство, которое мотивирует, организует и направляет восприятие, мышление и действие. Эмоции воздействуют на тело и разум человека, они влияют практически на все аспекты его существования. Пульс разгневанного или испуганного человека может на 40-60 ударов в минуту превышать нормальный. Это указывает на то, что в процессе переживания эмоций задействованы практически все нейрофизиологические и соматические системы организма. Эмоции активизирует вегетативную нервную систему, воздействует на эндокринную систему.
Эмоции подразделяются на собственно эмоции, чувства, настроение, аффект, стресс, страсти. Параметры, по которым характеризуются эмоциональные процессы и состояния. Это интенсивность, продолжительность, глубина, осознанность, условия возникновения и исчезновения, направленность, динамика развития.
Знание эмоциональных
процессов и состояний поможет
научиться управлять эмоциями, а
психологам правильно сделать психологический
отбор лиц для деятельности в экстремальных
условиях, создать благоприятный психологический
климат в коллективе, что так необходимо
в настоящее время.
Литература.
1.Чирков Ю.Г. Стресс
без дистресса.1989.
2.Дубровина И.В.,
Данилова. Психология.//Эмоциональные
состояния. Стресс.2003, с.205-206.
3.Рубинштейн
С.Л. Основы общей психологии //
Виды эмоциональных
4.Рубинштейн
С.Л. Основы общей психологии //
Виды эмоциональных
5.Леонтьев А.Н.
Деятельность. Сознание. Личность. - М.,1982.
6.Немов Р.С.Общая
психология-М.,2008, с.294-297.
7.Додонов Б.И.
В мире эмоций.-Киев, 1987.
8.Додонов И.В.
Эмоции как ценность. - М.,1978
9.Вилюнас В.К.
Психология эмоциональных явлений-М.,1984,
с.10.
10.Джемс У.Научные
основы психологии // психология
эмоций: тексты-М., 1997.с.58.
11.Богословский
В.В.Общая психология-М.,1973,
12.Выготский
Л.С. Учение об эмоциях // собр.
соч.: В 6-ти т.т.6.
13.Изард К.Е.Эмоции
человека. - М.,1980.
14.Мироненко
В.В. Хрестоматия по
15.Вилюнас В.К.
Психология эмоциональных