Гуманистическая психология

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2013 в 16:10, реферат

Описание работы

Гуманистическая психология - направление в психологии, в котором в качестве основных предметов анализа выступают: высшие ценности, самоактуализация личности, творчество, любовь, свобода, ответственность, автономия, психическое здоровье, межличностное общение.
Представители
А. Маслоу
К. Роджерс
В. Франкл
Ш. Бюлер

Работа содержит 1 файл

доклад гуманистич психология.docx

— 42.48 Кб (Скачать)

           В  более поздних работах положение  о последовательности удовлетворения  потребностей было пересмотрено  и дополнено следующим тезисом:  если в прошлом потребности  индивида в безопасности, любви  и уважении были полностью  удовлетворены, он обретает способность  стойко переносить лишения в  этой сфере и актуализировать  себя несмотря на неблагоприятные условия. Основными составляющими психического здоровья личности являются: 1) стремление быть всем, чем человек может быть, 2) стремление к гуманистическим ценностям.

           Существуют положительная и отрицательная стороны самоактуализации, где последняя ведет к крайнему индивидуализму и автономии.. При положительной стороне самоактуализации некоторая относительная независимость от окружающих, присущая здоровой личности, конечно, не свидетельствует об отсутствии взаимодействия с ними; это значит лишь то, что в такого рода контактах цели личности и ее собственная природа являются главными детерминантами.

           В целом здоровую личность он описывает как автономную, склонную к принятию других, спонтанную, чувствительную к прекрасному, к юмору, склонную к творчеству. Сравнивая здорового человека и больного он писал, что самоактуализирующийся человек необычен не потому, что к нему что-то добавлено, а скорее потому, что он ничего не утратил в процессе своей индивидуальной жизни.

           Помимо  личностных качеств он выделяет  когнитивные и перцептивные особенности самоактуализирующейся личности - четкое и ясное восприятие окружающей действительности, его нешаблонность, редкое использование защитных механизмов, высокую прогностическую способность. Наиболее комфортно такие люди чувствуют себя в новой, неизвестной, неструктурированной ситуации, успешны в научной деятельности. Они адекватно оценивают себя и свои способности.

           Выделяются  и особые социально-психологические  и коммуникативные характеристики  самоактуализирующейся личности - проявление положительных эмоций в общении с другими людьми, демократичность.

           Потребность  в самоактуализации по Маслоу - врожденная потребность. Важным условием функционирования здоровых людей он считает отрешенность, отстраненность от социального окружения, когда оценка своего поведения осуществляется на основе самоодобрения, не нуждающегося во внешних наградах и наказаниях.

           Теоретические  выводы распространяются и на  понимание роли психотерапии. По  его мнению, психотерапевтическая  деятельность имеет неограниченные  возможности, но может быть  полезна только с точки зрения  коррекции, она не способна  возвратить то, что было утрачено  человеком в течение многих  лет. Большое психотерапевтическое  значение он приписывает самоактуализации, предельным переживаниям, воспитанию и факторам культуры. В самом психотерапевтическом процессе серьезное внимание уделяется осознаваемым аспектам: воспитанию и произвольной регуляции своих потенциальных возможностей. В идеале изменение общества виделось им как процесс, который происходит под воздействием специально организованного психотерапевтического воспитания личности. Он отмечает, что если бы психотерапевты имели дело с миллионами людей в год, то общество, несомненно, изменилось бы. В последних работах его отношение к психотерапевтическому переустройству общества изменяется. Оно становится более скептическим. "Я давно отказался от возможности улучшить мир или весь человеческий род путем индивидуальной психотерапии. Это не выполнимо. Фактически это невозможно в количественном отношении. Позднее я обратился ради достижения своих утопических целей к образованию, которое должно быть распространено на весь человеческий род".

           Концепция  Абрахама Маслоу повлияла на развитие психологической науки, а также на криминологию, менеджмент, психотерапию и воспитание. Это влияние было усилено тем, что его теория воспринималась не просто как научная концепция, а как идеология, продвигающая человечество по пути раскрытия своих потенциальных возможностей. Интерес Маслоу к самоактуализации вырос в процессе общения со своими учителями Р. Бенедикт и М. Вертгеймером. Он понял, что их личности могут быть истолкованы не просто как индивидуальности, а как некий тип самоактуализирующегося человека.

 

 

Понятие конгруэнтности личности в теории К. Роджерса

 

Одним из важных положений теории К. Роджерса (1902-1987) является суждение о том, что индивид существует в постоянно изменяющемся мире, центром которого является он сам. Это индивидуальное пространство было названо феноменальным миром. Он не является миром объектов и предметов, а включает в себя все, что чувствует человек (организм) не зависимо от того, осознанно или не осознанно это чувство. Осознание того или иного чувства было им названо символизацией объекта. В личностном мире индивида лишь небольшая его часть переживается сознательно, при этом одни содержания опыта легко оформляются в образы, а другие остаются невнятными основаниями нового опыта. Подлинный смысл индивидуального опыта известен только самому индивиду. Полное и непосредственное знание и проникновение в мир опыта возможно лишь потенциально (см. Хрестомат. 4.3).

           Организм  реагирует на окружение так,  как оно дано ему в опыте  и восприятии. Именно эта сфера  - восприятие событий является  реальной. Иными словами, человек  реагирует не на какую-то абсолютную  реальность, а на свое восприятие  этой реальности. Это положение  является одним из оснований  феноменологического направления,  представителем которого был  Роджерс.

Оно раскрывается через следующие  три принципа:

1) поведение человека можно понять  не с позиций объективного  наблюдателя, а с позиций самой  личности, ее субъективного восприятия  и познания действительности;

2) человек сам определяет свою  судьбу, свободен в выборе и  принятии решения; 

3) люди по природе добры и  стремятся к совершенству.

 

В психологическом смысле реальность - это личный мир восприятий человека. В психотерапии изменение сферы  восприятия, психической реальности приводит к изменению реакций  человека. Например, пока родитель воспринимается как доминирующий, реакции ребенка  остаются соответствующими.

           Организм  реагирует на определенное феноменальное  поле как организованное целое.  Это положение Роджерса противопоставляется функционализму, раскладывающему личность и познавательные процессы на отдельные составляющие, которые сами по себе этой целостности не представляют.

           Личность  имеет одну основную тенденцию  и стремление - актуализировать,  сохранять и укреплять организм  как средоточие опыта, развиваться  в направлении зрелости. Организм  движется в сторону большей  независимости и ответственности,  в сторону самоуправления, саморегуляции и автономии. Эта потребность в самоактуализации заложена в каждом человеке от рождения, однако воспитание и нормы, установленные обществом, принуждают его забыть о собственных чувствах и потребностях и принять ценности, навязанные другими. В этом отклонении и кроется источник аномалий поведения. Чем больше проявлений опыта доступно сознанию, тем больше у человека возможностей отразить общую картину своего феноменального мира в поведении; чем меньше защитных, искажающих содержание опыта представлений, тем адекватнее они выражаются в общении.

           Со  временем часть личного мира  человека, его восприятия начинают  осознаваться и оформляться в  отдельную структуру - Я-концепцию. Я - символизированная часть опыта, возникшая в результате того, что некоторые чувствования относительно себя были обозначены и обособлены в отдельное образование. "Я-концепция - это воспринимаемое индивидом "Я" или то, что человек имеет в виду, когда говорит "Я" или "мне". На начальном этапе Я-концепция обычно формируется по большей части на основании личного опыта, событий, происходящих в феноменальной сфере и выделяемых индивидуумом в качестве "Я" или "самого себя", хотя бы на довербальном уровне… Также индивиды разрабатывают Я-концепцию при взаимодействии с другими, которые имеют для них значение и обращаются с ними как с отдельными "Я"" (Нельсон-Джоунс Р. Теория и практика консультирования. СПб.: Питер, 2000. С.39).

           В  структуру Я входят разные  ценности: 1) непосредственно переживаемые  организмом ("Я воспринимаю своих  родителей как людей, недовольных  моим поведением") и 2) интроецируемые у других, но в своем искажении воспринимаемые как собственные, непосредственные ("Я воспринимаю свое поведение как неудовлетворительное"). Здоровая структура личности развивается у ребенка, который не вынуждается родителями искажать свой опыт.

           Всякий  опыт и переживания в жизни  индивида подвергаются различным  оценкам: некоторые из них адекватно  символизируются в отношении  самости, некоторые игнорируются, не осознаются, не имея отношения  к удовлетворению потребности,  некоторые искажаются в символизации  как несовместимые со структурой  самости, остальные отрицаются, имея  прямое отношение к удовлетворению  потребности.

Я-концепция характеризуется:

областью содержания, т.е. теми сферами, которые нашли отражение в  Я-концепции (физическая, социальная, сексуальная, чувства и эмоции, вкусы и предпочтения, профессиональные интересы, отдых, ценности и моральные черты);

структурой или типом связей между отдельными частями Я-концепции и характером отношений с окружающей средой;

конгруэнтностью-неконгруэнтностью, т.е. наличием соответствия/несоответствия Я-концепции реальным переживаниям людей;

защитой, или силой, которая оберегает  от оценок, не соответствующих Я-концепции;

напряженностью, т.е. тем состоянием, которое возникает вследствие фиксированной  защитной позиции;

уровнем самоуважения, или способностью принимать себя во всем многообразии своих особенностей;

реальностью, или способностью оценивать  себя исходя из актуально поступающей  информации.

 

Основанием невроза служит рассогласование, неконгруэнтность истинного содержания личности (опыта) и его "Я-концепции", самости. Преодоление этого рассогласования происходит путем интеграции, когда все сенсорные и внутренние переживания могут осознаваться посредством четкой символизации и организовываться в единую систему, внутренне совместимую со структурой самости и соотносимую с ней.

           В  процессе психотерапевтической  работы терапевт стремится к тому, чтобы помочь человеку максимально раскрыться, реализоваться. Психотерапевтические приемы, применяемые К. Роджерсом, получили название индирективной психотерапии, или "клиент-центрированный" психотерапии. Позднее термин "клиент-центрированная психотерапия" был заменен более подходящим - понятием "личностно-центрированная терапия". "Роджерс полагал, что новое название будет в большей степени подходить для описания человеческих ценностей и взаимной зависимости, представления о которых лежали в основе разработанного им подхода, и что это название можно будет применять в других областях знания помимо консультирования и психотерапии" (Нельсон-Джоунс Р. Теория и практика консультирования. СПб.: Питер, 2000. С.31). "Именно этот акцент на субъективном, перцептивном взгляде на клиентов обусловил утверждение термина. Восприятие рассматривается как их версия действительности" (Там же. С. 35).

           Основными  условиями личностно-центрированного  подхода являются - эмпатия, конгруэнтность и безусловное положительное принятие клиента.

           Для  определения конгруэнтности используются  такие слова, как подлинность,  реальность, открытость, прозрачность, присутствие. Конгруэнтность - это  соответствие между Я-концепцией и опытом, или Я-концепцией и организмическим Эго. Отвергание и искажение опыта приводит к неконгруэнтности. Условие конгруэнтности консультанта означает, что он должен поддерживать прямой контакт с клиентами, воспринимать чувства, которые они испытывают, быть в состоянии их осознавать, избегать интеллектуального подхода, быть самим собой, быть готовым разделить чувства клиента и дать ему обратную связь. Конгруэнтность клиента означает, что при соответствующих условиях, которые создают терапевты (принятие клиента и умение ценить его право быть самим собой), клиенты имеют возможность поделиться той частью себя, которую они считают смущающей, пугающей, неправильной. В результате клиенты начинают интегрировать в Я неискаженный личностный опыт.

           Безусловное  положительное отношение (бескорыстная  теплота, забота, высокая оценка, принятие, уважение) включает в себя  готовность консультанта отражать  разнообразные чувства клиента  - любовь, радость, гнев, негодование  и др. Суть этой позиции состоит  в том, что вероятность продвижения  клиента вперед увеличивается,  если его хвалят за гуманность  и они испытывают чувства безопасности  и свободы.

           Эмпатия - ощущение внутреннего мира клиента как своего собственного, но при сохранении качества "как будто". Эмпатия - способность человека эмоционально отзываться на переживания других людей. Обычно рассматривают два вида эмпатии: 1) сопереживание - переживание тех же самых чувств, 2) сочувствие - переживание субъектом иных по сравнению с другим человеком чувств. "Консультанты должны быть чувствительными к потоку переживаний, возникающих как у клиентов, так и у них самих в каждый конкретный момент. Они также должны быть способны ощущать нюансы, которые не могут почувствовать клиенты. Проявляя такт, чувствительность и показывая понимание проблем клиентов, консультанты должны передавать им свое восприятие их внутреннего мира и личных смыслов Консультантам также следует сообщать клиентам о своем стремлении к пониманию их внутреннего мира, часто проверяя точность своего понимания и показывая готовность учесть замечания и внести поправки" (Нельсон-Джоунс Р. Теория и практика консультирования. СПб.: Питер, 2000. С. 55).

           Истинная эмпатия не имеет оценочного и диагностического качества, не означает прямого отражения слов клиента. "Роджерс понимал под эмпатией особую позицию, специфическую форму товарищеских отношений, мягкий способ общения с клиентами … [которая] не подразумевает исполнения добрых намерений, а также механического отражения" (Там же. С. 56).

           К.  Роджерс стремился к тому, чтобы в процессе психотерапевтической работы помочь человеку максимально раскрыться, реализоваться. Его психотерапия делает акцент на поддерживающей клиента эмпатии. Этим она отличается от обычной психотерапевтической установки, состоящей в том, что терапевт якобы знает истинные причины проблем клиента, а также знает, что нужно клиенту, чтобы стать лучше.

           Именно  поэтому большинство терапевтов  пытаются заставить клиента видеть  вещи так, как их видит терапевт, т.е. прибегают к директивному  руководству, манипулируют мыслями,  чувствами, поступками, чтобы привести  клиента к тому, как он должен  мыслить, чувствовать, поступать.

           Роджерс верил, что при условии безусловного положительного принятия и понимания клиента, люди будут осуществлять личностный рост в направлении, которое является для них единственно подходящим и уникальным. Когда человек становится самим собой, то он, как это ни парадоксально, начинает изменяться, поскольку взаимоотношения становятся подлинными, а подлинные взаимоотношения прекрасны тем, что полны жизни и смысла.

Информация о работе Гуманистическая психология