Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 21:16, контрольная работа
Ориентация современной школы на гуманизацию процесса образования и разностороннее развитие личности ребенка предполагает, в частности, необходимость гармонического сочетания собственно учебной деятельности, в рамках которой формируются базовые знания, умения и навыки, с деятельностью творческой, связанной с развитием индивидуальных задатков учащихся, их познавательной активности, способности самостоятельно решать нестандартные задачи и т.п.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………3
Характеристика и методика организации работы над
педагогическим коллажем…………………………………………………4
Эмпатия как профессиональное и личностное качество педагога
психолога……………………………………………………………………7
Практическое задание: изготовление коллажа на тему «Мнемические приёмы запоминания»…………………………… …..9
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………..10
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………..11
К числу необходимых личностных и профессиональных качеств педагога - психолога относят способность к эмпатии, умению понять состояние клиента. Эмпатия педагога-психолога вносит вклад в построение отношений сотрудничества между педагогом и учеником, педагогом и родителями.
Эмпатию можно назвать гуманистическим профессиональным качеством педагога-психолога, так как через эмпатию признается ценность человека как личности, выражаются принципы равенства, справедливости, человечности.
Эмпатия составляет ядро коммуникации. В коммуникативной деятельности она способствует сбалансированности межличностных отношений, делает поведение человека социально обусловленным. Развитая эмпатия – один из важнейших факторов успеха деятельности педагога-психолога.
Однако важно умение сохранять некоторую дистанцию. При несоблюдении этого психогигиенического правила у психолога может возникнуть синдром сгорания и коммуникативной перегрузки. Высокий динамизм, нехватка времени, рабочие перегрузки, сложность возникающих психолого-педагогических ситуаций, социальная оценка, необходимость осуществления частых и интенсивных контактов, взаимодействие с различными социальными группами, эмоциональные особенности психолого-педагогической деятельности могут препятствовать возникновению глубокой и достоверной эмпатии, способствуют развитию эмоционального выгорания психологов. Необходимо формирование эмоционального интеллекта у каждого педагога-психолога для предотвращения синдрома сгорания[1,с.134].
Различают эмоциональную эмпатию, основанную на механизмах проекции и подражания моторным и аффективным реакциям клиента; когнитивную эмпатию, базирующуюся на интеллектуальных процессах (сравнение, аналогия и т. п.), и предикативную эмпатию, проявляющуюся как способность предсказывать аффективные реакции в конкретных ситуациях. В качестве особых форм эмпатии выделяют сопереживание - переживание психологом тех же эмоциональных состояний, которые испытывает клиент, через отождествление с ним, и сочувствие - переживание собственных эмоциональных состояний по поводу чувств клиента.
В клиент-центрированной терапии Карла Роджерса и психоаналитической Я-психологии Хайнца Кохута эмпатии принадлежит ключевая роль. Роджерс считал эмпатию основополагающей установкой терапевта в терапевтических отношениях и ключевым условием изменения личности клиента. Благодаря их влиянию эмпатия была признана основополагающим навыком психолога[7,с.154].
Рассмотрим цикл эмпатического реагирования по Барретт-Леннарду.
Фаза предварительных условий. Психолог имеет эмпатическую установку по отношению к клиенту, который тем или иным образом выражает свой опыт. Эта стадия включает в себя активную открытость со стороны психолога к познанию переживания клиентом собственного Я и внешнего мира.
Фаза эмпатического резонанса. Условия предварительной фазы делают потенциально возможным следующий шаг, в котором слушатель входит в эмоциональный резонанс (настраивается на одну волну) с переживанием и личностными смыслами клиента, которые активизируются в его сознании. Резонирование можно определить как обращение психолога внутрь себя, то есть к чувствам, образам, воспоминаниям, смыслам, которые возникают в ответ на то, что он видит, слышит, чувствует вместе с клиентом.
Фаза выражения эмпатии. Эта фаза включает в себя выражение психологом эмпатического отклика. Эмпатия включает не только способность понять актуальные чувства, но и вербальное умение передать свое понимание ясным для клиента языком. Эмпатическая реакция может быть выражена намеренно и непроизвольно, словесно и через невербальные сигналы.
Фаза получения эмпатии. Передача эмпатии делает возможным заключительный этап процесса эмпатического реагирования. Адекватная эмпатия вызывает у клиента чувство, что его услышали, поняли ту или иную личностно значимую для него область внутреннего опыта, что как правило, приводит к эмоциональному облегчению и обретению смысла.
Фаза обратной связи. На этом этапе клиент вербально или невербально демонстрирует результат воздействия эмпатии психолога. Если эмпатический отклик психолога адекватен, это приводит к позитивным следствиям. Неверная эмпатическая реакция может привести к стремлению клиента более ясно донести свои переживания, а совершенно неадекватный отклик может привести даже к негативным последствиям, например чувствам безнадёжности, одиночества или агрессии[3,с.87].
Барретт-Леннард отмечает, что при успешном эмпатическом слушании один эмпатический цикл, включающий в себя выделенные этапы, сменяется другим и так далее, однако при тщательном наблюдении и здесь удаётся увидеть признаки смены фаз. Условием возникновения такого эмпатического процесса является эмоциональная отзывчивость психолога, способность отреагировать собственными переживаниями на переживания клиента и профессиональная установка на эмпатическое понимание как на особое обращение, как с чувствами клиента, так и со своими собственными ответными чувствами.
Таким образом, становится очевидным, что эмпатия является одним из важнейших профессионально-значимых личностных качеств педагога-психолога. Неприспособленность к эмпатийному общению может привести к конфликтам во взаимоотношениях с клиентами.
Эмпатичный психолог проницательно улавливает смысл состояния, переживаемого клиентом в данный конкретный момент, и указывает на этот смысл, чтобы помочь пациенту сконцентрироваться на нем и побудить пациента к дальнейшему более полному и беспрепятственному переживанию.
Эмпатия это профессионально важное качество психолога-психолога, оно выступает условием развивающего взаимодействия, способом установления доверительного контакта, средством и мотивом межличностных отношений.
Педагогический коллаж — это метод творческой деятельности, который повышает интерес к изучаемому предмету, способствует развитию познавательных процессов, позволяет проявить оригинальность и уникальность личности; расширить кругозор, усилить базисные знания и развить творческий потенциал. Педагогу при помощи данного метода легче раскрыть индивидуальные способности каждого учащегося. Коллаж-это креативное творчество, динамическое отображение внутренних стремлений и эмоций. В искусстве коллажа фантазия автора ничем не ограниченна.
Таким образом, во время составления
педагогического коллажа
Профессиональное и личностное в деятельности психолога очень часто бывают тесно связаны. Трудно быть в личностном плане одним, а в профессиональной деятельности совершенно другим. Поэтому личностные качества составляют важный фундамент профессиональной успешности психолога.
Эмпатия рассматривается как один из ключевых факторов успешной профессиональной деятельности педагога-психолога. Представляется бесспорным, что эмпатия является ценным профессиональным качеством психолога, чья практическая деятельность связана с непосредственными контактами с людьми, с помощью им в решении их проблем. При этом особенно важно не забывать о ее субъективных пределах, выход за которые чреват профессиональным «сгоранием». Иными словами, психолог должен уметь проникнуться переживаниями другого человека, однако не настолько, чтобы превратить чужие проблемы в свои.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Бойко, В.В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и на других. - М.: Прогресс, 1996.- 285с.
2. Кокоренко, В. Л. Арт-технологии в подготовке специалистов помогающих профессий / В.Л.Кокоренко. – СПб.: Речь, 2005. – 101 с.
3. Кохут, Х. Интроспекция, эмпатия и психоанализ: исследование взаимоотношений между способом наблюдения и теорией.// Антология современного психоанализа. Т.1 / Х.Кохут .- СПб.: Речь, 2000.-305с.
4. Лебедева, Л.Д. Практика арт-терапии: подходы, диагностика, система занятий/ Л.Д.Лебедева. – СПб.: Речь, 2005.-239с.
5..Маркова, А.К. Психология профессионализма/ А.К.Маркова.- М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС,1996.-326с.
6. Рзаева, Ж.В. Методика преподавания психологии [Текст]: метод.рекомендации по выполнению контрол. работ для студентов специальности 1-03 04-03 Практ. психология и 1-01 01 02-06 Дошк. образование. Прак-т. психология заочн. формы обучения / Ж. В. Рзаева. — Барановичи : РИО БарГУ, 2009. — 22,[2] с.
7. Роджерс, К.Р. Взгляд на психотерапию. Становление человека./К. Р. Роджерс, Пер. с англ. Общ. ред. и предисл. Исениной – М.: Прогресс,1994.-256с.
Информация о работе Характеристика и методика организации работы над педагогическим коллажем