Автор: l****@yandex.ru, 27 Ноября 2011 в 20:30, контрольная работа
Цель данной работы - изучение темперамента и характера.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач, а именно:
- рассмотреть основные понятия, систему проявлений и типы темперамента;
- рассмотреть основные понятия и черты характера;
- определить связь характера и темперамента.
Введение……………………………………………………………………..3
Темперамент: понятие, система проявлений, типы…………………….4
1.1 Общее понятие темперамента……………………………………….4
1.2 Система показателей темперамента…………………………………5
1.3 Основные типы темперамента………………………………………..8
2 Характер: основные понятия и черты………………………………….11
2.1 Общее понятие о характере………………………………………….11
2.2 Физиологические основы характера……………………………….12
2.3 Типическое и индивидуальное в характере……………………….12
2.4 Черты характера……………………………………………………...13
Связь характера и темперамента………………………………………16
Заключение…………………………………………………………………..19
Список использованной литературы………………………………………20
Меланхолический темперамент деятельности, по Канту, свойствен человеку противоположного, в основном мрачного настроя. Такой человек обычно живет сложной и напряженной внутренней жизнью, придает большое значение всему, что его касается, обладает повышенной тревожностью и ранимой душой. Такой человек нередко бывает сдержанным и особенно контролирует себя при выдаче обещаний. Он никогда не обещает того, что не в состоянии сделать, весьма страдает оттого, что не может выполнить данное обещание, даже в том случае, если его выполнение непосредственно от него самого мало зависит.
Холерический темперамент деятельности характеризует вспыльчивого человека. О таком человеке говорят, что он слишком горяч, несдержан. Вместе с тем такой индивид быстро остывает и успокаивается, если ему уступают, идут навстречу. Его движения порывисты, но непродолжительны.
Флегматический темперамент деятельности относится к хладнокровному человеку. Он выражает собой скорее склонность к бездеятельности, чем к напряженной, активной работе. Такой человек медленно приходит в состояние возбуждения, но зато надолго. Это заменяет ему медлительность вхождения в работу.
Заметим, что в данной классификации темпераментов по Канту неоднократно упоминаются свойства, относящиеся не только к динамическим особенностям психики и поведения человека, но и к характеру совершаемых им типичных поступков. Это не случайно, так как в психологии взрослого человека трудно разделить между собой темперамент и характер. Кроме того, свойства темперамента существуют и проявляются не сами по себе, а в поступках человека в различных социально значимых ситуациях. Темперамент человека определенно влияет на формирование его характера, но сам характер выражает человека не столько как физическое, сколько как духовное существо.
Каждый из представленных типов темперамента сам по себе не является ни хорошим, ни плохим (если не связывать темперамент и характер). Проявляясь в динамических особенностях психики и поведения человека, каждый тип темперамента может иметь свои достоинства и недостатки. Люди сангвинического темперамента обладают быстрой реакцией, легко и скоро приспосабливаются к изменяющимся условиям жизни, обладают повышенной работоспособностью, особенно в начальный период работы, но зато к концу снижают работоспособность из-за быстрой утомляемости и падения интереса. Напротив, те, кому свойствен темперамент меланхолического типа, отличаются медленным вхождением в работу, но зато большей выдержкой. Их работоспособность обычно выше в середине или к концу работы, а не в начале. В целом же производительность и качество работы у сангвиников и меланхоликов примерно одинаковы, а различия касаются в основном только динамики работы в разные ее периоды.
Холерический
темперамент имеет то достоинство,
что позволяет сосредоточить
значительные усилия в короткий промежуток
времени. Зато при длительной работе человеку
с таким темпераментом не всегда хватает
выдержки. Флегматики, напротив, не в состоянии
быстро собраться и сконцентрировать
усилия, но взамен этого обладают ценной
способностью долго и упорно работать,
добиваясь поставленной цели.
2 Характер: основные понятия и черты
2.1
Общее понятие о характере
В буквальном переводе с греческого характер означает чеканка, отпечаток. В психологии под характером понимают совокупность индивидуально-своеобразных психических свойств, которые проявляются у личности в типичных условиях и выражаются в присущих ей способах деятельности в подобных условиях.
Характер
- это индивидуальное сочетание существенных
свойств личности, выражающих отношение
человека к действительности и проявляющихся
в его поведении, в его поступках.
Характер взаимосвязан с другими
сторонами личности, в частности
с темпераментом и
С
характером неразрывно связаны и способности.
Высокий уровень способностей связан
с такими чертами характера, как коллективизм
- чувство неразрывной связи с коллективом,
желание работать для его блага, вера в
свои силы и возможности, соединенная
с постоянной неудовлетворенностью своими
достижениями, высокой требовательностью
к себе, умением критически относиться
к своему делу. Расцвет способностей связан
с умением настойчиво преодолевать трудности,
не падать духом под влиянием неудач, работать
организованно, проявлять инициативу.
Связь характера и способностей выражается
и в том, что формирование таких черт характера,
как трудолюбие, инициативность, решительность,
организованность, настойчивость, происходит
в той же деятельности ребенка, в которой
формируются и его способности. Например,
в процессе труда как одного из основных
видов деятельности развивается, с одной
стороны, способность к труду, а с другой
- трудолюбие как черта характера.
2.2
Физиологические основы
Физиологической
основой характера является сплав
черт типа высшей нервной деятельности
и сложных устойчивых систем временных
связей, выработанных в результате индивидуального
жизненного опыта. В этом сплаве системы
временных связей играют более важную
роль, так как тип нервной системы можно
сформировать все общественно ценные
качества личности. Но, во-первых, системы
связей формируются различно у представителей
разных типов нервной системы и, во-вторых,
эти системы связей проявляются своеобразно
в зависимости от типов. Например, решительность
характера можно воспитать и у представителя
сильного, возбудимого типа нервной системы,
и у представителя слабого типа. Но воспитываться
она будет по-разному и проявляться будет
по-разному в зависимости от типа.
2.3
Типическое и индивидуальное
в характере
Из сказанного ясно, что характер не наследуется и не является прирожденным свойством личности, а также не является постоянным и неизменным свойством. Характер формируется и развивается под влиянием окружающей среды, жизненного опыта человека, его воспитания. Влияния эти носят, во-первых, общественно-исторический характер (каждый человек живет в условиях определенного исторического строя, определенной социальной среды и складывается как личность под их влиянием) и, во-вторых, индивидуально-своеобразный характер (условия жизни и деятельности каждого человека, его жизненный путь своеобразны и неповторимы). Поэтому характер каждого человека определяется как его общественным бытием (и это главное!), так и его индивидуальным бытием.
Следствием
этого является бесконечное разнообразие
индивидуальных характеров. Однако в жизни
и деятельности людей, живущих и развивающихся
в одинаковых условиях, имеется много
общего, поэтому и в характере их будут
некоторые общие стороны и черты, отражающие
общие, типические стороны их жизни. Характер
каждого человека представляет собой
единство индивидуального и типического.
Каждая общественно-историческая эпоха
характеризуется определенным общим укладом
жизни и общественно-экономическими отношениями,
которые влияют на мировоззрение людей,
формируя черты характера.
2.4
Черты характера
Характер
- это неразрывное целое. Но изучить
и понять такое сложное целое,
как характер, нельзя, не выделив
в нем отдельных сторон или
типичных проявлений (черт характера).
Общие черты характера
Отношение человека к труду оказывает решающее влияние на формирование его других личностных качеств. Д. И. Писарев писал: «Характер закаляется трудом, и кто никогда не добывал себе собственным трудом насущного пропитания, тот в большей части остается навсегда слабым, вялым и бесхарактерным человеком». Отношение к людям наглядно выступает в таких чертах характера, как общительность, вежливость, доброжелательность и т. п. Антиподами этих черт являются замкнутость, бестактность, недоброжелательность.
Как утверждал В. Гюго, «у каждого человека три характера: тот, который ему приписывают; тот, который он сам себе приписывает; и, наконец, тот, который есть в действительности».
В целях выяснения сути своего характера человеку полезно знать мнение о себе коллектива, в котором он работает и проводит значительную часть своей жизни. И прежде всего то, насколько упорядочены у него отношения с людьми, насколько он нужен людям, насколько он авторитетен среди них.
Отношение к самому себе проявляется в самооценке своих действий. Трезвая самооценка - это одно из условий совершенствования личности, помогающих вырабатывать такие черты характера, как скромность, принципиальность, самодисциплина. Отрицательными чертами характера являются повышенное самомнение, высокомерие и хвастовство. Человек, обладающий этими чертами, обычно неуживчив в коллективе, невольно создает в нем предконфликтные и конфликтные ситуации.
Нежелательна и другая крайность в характере человека: недооценка своих достоинств, робость в высказывании своих позиций, в отстаивании своих взглядов. Скромность и самокритичность должны сочетаться с обостренным чувством собственного достоинства, основанном на сознании действительной значимости своей личности, на наличии известных успехов в труде на общую пользу.
Принципиальность - одно из ценных личностных качеств, придающих характеру деятельную направленность. Волевые черты характера. Под волей понимается сложный психический процесс, который вызывает активность человека и пробуждает его действовать направленно. Воля является способностью человека преодолевать препятствия, добиваться поставленной цели. Конкретно она выступает в таких чертах характера, как целеустремленность, решительность, настойчивость, мужество.
Данные
черты характера могут
По волевой активности характеры подразделяются на сильные и слабые. Люди сильным характером имеют устойчивые цели, инициативны, смело принимают решения и реализуют их, обладают большой выдержкой, мужественны и смелы. Людей, у которых эти качества слабо выражены или отдельные из них отсутствуют, относят к категории слабохарактерных. Им свойственно пассивное проявление своих деловых и личных качеств. Зачастую такие люди, имея самые хорошие намерения, не добиваются значимых результатов в работе, учебе. Многие из них искренне переживают свое неумение самостоятельно, настойчиво и решительно действовать.
Волевые
качества можно воспитывать у
человека. И. П. Павлов подчеркивал, что
человек - это единственная система,
способная регулировать сама себя в
широких пределах, т. е. может самосовершенствоваться.
Слабовольные люди при продуманной педагогической
работе с ними могут стать активно деятельными.
При этом надо принимать во внимание индивидуальные
особенности человека, например его темперамент.
Так, у холерика легче выработать активность
и решительность, чем у меланхолика. Сам
человек должен с юного возраста тренировать
свою волю, вырабатывать такие качества,
как самообладание, активность, смелость.
3 Связь
характера и темперамента
Характер нередко сравнивают с темпераментом, а в некоторых случаях и подменяют эти понятия друг другом. В науке среди господствующих взглядов на взаимоотношения характера и темперамента можно выделить четыре основных:
-
отождествление характера и
-
противопоставление характера
-
признание темперамента
-
признание темперамента
Исходя из материалистического понимания человеческих явлений, следует отметить, что общим для характера и темперамента, является зависимость от физиологических особенностей человека. Формирование характера существенно зависит от свойств темперамента, более тесно связанного со свойствами нервной системы. Кроме того, черты характера возникают тогда, кода темперамент уже достаточно развит. Характер развивается на основе, на базе темперамента. Темперамент определяет в характере такие черты, как уравновешенность или трудность вхождения в новую ситуацию, подвижность или инертность реакции и т.д. Однако темперамент не предопределяет характер. У людей с одинаковыми свойствами темперамента может быть совершенно различный характер. Особенности темперамента могут способствовать или противодействовать формированию тех или иных черт характера.