Характеристика эмоций

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Января 2012 в 15:46, реферат

Описание работы

В настоящее время проблема эмоций стала достаточно популярной. Она относится к числу весьма актуальных и весьма сложных проблем современной психологии. Как теоретический, так и методический аспекты этой проблемы нуждаются в глубокой и всесторонней разработке. Проблема эмоций в современной общей психологии разработана существенно меньше, чем другие области психологического знания. Нерешенных вопросов в психологии эмоций значительно больше, чем разрешенных. Причины надо искать не столько в субъективных факторов-В нежелании или не умении тех или иных исследователей заниматься этой проблемой, а в объективной сложности самой проблемы, в принципиальном отличии психологии эмоций от других психологических проблем. И хотя любое психическое явление осуществляет две основные функции - отражение и регуляции, эмоциональные явления осуществляют их существенно иначе, чем процессы, называемые познавательными - ощущение, восприятие, память, мышление.

Содержание

Введение 3
понятие эмоций. 5

классификация эмоциональных процессов и состояний. 8

характеристика эмоциональных процессов. 11

Роль эмоций в жизни человека. 14


Заключение 16

Список литературы 17

Работа содержит 1 файл

Реферат по психологии.doc

— 109.50 Кб (Скачать)

Универсальную классификацию эмоций создать вообще невозможно, так что классификация пригодна для решения одного круга задач, должна быть заменена другой при решении задач иного сорта, принципиально отличных от первых.

Додонов Б.И.предлагает свой особый подход к решению данного  вопроса. Объектом внимания являются не все эмоции, а только те из них, в которых субъект чаще всего испытывает потребность, и которые придают ценность процессу его деятельности. Классификации Б.И.Додонова подлежат эмоции которые в сознании людей представляют в качестве «ценных» переживаний.

1.Альтруистические  эмоции. Эти переживания возникают на основе потребности в содействии, помощи, покровительстве другим людям.

2.Коммуникативные эмоции. Эти эмоции возникают на основе потребности в общении.

3.Глорические  эмоции. Эти эмоции связаны с потребностью в самоутверждении, во славе.

4.Практические  эмоции. Эти эмоции связанные с успешной деятельностью

5.Пугнические  эмоции. Эмоции происходят от потребности в преодолении опасности, потребностью рисковать, на основе этих эмоций позднее возникает интерес к борьбе.

6.Романтические  эмоции. Стремление к необычайному, новому.

7.Гноистические  эмоции. Эмоции, возникающие в познании.

8.Эстетические  эмоции. Эти эмоции связанные с восприятием произведений искусства.

9.Гедонистические  эмоции. Это эмоции связанные с потребностью в удовольствии, удобствах.

10.Акизитивные  эмоции. Это эмоции связанные с потребностью в удовольствии, удобствах.

Такова классификация  эмоций по Б.И.Додонову.

В.К.Вилюнас выделяет две группы эмоциональных явлений: ведущие эмоциональные явления, производные эмоциональные явления.

Ведущие эмоциональные  явления (переживания, процессы) побуждают  к деятельности и отвечают за общую  ее направленность. Они в значительной степени определяют и направленность эмоциональной жизни.

Производные эмоциональные  явления - это те явления, которые возникают при наличии ведущего побуждения, то есть в процессе деятельности и выражают определенные отношения субъекта к отдельным условиям, благоприятствующим или затрудняющим ее осуществления (страх, гнев), к конкретным достижениям в ней (радость, огорчение), к сложившимся или возможным ситуациям.

Т.Браун в  основу классификации положил временной  признак, разделив эмоции на непосредственные, то есть проявляемые «здесь и сейчас», ретроспективные и проспективные.

Наиболее распространенной является классификация эмоциональных процессов А.Н.Леонтьева. Он считает, что эмоции выполняют функцию внутренних сигналов, внутренних в том смысле, что они не являются психическим отражением непосредственно самой предметной действительности. Особенностью эмоций состоит в том, что они отражают отношения между потребностями и успехом или возможностью успешной реализации отвечающей им деятельности субъекта. Одни и те же процессы, осуществляющие разные деятельности могут приобретать разную и даже противоположную эмоциональную окраску. Эмоциональные состояния, возникая в предметных ситуациях, как бы «метят» на своем языке эти ситуации и объекты. Эмоциональные состояния имеют у человека свою историю, свое развитие. При этом происходит изменение их функций и их дифференциация, так что они образуют существенно разные уровни и классы. Это аффекты, возникающие внезапно и невольно, далее это чувства, то есть устойчивые эмоциональные переживания. И, наконец, настроение - очень важные по своей «личностной» функции субъективные явления. Эти классы эмоциональных состояний вступают между собой в сложные отношения.

Немецкий философ  И.Кант делил эмоции на стенические (активизирующие человека, повышающие его готовность к деятельности) и астенические (расслабляющие, утомляющие человека, вызывающие заторможенность).

Классификация, предложенная Вундтом, предлагает характеризовать эмоции по трем направлениям:

-удовольствие-неудовольствие;

-напряжение-разряжение;

-возбуждение-торможение.

Американский  психолог К. Изард выделяет следующие  фундаментальные эмоции:

-интерес-волнение;

-радость;

-удивление;

-горе-страдание;

-гнев;

-отвращение;

-презрение;

-стыд;

-вина.

Все остальные  эмоциональные реакции индивидов, по мнению Изарда, являются производными и комплексными, то есть возникают на основе нескольких фундаментальных.

Итак, подводя  итог вышеизложенному, следует отметить, что попытки дать универсальные классификации эмоций предпринимали многие философы, психологи и каждый из них выдвигал для этого собственные основания. Но ни одна из этих классификаций не получила широкого признания. Эмоции рассматриваются в качестве основного мотива соответствующих действий и поступков человека. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1.3 характеристика  эмоциональных процессов.

Каждый человек  рождается с определенным набором  эмоциональных реакций.

Эти эмоции получили название первичных. К ним относятся страх и тревога, как выражение потребности в самосохранении, радость, возникающая при удовлетворении жизненно важных потребностей, и гнев как следствие ограничения потребностей в движении.

В более позднем  возрасте в результате общения с  людьми и вследствие формирования собственного « Я» возникают вторичные эмоции. Они не связаны с жизненно важными потребностями, но от этого не становятся менее значимыми, напротив, именно они доставляются наибольшие страдания и радость.

Эмоциональные процессы (явления) делятся на аффекты, стрессовые состояния, настроение, страсти, страсти, собственно эмоции и чувства.

Аффект - сильное и относительно кратковременное эмоциональное состояние, связанное с резким изменением важным для индивида условий жизни. Причиной возникновение аффекта является переживание человеком внутреннего конфликта. Аффекты почти всегда возникают в виде реакции, при которой происходит отреагирования напряжения.

По В.Витвицкому, аффекты - это чувственное состояние которое « приобретает весьма значительную силу и становится общим бурным нарушением психической жизни». К аффектам он относил такие эмоциональные реакции, как страх, ужас, гнев.

А.Н.Леоньев писал, что аффекты возникают в ответ на уже фактически наступившую ситуацию и в этом смысле являются как бы сдвинутыми к концу события. Аффект есть не что иное, как сильно выраженная эмоция. Любая эмоция может достигать уровня аффекта, если она вызывается сильными или особо значимым для человека стимулом.

Аффект как  разновидность эмоций характеризуется:

-быстрым возникновением;

-очень большой  интенсивностью переживания;

-кратковременностью;

-бурным выражением (экспрессией);

-безотчетностью, то есть снижением сознательного контроля за своими действиями, в состоянии аффекта человек не способен держать себя в руках. При аффекте мало продумываются последствия совершаемого, вследствие чего поведение человека становится импульсивным. Про такого человека говорят, что он находится в беспамятстве;

-диффузностью - сильные аффекты захватывают всю личность, что сопровождается снижением способности к переключению вниманию, сужением поля восприятия, контроль внимания фокусируется в основном на объекте, вызвавшем аффект («гнев застилает глаза», «ярость ослепляет»).

Аффективные проявления положительных эмоций - это восторг, воодушевление, энтузиазм, приступ безудержного веселья, смеха, а эффективные проявления отрицательных эмоций - это ярость, гнев, ужас, отчаяние, сопровождающиеся нередко ступором (застыванием в неподвижной позе). После аффекта часто наступает упадок сил, равнодушие ко всему окружающему или раскаяние в содеянном, то есть так называемый аффективный шок.

Согласно С.Л.Рубинштейну, аффект-это стремительно и бурно протекающий эмоциональный процесс взрывного характера, который может дать не подчиненную сознательному волевому контролю разрядку в действии .Именно аффекты по преимуществу связаны с шоками- потрясениями, выражающимися в дезорганизации деятельности.

Аффект возникает  как реакция на уже произошедшее событие и является как бы сдвинутым к его концу. Например, горе при потере близкого человека, гнев при измене, радость при успехе - все это переживается как бы после того, что уже случилось.

Любое чувство  может переживаться в аффективной  форме. Если эмоция может быть названа «душевным волнением», то аффект-это шквал, буря. Аффект говорит об очень большой силе переживания.

Различают два  вида аффекта: патологический, физиологический.

Патологический  аффект является следствием психологического заболевания, протекает при отсутствии сознания.

Физиологический аффект возникает у нормального  человека и протекает при сохранном  сознании.

Правильное понимание  аффектов имеет большое значение для психологии и педагогике и особенно для практики судебной психиатрии. Нарушение психической деятельности при аффектах показывают насколько внутренне и взаимно обусловлены все психические процессы.

Стресс-( от английского  слова stress-напряжение) эмоциональное состояние, возникающие при опасности, больших физических, психических перегрузках, то есть в необычно трудной ситуации. Переживается оно с большой внутренней напряженностью. Часто такие переживания возникают при необходимости принять быстрые и ответственные решения. Экстремальные жизненные переживания-обиды, угроза, разочарования, измены, неожиданная опасность, катастрофы - требуют от человека мобилизации его нервно-психических сил. Переживание этих ситуаций вызывает острую форму эмоциональных состояний, то есть стресс.

В зависимости  от стрессоров, подразделяют: физиологический стресс (изменение режима работы, тяжелый физический труд, чрезмерный холод или жара, недостаток кислорода, болевые стимулы), психологический стресс(существенное изменение жизненных условий, потеря близких людей ,информационные перегрузки, обида).

Настроение-это  относительно слабое, но долгое время, существующее эмоциональное переживание, определяющее психологическое состояние человека в течение достаточно длительного времени, обычно от нескольких часов до нескольких дней. Термин «настроение» происходит от слова «настрой», и это не случайно. Действительно, настроение человека определяется общим настроем человека или отражает его настрой в данный момент времени.

Настроение представляет собой эмоцию, которую человек обычно плохо осознает как по ее источникам, так и по характерным для нее переживаниям. Далеко не всегда и не каждый человек в состоянии сразу найти определенный, убедительный ответ на вопрос, почему у него сейчас то или иное настроение. Человек с трудом может управлять своим настроением или контролировать его. Иногда человеку трудно бывает даже определить, какое у него на данный момент настроение.

Собственно эмоции представляют собой длительные состояния, иногда лишь слабо проявляющиеся во внешнем поведении. Они выражают оценочное личностное отношение к складывающимся или возможным ситуациям, к своей деятельности и своим проявлением в них. Собственно эмоции способны предвосхищать ситуации и события, которые реально еще не наступили, и возникают в связи с представлениями о пережитых или воображаемых ситуациях.

Их важнейшая особенность состоит в их способности к обобщению и коммуникации, поэтому эмоциональный опыт человека гораздо шире, чем опыт его индивидуальных переживаний. Он формируется также в результате эмоциональных сопереживаний, возникающих в общении с другими людьми.

Собственно эмоции - это длительное эмоциональное состояние, которое возникает не только на совершившиеся события, но главным образом, на предполагаемые или вспоминаемые. Эмоции отражают событие в форме обобщенной субъективной оценки.

Чувства - одна из основных форм переживания человеком своего отношения к предметам, событиям и другим людям. В онтогенезе чувства представляют собой личностный уровень переживания человеком своего отношения к миру и зависят от культуры общения, в котором воспитывался человек, степени его развития. Чувства не только отражают отношение человека к объектам, но и несут информацию о них. В этом смысле можно говорить о познавательном компоненте эмоций. Даже впервые встречая тот или иной объект, того или иного человека, мы испытываем к нему какие-нибудь чувства.

Чувства тесно  связаны с потребностями личности. За каждой эмоцией человека стоит конкретная потребность. То есть чувства порождаются двумя причинами, с одной стороны потребностями человека, а с другой стороны его способностью отразить и понять определенные свойства этого объекта.

Информация о работе Характеристика эмоций