Характер и личность: общие и различное в этих понятиях

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2012 в 14:52, контрольная работа

Описание работы

Загадка природы самого человека, вероятнее всего самая запутанная проблема из всех проблем человечества. Познавая тайны мироздания и законы общественного развития, исследуя атом и живую клетку, люди всё чаще задают себе вопрос: «Кто же я?». Да же в V веке до нашей эры в Греции было начертано на арке Дельфийского храма «познай самого себя», что говорит о том, что вопрос о сущности и природе человека всегда волновал людей .

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………….….3
1 ОПРЕДЕЛЕНИЯ ХАРАКТЕРА И ЛИЧНОСТИ......……….….……………4
2. ОБЩЕЕ ПОНЯТИЕ О ХАРАКТЕРЕ. ХАРАКТЕР КАК ОДИН ИЗ
КОМПОНЕНТОВ ЛИЧНОСТИ .......................................................................5
3. ФИЗИОЛОГИЧЕСКАЯ ОСНОВА ХАРАКТЕРА..……..............................8
4. НАПРАВЛЕННОСТЬ И ВОЛЯ, КАК КОМПОНЕНТЫ
ХАРАКТЕРА ……………...……………...……………………………………9
5. ЧЕРТЫ ХАРАКТЕРА………………………………………………………..11
6. СТРОЕНИЕ ХАРАКТЕРА КАК ЦЕЛОГО…………………………………13
7. ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ ХАРАКТЕРА………………….......…..14
8. ПРОЯВЛЕНИЕ ХАРАКТЕРА…………………………...…………………..14
9. МЕТОДЫ И ИСТОЧНИКИ ПОЗНАНИЯ ХАРАКТЕРА…………………..18
10. ЕДИНСТВО ИНДИВИДУАЛЬНЫХ И ТИПИЧНЫХ ЧЕРТ В
ХАРАКТЕРЕ ЧЕЛОВЕКА…….……………………………………………….19
11. КЛАССИФИКАЦИЯ И ТИПОЛОГИЯ ХАРАКТЕРОВ……………….….20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………..………………………...….…23
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………….…………………………………………24

Работа содержит 1 файл

общая психология.docx

— 65.54 Кб (Скачать)

     В целях выяснения сути своего характера человеку полезно знать мнение о себе коллектива, в котором он работает и проводит значительную часть своей жизни. И прежде всего то, насколько упорядочены у него отношения с людьми, насколько он нужен людям, насколько он авторитетен среди них. Отношение к самому себе проявляется в самооценке своих действий. Трезвая самооценка - это одно из условий совершенствования личности, помогающих вырабатывать такие черты характера, как скромность, принципиальность, самодисциплина. Отрицательными чертами характера являются повышенное самомнение, высокомерие и хвастовство. Человек, обладающий этими чертами, обычно неуживчив в коллективе, невольно создает в нем предконфликтные и конфликтные ситуации. Нежелательна и другая крайность в характере человека: недооценка своих достоинств, робость в высказывании своих позиций, в отстаивании своих взглядов. Скромность и самокритичность должны сочетаться с обостренным чувством собственного достоинства, основанным на сознании действительной значимости своей личности, на наличии известных успехов в труде на общую пользу. Принципиальность - одно из ценных личностных качеств, придающих характеру деятельную направленность.

   Зная черты своего характера, человек сам нередко руководствуется ими как своего рода критерием поведения. Зная, что данный человек обладает определенной чертой характера, возможно до некоторой степени предвидеть, как он будет поступать при тех или других обстоятельствах.

   Черты характера, особенно наиболее существенные для личности, включая в себя некоторые навыки и привычки, отличаются ярко выраженной сознательностью. С другой стороны, не каждая привычка является чертой характера.

   Каждая черта характера, даже самая ясная, всегда сложна и динамична. Одна и та же черта формируется по-разному и видоизменяется в зависимости, с одной стороны, от тех или иных жизненных ситуаций и, с другой стороны, от других черт и от характера в целом.

   Все черты характера "подлинны", то есть представляют собой реальное и конкретное выражение индивидуального своеобразия личности человека, живущего в конкретных исторических условиях. Черты характера могут иметь различную яркость, могут быть более или менее определенными, но "неподвижными", или мнимыми, надо считать только несуществующие черты.

   В области изучения черт характера перед психологами стоят несколько основных задач:

   - выделить и описать черты характера, которые являются ведущими или стержневыми для данной личности и прежде всего те из них, которые отражают ее направленность и волю.

   - объяснить или проанализировать черты характера.

Этот анализ может идти в различных направлениях:

а) раскрыть структуру  черты, что означает выделить в данной черте более частные и соподчиненные черты и проявления;

б) показать значение данной черты в структуре характера  путем установления соотношения  между этой чертой и другими чертами, а также характером в целом;

в) найти, что  в данной черте и ее проявлениях  индивидуально и  что типично для известной группы людей;

г) установить условия, при которых наиболее полно проявляется  данная черта, и тем самым наметить пути ее формирования.

- установить  перспективы развития характера.  Изучая характер человека, необходимо  ответить не только на вопросы,  каковы черты характера у этого  человека и как они возникли  и формировались, но и на  вопрос, в каком направлении могут  и должны развиваться  эти черты как показатели характера. Изучение черт характера в их перспективном развитии позволит в структуру характера внести необходимую динамику, для чего так важно устанавливать не только взаимосвязь черт характера, но и конкретные условия их развития.

6. СТРОЕНИЕ ХАРАКТЕРА  КАК ЦЕЛОГО.

   Под строение характера как целого подразумеваются его определенность, цельность, сложность, оригинальность и динамичность.

   Одной из самых главных особенностей характера является его определенность. Определенность характера далеко не всегда означает господство одной черты. Могут доминировать несколько черт, даже противоречащих одна другой. При отсутствии ясно выраженных черт характер теряет свою определенность.

   Люди, которые считаются слабохарактерными или бесхарактерными, не имеют той определенности, которая заключается в ясности и отчетливости стержневых черт. Недостаток определенности не означает полного отсутствия характера у данного человека, он есть и в какой-то мере показателен своей расплывчатостью, что дает основание называть такого человека бесхарактерным.

   Цельность  характера означает его внутреннее единство, отсутствие в характере противоречивых черт, соответствие между направленностью и деятельностью, сознанием и поступками человека.

   Каждый характер сложен, но сложность характера бывает разная. Сложность характера может вполне сочетаться с его цельностью.

   В структуре некоторых характеров имеются противоречия и от этого сложность их увеличивается. За сложность характера иногда принимают его недостаточную внешнюю выраженность. Поэтому так называемые открытые натуры многим кажутся проще, чем люди скрытные, маскирующие свой характер.

   Динамичность  характера может означать некоторую изменчивость в его чертах, вызываемую как внешними условиями, так и изменениями в работе над собой. Есть характеры, которые условно можно назвать статическими. Сами по себе динамичность и статичность характера не являются достоинством или недостатком - все зависит от того, на что направлена динамичность со статичностью.

   Характер обычно оценивается со стороны своей силы или твердости. Определенность и цельность характера, равно как его сложность, широту и динамичность скорее можно встретить как выражение силы характера. Но основными показателями этой силы являются глубина и сила направленности человека. Глубина направленности определяется тем, насколько жизненные принципы, цели и мотивы влияют на личность человека.

   Структура характера динамична не только в том смысле, что черты характера вступают в многообразную, а нередко и изменчивую взаимосвязь, но и в том смысле, что даже самый устойчивый характер подвержен изменениям в зависимости от тех условий, в которых он формируется и проявляется. Черты его также изменяются и приобретают в динамике характера новое значение.

   Все это приводит к выводу, что при определении структуры характера в каждом конкретном случае необходимо учитывать как индивидуальное своеобразие каждой черты в зависимости от ее сочетания с другими чертами, так и характер в целом, а также его динамичность черт, объясняемую в первую очередь изменчивостью жизненных условий.

7. ФОРМИРОВАНИЕ  И РАЗВИТИЕ ХАРАКТЕРА.

    Характер складывается вследствие интеграции различных свойств личности, формирующихся под влиянием жизни и воспитания. Интегрирование свойств подчинено определенным закономерностям.

   Доминирующее в направленности личности как бы определяет избирательный характер переживаний и волевой активности, подчиняет и тормозит образование тех свойств личности, которые не отвечают основной направленности.

   Отсюда вытекает вывод: для формирования цельного и социального ценного характера необходимо, всесторонне развивая личность, постоянно обращать внимание на образование социально значимого ядра характера. Поэтому при воспитании характера следует отчетливо представлять нравственно-психологический идеал положительного характера нового человека. Реализация программы - дело очень сложное. Для этого необходимо хорошо знать пути и средства  эффективного формирования характера, индивидуальные и возрастные особенности личности.

   Характер формируется постепенно, и на ранних этапах развития личности - помимо сознания и воли самого растущего человека. Поэтому решающее значение в прогрессивном развитии характера имеет постоянное усложнение требований окружающих и деятельности, которую осуществляет личность и которая жизненно необходима и важна для ее развития. Требования людей и деятельности тогда формируют характер, когда они систематичны и последовательно усложняются, то есть составляют постоянные и характерные условия жизни человека, которые постепенно превращаются в составные компоненты образа его жизни.

8. ПРОЯВЛЕНИЕ  ХАРАКТЕРА.

    В типологии твердо установлено положение, что все психические процессы и психические состояния могут быть изучены только в конкретной деятельности человека. В этом заключается принцип неразрывной связи или единства психики и деятельности.

   Объективные и существенные показатели целенаправленности, настойчивости и других черт характера дает труд человеку. Один и тот же человек иногда по-разному проявляет себя в различных видах труда в зависимости от условий труда, своего отношения к нему, достигаемых успехов.

   Говоря о характерологическом значении труда, необходимо иметь в виду, как темп, так и качество труда, не всегда у человека между собой соотносятся. Жизнь требует высоких темпов труда, но при обязательном условии сохранения и высокого качества. Темп труда человека в какой-то мере зависит от темперамента - при равных условиях быстроты в работе можно ожидать скорее от сангвиника и холерика, чем от флегматика и меланхолика, но еще большее значение имеют характерологические черты. Медленность темпа можно объяснить разнообразными чертами характера: у одних людей - рассудительностью, стремлением к точности и аккуратности, у других - леностью, нежеланием затрачивать усилия, требуемые при быстрой работе, у третьих - неуверенностью, боязнью ошибиться. Быстрый темп в работе чаще  связан с чертами волевой активности, в отдельных случаях он указывает на ту вредную торопливость, при которой отсутствует вдумчивое отношение к делу.

   Характер с большой силой проявляется в тех видах действий человека, которые мы называем поступками. Поступком называется действие, подлежащее общественной, моральной или юридической оценке. Особенное значение для характера имеют поступки, в которых находят свое отражение направленность и  воля человека.

   Существуют характерологически очень показательные действия, в мотивах которых человек не дает себе отчета,- таковы, в частности действия по привычке или по слепому подражанию, но именно в том, насколько человек склонен такого рода действиям, обычно проявляются черты характера этого человека. Отрицательные действия, явно нарушающие принципы общественного и нравственного поведения, называются проступками.Приобретая последовательность и устойчивость, поступки образуют поведение человека. В поведении, не менее чем в отдельных поступках, проявляется характер.Изучая проявления характера в деятельности, необходимо  выяснять мотивы данного действия, так как внешне сходные действия могут быть проявлением различных характерологических черт. Чем сложнее и длительнее деятельность, тем она однозначнее выражает характер. Поэтому отдельные реакции показательны для характера лишь в той мере, в какой они включены в поступки, в деятельность или поведение в целом.

   Для характера показательны не только деятельность, поступки и поведение человека в их внешней выраженности, но и соответствующие психические состояния.

   Труд, поступки и поведение человека, а также продукты его деятельности - основные проявления характера. Поэтому нет возможности познать характер человека, не зная, каков этот человек на работе и каковы его поступки и поведение.

   Психологи рассматривают мышление в единстве с языком. Мыслей без слов не существует, поэтому и направленность человека, всегда выражается в содержании и образе его мыслей, не может быть оторвана от языка. Для познания характера имеет большое значение то, как человек говорит: много или мало, искренне или нет, однотипно или с разными людьми по-разному, какие употребляет выражения, каков стиль его речи и многое другое.

   Жизненные наблюдения показывают, что легко различить людей  говорящих много, любящих поговорить и людей неразговорчивых, молчаливых. В свою очередь разговорчивость имеет разные степени и формы. Разговорчивость может служить проявлением различных черт характера: самоуверенности, желания порисоваться, самовлюбленности, эгоцентризма, но также в известной мере внимательности к людям, отзывчивости, желания быть приятным в обществе. Таким образом, и болтливость может быть связана с различными характерологическими чертами: неумением сдерживать себя, преувеличенной и не совсем разумной  откровенностью, а также желанием произвести впечатление живого, приятного в обществе человека.

   Не менее разнообразны и причины молчаливости, неразговорчивости. Молчаливость может объясняться высоким чувством ответственности за свои слова, иногда своего рода хитростью, желанием скрывать свои мысли и чувства, а в ряде случаев - замкнутостью, боязливостью, подозрительностью. Для силы характера человека, будет ли он молчаливым или разговорчивым, наиболее существенно чувство ответственности, побуждающее его тщательно взвешивать свои слова, не бросать их на ветер, учитывать их возможные последствия, контролировать свою речь, сообразуясь с условиями места встречи.

   Разговорчивость обычно соотносится с многословием. Однако бывают случаи, когда разговорчивый, то есть любящий поговорить человек, лаконичен, а неразговорчивый, если ему приходится говорить, говорит пространно. У некоторых людей характерный для них стиль речи сохраняется всегда, другие меняют его в зависимости от собеседника. Неискренность речи часто свидетельствует о двоедушии, притворстве, духовной пустоте.

Информация о работе Характер и личность: общие и различное в этих понятиях