Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2011 в 10:50, реферат
Основные принципы, Теория личностных черт Г. Олпорта, Теория самоактуализации А. Маслоу, Понятие конгруэнтности личности в теории К. Роджерса.
4.1. Основные принципы гуманистической психологии
4.2. Теория личностных черт Г. Олпорта
4.3. Теория самоактуализации А. Маслоу
4.4. Понятие конгруэнтности личности в теории К. Роджерса
Одно из центральных мест в теории Маслоу занимает проблема мотивации. Отказываясь от психоаналитической интерпретации потребностей и мотивов, он формулирует положение, согласно которому социальность заключена в самой природе человека и выступает как его биологически обусловленное свойство. Наблюдаемые в обществе агрессивные действия и поступки людей, черты жестокости вызваны не природой, а антигуманными условиями воспитания и жизни личности, некоторыми традициями, присущими социуму.
Мотивация как движущая сила
развития личности
Не смотря на то, что потребность человека быть тем, кем он может быть, является врожденной, она остается потенциальной до тех пор, пока для ее актуализации не возникнут особые условия. Таким условием является удовлетворение всех других (базовых) потребностей индивида: физиологических потребностей, потребностей в безопасности и защите, любви и уважении. "Если все потребности оказываются неудовлетворенными, и в организме доминируют физиологические потребности, то все другие могут стать просто несуществующими или быть перенесенными на задний план" (Maslow A. Dominance, Self-Esteem, Self-Actualization. California, 1973. P. 155-156). Неудовлетворение базальных желаний ведет к неврозам и психозам.
В более поздних работах
Существуют положительная и отрицательная стороны самоактуализации, где последняя ведет к крайнему индивидуализму и автономии.. При положительной стороне самоактуализации некоторая относительная независимость от окружающих, присущая здоровой личности, конечно, не свидетельствует об отсутствии взаимодействия с ними; это значит лишь то, что в такого рода контактах цели личности и ее собственная природа являются главными детерминантами.
В целом здоровую личность он описывает как автономную, склонную к принятию других, спонтанную, чувствительную к прекрасному, к юмору, склонную к творчеству. Сравнивая здорового человека и больного он писал, что самоактуализирующийся человек необычен не потому, что к нему что-то добавлено, а скорее потому, что он ничего не утратил в процессе своей индивидуальной жизни.
Помимо личностных качеств он
выделяет когнитивные и
Выделяются и особые социально-
Потребность в самоактуализации по Маслоу - врожденная потребность. Важным условием функционирования здоровых людей он считает отрешенность, отстраненность от социального окружения, когда оценка своего поведения осуществляется на основе самоодобрения, не нуждающегося во внешних наградах и наказаниях.
Теоретические выводы
Концепция Абрахама Маслоу повлияла
на развитие психологической науки, а
также на криминологию, менеджмент, психотерапию
и воспитание. Это влияние было усилено
тем, что его теория воспринималась не
просто как научная концепция, а как идеология,
продвигающая человечество по пути раскрытия
своих потенциальных возможностей. Интерес
Маслоу к самоактуализации вырос в процессе
общения со своими учителями Р. Бенедикт
и М. Вертгеймером. Он понял, что их личности
могут быть истолкованы не просто как
индивидуальности, а как некий тип самоактуализирующегося
человека.
4.4. Понятие конгруэнтности
личности в теории К. Роджерса
Одним из важных положений теории К. Роджерса (1902-1987) является суждение о том, что индивид существует в постоянно изменяющемся мире, центром которого является он сам. Это индивидуальное пространство было названо феноменальным миром. Он не является миром объектов и предметов, а включает в себя все, что чувствует человек (организм) не зависимо от того, осознанно или не осознанно это чувство. Осознание того или иного чувства было им названо символизацией объекта. В личностном мире индивида лишь небольшая его часть переживается сознательно, при этом одни содержания опыта легко оформляются в образы, а другие остаются невнятными основаниями нового опыта. Подлинный смысл индивидуального опыта известен только самому индивиду. Полное и непосредственное знание и проникновение в мир опыта возможно лишь потенциально (см. Хрестомат. 4.3).
Организм реагирует на
Оно раскрывается через следующие три принципа:
1) поведение человека
можно понять не с позиций
объективного наблюдателя, а с
позиций самой личности, ее субъективного
восприятия и познания
2) человек сам определяет свою судьбу, свободен в выборе и принятии решения;
3) люди по природе
добры и стремятся к
В психологическом смысле реальность - это личный мир восприятий человека. В психотерапии изменение сферы восприятия, психической реальности приводит к изменению реакций человека. Например, пока родитель воспринимается как доминирующий, реакции ребенка остаются соответствующими.
Организм реагирует на
Личность имеет одну основную
тенденцию и стремление - актуализировать,
сохранять и укреплять
Со временем часть личного
мира человека, его восприятия
начинают осознаваться и
В структуру Я входят разные
ценности: 1) непосредственно переживаемые
организмом ("Я воспринимаю своих
родителей как людей,
Всякий опыт и переживания
в жизни индивида подвергаются
различным оценкам: некоторые
из них адекватно
Я-концепция характеризуется:
областью содержания, т.е. теми сферами, которые нашли отражение в Я-концепции (физическая, социальная, сексуальная, чувства и эмоции, вкусы и предпочтения, профессиональные интересы, отдых, ценности и моральные черты);
структурой или типом связей между отдельными частями Я-концепции и характером отношений с окружающей средой;
конгруэнтностью-
защитой, или силой, которая оберегает от оценок, не соответствующих Я-концепции;
напряженностью, т.е. тем состоянием, которое возникает вследствие фиксированной защитной позиции;
уровнем самоуважения, или способностью принимать себя во всем многообразии своих особенностей;
реальностью, или
способностью оценивать себя исходя
из актуально поступающей
Основанием невроза служит рассогласование, неконгруэнтность истинного содержания личности (опыта) и его "Я-концепции", самости. Преодоление этого рассогласования происходит путем интеграции, когда все сенсорные и внутренние переживания могут осознаваться посредством четкой символизации и организовываться в единую систему, внутренне совместимую со структурой самости и соотносимую с ней.
В процессе
Основными условиями личностно-