Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2011 в 21:07, доклад
Одной из наиболее часто используемых форм организации познавательной деятельности учащихся является групповая работа. Это организация таких учебных занятий, при которых единая познавательная задача ставится перед определенной группой школьников. Отдельные ученики ставятся в положение учителя, появляется возможность оказания реальной помощи друг другу. Эта форма порождает взаимную ответственность, внимательность, формирует интерес к работе товарища.
Одной из наиболее часто используемых форм организации познавательной деятельности учащихся является групповая работа. Это организация таких учебных занятий, при которых единая познавательная задача ставится перед определенной группой школьников. Отдельные ученики ставятся в положение учителя, появляется возможность оказания реальной помощи друг другу. Эта форма порождает взаимную ответственность, внимательность, формирует интерес к работе товарища.
При правильном
педагогическом руководстве и управлении
эта форма позволяет
Психолого- педагогическое обоснование группового обучения:
Реализация принципа деятельности;
Формирование мотивации учения и обучения;
Всеобщий, всеохватывающий контроль знаний;
Психологический комфорт в учебном коллективе;
Единство воспитания и обучения;
Реализация субъект – субъектных отношений.
Сущность группового обучения состоит в следующем: на групповых занятиях происходит взаимодействие между педагогом и учащимися и между учащимися.
Преимущества группового обучения:
Приобщение к важным навыкам жизни (действенное общение, умение слушать, умение стать на точку зрения другого, умение разрешать конфликты, умение работать сообща для достижения общей цели)
Улучшается академическая успеваемость;
Воспитывается самоуважение;
Укрепляется дружба в классе, меняется отношение к школе;
Появляется возможность избежать негативных сторон соревнования;
Учащиеся убеждаются в ценности взаимопомощи.
Типы группового обучения:
Обучение в парах;
Группа, сидящая вместе;
Маленькая команда;
Задание для всего класса.
При работе в группах дети должны знать не только конкретную задачу, но и цель урока.
В итоге работы необходимо дать классу ответный комментарий. Дети хотят знать, как они работали, адекватны ли их ответы вашим ожиданиям.
Как объединять детей в группы?
1)
На первом этапе учитель
2) Учитель делит на группы, назначая организатора. Организатор распределяет роли, следит за правильностью хода обсуждения.
3)
Учитель назначает лидера для
каждой группы из числа
4)
Открытки или листы бумаги
разного цвета разрезать на
части и предложить детям
5)
Загадки. Учитель назначает
6) Пословицы написать на узкой полоске бумаги и разрезать на несколько частей. Дети берут фрагменты пословиц и собирают их в единое целое. Пословицы должны быть знакомы ребятам и могут затрагивать различные темы: труд – лень, правда – ложь и т.д. В начале обучения учитель подбирает пословицы сам, а в дальнейшем привлекает к этому детей.
7) Лото. Дети берут картинки лото и ищут ''свое место'' на большой тематической карточке: домашние животные, животные севера и т.д.
8)
Вначале учитель объясняет
При изучении нового материала лучше объединять в пары ''сильного'' и ''слабого'' учеников, ''среднего'' и ''сильного''. При обобщении и закреплении материала лучше, чтобы дети в паре были равносильны: сильный – сильный, средний – средний, слабый – слабый. При проведении творческих работ можно разрешить детям объединяться в пары по желанию.
Если ребенок не хочет присоединяться ни к одной группе, принуждать нельзя. Пусть сегодня работает один, но в следующий раз ему вновь предложить работать в группе.
Если же ребенка не зовут в группу, нужно научить, как нужно попросить, чтобы приняли.
Для срабатывания групп нужно минимум 3-5 занятий. Поэтому часто учащихся не пересаживают, но и закреплять состав на четверть тоже не стоит.
При оценке работы группы подчеркивают не столько ученические, сколько человеческие качества.
Ролевые функции членов группы
Возможны следующие ролевые функции:
Начальная школа:
1) Писарь – записывает решение;
2)
Спикер – защита решения,
3)
Организатор – распределяет
Позднее:
4)
планировщик – исследует
5)
исполнитель – осуществляет
6)
критик-контролер – проверяет
соответствие и оценивает,
В ходе решения задачи роли могут плавно переходить друг от друга.
Кроме этого, работа может быть распределена следующим образом:
1)
Группа выполняет общее
2)
Общее задание выполняется
3)
Задача решается при
Задания для групп:
1)
Все группы выполняют
2) Группы отличаются по типу работы, т.е.
1-ая группа – проектирует,
2-ая группа – проводит исследование;
3-я группа – решает проблему.
Таким образом можно выполнять практические задания по окружающему миру
3)
По теме работы. Например, составление
различных типов задач к одной
схеме, исследование природы
4) По уровню сложности задания. Ребенок проводит самооценку возможностей.
5) По интересам.
Контроль учителя за групповой работой
Созданные группы могут быть зрелыми и достаточно, с точки зрения учебных целей, самостоятельными. То есть, когда в группе есть выраженная позиция организатора, есть понимание и умение точно следовать правилам групповой работы всех участников группы, в группах протекают все обязательные процессы, группа всегда готова оформить результат своей работы. В этом случае преподаватель оценивает работу группы в конце, в ходе доклада группы об итогах работы.
Но если учащиеся делают только первые шаги в групповой работе, необходим постоянный контроль за ходом работы и группы, и ее организатора. Этот контроль осуществляется при помощи введенных норм правильной организации групповой работы и с помощью объявленной процедуры, т.е. точного описания последовательных операционных действий.
Когда процедура введена и зафиксирована, преподаватель начинает реагировать на малейшее отклонение и останавливает работу, если, конечно, при этом видит, что организатор проявил пассивность или не заметил нарушения процедуры. Преподаватель должен попросить вспомнить норму, правило и убедиться, что всем стала очевидной ситуация нарушения процедуры или нормы групповой работы. Только после этого работа группы может быть продолжена.
Учитель должен распределять время на каждый этап работы и внимательно наблюдать за работой группы :
- Как дети сидят?
-
Внимательны ли они или
- Как ведут себя: живо или апатично?
- Сфокусировано ли внимание на заданной проблеме или есть посторонние обсуждения?
- Слушают ли друг друга?
-
Вовлекаются ли в работу
-
Демонстрируются ли в ходе
работы уважение, доброжелательность,
готовность к сотрудничеству?
Обсуждение результатов групповой работы
Когда истекло отведенное для работы время или когда работа завершена, учитель организует обсуждение результата работы групп.
Идеология
групповой работы требует, чтобы
результат, о котором сообщает группа,
был получен не интуитивно, а был
продуктом определенном мыслительной
работы. Обсуждение должно показать, действительно
ли участники группы размышляли. Поэтому
акцент следует делать на обсуждении
способов, а не на конечном выводе, не
на ответе на задачу, даже если он правильный.
Т.е. после того, как группа сделала
сообщение, надо спросить: ''А каким
способом получен такой результат?''.
Если этот вопрос для учащихся окажется
трудным, можно спросить: ''Почему вы
так думаете?''. Могут быть, наверное,
и другие вопросы, но рамка способа
должна оставаться главной.
Общие правила организации групповой работы
· При построении учебного сотрудничества самих детей необходимо учесть, что такой формы общения в детском опыте еще не было. Поэтому детское сотрудничество следует культивировать с той же тщательностью, что и любой другой навык: не игнорируя ''мелочей'', не пытаясь перейти к сложному до проработки простейшего.
· Вводя новую форму, необходимо дать ее образец. Несколько образцов разных стилей взаимодействия помогают детям подобрать свой собственный стиль.
· По-настоящему образец совместной работы будет освоен детьми только после разбора 2-3 ошибок.
· Как соединять детей в группы? С учетом их личных склонностей, но не только по этому критерию. Самому слабому ученику нужен не столько ''сильный'', сколько терпеливый и доброжелательный партнер.
· Для срабатывания групп нужны минимум 3-5 занятий.
· При оценке работы группы следует подчеркивать не столько ученические, сколько человеческие добродетели.
·
Групповая работа требует перестановки
парт.
Особое внимание!
· Жесткая регламентация времени на группообразование.
· Нормирование будущей работы.
· Четкость и внятность поставленной задачи.
· Распределение момента начала работы (например, колокольчиком).
· Недопустима группа из одних только слабых учеников.
· Детей, отказывающихся работать в паре или группе, не принуждать! Но завтра вновь предложить.