Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2012 в 19:20, контрольная работа
Психология - и очень старая и совсем молодая наука. Имея тысячелетнее прошлое, она тем не менее вся еще в будущем. Ее существование как самостоятельной научной дисциплины едва насчитывает столетие, но можно с уверенностью сказать, что основная проблематика занимает человеческую мысль с тех самых пор, когда человек начал задумываться о тайнах окружающего его мира и познавать их.
Психология как наука _________________________________________ 3
Воображение, его виды ________________________________________ 4
Внимание, виды внимания, свойства внимания ____________________ 5
Эмоции и чувства. Их функции _________________________________ 11
Способность, их виды. Развитие способностей ____________________ 14
Стороны общения. Механизмы общения _________________________ 15
Групповое давление и конформизм _____________________________ 18
ВИДЫ СПОСОБНОСТЕЙ
1) Природные (естественные)
способности - Являются общими для человека
и животных: восприятие, память, способность
к элементарной коммуникации. Данные способности
непосредственно связаны с врожденными
задатками. На базе этих задатков у человека,
при наличии элементарного жизненного
опыта, через механизмы научения, формируются
специфические способности.
2) Специфические
способности:
- Общие: определяют успехи человека в
различных видах деятельности.
- Специальные: определяют успехи человека
в специфических видах деятельности, для
осуществления которых необходимы задатки
особого рода и их развитие.
Кроме того, способности делят на теоретические
и практические. Теоретические предопределяют
склонность человека к абстрактно-теоретическим
размышлениям, а практические – к конкретным
практическим действиям. Чаще всего теоретические
и практические способности не сочетаются
друг с другом.
Существует также деление на учебные и
творческие способности. Первые определяют
успешность обучения, усвоения знаний,
умений и навыков, а вторые - возможность
открытий и изобретений, создания новых
предметов материальной и духовной культуры.
Это умение напрямую зависит от кругозора
человека. В большинстве случаев творческий
человек - это в первую очередь оригинально
мыслящий человек, способный на нестандартные
решения.
УРОВНИ РАЗВИТИЯ СПОСОБНОСТЕЙ
1) задатки - природные предпосылки
способностей,
2) способности,
3) одаренность
– своеобразное сочетание способностей,
которое обеспечивает человеку возможность
успешного выполнения какой-либо деятельности,
4) мастерство
– совершенство в конкретном виде деятельности,
5) талант – высокий
уровень развития специальных
6) гениальность
– высший уровень развития мыслящий
человек, способный на нестандартные решения.
6. СТОРОНЫ ОБЩЕНИЯ. МЕХАНИЗМЫ ОБЩЕНИЯ
В наиболее обобщенных классификациях (Галина Михайловна Андреева) выделяется три стороны общения:
Коммуникативная (передача информации), общение включает в себя обмен информацией между участниками совместной деятельности. Общаясь, люди обращаются к языку как одному из важнейших средств общения.
Интерактивная (взаимодействие). Вторая сторона общения состоит в обмене не только словами, но и действиями, поступками. Производя расчет у кассы универмага, покупатель и продавец общаются даже в том случае, если ни один из них не произносит ни слова: покупатель вручает кассиру товарный чек на отобранную покупку и деньги, продавец выбивает чек и отсчитывает сдачу.
Персептивная (взаимовосприятие). Третья сторона общения предполагает восприятие общающимися друг друга. Очень важно, например, воспринимает ли один из партнеров по общению другого как заслуживающего доверия, умного, понятливого, подготовленного или же заранее предполагает, что тот ничего не поймет и ни в чем сообщенном ему не разберется.
Рассматриваемое в единстве этих трех сторон, общение выступает как способ организации совместной деятельности и взаимоотношений включенных в нее людей. Знание закономерностей общения и развитие навыков и способностей общения особенно важны для педагога, профессиональная задача которого может быть успешно решена только в том случае, если ему удастся продуктивно включить учащихся в совместную с ним деятельность, наладить взаимодействие и взаимопонимание, отвечающее целям и задачам воспитания, т. е. осуществлять полноценное педагогическое общение.
Механизмы общения
В психологии описано
пять механизмов общения, которые условно
можно назвать стилями или стратегией
общения. Каждый из них увеличивает нашу
эффективность при использовании адекватно
текущему моменту. В течение только одного
дня мы можем плавно переходить от одного
стиля общения к другому и, наоборот, в
течение всей жизни быть верным одной
стратегии и при этом искренне не понимать,
что же мешает быть эффективным, удачливым
как в работе, так и в личной жизни.
Итак:
1. Проекция
Мы приписываем другому лицу те мысли,
чувства, мотивы и желания, которые у себя
отвергаем. Многие из нас совершенно не
критичны к своим недостаткам и с легкостью
замечают их только у других. Общаясь в
проекционном стиле, мы вторгаемся в границы
чужого пространства, навязывая собеседнику свое мнение, свою
волю, свое понимание. Мы как бы подминаем
границы его внутреннего пространства
под свои.
Адекватная ситуация для использования
этого механизма – это ситуация, где вы
учитель, наставник или руководитель,
и вам приходится принимать решение, которое
не может быть одинаково хорошо для всех.
Проективные люди чаще всего страдают
артритами, гипертонической болезнью,
мигренями.
2. Интроекция
Мы готовы впускать всех в свои границы.
Это механизм, посредством которого мы
принимаем в себя нормы, установки, способы
действия и мышления, которые в действительности
не являются нашими собственными. При
интроекции мы сдвигаем границу между
собой и остальным миром так далеко внутрь
себя, что от нас почти ничего не остается.
При использовании этого механизма мы
часто говорим «Я должен» и «Мне следует»
в ситуациях, когда человек лишен возможности
или желания анализировать, сравнивать,
опровергать, сомневаться, доказывать,
а предпочитает принимать на веру мнения
и высказывания других людей.
Усвоенные таким образом убеждения не осмысливаются
человеком, они воспринимаются как самоочевидные
вещи, не требующие рационального обоснования.
А часто им даже и не получается таковое
найти.
Адекватной ситуацией для этого механизма
будет ситуация обучения. Когда вы овладеваете
новыми знаниями, умениями, навыками, особенно
в тех областях, где у вас нет никакого
опыта, этот механизм будет вам только
в помощь.
Интроективные люди чаще всего имеют различные
нарушения пищеварительной системы, язвенную
болезнь, запоры. То есть все, что связано
с перевариванием проглоченных установок.
3. Слияние
Возникает, когда человек
не ощущает границы между собой и окружением.
Когда его границы настолько сливаются
с границами другого человека, что уже
сложно провести грань между Я и Ты. И тогда
легко можно принять чужие переживания
или желания за собственные, а собственные
– за чужие.
Адекватным механизм слияния будет в ситуациях
мать и ребенок, когда ребенок еще очень
мал, когда он целиком зависит от матери,
когда мать, сливаясь с ребенком, может
безошибочно определить, что у него болит,
чем он обеспокоен. Но, кстати, когда мать
продолжает вести себя так же, несмотря
на то что ребенок подрос, во-первых, она
рискует воспитать ребенка, полностью
лишенного своих собственных границ, с
искаженным восприятием реальности, либо
сама получить сильную психологическую
травму, когда выросший ребенок просто
взбунтуется и откажется позволять матери
жить за него.
Характерными болезнями для человека,
стиль общения у которого – слияние, являются
различные кожные заболевания как следствие
нарушения внутренних границ.
4. Ретрофлексия
При ретрофлексии границы нашего пространства
направлены внутрь нас самих. Другими
словами, человек обращается с собой так,
как первоначально он намеревался обращаться
с другими людьми.
Здесь для демонстрации будет уместен
старый анекдот. Ждет парень девушку. Свидание.
Естественно, купил цветы. Ждет. Девушка
опаздывает. Ожидание затягивается. И
пока он ждет, в голове у него бегут примерно
вот такие мысли: «Сейчас она придет и
скажет, что цветы я купил не такие, что
рубашка у меня не того цвета, что стою
я нет так, ну и далее в подобном роде».
Когда наконец приходит девушка, он швыряет
ей цветы под ноги и говорит: «Знаешь, пошла
ты на фиг, если такая умная», – разворачивается
и уходит. Девушка стоит в недоумении.
Собственно, это и есть яркий пример этого
механизма, когда свою неуверенность парень
скрыл во внутреннем диалоге между собой
и девушкой. То есть он фактически додумал
за нее все, чего опасался, и сделал вывод.
А было ли это на самом деле, его уже не
интересовало.
Такие болезни, как астма, различные легочные
и сердечно-сосудистые заболевания –
прямое следствие удержанной и задавленной
энергии внутри самого себя.
5. Дефлексия
Фактически это уход от контакта, когда наши границы
изолируются от любого воздействия. При
использовании дефлексии человек, сохраняя
видимость контакта, уходит от общения
совсем незаметно. Он может пускаться
в долгие рассуждения ни о чем, рассуждения
на банальные темы, не относящиеся к актуальной
ситуации.
Надо сказать что способность к уходу
от контакта бывает весьма полезной полезной
при жарких спорах или сложных обсуждениях.
7. ГРУППОВОЕ ДАВЛЕНИЕ И КОНФОРМИЗМ
Конформизм (от лат. conformis — подобный) — это изменение мнений, установок и поведения индивидов под влиянием окружающих. В классических экспериментах М. Шерифа, С. Аша, Р. Кратчфилда и С. Милграма было показано, что под влиянием высказываний и поведения, демонстрируемых специально проинструктированными испытуемыми (так называемой подставной группой), значительная часть участников эксперимента изменяла свои первоначальные суждения, оценки и поведение.
Групповое давление - это процесс влияния установок, норм, ценностей и поведения членов группы на мнения и поведение индивида. Нормативное влияние характеризуется принятием индивидом мнения большинства в качестве групповой нормы, зависимостью индивида от группы и его стремлением к согласованию своего поведения и своих установок с поведением и установками группы. Информационное влияние характеризуется влиянием других членов группы как источника информации, важной для принятия решения и учитываемой индивидом.
Внешний конформизм (уступчивость, приспособление) характеризуется внешним согласием с мнением группы или поведением, соответствующим групповым нормам, при котором внутренне индивид проявляет несогласие, но не демонстрирует его, чтобы не вступать в открытую конфронтацию с группой. Внутренний конформизм (одобрение, согласие) характеризуется изменением первоначальной позиции индивида в пользу группы.
Внешне сходное «конформное» поведение может иметь в своей основе принципиально разные психологические механизмы. Психологическими механизмами внутреннего конформизма могут служить идентификация (полное или частичное уподобление индивида партнеру по взаимодействию или группе в целом в силу позитивного эмоционального отношения к ним) и интернализация, т. е. внутреннее усвоение установок и ценностей других индивидов или группы в целом, принятие их как своих собственных.