Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2012 в 15:32, контрольная работа
Цель работы: сформировать групповое поведение организации на базе использования мотивов подчинения.
Задачи работы:
1) Исследовать формирование группового поведения в организации на базе использования мотивов подчинения;
2) Изучить понятия группы, состав групп, структура, виды групп;
3) Изучить понятие « малая социальная группа»;
4) Исследовать качество развития группы, стадии и уровни развития групп;
5) Определение мотивов подчинения, причины вызывающие действия мотивов подчинения, понятие формальных и неформальных структур.
Введение
Причины образования неформальных групп и их общие характеристики: численность, сплоченность, ролевые функции, неформальные лидеры, их роль в поведении групп и основные признаки. Трансформация поведения личности под влиянием неформальных структур. Использование трансформаций для регулирования организационного поведения персонала организации.
Цель курсовой работы: сформировать групповое поведение организации на базе использования мотивов подчинения.
Задачи курсовой работы:
1) Исследовать формирование группового поведения в организации на базе использования мотивов подчинения;
2) Изучить понятия группы, состав групп, структура, виды групп;
3) Изучить понятие « малая социальная группа»;
4) Исследовать качество развития группы, стадии и уровни развития групп;
5) Определение мотивов подчинения, причины вызывающие действия мотивов подчинения, понятие формальных и неформальных структур.
Термин «группа» используется
во многих науках. Одной из таких наук
является психология.
В управленческой психологии он применяется
преимущественно для обозначения социальных
групп.
Социальная группа – это объединение
людей, имеющих общий значимый социальный
признак, основанный на их участии в некоторой
деятельности, связанной системой отношений,
которые регулируются формальными или
неформальными социальными институтами.
Поэтому данная тема курсовой работы актуальна на сегодняшний день.
Глава 1.
Группа представляет собой относительно устойчивую совокупность людей, связанных системой отношений, регулируемых общими ценностями и нормами.
Организация - это система скоординированного поведения. Но можно возразить, что организация - это есть само поведение.
Организационная структура - это общая
сумма методов, которыми организация
разделяет свой трудовой процесс
на отдельные задания и, затем, добивается
координации между этими
Понятие группы – одно из основных в социальной психологии.
Обязательными элементами любой группы являются цели, общие нормы, санкции, совместная деятельность.
Можно выделить несколько основных признаков социальной группы.
Первый признак – наличие интегральных психологических характеристик, включающих общественное мнение, психологический климат, групповые нормы, интересы, установки, которые формируются по мере развития группы.
Второй признак –
Единодушие членов группы в значительной степени определяются общественным мнением.
Под малой социальной группой понимается немногочисленная по составу группа, члены которой объединены общей деятельностью и находятся в непосредственном личном контакте (общении), что является основой для возникновения и развития группы как целого.
Состав группы зависит от ее вида и может быть обозначен набором тех или иных характеристик, параметров. К примеру, для анализа общественного мнения социологи выделяют по социально-демографическим признакам такие группы населения как: классовые, социальные, по характеру труда, профессиональные, по доходам, по образованию, по типу местожительства, по типу городского населения, по району местожительства, половые, возрастные, по семейному положению и т. д.*
Структура группы, в зависимости от целей исследования и условий, выделяемых в качестве существенных, может быть обозначена с позиций реализации отношений «власть — подчинение», предпочтений, межличностных отношений, разделения труда, коммуникаций, материальных и документальных потоков в группе в процессе совместного труда и т. п. По сути, функциональная структура отражает формальную сторону группового взаимодействия, а неформальная структура, основанная на симпатии — антипатии, предпочтении — отторжении, отражает неформальную сторону.
Деление малых групп на
виды возможно по разным критериям.
Условные
группы — это группы, объединенные
по какому-то общему признаку, например
по возрасту, полу и т. д.
Реальные
группы — это группы, в которых люди
постоянно находятся в повседневной жизни
и деятельности. Они бывают естественными
и лабораторные. Лабораторные — это группы,
созданные в интересах их научного изучения.
Формальные
группы — это группы, которые имеют
структуру, официально заданную извне.
Формальная группа функционирует в соответствии
с заранее установленными, обычно общественно
фиксируемыми целями, положениями, инструкциями,
фирменными стандартами.
Диффузные
группы — это группы случайные, в которых
люди объединены лишь общими эмоциями
Дифференциация и интеграция (от лат. differentia
— разность, различие, integratio — восстановление,
восполнение) научного знания — два противоположных,
но взаимосвязанных процесса развития
научного знания.
Непосредственно общие качества группы:
1. Интегративность - мера единства, слитности, общности членНепов группы друг с другом, (отсутствие интегративности - разобщенность, дезинтеграция).
2. Микроклимат определяет самочувствие каждой личности в группе, ее удовлетворенность группой, комфортность нахождения в ней.
3. Референтность - степень принятия членами группы групповых эталонов.
4. Лидерство - степень ведущего влияния тех или иных членов группы на группу в целом в направлении осуществления групповых задач.
5. Интрагрупповая активность - мера активизации групповой составляющих ее личностей.
6. Интергрупповая активность - степень влияния данной группы на другие группы.
Кроме этих качеств рассматриваются еще и такие:
· направленность группы - социальная ценность принятых ею целей, мотивов деятельности, ценностных ориентаций и групповых норм;
· организованность - реальная способность группы к самоуправлению;
· эмоциональность
- межличностные связи
· интеллектуальная коммуникативность - характер межличностного восприятия и установления взаимопонимания, нахождения общего языка;
· волевая коммуникативность - способность группы противостоять трудностям и препятствиям, ее надежность в экстремальных ситуациях
Иерархия реальных контактных групп может быть представлена следующим образом:
1. Диффузная группа - в
ней взаимоотношения
2. Ассоциация - группа, в которой
взаимоотношения опосредуются
3. Корпорация - взаимоотношения
опосредуются личностно
4. Коллектив - взаимодействия
опосредуются личностно
В них оптимально могут сочетаться личные, коллективные и общественные цели и ценности.
Социальная наука обусловлена взаимодействием двух тенденций – интеграции и дифференциации.
Интеграция направлена на противодействие конфликтам и ситуациям, которые угрожают существованию группы как единого целого.
Дифференциация и интеграция (от лат. differentia — разность, различие, integratio — восстановление, восполнение) научного знания — два противоположных, но взаимосвязанных процесса развития научного знания. Дифференциация (Д.) — более глубокое и тщательное исследование отдельных явлений и процессов определенной области действительности на определенной стадии эволюции науки.
Стадии и уровни развития групп.
Чтобы управлять группой,
необходимо понимание тех процессов,
которые в ней происходят.
Любая группа в своем развитии проходит
через следующие этапы, которые формируют
4-х ступенчатую модель развития группы:
1)Формирование.
Когда члены группы только начинают работать
вместе, они определяют для себя основания
совместной работы. В группе возникает
чувство надвигающейся опасности относительно
возможности решения задач и личных интересов.
Обычно члены группы вежливы и занимают
выжидательную позицию, следя за развитием
событий. Их социальные контакты, в основном,
ограничены общением с двумя или тремя
сотрудниками. Возникает необходимость
в ясности, и предполагается, что лидер
группы предложит прояснить положение
дел. На этой стадии очень высока независимость
сотрудников.
2)Бурление.
На этой стадии нередко происходят личные
конфликты по поводу функций и ответственности.
Члены группы начинают конкурировать
за положение и статус. Атмосфера может
стать враждебной из-за непринятия индивидуальных
различий. Жестокой атаке подвергается
лидер, однако группа все еще зависит от
него, хотя ее члены стремятся показать
свою независимость. Чтобы перейти к следующей
стадии, главной задачей лидера становится
сглаживание конфликта обучение/тренировка
группы ведению диалога и развитию взаимопонимания.
3)Упорядочивание.
Противоположности и различия между членами
группы помогают лучше понять друг друга.
Члены группы начинают признавать мнения
и взгляды, отличные от своих. Между ними
происходит обмен информацией и растет
чувство разделенной ответственности.
Сотрудничество является основной чертой
группы, и практически все принимают возникающие
модели сотрудничества. Решения принимаются
на основании консенсуса. Сплоченность
группы растет, и, освободившись от существовавшего
напряжения, группа получает удовольствие
от совместной работы. В конце этой стадии
может возникнуть ощущение разочарования
как следствие существовавшего восхищения
и реакция на власть. Группа начнет бороться
со своим лидером, чтобы стать независимой
и установить свои нормы. Лидеру не следует
идти в контратаку, а напротив, необходимо
поощрять группу определить новые стандарты
(в разумных пределах), помочь ей перейти
к следующему этапу.
4)Продуктивность.
На этой стадии развития группы достигается
самая высокая производительность.
Структура группы представляет собой совокупность устойчивых взаимосвязей между членами группы. В каждой группе складывается система уникальных взаимодействий, обусловленная характером деятельности, характеристиками членов группы, параметрами ее внешней и внутренней среды.
Группа как подсистема
более общей системы - организации
- определяется ее особенностями: стратегией
развития организации, организационной
структурой, формально установленными
в организации нормами и
Эффективность работы группы зависит от возможностей ее членов - их способностей и личностных качеств. Осуществляя анализ и прогнозирование эффективности работы в группе, необходимо учитывать ее структуру, а также специфику задач, которые приходится решать данной группе.
Принято считать, что чем более сплоченной является группа, тем выше эффективность ее работы. Однако далеко не всегда данная закономерность является универсальной. Зависимость между сплоченностью группы и производительностью ее членов будет определяться также тем, насколько нормы поведения, принятые в группе, нацелены на достижение высоких результатов ее работы. Например, если неформальные нормы и правила, сложившиеся в коллективе (ранее мы отмечали, что эти нормы могут даже в большей мере определять поведение людей, чем формально установленные нормы и правила работы), допускают нерациональное использование рабочего времени, брак в работе, присвоение коллективной собственности в личных целях и если при этом такие нормы устраивают большинство членов коллектива, то усиление сплоченности членов подобной группы вряд ли будет сопровождаться повышением эффективности работы. Таким образом, менеджеры должны позаботиться не только о сплоченности групп, но и о выработке таких норм поведения, которые в максимальной степени способствовали бы обеспечению их эффективной работы.
Мотива́ция— побуждение к действию; динамический процесс психофизиологического плана, управляющий поведением человека, определяющий его направленность, организованность, активность и устойчивость; способность человека деятельно удовлетворять свои потребности.
Понятие
о мотивации трудового
Дефиниция понятия «мотивация». Связь мотивации с целенаправленным поведением человека. Соотношение понятий «мотивация» и «стимулирование трудовой деятельности». Влияние на мотивацию трудового поведения эмоций, субъективных переживаний, стремлений, желаний и установок индивидуумов.
Первоначальные концепции мотивации. Метод «кнута и пряника» и ограниченность его применения в современных условиях для регулирования организационного поведения. Основные направления эволюции современных теорий мотивации. Общие закономерности данного процесса.