Групповое давление и конформизм

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2012 в 19:20, контрольная работа

Описание работы

Психология - и очень старая и совсем молодая наука. Имея тысячелетнее прошлое, она тем не менее вся еще в будущем. Ее существование как самостоятельной научной дисциплины едва насчитывает столетие, но можно с уверенностью сказать, что основная проблематика занимает человеческую мысль с тех самых пор, когда человек начал задумываться о тайнах окружающего его мира и познавать их.

Содержание

Психология как наука _________________________________________ 3
Воображение, его виды ________________________________________ 4
Внимание, виды внимания, свойства внимания ____________________ 5
Эмоции и чувства. Их функции _________________________________ 11
Способность, их виды. Развитие способностей ____________________ 14
Стороны общения. Механизмы общения _________________________ 15
Групповое давление и конформизм _____________________________ 18

Работа содержит 1 файл

Психология.docx

— 55.52 Кб (Скачать)

 

 

 

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ              ВОСТОЧНО-СИБИРСКИЙ ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ И ПРАВА Факультет инновационных технологий обучения


 

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по дисциплине                                                                     ПСИХОЛОГИЯ

 

 

 

 

   
   

Выполнил студент группы Э-Т-12-3

 

Аксёнова  Надежда Сергеевна                            подпись




 

Иркутск

2012

СОДЕРЖАНИЕ

    1. Психология как наука _________________________________________ 3
    2. Воображение, его виды ________________________________________ 4
    3. Внимание, виды внимания, свойства внимания ____________________ 5
    4. Эмоции и чувства. Их функции _________________________________ 11
    5. Способность, их виды. Развитие способностей ____________________ 14
    6. Стороны общения. Механизмы общения _________________________ 15
    7. Групповое давление и конформизм _____________________________ 18 

ПСИХОЛОГИЯ КАК  НАУКА

 

Психология - и очень старая и совсем молодая наука. Имея тысячелетнее прошлое, она тем не менее вся еще в будущем. Ее существование как самостоятельной научной дисциплины едва насчитывает столетие, но можно с уверенностью сказать, что основная проблематика занимает человеческую мысль с тех самых пор, когда человек начал задумываться о тайнах окружающего его мира и познавать их.

Известный психолог конца XIX - начала XX в. Г. Эббингауз сумел сказать  о психологии очень лаконично  и точно: у психологии огромная предыстория  и очень короткая история. Под  историей имеется в виду тот период в изучении психики, который ознаменовался  отходом от философии, сближением с  естественными науками и организацией собственного экспериментального метода. Это произошло в последней  четверти XIX в., однако истоки психологии теряются в глубине веков.

Само название предмета в  переводе с древнегреческого означает "psyche" - душа, "logos" - наука, учение, то есть - "наука о душе".

Согласно очень распространенному  представлению, первые психологические  воззрения связаны с религиозными представлениями. В действительности же, как свидетельствует подлинная  история науки, уже ранние представления  древнегреческих философов возникают  в процессе практического познания человека, в тесной связи с накоплением  первых знаний и развиваются в  борьбе зарождающейся научной мысли  против религии с ее мифологическими  представлениями о мире вообще, о  душе в частности. Изучение, объяснение души и является первым этапом в  становлении предмета психологии.

Психология как наука  обладает особыми качествами, которые  отличают ее от других научных дисциплин. Как систему проверенных знаний психологию знают немногие, в основном только те, кто ею специально занимается, решая научные и практические задачи. Вместе с тем как система  жизненных явлений, психология знакома  каждому человеку. Она представлена ему в виде собственных ощущений, образов, представлений, явлений памяти, мышления, речи, воли, воображения, интересов, мотивов, потребностей, эмоций, чувств и многого другого. Основные психические  явления мы непосредственно можем  обнаружить у самих себя и косвенно наблюдать у других людей. 

 

 

 

2. ВООБРАЖЕНИЕ, ЕГО ВИДЫ

 

Воображение – психический процесс создания образа предмета, ситуации путем перестройки имеющихся представлений. Образы воображения не всегда соответствуют реальности; в них есть элементы фантазии, вымысла. Если воображение рисует сознанию картины, которым ничего или мало что соответствует в действительности, то оно носит название фантазии. Если воображение обращено в будущее, его именуют мечтой. Процесс воображения всегда протекает в неразрывной связи с двумя другими психическими процессами – памятью и мышлением.

Виды воображения

Непроизвольное воображение его еще называют пассивным или непреднамеренным воображением - это создание новых образов без каких-либо внешних возбудителей. Оно заключается в возникновении и комбинировании представлений и их элементов в новые представления без определенного намерения со стороны человека, при ослаблении сознательного контроля с его стороны за течением своих представлений. Наиболее ярко оно выступает в сновидениях или в полусонном, дремотном состоянии, когда представления возникают самопроизвольно, сменяются, соединяются и изменяются сами по себе, принимая иногда самые фантастические формы.

Произвольное воображение или, как его еще называют активное или преднамеренное воображение - это создание новых образов с помощью волевых усилий. Оно представляет собой преднамеренное построение образов в связи с сознательно поставленной задачей в том или другом виде деятельности.

Мечта или мечтание - это построение тех образов, которые пока еще не осуществлены, а иногда и не могут осуществиться.

Образы, которые человек  создает в своих мечтах, отличаются следующими особенностями:

ярким, живым, конкретным характером, со многими деталями и частностями;

слабой выраженностью  конкретных путей к осуществлению  мечты, воображением этих путей и  средств в самых общих чертах в виде некоторой пока еще тенденции);

эмоциональной насыщенностью  образа, его привлекательностью для  мечтающей личности;

стремлением соединить мечты  с чувством уверенности в ее осуществимости, со страстным стремлением к претворению  ее в действительность.

Творческое воображение - это создание новых образов в процессе творческой деятельности человека (в искусстве, науке и т.п.). Писатели, художники, скульпторы, композиторы, стремясь отобразить жизнь в образах, прибегают к творческому воображению. Они не просто фотографически копируют жизнь, а создают художественные образы, в которых эта жизнь правдиво отражается в ее наиболее ярких и обобщенных чертах. Вместе с тем в этих образах отражаются личность писателя, художника, его мировоззрение, понимание окружающей жизни, особенности присущего ему художественного стиля.

Воссоздающее воображение или репродуктивное воображение - это воображение на основе прочитанного или услышанного. Оно имеет место в тех случаях, когда человек по одному описанию должен представить себе предмет, который никогда им раньше не воспринимался. Например, он никогда не видел моря, но, прочтя описание его в книге, может себе представить море в более или менее ярких и полных образах.

 

 

3. ВНИМАНИЕ, ВИДЫ ВНИМАНИЯ, СВОЙСТВА ВНИМАНИЯ

 

Внимание не является самостоятельным  познавательным процессом, так как  оно само по себе ничего не отражает и как отдельно взятое психическое  явление не существует. Вместе с  тем внимание является одним из важнейших  компонентов познавательной деятельности человека, так как оно, возникая на основе познавательных процессов, организует и регулирует их функционирование. Поскольку познавательная деятельность осуществляется сознательно, то внимание выполняет одну из функций сознания.

Внимание – это особое состояние сознания, благодаря которому субъект направляет и сосредотачивает познавательные процессы для более полного и четкого отражения действительности. Внимание связано со всеми сенсорными и интеллектуальными процессами. Наиболее заметно эта связь проявляется в ощущениях и восприятиях.

В качестве наиболее общего основания для выделения различных  видов памяти выступает зависимость  ее характеристик от особенностей деятельности по запоминанию и воспроизведению.

При этом отдельные виды памяти вычленяются в соответствии с тремя основными критериями:  

по характеру психической  активности, преобладающей в деятельности, память делят на двигательную, эмоциональную, образную и словесно-логическую;

по характеру целей  деятельности — на непроизвольную и произвольную;

по продолжительности  закрепления и сохранения материалов (в связи с его ролью и местом в деятельности) — на кратковременную, долговременную и оперативную.

Непосредственный отпечаток  сенсорной информации. Эта система удерживает довольно точную и полную картину мира, воспринимаемую органами чувств. Длительность сохранения картины очень невелика — 0,1-0,5 с.

Кратковременная память

Кратковременная память удерживает материал иного типа, нежели непосредственный отпечаток сенсорной информации. В данном случае удерживаемая информация представляет собой не полное отображение  событий, которые произошли на сенсорном  уровне, а непосредственную интерпретацию  этих событий. Например, если при вас  произнесли какую-то фразу, вы запомните  не столько составляющие ее звуки, сколько  слова. Обычно запоминается 5-6 последних  единиц из предъявленного материала. Сделав сознательное усилие, вновь и вновь  повторяя материал, можно удерживать его в кратковременной памяти на неопределенно долгое время.

Долговременная  память.

Существует явное и  убедительное различие между памятью  о только что случившемся событии  и событиях далекого прошлого. Долговременная память — наиболее важная и наиболее сложная из систем памяти. Емкость  первых названных систем памяти очень  ограничена: первая состоит несколько  десятых секунд, вторая — несколько  единиц хранения. Однако какие-то границы  объема долговременной памяти все же существуют, так как мозг является конечным устройством. Он состоит из 10 млрд нейронов и каждый способен удерживать существенное количество информации. Причем оно настолько велико, что  практически можно считать, что  емкость памяти человеческого мозга  не ограничена. Все, что удерживается на протяжении более чем нескольких минут, должно находиться в системе  долговременной памяти.

Главный источник трудностей, связанных с долговременной памятью, — это проблема поиска информации. Количество информации, содержащейся в памяти, очень велико, и поэтому  сопряжено с серьезными трудностями. Тем не менее, отыскать необходимое  удается быстро.

 

Оперативная память

Понятием оперативная  память обозначают мнемические процессы, обслуживающие актуальные действия, операции. Такая память рассчитана на сохранение информации, с последующим  забыванием соответствующей информации. Срок хранения такого вида памяти зависит  от задачи и может варьироваться  от нескольких минут до нескольких дней. Когда мы выполняем какое-либо сложное действие, например арифметическое, то осуществляем его по частям, кускам. При этом мы удерживаем “в уме” некоторые  промежуточные результаты до тех  пор, пока имеем с ними дело. По мере продвижения к конечному результату конкретный “отработанный” материал может забываться.

Двигательная  память

Двигательная память —  это запоминание, сохранение и воспроизведение  различных движений и их систем. Встречаются люди с ярко выраженным преобладанием этого вида памяти над другими ее видами. Один психолог признавался, что он совершенно не в  состоянии воспроизвести в памяти музыкальную пьесу, а недавно  услышанную оперу может воспроизвести  лишь как пантомиму. Другие же люди, наоборот, вообще не замечают у себя двигательной памяти. Огромное значение этого вида памяти состоит в том, что она служит основой для  формирования различных практических и трудовых навыков, равно как  и навыков ходьбы, письма и т.д. Без памяти на движения мы должны были бы каждый раз учиться осуществлять соответствующие действия. Обычно признаком  хорошей двигательной памяти является физическая ловкость человека, сноровка в труде, “золотые руки”.

Эмоциональная память — память на чувства. Эмоции всегда сигнализируют о том, как удовлетворяются наши потребности. Эмоциональная память имеет весьма важное значение для жизнедеятельности человека. Чувства, пережитые и сохраненные в памяти, проявляются в виде сигналов, которые либо побуждают к действию, либо удерживают от действия, вызвавшего в прошлом отрицательное переживание. Эмпатия — способность сочувствовать, сопереживать другому человеку, герою книги основана на эмоциональной памяти.

Образная память — память на представления, картины природы и жизни, а также на звуки, запахи, вкусы. Она бывает зрительной, слуховой, осязательной, обонятельной, вкусовой. Если зрительная и слуховая память, как правило, хорошо развиты, и играют ведущую роль в жизненной ориентировке всех нормальных людей, то осязательную, обонятельную и вкусовую память в известном смысле можно назвать профессиональными видами. Как и соответствующие ощущения, эти виды памяти особенно интенсивно развиваются в связи со специфическими условиями деятельности, достигая поразительно высокого уровня в условиях компенсации или замещения недостающих видов памяти, например, у слепых, глухих и т.д.

 

Словесно-логическая память

Содержанием словесно-логической память являются наши мысли. Мысли не существуют без языка, поэтому память на них и называется не просто логической, а словесно-логической. Поскольку  мысли могут быть воплощены в  различную языковую форму, то воспроизведение  их можно ориентировать на передачу либо только основного смысла материала, либо его буквального словесного оформления. Если в последнем случае материал вообще не подвергается смысловой  обработке, то буквальное заучивание его  оказывается уже не логическим, а  механическим запоминанием.

Свойства внимания

Внимание обладает определенными  параметрами и особенностями, которые  характеризуют человеческие способности  и возможности. К основным свойствам  внимания обычно относят следующие.

Информация о работе Групповое давление и конформизм