Гуманистическая психология

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2011 в 10:50, реферат

Описание работы

Основные принципы, Теория личностных черт Г. Олпорта, Теория самоактуализации А. Маслоу, Понятие конгруэнтности личности в теории К. Роджерса.

Содержание

4.1. Основные принципы гуманистической психологии
4.2. Теория личностных черт Г. Олпорта
4.3. Теория самоактуализации А. Маслоу
4.4. Понятие конгруэнтности личности в теории К. Роджерса

Работа содержит 1 файл

ТЕМА 4.docx

— 33.57 Кб (Скачать)

ТЕМА 4. ГУМАНИСТИЧЕСКАЯ  ПСИХОЛОГИЯ

4.1. Основные принципы  гуманистической психологии 

4.2. Теория личностных  черт Г. Олпорта

4.3. Теория самоактуализации А. Маслоу

4.4. Понятие конгруэнтности  личности в теории К. Роджерса  
 

4.1. Основные принципы  гуманистической психологии 

Гуманистическая психология - особое направление, отличающееся от других школ по ряду принципиально  важных для понимания природы  человека положений. К нему традиционно  относят такие концепции, как  теория личностных черт Г. Олпорта, теория самоактуализации А. Маслоу, теория и индирективная психотерапия К. Роджерса, представления Ш. Бюлер о жизненном пути личности, идеи Р. Мэйя.

           Каждая из названных теорий  использует свой собственный  понятийный аппарат, создает оригинальные  представления о внутреннем мире  человека и его развитии в  процессе жизни, проверяет и  обосновывает данные, полученные  в ходе эмпирических исследований, и в процессе психотерапевтической  работы с клиентами. Различия, существующие между теориями, тем  не менее не являются препятствием, которое не позволило бы рассмотреть их с позиции общеметодологических принципов.

Такими принципами являются:

Принцип развития, который  означает, что человек постоянно  стремится к новым целям, самосовершенствованию  благодаря наличию у него врожденных потребностей - стремления к самореализации, потребности в самоактуализации, желания осуществлять непрерывное поступательное развитие.

Принцип целостности, позволяющий рассматривать личность как сложную открытую систему, направленную на реализацию всех своих потенциалов.

Принцип гуманности, означающий, что человек по своей  природе является добрым и свободным, и только обстоятельства, препятствующие раскрытию его истинной сущности, делают его агрессивным и отчужденным.

Принцип целевого детерминизма, предполагающий изучать особенности  личности в аспекте ориентации человека на будущее, т.е. с точки зрения его  ожиданий, целей и ценностей, при  этом отвергая идею причинного детерминизма.

Принцип активности, позволяющий принять субъекта как  самостоятельно мыслящее и действующее  существо, в жизни которого другой человек (например, психотерапевт) может  играть роль поддерживающего, безусловно принимающего, создающего благоприятные  условия для его развития партнера. Психотерапевт изменяет установки клиента, помогает взять ответственность на себя, но при этом не учит и не наставляет.

Принцип неэкспериментального исследования личности, который основан на идее целостности, и соответственно невозможности адекватного изучения личности по отдельным фрагментам, поскольку система (а таковой и является личность) чаще всего обладает такими свойствами, которые не присущи ее отдельным частям.

Принцип репрезентативности, означающий, что цель и объект исследования в гуманистической психологии совпадают, т.к. задача изучения нормально и  полноценно функционирующего человека реализуется на выборе здоровых, самореализующихся личностей.  
 
 

4.2. Теория личностных  черт Г. Олпорта 

Теорию Гордона  Олпорта (1897-1967) часто относят к диспозициональному направлению, согласно которому: 1) люди обладают широким набором предрасположенностей реагировать типичным образом на различные ситуации; 2) каждый единичный человек уникален, непохож по своему психическому складу (системе черт) на других людей (см. Хрестомат. 4.2).

           В своей персонологической концепции Г. Олпорт рассматривает человека как сложную "открытую" систему, в иерархической организации которой он выделяет следующие интегративные уровни взаимодействия индивида с миром - условные рефлексы, навыки, черты личности, системы черт, варьирующие в разных случаях и образующие множественные Я-личности.

           Особое место в этой сложно  организованной системе занимает  мотивационно-потребностная сфера. В ней выделяются два уровня функционирования: уровень мотивов нужды и уровень высших мотивов, или мотивов развития.

           Принцип так называемого гомеостазиса - стремления к устранению напряжения - применим лишь к низшему уровню  мотивационной системы (мотивам  нужды). Формы истинно личностного  бытия (стремление к новым целям,  постановка творческих задач,  актуализация чувства инициативности  и ответственности и др.) не  укладываются в формулу гомеостазиса. Поиск постоянного напряжения, сопротивление  равновесию - характерные черты мотивов  развития.

           Системы высших мотивов входят  в центральное ядро личности - Я - и преобразуются в системы  ценностей человека. Стремление  к самоактуализации и самореализации относятся к мотивам развития и являются изначально заложенными в человеке потребностями. Мотивы развития порождают обращенную в будущее систему целей, реализация которых обеспечивает формирование новых возможностей человека. Человек, по Олпорту, обращен в свое будущее.

           "Для того, чтобы понять личность, всегда необходимо обращаться к тому, чем она может оказаться в будущем, ибо каждое состояние личности ориентировано в направлении будущих возможностей" (Allport G. Becoming. Basic Consideration for a Psychology of Personality. New Haven. 1957. P.12)

           Развитие личности по Олпорту ассоциируется с динамикой мотивационной системы. Для объяснения особенностей формирования и становления личности он формулирует принцип функциональной автономии мотивов, согласно которому в процессе развития человека связи между старыми и новыми мотивами сохраняются, при этом характер этих связей имеет историческую, но не функциональную природу. Функционально они не тождественны.

           Принцип функциональной автономии  мотивов позволяет рассматривать  новые мотивы как самостоятельные  единицы психики человека, относительно  независимые от более ранних  форм (инстинктов и рефлексов).

           Введением этого принципа Олпорт противопоставляет свой взгляд на мотивационную структуру личности бихевиористической точке зрения, согласно которой новые мотивы (драйвы) возникают в результате сочетания того или иного стимула с удовлетворением врожденных потребностей, т.е. с точки зрения поведенческой психологии высшие, духовные потребности человека являются дериватами его органических состояний. Так, по словам необихевиористов Н. Миллера и Д. Долларда вторичные побуждения "служат фасадом, за которым скрыты функции лежащих в их основе врожденных побуждений".

           Образование новых мотивов Олпорт объясняет превращением средств деятельности в ее цели и мотивы. Иными словами, объекты и действия, которые некогда выступали для человека лишь в качестве средства достижения определенных целей, начинают сами по себе вызывать интерес и обретают собственную мотивационную силу.

           Развитие мотивационной сферы  в единстве с формированием  обобщенных навыков поведения  ведет, согласно Олпорту, к формированию основных свойств личности, называемых им чертами. Черта - предрасположенность вести себя сходным образом в широком диапазоне ситуаций. Это такие психологические особенности, которые преобразуют множество стимулов и обуславливают множество эквивалентных ответных реакций. Например, агрессивный человек склонен интерпретировать нейтральные стимулы как угрожающие, робкий - в каждом человеке видит потенциального критика, носителя морали.

           Черты рассматриваются Олпортом в качестве единиц анализа личности. В процессе развития одни черты становятся второстепенными, подчиняющимися, другие приобретают характер кардинальных и центральных черт. И те, и другие в совокупности составляют фокус личности.

           Кардинальные - черты, которые преобладают  в поведении человека практически  во всех ситуациях, центральные  являются типичными для человека, но проявляются не во всех  ситуациях. Согласно Олпорту, центральных черт бывает не больше 5-10.

           Главной целью психологии личности  Олпорт считает исследование неповторимости каждого человека. Он утверждал, что характерным свойством человека является его уникальность. "Индивидуальность - есть основная характеристика человеческой природы".

           Неповторимость каждого индивида  выражается им через введение  понятия личностной диспозиции  как слияния нескольких черт  в неповторимый гештальт. В этом смысле личность можно изучать только с помощью идиографических методов исследования. Однако столь односторонний подход к человеку не был присущ Олпорту. Наоборот, он предлагает исследовать личность и идиографическими техниками, получая уникальное знание об индивиде, и номотетическими методами, утверждая универсальные законы и закономерности.

           Олпорт характеризует свою теорию как "конкретно приложимую к бесконечно разнообразным формам личностного существования и в то же время достаточно абстрактную для того, чтобы служить в качестве унифицирующего принципа для новой отрасли науки" (Allport G. Personality. A Psychological Interpretation. N.Y., 1938. P. IX).

           Выделяя общие принципы развития  личности (например, принцип функциональной  автономии мотивов, общие качества  личности - черты, установки, Я)  мы неизбежно пользуемся номотетическим методом анализа научных данных. Но при качественном анализе личности мы сталкиваемся со своеобразной организацией ее свойств и качеств, уникальным стилем поведения, строением структуры Я. Исследование личности под таким ракурсом требует применения идиографического метода, использующего понятия "особенный", "единичный", "индивидуальный". Индивидуальным может быть не только особое сочетание неповторимых черт личности, но и путь, направление ее развития, при этом сам принцип перехода от стадии к стадии остается общим.

Процесс развития личности Олпорт сопоставляет со сменой одной формы единства, целостности личности другой. Он выделяет три стадии в развитии единства личности:

детская стадия;

стадия относительной  дифференциации;

стадия интегрированного единства.  

На первой стадии ребенок функционирует как динамическое единство, почти во всех ситуациях  отвечает как целое, по принципу "все  или ничего". На второй стадии это  динамическое единство нарушается и  возникает дифференциация, расчлененность отдельных мотивационных компонентов (в подростковом возрасте неструктурированными могут оказаться цели, мотивы, установки). На третьей стадии в процессе общения  и деятельности на основе дифференциации и соподчинения отдельных свойств  личности происходит образование интегрированного единства с обособленным центром  в виде структуры Я.

           "С развитием дифференциации и интеграции постепенно развивается и важное ядро самосознания" (Allport G. Personality. A Psychological Interpretation. N.Y., 1938. P. 345). Самосознание является необходимым для стремления личности к поставленным целям. Эта характеристика присуща "Я". ""Я" является субъективным регулятором того единства, которым может обладать личность" (Там же).

           Олпорт считал, что критерием проявления единства личности является постоянство поведения человека в разных ситуациях, причем именно в тех ситуациях, где включенность Я максимальна. Проверка этого предположения проводилась им в эксперименте. В первой серии испытуемые решали задачи в нейтральной ситуации, без включенности Я. Во второй серии при предъявлении тех же задач, менялись условия: испытуемым говорили, что результаты решения задач повлияют на их репутацию в колледже. Постоянство общих черт личности выявилось именно по второй серии, где включенность Я была максимальной.

           Проблема развития личности является  центральной для всего гуманистического  направления, причем движение  человека к самореализации и  самоактуализации связано не столько с потребностью в редукции напряжения, установлением равновесия и желанием покоя, сколько с его нарушением, с планированием все более трудных задач. Этих же позиций придерживались и другие гуманистические психоолги - Абрахам Маслоу и Карл Роджерс. 
 

4.3. Теория самоактуализации А. Маслоу 

Теория личности Абрахама Маслоу (1908-1970) строится на основе исследования психически зрелых, прогрессивных, творческих людей, образующих так называемую "растущую верхушку" общества.

           Научная среда, повлиявшая на  теорию Маслоу, значительна и разнообразна. Живя в Нью-Йорке, он встречался и учился у таких выдающихся ученых как А. Адлер, Э. Эриксон, Э. Фромм, К. Гольдштейн, К. Хорни, М. Мид, М. Вертгеймер.

           Научные устремления Маслоу были многогранны. Он занимался вопросами поведения приматов с позиций бихевиоризма, вопросами женской сексуальности, антропологическими исследованиями индейцев; вел тренинговые группы.

           А. Маслоу критически относился к психологии того времени, изучавшей психику человека в основном на патологическом материале. Он же предполагал заниматься только здоровыми людьми. Как и многие другие гуманистические психологи, Маслоу считает, что психическое нужно рассматривать как единое целое, избегая проведения "анализа по единицам" (см. Хрестомат. 4.1).

Информация о работе Гуманистическая психология