Групповая игротерапия и ее возможности в работе со школьниками

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Октября 2011 в 13:07, реферат

Описание работы

Игротерапия – метод психотерапевтического воздействия на детей и взрослых с использованием игры. В основе различных методик, описываемых эти понятием, лежит признание того, что игра оказывает сильное влияние на развитие личности

Содержание

Введение …………………………………………………………………………..3
Понятие, сущность игротерапии………………………………………………....4
Особенности организации и проведения групповой игротерапии и ее взаимодействие со школьниками………………………………………………..9
Заключение ……………………………………………………………………....14
Литература ………………………………………………………………………15

Работа содержит 1 файл

Реферат по игротерапии.doc

— 77.50 Кб (Скачать)
ustify">      2. Особенности организации и проведения групповой игротерапии и ее взаимодействие со школьниками 

     Игротерапия используется как в индивидуальной, так и в групповой форме. Главным  критерием предпочтения групповой  игротерапии является наличие у  ребенка социальной потребности  в общении, формирующейся на ранней стадии детского развития. Заключение о наличии у ребенка социальной потребности, решающим образом определяющей успех проведения групповой терапии, выносится на основании анализа истории каждого случая.

     В случае, когда социальная потребность  у ребенка отсутствует, встает особая задача формирования потребности в социальном общении, которая может быть оптимально решена в форме индивидуальной игротерапии. Если социальная потребность уже сформирована, то наилучшей формой коррекции личностных нарушений общения будет групповая игротерапия.

     Если  для индивидуальной игротерапии противопоказанием может выступать сверхглубокая степень умственной отсталости ребенка, то для групповой игротерапии круг противопоказаний расширяется. Таковыми могут быть:

     - ярко выраженная детская ревность, выступающая в форме конкуренции с сибсами;

     - явно выраженное асоциальное поведение, представляющее угрозу для безопасности партнеров по группе;

     - ускоренное сексуальное развитие;

     - крайняя агрессивность;

     - актуальное стрессовое состояние.

     Во  всех этих случаях проведению групповой  игротерапии должна предшествовать ее индивидуальная форма, обеспечивающая снятие острой симптоматики и подготовку ребенка к работе в группе.

     Групповая игротерапия - это психологический и социальный процесс, в котором дети естественным образом взаимодействуют друг с другом, приобретают новые знания ;не только о других детях, но и о себе. Этот метод подразумевает игру как терапевтический процесс и является эффективным средством коррекции функциональных нервно-психических расстройств, психосоматических заболеваний и психопрофилактики.

     Хотя  групповая игровая терапия возникла с появлением игровой терапии  как таковой, использовалась она  весьма ограниченно. Единственной опубликованной работой в этой области является книга Хаима Джайнотта «Групповая психотерапия с детьми: Теория и практика игровой терапии», появившаяся в 1961 г. и с тех пор не переиздававшаяся. Именно по этой причине и в связи с быстровозрастающим интересом к этому разделу игровой терапии, работа в группах и упоминается здесь в числе основных направлений. Как и при групповом консультировании подростков и взрослых, групповая игровая терапия представляет собой психологический и социальный прогресс, в котором дети, естественным образом взаимодействуя друг с другом, приобретают новые знания не только о других детях, но и о себе. В процессе взаимодействия дети помогают друг другу взять на себя ответственность за построение межличностных отношений. Затем дети естественным образом переносят эти способы взаимодействия со сверстниками непосредственно за пределы группы. В отличие от других подходов в групповом консультировании, в групповой игровой терапии не существует групповых целей, а групповая сплоченность не является необходимой составляющей группового процесса. Наблюдая других детей, ребенок обретает смелость, необходимую для того, чтобы попробовать сделать то, что ему хочется.

     Групповая игротерапия призвана: помочь ребенку  осознать свое реальное «Я», повысить его самооценку и развить потенциальные  возможности, отреагировать внутренние конфликты, страхи, агрессивные тенденции, уменьшить беспокойство и чувство вины.

     В процессе взаимодействия дети помогают друг другу взять на себя ответственность  за построение межличностных отношений, приобрести опыт построения отношений  с другими людьми во взаимно удовлетворяющей  манере. Наблюдая других детей, ребенок обретает смелость, необходимую для того, чтобы попробовать сделать то, что ему хочется.

     Большое значение для успеха работы коррекционной  группы имеет также состав группы, представляющий собой мощный интегративный  или дезинтегративный фактор. Подбор кандидатов в группу должен осуществляться по принципу дополнения и включать детей с разнообразными нарушениями, что обеспечивало бы возможность идентификации с альтернативными образцами поведения.

     Каждый  ребенок в группе должен получить возможность свободного самовыражения, без угроз и насмешек, неуспеха и отвержения.

     Разница в возрасте детей (имеется в виду психологический возраст) в группе не должна превышать 12 мес. Группа дошкольного и младшего школьного возраста должна включать детей разных полов (и мальчиков, и девочек).

     Деятельность  игротерапевта направлена не на группу в целом, а на каждого ее члена  в отдельности. В задачи игротерапии  не входит коррекция группы как социальной единицы.

     Цели  групповой терапии следует определять как терапевтические в широком смысле, а не индивидуализированные перспективные цели для каждого ребенка в целом. В противном случае игротерапевт неизбежно незаметно или открыто подталкивает ребенка в направлении цели, связанной с определенной проблемой, ограничивая, таким образом, возможности ребенка по управлению собственной деятельностью.

     В этом смысле цели и задачи могут  быть обозначены следующим образом. Групповая игротерапия призвана помочь ребенку развить более  позитивную «Я-концепцию»; стать более ответственным в своих действиях и поступках; стать более самоуправляемым; в большей степени полагаться на самого себя и овладеть чувством контроля; выработать большую способность к самопринятию и самостоятельному принятию решений; развить внутренний источник оценки и обрести веру в самого себя.

     Выделяют  три  блока  игровой  групповой  терапии,  которые  имеют  свои  методические  приёмы,  обеспечивающие  решение  поставленных  задач:

     1. Первый  блок (два занятия)  включает  объединение детей и взрослых  в  подгруппы,  где  обеспечивается  создание  доброй,  безопасной ситуации,  где  участник  чувствует  взаимопонимание,  поддержку,  желание  помочь  в  решении  проблем  ( развлекательные  игры,  предметные  и  подвижные  игры );

     2. Второй  блок (восемь - десять занятий) осуществляет  основную  коррекционную работу  в подгруппах  детей и взрослых. Его целями  являются: воссоздание проблемы,  моделирование конфликта,  который ребёнок испытывает,  моделирование социально неадекватных  способов  взаимодействия  с  людьми.  Помимо  коррекции  негативных  личностных  черт  и  обучения  социально  желаемым  формам  общения,  добываются  диагностические  данные,  касающиеся  психологических  особенностей детей.  Эти  данные  позволят  дополнить,  изменить  запланированные методы  и приёмы  коррекции с учётом  индивидуальных  проблем каждого ребёнка. 

       Используются  сюжетно – ролевые   игры,  игры -  драматизации, а   также  неигровые  приёмы  (совместная  деятельность,  чтение  сказок,  рассказов,  изобразительная  деятельность,  мини-сочинения);

     3. Третий  блок  (два занятия).  Завершающий,  обобщающий  этап.  Его целью является  обеспечение переноса  новых психологических знаний  в реальную  жизнь,  обобщение новых способов  взаимодействия.  Применяются  разнообразные  игровые  и  неигровые  приёмы,  которые  развлекают  детей  и  взрослых,  проверяют  умение  предотвратить  конфликтные ситуации,  способствуют  взаимопониманию участников,  рефлексии  и  контролю  своего  поведения.

        Контрольный  этап позволяет увидеть эффективность коррекционной работы.  Контроль  осуществляется  с использованием  всех  диагностических материалов.  Результаты  фиксируются,  сравниваются  с первоначальными данными диагностики.  Глубокий  анализ  результатов  поможет  определить  дальнейшую  работу  с  детьми,  дать  рекомендации  родителям.          

     Требования  к  составлению  плана  занятий  игровой  терапии  с  детьми:

     ---  учитывается  принцип  постепенного  погружения  и  выхода  из  травмирующей  ситуации.

     -  начало  и  конец  занятия   должны  быть  ритуальными,  чтобы   сохранить  у  ребенка   ощущение  целостности  и   завершенности  занятия

     -   в  занятия  включаются  игры (упражнения,   приемы),  которые   соответствуют  задачам  коррекционного  этапа, этапа  занятия, индивидуальным  запросам   каждого  ребенка.

     -  при  реализации  недирективного,  гибкого  подхода  к  занятиям  используются  дополнительные, альтернативные  игры,  приемы  упражнения.

     Таким образом, игротерапия используется как в индивидуальной, так и в групповой форме. В частности групповая игротерапия призвана: помочь ребёнку осознать своё реальное «Я», повысить его самооценку и развить потенциальные возможности, отреагировать внутренние конфликты, страхи, уменьшить беспокойство и повысить уровень коммуникативных умений. Успех игротерапии будет зависеть от правильно подобранного состава группы (численность, возраст участников), создания оптимальных условий (игровая комната должна соответствовать требованиям коррекционных игр) и наличия необходимых средств, материалов. 

     Заключение:

     Игра  – основной вид деятельности ребенка  вплоть до младшего школьного возраста. Игра постоянно привлекательна для  ребенка, позволяет ему осуществить  свои стремления. Зачастую в игре ребенок  открывает в себе те качества, которые не были раньше заметны ни ему, ни окружающим, открывает в себе новые возможности. Игра лучший способ тренировки тех или иных навыков.

     Нет таких положительных качеств, которые  нельзя было бы развить у ребенка  в ходе игры. Игра – основной способ развития этих качеств, так как она более привлекательна для детей и дети занимаются ей с большим удовольствием, чем, например, просто учёбой в школе. Через игру можно развить познавательные характеристики ребёнка, подготовить его к жизни в современном обществе, заставить его поверить в свои силы и возможности.

     Игра, затем уже, после окончания ребенком школы, реализует себя и в его  взрослой жизни в качестве деловых  и «взрослых» ролевых игр. Современному человеку достаточно трудно реализовать себя в обществе без игры. Так что, игра, будучи важнейшим фактором развития ребенка, является не только реализацией  этого развития, но и способствует совершенствованию умений и навыков взрослого человека. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Литература:

1. Игра в тренинге. Возможность игрового взаимопонимания / Под. ред. Е.А. Левановой. – СПб.: Питер, 2006. – 208 с.

2. Практикум по психологическим играм с детьми и подростками / Сост. Т.В. Азарова, О.И. Барчук, Т.В. Беглова: Под.ред. М.Р. Битяновой. – СПб.: Питер. 2006. – 304 с.

3. Лидерс А.Г. Психологический тренинг с подростками  – М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 256 с. 
 

Информация о работе Групповая игротерапия и ее возможности в работе со школьниками