Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2011 в 10:50, реферат
Основные принципы, Теория личностных черт Г. Олпорта, Теория самоактуализации А. Маслоу, Понятие конгруэнтности личности в теории К. Роджерса.
4.1. Основные принципы гуманистической психологии
4.2. Теория личностных черт Г. Олпорта
4.3. Теория самоактуализации А. Маслоу
4.4. Понятие конгруэнтности личности в теории К. Роджерса
ТЕМА 4. ГУМАНИСТИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ
4.1. Основные принципы гуманистической психологии
4.2. Теория личностных черт Г. Олпорта
4.3. Теория самоактуализации А. Маслоу
4.4. Понятие конгруэнтности
личности в теории К. Роджерса
4.1. Основные принципы
гуманистической психологии
Гуманистическая психология - особое направление, отличающееся от других школ по ряду принципиально важных для понимания природы человека положений. К нему традиционно относят такие концепции, как теория личностных черт Г. Олпорта, теория самоактуализации А. Маслоу, теория и индирективная психотерапия К. Роджерса, представления Ш. Бюлер о жизненном пути личности, идеи Р. Мэйя.
Каждая из названных теорий
использует свой собственный
понятийный аппарат, создает
Такими принципами являются:
Принцип развития, который
означает, что человек постоянно
стремится к новым целям, самосовершенствованию
благодаря наличию у него врожденных
потребностей - стремления к самореализации,
потребности в
Принцип целостности,
позволяющий рассматривать
Принцип гуманности, означающий, что человек по своей природе является добрым и свободным, и только обстоятельства, препятствующие раскрытию его истинной сущности, делают его агрессивным и отчужденным.
Принцип целевого детерминизма, предполагающий изучать особенности личности в аспекте ориентации человека на будущее, т.е. с точки зрения его ожиданий, целей и ценностей, при этом отвергая идею причинного детерминизма.
Принцип активности, позволяющий принять субъекта как самостоятельно мыслящее и действующее существо, в жизни которого другой человек (например, психотерапевт) может играть роль поддерживающего, безусловно принимающего, создающего благоприятные условия для его развития партнера. Психотерапевт изменяет установки клиента, помогает взять ответственность на себя, но при этом не учит и не наставляет.
Принцип неэкспериментального исследования личности, который основан на идее целостности, и соответственно невозможности адекватного изучения личности по отдельным фрагментам, поскольку система (а таковой и является личность) чаще всего обладает такими свойствами, которые не присущи ее отдельным частям.
Принцип репрезентативности,
означающий, что цель и объект исследования
в гуманистической психологии совпадают,
т.к. задача изучения нормально и
полноценно функционирующего человека
реализуется на выборе здоровых, самореализующихся
личностей.
4.2. Теория личностных
черт Г. Олпорта
Теорию Гордона Олпорта (1897-1967) часто относят к диспозициональному направлению, согласно которому: 1) люди обладают широким набором предрасположенностей реагировать типичным образом на различные ситуации; 2) каждый единичный человек уникален, непохож по своему психическому складу (системе черт) на других людей (см. Хрестомат. 4.2).
В своей персонологической концепции Г. Олпорт рассматривает человека как сложную "открытую" систему, в иерархической организации которой он выделяет следующие интегративные уровни взаимодействия индивида с миром - условные рефлексы, навыки, черты личности, системы черт, варьирующие в разных случаях и образующие множественные Я-личности.
Особое место в этой сложно
организованной системе
Принцип так называемого
Системы высших мотивов входят в центральное ядро личности - Я - и преобразуются в системы ценностей человека. Стремление к самоактуализации и самореализации относятся к мотивам развития и являются изначально заложенными в человеке потребностями. Мотивы развития порождают обращенную в будущее систему целей, реализация которых обеспечивает формирование новых возможностей человека. Человек, по Олпорту, обращен в свое будущее.
"Для того, чтобы понять личность, всегда необходимо обращаться к тому, чем она может оказаться в будущем, ибо каждое состояние личности ориентировано в направлении будущих возможностей" (Allport G. Becoming. Basic Consideration for a Psychology of Personality. New Haven. 1957. P.12)
Развитие личности по Олпорту ассоциируется с динамикой мотивационной системы. Для объяснения особенностей формирования и становления личности он формулирует принцип функциональной автономии мотивов, согласно которому в процессе развития человека связи между старыми и новыми мотивами сохраняются, при этом характер этих связей имеет историческую, но не функциональную природу. Функционально они не тождественны.
Принцип функциональной
Введением этого принципа
Образование новых мотивов
Развитие мотивационной сферы в единстве с формированием обобщенных навыков поведения ведет, согласно Олпорту, к формированию основных свойств личности, называемых им чертами. Черта - предрасположенность вести себя сходным образом в широком диапазоне ситуаций. Это такие психологические особенности, которые преобразуют множество стимулов и обуславливают множество эквивалентных ответных реакций. Например, агрессивный человек склонен интерпретировать нейтральные стимулы как угрожающие, робкий - в каждом человеке видит потенциального критика, носителя морали.
Черты рассматриваются Олпортом в качестве единиц анализа личности. В процессе развития одни черты становятся второстепенными, подчиняющимися, другие приобретают характер кардинальных и центральных черт. И те, и другие в совокупности составляют фокус личности.
Кардинальные - черты, которые преобладают
в поведении человека
Главной целью психологии
Неповторимость каждого
Олпорт характеризует свою теорию как "конкретно приложимую к бесконечно разнообразным формам личностного существования и в то же время достаточно абстрактную для того, чтобы служить в качестве унифицирующего принципа для новой отрасли науки" (Allport G. Personality. A Psychological Interpretation. N.Y., 1938. P. IX).
Выделяя общие принципы
Процесс развития личности Олпорт сопоставляет со сменой одной формы единства, целостности личности другой. Он выделяет три стадии в развитии единства личности:
детская стадия;
стадия относительной дифференциации;
стадия интегрированного
единства.
На первой стадии
ребенок функционирует как
"С развитием дифференциации и интеграции постепенно развивается и важное ядро самосознания" (Allport G. Personality. A Psychological Interpretation. N.Y., 1938. P. 345). Самосознание является необходимым для стремления личности к поставленным целям. Эта характеристика присуща "Я". ""Я" является субъективным регулятором того единства, которым может обладать личность" (Там же).
Олпорт считал, что критерием проявления единства личности является постоянство поведения человека в разных ситуациях, причем именно в тех ситуациях, где включенность Я максимальна. Проверка этого предположения проводилась им в эксперименте. В первой серии испытуемые решали задачи в нейтральной ситуации, без включенности Я. Во второй серии при предъявлении тех же задач, менялись условия: испытуемым говорили, что результаты решения задач повлияют на их репутацию в колледже. Постоянство общих черт личности выявилось именно по второй серии, где включенность Я была максимальной.
Проблема развития личности
4.3. Теория самоактуализации
А. Маслоу
Теория личности Абрахама Маслоу (1908-1970) строится на основе исследования психически зрелых, прогрессивных, творческих людей, образующих так называемую "растущую верхушку" общества.
Научная среда, повлиявшая на теорию Маслоу, значительна и разнообразна. Живя в Нью-Йорке, он встречался и учился у таких выдающихся ученых как А. Адлер, Э. Эриксон, Э. Фромм, К. Гольдштейн, К. Хорни, М. Мид, М. Вертгеймер.
Научные устремления Маслоу были многогранны. Он занимался вопросами поведения приматов с позиций бихевиоризма, вопросами женской сексуальности, антропологическими исследованиями индейцев; вел тренинговые группы.
А. Маслоу критически относился к психологии того времени, изучавшей психику человека в основном на патологическом материале. Он же предполагал заниматься только здоровыми людьми. Как и многие другие гуманистические психологи, Маслоу считает, что психическое нужно рассматривать как единое целое, избегая проведения "анализа по единицам" (см. Хрестомат. 4.1).