Характеристика и методика организации работы над педагогическим коллажем

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 21:16, контрольная работа

Описание работы

Ориентация современной школы на гуманизацию процесса образования и разностороннее развитие личности ребенка предполагает, в частности, необходимость гармонического сочетания собственно учебной деятельности, в рамках которой формируются базовые знания, умения и навыки, с деятельностью творческой, связанной с развитием индивидуальных задатков учащихся, их познавательной активности, способности самостоятельно решать нестандартные задачи и т.п.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………3
Характеристика и методика организации работы над
педагогическим коллажем…………………………………………………4
Эмпатия как профессиональное и личностное качество педагога
психолога……………………………………………………………………7
Практическое задание: изготовление коллажа на тему «Мнемические приёмы запоминания»…………………………… …..9
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………..10
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………..11

Работа содержит 1 файл

контрольная по методике препод психолог.docx

— 39.59 Кб (Скачать)

К числу необходимых личностных и профессиональных качеств педагога - психолога относят способность к эмпатии, умению понять состояние клиента. Эмпатия педагога-психолога вносит вклад в построение отношений сотрудничества между педагогом и учеником, педагогом и родителями.

Эмпатию можно назвать гуманистическим  профессиональным качеством педагога-психолога, так как через эмпатию признается ценность человека как личности, выражаются принципы равенства, справедливости, человечности.

Эмпатия составляет ядро коммуникации. В коммуникативной деятельности она способствует сбалансированности межличностных отношений, делает поведение  человека социально обусловленным. Развитая эмпатия – один из важнейших факторов успеха деятельности педагога-психолога.

Однако важно  умение сохранять некоторую дистанцию. При несоблюдении этого психогигиенического правила у психолога может возникнуть синдром сгорания и коммуникативной перегрузки. Высокий динамизм, нехватка времени, рабочие перегрузки, сложность возникающих психолого-педагогических ситуаций, социальная оценка, необходимость осуществления частых и интенсивных контактов, взаимодействие с различными социальными группами, эмоциональные особенности психолого-педагогической деятельности могут препятствовать возникновению глубокой и достоверной эмпатии, способствуют развитию эмоционального выгорания психологов. Необходимо формирование эмоционального интеллекта у каждого педагога-психолога для предотвращения синдрома сгорания[1,с.134].

Различают эмоциональную эмпатию, основанную на механизмах проекции и  подражания моторным и аффективным реакциям клиента; когнитивную эмпатию, базирующуюся на интеллектуальных процессах (сравнение, аналогия и т. п.), и предикативную эмпатию, проявляющуюся как способность предсказывать аффективные реакции в конкретных ситуациях. В качестве особых форм эмпатии выделяют сопереживание - переживание психологом тех же эмоциональных состояний, которые испытывает клиент, через отождествление с ним, и сочувствие - переживание собственных эмоциональных состояний по поводу чувств клиента.

В клиент-центрированной терапии Карла  Роджерса и психоаналитической Я-психологии Хайнца Кохута эмпатии принадлежит  ключевая роль. Роджерс считал эмпатию  основополагающей установкой терапевта  в терапевтических отношениях и  ключевым условием изменения личности клиента. Благодаря их влиянию эмпатия  была признана основополагающим навыком психолога[7,с.154].

Рассмотрим  цикл эмпатического реагирования по Барретт-Леннарду.

Фаза  предварительных условий. Психолог имеет эмпатическую установку по отношению к клиенту, который тем или иным образом выражает свой опыт. Эта стадия включает в себя активную открытость со стороны психолога к познанию переживания клиентом собственного Я и внешнего мира.

Фаза  эмпатического резонанса. Условия предварительной фазы делают потенциально возможным следующий шаг, в котором слушатель входит в эмоциональный резонанс (настраивается на одну волну) с переживанием и личностными смыслами клиента, которые активизируются в его сознании. Резонирование можно определить как обращение психолога внутрь себя, то есть к чувствам, образам, воспоминаниям, смыслам, которые возникают в ответ на то, что он видит, слышит, чувствует вместе с клиентом.

Фаза  выражения эмпатии. Эта фаза включает в себя выражение психологом эмпатического отклика. Эмпатия включает не только способность понять актуальные чувства, но и вербальное умение передать свое понимание ясным для клиента языком. Эмпатическая реакция может быть выражена намеренно и непроизвольно, словесно и через невербальные сигналы.

Фаза  получения эмпатии. Передача эмпатии делает возможным заключительный этап процесса эмпатического реагирования. Адекватная эмпатия вызывает у клиента чувство, что его услышали, поняли ту или иную личностно значимую для него область внутреннего опыта, что как правило, приводит к эмоциональному облегчению и обретению смысла.

Фаза  обратной связи. На этом этапе клиент вербально или невербально демонстрирует результат воздействия эмпатии психолога. Если эмпатический отклик психолога адекватен, это приводит к позитивным следствиям. Неверная эмпатическая реакция может привести к стремлению клиента более ясно донести свои переживания, а совершенно неадекватный отклик может привести даже к негативным последствиям, например чувствам безнадёжности, одиночества или агрессии[3,с.87].

Барретт-Леннард  отмечает, что при успешном эмпатическом слушании один эмпатический цикл, включающий в себя выделенные этапы, сменяется другим и так далее, однако при тщательном наблюдении и здесь удаётся увидеть признаки смены фаз. Условием возникновения такого эмпатического процесса является эмоциональная отзывчивость психолога, способность отреагировать собственными переживаниями на переживания клиента и профессиональная установка на эмпатическое понимание как на особое обращение, как с чувствами клиента,  так и со своими собственными ответными чувствами.

Таким образом, становится очевидным, что эмпатия является одним из важнейших профессионально-значимых личностных качеств педагога-психолога. Неприспособленность к эмпатийному общению может привести к конфликтам во взаимоотношениях с клиентами.

Эмпатичный психолог проницательно улавливает смысл состояния, переживаемого клиентом в данный конкретный момент, и указывает на этот смысл, чтобы помочь пациенту сконцентрироваться на нем и побудить пациента к дальнейшему более полному и беспрепятственному переживанию.

Эмпатия это профессионально важное качество психолога-психолога, оно выступает условием развивающего взаимодействия, способом установления доверительного контакта, средством и мотивом межличностных отношений.

 

 

 

 

 

 

                                      ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

 

Педагогический коллаж —  это метод творческой деятельности, который повышает интерес к изучаемому предмету, способствует развитию познавательных процессов,  позволяет проявить оригинальность и уникальность личности; расширить кругозор, усилить базисные знания и развить творческий потенциал. Педагогу при помощи данного метода легче раскрыть индивидуальные способности каждого учащегося. Коллаж-это креативное творчество, динамическое отображение внутренних стремлений и эмоций. В искусстве коллажа фантазия автора ничем не ограниченна.

Таким образом, во время составления  педагогического коллажа решаются образовательные, развивающие и  воспитательные задачи.

 

 

Профессиональное и личностное в деятельности психолога очень  часто бывают тесно связаны. Трудно быть в личностном плане одним, а  в профессиональной деятельности совершенно другим. Поэтому личностные качества составляют важный фундамент профессиональной успешности психолога.

Эмпатия рассматривается  как один из ключевых факторов успешной профессиональной деятельности педагога-психолога. Представляется бесспорным, что эмпатия является ценным профессиональным качеством психолога, чья практическая деятельность связана с непосредственными контактами с людьми, с помощью им в решении их проблем. При этом особенно важно не забывать о ее субъективных пределах, выход за которые чреват профессиональным «сгоранием». Иными словами, психолог должен уметь проникнуться переживаниями другого человека, однако не настолько, чтобы превратить чужие проблемы в свои.

 

 

 

 

                    

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

              СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

1. Бойко, В.В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и на других. - М.: Прогресс, 1996.- 285с.

2. Кокоренко, В. Л. Арт-технологии в подготовке специалистов помогающих профессий / В.Л.Кокоренко. – СПб.: Речь, 2005. – 101 с.

3. Кохут, Х. Интроспекция, эмпатия и психоанализ: исследование взаимоотношений     между способом наблюдения и теорией.// Антология современного психоанализа. Т.1 / Х.Кохут .- СПб.: Речь, 2000.-305с.

4. Лебедева, Л.Д. Практика арт-терапии: подходы, диагностика, система занятий/ Л.Д.Лебедева. – СПб.: Речь, 2005.-239с.

5..Маркова, А.К. Психология профессионализма/ А.К.Маркова.- М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС,1996.-326с.

6. Рзаева, Ж.В. Методика преподавания психологии [Текст]: метод.рекомендации по выполнению контрол. работ для студентов специальности 1-03 04-03 Практ. психология и 1-01 01 02-06 Дошк. образование. Прак-т. психология заочн. формы обучения / Ж. В. Рзаева. — Барановичи : РИО БарГУ, 2009. — 22,[2] с.

7. Роджерс, К.Р. Взгляд на психотерапию. Становление человека./К. Р. Роджерс, Пер. с англ. Общ. ред. и предисл. Исениной – М.: Прогресс,1994.-256с.


Информация о работе Характеристика и методика организации работы над педагогическим коллажем