Характер: основные понятия и черты

Автор: l****@yandex.ru, 27 Ноября 2011 в 20:30, контрольная работа

Описание работы

Цель данной работы - изучение темперамента и характера.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач, а именно:
- рассмотреть основные понятия, систему проявлений и типы темперамента;
- рассмотреть основные понятия и черты характера;
- определить связь характера и темперамента.

Содержание

Введение……………………………………………………………………..3
Темперамент: понятие, система проявлений, типы…………………….4
1.1 Общее понятие темперамента……………………………………….4
1.2 Система показателей темперамента…………………………………5
1.3 Основные типы темперамента………………………………………..8
2 Характер: основные понятия и черты………………………………….11
2.1 Общее понятие о характере………………………………………….11
2.2 Физиологические основы характера……………………………….12
2.3 Типическое и индивидуальное в характере……………………….12
2.4 Черты характера……………………………………………………...13
Связь характера и темперамента………………………………………16
Заключение…………………………………………………………………..19
Список использованной литературы………………………………………20

Работа содержит 1 файл

Темперамент и характер.doc

— 99.00 Кб (Скачать)

     Свойства  темперамента могут в какой-то степени  даже приходить в противоречие с  характером.

     У человека со сформировавшимся характером темперамент перестает быть самостоятельной формой проявления личности, а становится его динамической стороной, заключаясь в определенной эмоциональной направленности свойств характера, определенной скорости протекания психических процессов и проявлений личности, определенной характеристике выразительных движений и действий личности. Здесь же следует отметить влияние, оказываемое на формирование характера динамическим стереотипом, т.е. системой условных рефлексов, образующих в ответ на устойчиво повторяющуюся систему раздражителей. На формирование динамических стереотипов у человека в различных повторяющихся ситуациях влияет его отношение к обстановке, в результате чего могут изменятся возбуждение, торможение, подвижность нервных процессов, а, следовательно, общее функциональное состояние нервной системы. Необходимо также отметить роль в образовании динамических стереотипов также определяющую роль в образовании динамических стереотипов второй сигнальной системы, через которую осуществляют социальные воздействия.

     Черты темперамента и характера органически  связаны и взаимодействуют друг с другом в целостном едином облике человека, образуя неразделимый сплав - интегральную характеристику его  индивидуальности.

     Несмотря  на то, что характер относят к  индивидуальным особенностям личности, в структуре характера можно выделить черты, общие для определенной группы людей. Даже у самого оригинального человека можно найти какую-то черту (например, необычность, непредсказуемость поведения) , обладание которой позволяет отнести его к группе людей с аналогичным поведением.

     В данном случае нужно говорить о типических чертах характера Н.Д.Левитов считает, что тип характера - это конкретное выражение в индивидуальном характере  черт, общих для некоторой группы людей.

     Характер не является врожденным, - он формируется в жизни и деятельности человека как представителя определенной группы, определенного общества. Поэтому характер человека - это всегда продукт общества, чем и объясняется сходство и различие в характерах людей, принадлежащих к различным группам.

     В индивидуальном характере отражаются многообразные типические черты: национальные, профессиональные, возрастные. Типические черты нередко фиксируются обыденным  сознанием в различных установках и стереотипах. Своеобразно преломляясь, в национальных особенностях проявляются типические черты, присущие дошкольникам, подросткам, пожилым людям и т.д. нетрудно описать типический характер врача, военного, в то же время каждый типический характер имеет свои индивидуальные черты.

     Несмотря  на устойчивость, тип характера обладает определенной пластичностью, Под влиянием жизненных обстоятельств и воспитания, требований общества тип характера  изменяется и развивается. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Заключение 

     Темперамент – это индивидуальные особенности человека, определяющие динамику протекания его психических процессов и поведения. Под динамикой понимают темп, ритм, продолжительность, интенсивность психических процессов, в частности эмоциональных процессов, а также некоторые внешние особенности поведения человека - подвижность, активность, быстроту или замедленность реакций и т. д.

     Можно выделить следующие основные компоненты, определяющие темперамент:

     - общая активность психической  деятельности и поведения человека  выражается в различной степени стремления активно действовать, осваивать и преобразовывать окружающую действительность, проявлять себя в разнообразной деятельности.

     - двигательная, или моторная, активность  показывает состояние активности  двигательного и речедвигательного аппарата. Выражается в быстроте, силе, резкости, интенсивности мышечных движений и речи человека, его внешней подвижности (или, наоборот, сдержанности), говорливости ( или молчаливости ).

     - эмоциональная активность выражается  в эмоциональной впечатлительности  (восприимчивость и чуткость к эмоциональным воздействиям), импульсивности, эмоциональной подвижности (быстрота смены эмоциональных состояний, начала и прекращение их). Темперамент проявляется в деятельности, поведении и поступках человека и имеет внешнее выражение. По внешним устойчивым признакам можно до известной степени судить о некоторых свойствах темперамента.

     Характер  – индивидуальное сочетание наиболее устойчивых, существенных особенностей личности, проявляющихся в поведении человека, в определенном отношении: к себе, к другим людям, к порученному делу, в характере отражаются волевые качества.

     Список  использованной литературы 

     
  1. Березовин Н. А., Чепиков В. Т. , Чеховских М. И., Основы психологии и педагогики, 2-е издание, учебное пособие, Минск, 2008. - 336 стр.
  2. Психология: Учебник для педагогических вузов / Под ред. Б.А. Сосновского. - М.: Юрайт-Издат, 2005. - 660 с.

     3. Самыгин С. И., Гулиев М. А., Ганиева Р. Х., Психология и педагогика для студентов вузов 4-е издание, учебное пособие. - Ростов на Дону: Феникс, 2008. - 256 стр.

     4. Столяренко Л.Д. Основы психологии. - 5-е изд., доп. и перераб. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2006. – 354 с.

     5. Трофимова Н.М., Дуванова С.П., Трофимова Н.Б.: Основы специальной педагогики и психологии. – Учебное пособие. – СПб: Питер, 2010. - 304 с.

     6. Чеховских М.И. Основы психологии. Учебное пособие, Мн.: ООО «Новое знание», 2002. – 287 с. 
 

Информация о работе Характер: основные понятия и черты