Характеристика и методика организации работы над педагогическим коллажем

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 21:16, контрольная работа

Описание работы

Ориентация современной школы на гуманизацию процесса образования и разностороннее развитие личности ребенка предполагает, в частности, необходимость гармонического сочетания собственно учебной деятельности, в рамках которой формируются базовые знания, умения и навыки, с деятельностью творческой, связанной с развитием индивидуальных задатков учащихся, их познавательной активности, способности самостоятельно решать нестандартные задачи и т.п.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………3
Характеристика и методика организации работы над
педагогическим коллажем…………………………………………………4
Эмпатия как профессиональное и личностное качество педагога
психолога……………………………………………………………………7
Практическое задание: изготовление коллажа на тему «Мнемические приёмы запоминания»…………………………… …..9
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………..10
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………..11

Работа содержит 1 файл

контрольная по методике препод психолог.docx

— 39.59 Кб (Скачать)

 

                                      

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                           ПЛАН

 

 

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………3

 

  1. Характеристика и методика организации работы над

педагогическим коллажем…………………………………………………4

  1. Эмпатия как профессиональное и личностное качество педагога

психолога……………………………………………………………………7

  1. Практическое задание: изготовление коллажа на тему «Мнемические приёмы запоминания»…………………………… …..9

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………..10

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………..11

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                         ВВЕДЕНИЕ

 

Ориентация современной  школы на гуманизацию процесса образования  и разностороннее развитие личности ребенка предполагает, в частности, необходимость гармонического сочетания  собственно учебной деятельности, в  рамках которой формируются базовые  знания, умения и навыки, с деятельностью  творческой, связанной с развитием  индивидуальных задатков учащихся, их познавательной активности, способности  самостоятельно решать нестандартные  задачи и т.п. Активное введение в  традиционный учебный процесс разнообразных  развивающих занятий, специфически направленных на развитие личностно-мотивационной  и аналитико-синтетической сфер ребенка, памяти, внимания, пространственного  воображения и ряда других важных психических функций, является в  этой связи одной из важнейших  задач педагогического коллектива.  Для реализации этой задачи педагоги используют новые прогрессивные  педагогические технологии и методы, одним из которых является педагогический коллаж. В контрольной работе дана характеристика педагогического коллажа и описана методика организации работы над педагогическим коллажем.

 

 

Далеко не каждый человек пригоден для профессии  педагога-психолога. Определяющим фактором здесь является система ценностей  кандидата, которая, в конечном счете, определяет его профессиональную деятельность и эффективность практической деятельности. Стиль поведения педагога, обусловленный  совокупностью личностных качеств, его ценностными ориентациями и интересами; профессиональные знания, умения  и навыки оказывают решающее воздействие на систему, которую он формирует. Поэтому роль личностных и профессиональных качеств педагога, несомненно, велика. Среди них, несомненно, нужно выделить эмпатию.

Большинство исследователей рассматривают эмпатию как один из ключевых факторов успешной профессиональной деятельности представителей социономических  профессий. Так, Е. А. Климов включает способность сопереживать другому человеку (сострадать и сорадоваться) в перечень профессионально важных качеств специалистов, работающих в сфере «человек — человек».

В работах К. Роджерс, З. Фрейд, Ференци, Х. Кохут, Р. Мей и  др. эмпатия определяется как профессионально  важное качество в деятельности педагога- психолога. В контрольной работе понятие эмпатия раскрыто как одно из важнейших профессиональных и личностных качеств педагога-психолога.

 

1. Характеристика и методика организации работы над педагогическим коллажем

 

 

Коллаж (от фр. collage — наклеивание) — технический приём в изобразительном искусстве, заключающийся в наклеивании на подложку предметов и материалов, отличающихся от основы по цвету и фактуре. Коллажем также называется произведение, целиком выполненное этим приёмом. Коллаж применяется главным образом в графике ради большей эмоциональной остроты фактуры произведения, неожиданности сочетания разнородных материалов. Коллаж – это графическое произведение, смонтированное в виде единой композиции из частей различной природы и различного происхождения. Коллаж — способ создания новых иллюстраций. Он относится к классическому методу оформления. Известные художники Макс Эрнст и Джон Хартфилд активно использовали в своем творчестве коллаж.

  Этот метод так же широко  используется в педагогическом  процессе преподавателями высшей  школы и учителями-предметниками  средней школы при организации учебных занятий, практическими психологами и социальными педагогами при проведении реабилитационной работы, а также в условиях организации летнего отдыха детей в оздоровительных лагерях и т. д. Педагогический коллаж — это метод творческой деятельности, так как знания учащимся не сообщаются в «готовом виде», их нужно добывать самостоятельно, используя творческое мышление, воображение, фантазию, опираясь на собственное восприятие, эмоции и чувства и т. д. Он повышает интерес к изучаемому предмету, способствует развитию познавательных процессов, педагогу при помощи данного метода легче раскрыть индивидуальные способности каждого учащегося[6,с.12].

Работа над педагогическим коллажем - это сложный процесс, состоящий из нескольких этапов. В создании педагогического коллажа может принимать участие как один человек, так и микрогруппа, группа.

Как правило, выделяются 6 этапов работы над педагогическим коллажем.

1-й этап. Выбор темы. Создание ассоциограммы. Основная задача ассоциограммы - визуально раскрыть значение понятия путем восстановления ассоциативных связей. Ассоциограмма выступает в качестве подспорья для последующей работы над коллажем. Это информация о том, какие слова, действия связаны (ассоциируются), по мнению учащегося, с этим понятием.

 На доске, листе бумаги, ватмане можно зарисовать раскрытое значение понятия в виде схемы.

2-й  этап. Подбор материала. Учащиеся дома подбирают вырезки из газет, фотографии, тексты, карикатуры и т.д. по данной теме. Свои собственные мнения, впечатление, сообщения по предлагаемой проблематике пишут на листах бумаги небольшого размера.

При составлении коллажа можно использовать заголовки газет, персональные высказывания, рекламные материалы, фрагменты буклетов, каталогов, календарей, плакатов, афиш, открыток и другую печатную продукцию, а также природный материал, небольшие объемные предметы, ткань, т. е. все то, что можно наклеить или прикрепить на ватман, ткань, обои, плакаты или другой выбранный авторами материал

3-й этап. Обсуждение материала в микрогруппах. На данном этапе учащиеся обсуждают, каким образом следует расположить материал, чтобы выделить наиболее важную информацию, отражающую  сущность данного понятия. Информация по степени важности и значимости для раскрытия значения понятия располагается в направлении от центра к периферии. Возможно рисование эскизного наброска на листе бумаги.                                                                                                                                       

  4-й этап . Оформление коллажа. Техника исполнения коллажа, как и сам коллаж, может быть разной. Всем известно, что коллаж составляется из нескольких кусочков (объектов). Минимум — два изображения, а максимум — неограниченное число изображений. Коллаж можно выполнить вручную или использовать специальные возможности компьютера. Автор сам определяет размер (формат) создаваемого произведения.

 отличие от аппликации коллаж допускает использование объемных элементов в композиции, причем как целых объектов, так и их фрагментов.

Если в работе будут  преобладать горизонтальные и вертикальные направления, композиция будет статичной, спокойной, уравновешенной; если нужно подчеркнуть движение, динамику — следует отойти от параллельных, горизонтальных и вертикальных линий. Для такого решения подойдут контрасты в свете, размере пятен (деталей), в пластике линий. Особое внимание нужно уделить центральной части композиции, чтобы выделить главное, которому подчинено все остальное, и, в зависимости от замысла, выбрать определенный ритм [2,с.45].

При подборе материала  следует иметь в виду, что фактуры  материалов бывают родственными и контрастирующими. Для создания спокойной композиции лучше воспользоваться материалами  с родственной фактурой и близкими по цвету. К группе родственных фактур можно отнести картон, соломку, кусочки  дерева, шпон, кожу, кожзаменитель, пробки, природный материал, кусочки от керамических изделий и т.д.

Если в работе используется материал с контрастирующими фактурами, например, драп — фольга, мешковина — пенопласт, глина — пластмасса и т.д., работа будет выглядеть ярко, броско, экстравагантно. Но здесь нужно быть очень внимательным, чтобы все используемые элементы так или иначе сочетались в композиции и не «выпадали» или не «заглушали» целое.

Основа, на которой  создается коллаж, может быть из любого материала: лоскута ткани, закрепленного  на деревянной планке, куска керамической плитки или картона, стекла или пенопласта, картонной коробки, старой сумочки, бумажной тарелки, старого сапога, метелки, виниловой пластинки и т.д.. Для изготовления коллажа (закрепления подготовленных рисунков, вырезок и т. д. ) обычно используют: клей, скотч, стиплер, нитки и другой материал, а для украшения: тесьму, блестки, конфетти, мишуру, надписи и зарисовки фломастерами, карандашами, маркерами и т. д.

5-й этап. Обсуждение коллажей  (защита проекта). Учащийся излагает основную идею коллажа. При этом важно, чтобы говорящий от каждой сумел объяснить, почему был выбран тот или иной текст, та или иная фотография.

6-й этап. Оценка проекта. Проект оценивают по следующим критериям;

степень информативности,

дизайн,

адекватность отражения  социального значения понятия.

Это наиболее важный этап, когда учащиеся могут совместно обсудить творческие работы, высказать своё мнение по предлагаемой проблематике, поспорить, выслушать мнение оппонентов[6,с.56].

Можно  предложить несколько  типов коллажей:

а) педагогический коллаж  "белые пятна". Особенностью является то, что учащиеся при его изготовлении сознательно оставляют пропущенные места на листе там, где могла бы быть помещена определенная информация, и при обсуждении в группе выясняют, что, следовало бы поместить вместо белых пятен.     

 б) педагогический коллаж "закрытое ядро". В данном случае коллаж изготавливает преподаватель, оставляя центральное место (понятие, требующее расшифровки) закрытым или пустым. Задача микрогрупп состоит в том, чтобы определить, опираясь на периферийную информацию, какое понятие закодировано в коллаже. При этом возможны различные варианты ответов. 

 Педагогический коллаж  – это метод творческой деятельности, который решает множество задач:

  • получить успешный результат и сформировать положительную установку на дальнейшую творческую деятельность;
  • выразить свое отношение к заданной теме, свои мысли, свои взгляд, свое понимание темы;
  • проявить оригинальность и уникальность личности;
  • расширить кругозор учащихся, усилить базисные знания и развить творческий потенциал.

 

 

 

 

 

 

 

2. Эмпатия как профессиональное и личностное качество педагога-психолога

 

Эмпатия (греч. empatheia — сопереживание) — проникновение во внутренний мир другого человека за счет ощущения сопричастности к его переживаниям. Термином эмпатия определяется также личностная черта — способность к пониманию и сопереживанию.

Термин «Эмпатия» впервые появился в английском словаре в 1912 г. и  был близок понятию «симпатия». Возник он на основе немецкого слова einfühling (дословное значение — проникновение), примененного Липпсом в 1885 г. в связи  с психологической теорией воздействия  искусства. Одно из самых ранних определений эмпатии  находятся в работе З. Фрейда «Остроумие и его отношение к бессознательному»: «Мы учитываем психическое состояние пациента, ставим себя в это состояние и стараемся понять его, сравнивая его со своим собственным» [7,с.98].

В работах К. Роджерса, З. Фрейда, Ференци, Х. Кохут, Р. Мей эмпатия определяется как профессионально важное качество в деятельности психолога, от этой способности зависит, сможет ли психолог понять, почувствовать клиента, проявить доброжелательность, терпимость, преодолеть его психологическую защиту, сможет ли установить столь необходимое доверительное и конструктивное общение.

Эмпа́тия — способность поставить  себя на место другого человека (или  предмета), способность к сопереживанию. Эмпатия также включает способность  точно определить эмоциональное  состояние другого человека на основе мимических реакций, поступков, жестов и т. д. Психолог Карл Роджерс определяет эмпатию следующим образом: «Быть в состоянии эмпатии означает воспринимать внутренний мир другого точно, с сохранением эмоциональных и смысловых оттенков. Как будто становишься этим другим, но без потери ощущения «как будто». Так, ощущаешь радость или боль другого, как он их ощущает, и воспринимаешь их причины, как он их воспринимает. Но обязательно должен оставаться оттенок «как будто»: как будто это я радуюсь или огорчаюсь» [5,с.154].

Информация о работе Характеристика и методика организации работы над педагогическим коллажем