Групповая игротерапия и ее возможности в работе со школьниками

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Октября 2011 в 13:07, реферат

Описание работы

Игротерапия – метод психотерапевтического воздействия на детей и взрослых с использованием игры. В основе различных методик, описываемых эти понятием, лежит признание того, что игра оказывает сильное влияние на развитие личности

Содержание

Введение …………………………………………………………………………..3
Понятие, сущность игротерапии………………………………………………....4
Особенности организации и проведения групповой игротерапии и ее взаимодействие со школьниками………………………………………………..9
Заключение ……………………………………………………………………....14
Литература ………………………………………………………………………15

Работа содержит 1 файл

Реферат по игротерапии.doc

— 77.50 Кб (Скачать)
 

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

РОССИЙСКОЙ  ФЕДЕРАЦИИ 

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ 

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«ОРЕНБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ  УНИВЕРСИТЕТ»

____________________________________ 

Факультет психологии 

ЗАОЧНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ 
 
 
 

Р Е Ф Е Р А  Т 

на  тему: «Групповая игротерапия  и ее возможности  в работе со школьниками»  
 

                      

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Оренбург

2010

Содержание 

Введение  …………………………………………………………………………..3 

Понятие, сущность игротерапии………………………………………………....4 

Особенности организации и проведения групповой  игротерапии и ее взаимодействие со школьниками………………………………………………..9 

Заключение  ……………………………………………………………………....14 

Литература  ………………………………………………………………………15 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение 

     Игротерапия – метод психотерапевтического  воздействия на детей и взрослых с использованием игры. В основе различных методик, описываемых  эти понятием, лежит признание  того, что игра оказывает сильное  влияние на развитие личности. В современной психокоррекции взрослых игра используется в групповой психотерапии и социально-психологическом тренинге в виде специальных упражнений, заданий на невербальные коммуникации, разыгрывании различных ситуаций и др. Игра способствует созданию близких отношений между участниками группы, снимает напряженность, тревогу, страх перед окружающими, повышает самооценку, позволяет проверить себя в различных ситуациях общения, снимая опасность социально значимых последствий.

     Характерная особенность игры — ее двуплановость, присущая также драматическому искусству, элементы которого сохраняются в любой коллективной игре.

     Играющий  выполняет реальную деятельность, осуществление  которой требует действий, связанных  с решением вполне конкретных, часто нестандартных задач.

     Ряд моментов этой деятельности носит условный характер, что позволяет отвлечься  от реальной ситуации с ее ответственностью и многочисленными привходящими обстоятельствами.

     Двуплановость игры обусловливает ее развивающий  эффект. Психокоррекционный эффект игровых занятий у детей достигается благодаря установлению положительного эмоционального контакта между детьми и взрослыми. Игра корригирует подавляемые негативные эмоции, страхи, не уверенность в себе, расширяет способности детей к общению, увеличивает диапазон доступных ребенку действий с предметами. 
 

     1. Понятие, сущность игротерапии.

     Отличительные признаки развертывания игры — быстро меняющиеся ситуации, в которых оказывается  объект после действий с ним, и  столь же быстрое приспособление действий к новой ситуации.

     Структуру детской игры составляют роли, взятые на себя играющими; игровые действия как средство реализации этих ролей; игровое употребление предметов  — замещение реальных предметов  игровыми (условными); реальные отношения  между играющими.

     Сюжетом игры предстаёт воспроизводимая  в ней область действительности. Содержанием игры выступает то, что  воспроизводится детьми как главный  момент деятельности и отношений между взрослыми в их взрослой жизни. В игре происходят формирование произвольного поведения ребенка и его социализация.

     Игровая терапия представляет собой взаимодействие взрослого с ребенком на собственных условиях последнего, когда ему предоставляется возможность свободного самовыражения с одновременным принятием его чувств взрослыми. В настоящее время сфера применения игротерапии значительно расширилась. Имеется опыт проведения краткосрочной и долгосрочной игровой терапии, а также организации игротерапии в малой группе детей в условиях воспитательно-учебных учреждений.

     Общие показания к проведению игротерапии: социальный инфантилизм, замкнутость, необщительность, фобические реакции, сверхконформность и сверхпослушание, нарушения поведения и вредные  привычки, неадекватная полоролевая  идентификация у мальчиков.

     Основными целями коррекционного воздействия в психоаналитической игротерапии являются:

  1. Установление аналитической связи, эмоционально позитивного контакта между ребенком и взрослым, позволяющего игротерапевту осуществлять функции интерпретаций и трансляций ребенку символического значения детской игры; принимать участие и игре ребенка и организовывать в игре актуализацию и проигрывание значимых для ребенка конфликтов.
  2. Катарсис - форма эмоционального реагирования, приводящая к преодолению негативных эмоциональных переживаний и освобождению от них.
  3. Игра предоставляет две возможности для катарсиса: свободное выражение чувств и эмоций ребенка и вербализация чувств.
  4. Инсайт представляет собой одновременно и результат и механизм игротерапии. В качестве результата инсайт можно определить как достижение ребенком более глубокого понимания себя и своих отношений со значимыми другими. Инсайт не требует интерпретации, разъяснения со стороны игротерапевта, а достигается ребенком внезапно. В детском возрасте инсайт часто носит невербальный характер.
  5. Исследование (тестирование) реальности. Процесс исследования и апробирования ребенком различных форм и способов взаимодействия с миром людей, межличностных отношений.
  6. Особая атмосфера личностной безопасности и доверия, царящая на занятиях, снимает страхи и тревожность детей перед возможными неудачами и санкциями. И стимулируют их к исследованию новых способов поведения и общения как с взрослыми, так и со сверстниками.
  7. Сублимация как перевод и отклонение энергии примитивных сексуальных влечений от их прямой цели (получения сексуального удовольствия) к социально одобряемым целям, не связанными с сексуальностью.
  8. Сублимация как форма переключения сексуальной 
    энергии на социально одобряемые цели рассматривается в 
    психоанализе как высшая форма разрешения трудностей 
    развития личности в детском возрасте.

     Таким образом, игра в психоаналитической практике рассматривалась как символическая  деятельность, в которой ребенок, будучи свободен от давления и запретов со стороны социального окружения  с помощью игрушек, игровых действий с ними и ролей, выражает в особой символической форме бессознательные импульсы и влечения.

     Целям коррекции, по мнению Б.Д. Карвасарского  и А.И. Захарова, служит перенос отрицательных  эмоций и качеств ребенка на игровой  образ. Дети наделяют персонажей собственными отрицательными эмоциями, чертами характера, переносят на куклу свои недостатки, которые доставляют им неприятности.

     Значительный  вклад в разработку методов групповой  игротерапии неврозов у детей  и подростков внес А.И. Захаров. Он разработал показания и клинико-психологические критерии формирования детской психотерапевтической группы, исследовал возможности объединения семейной и групповой терапии, а также методику игровой психотерапии, которая является частью целого комплекса различных воздействий на ребенка-невротика, включающего и семейную психотерапию. Игра рассматривается им и как самостоятельный метод, и как составная часть, сочетающаяся с рациональной и суггестивной психотерапией.

       В организации терапевтического  процесса А.И. Захаров выделяет диагностическую, терапевтическую и обучающую функции игры. Все три связаны между собой и реализуются как в начальном этапе, в спонтанной игре, так и в направленной игре, которая обычно представляет собой импровизацию какого-либо сюжета.

     1. Диагностическая функция заключается в уточнении психопатологии, особенностей характера ребенка и взаимоотношений с окружающими. Наблюдение за игрой позволяет получить дополнительную информацию. В игре ребенок на сенсомоторном уровне демонстрирует то, что он когда-либо испытал. Иногда такая связь совершенно очевидна, но иногда она может быть отдаленной.

     Дети  более полно и непосредственно  выражают себя в спонтанной, инициированной ими самими игре, нежели в словах. А требовать от ребенка, чтобы  он рассказывал о себе, значит — автоматически воздвигать барьер в терапевтических отношениях, как бы говоря ребенку: «Ты должен подняться на мой уровень общения и использовать для этого слова».

     2. Терапевтическая функция игры состоит в предоставлении ребенку эмоционального и моторного самовыражения, отреагирования напряжения, страхов и фантазий. Игра придает конкретную форму и выражение внутреннему миру, дает возможность организовать свой опыт. Для ребенка важен процесс игры, а не ее результат. Он разыгрывает прошлые переживания, растворяя их в новом восприятии и в новых формах поведения. Аналогичным образом он пытается разрешить свои проблемы и внутренние конфликты, проиграть свое затруднение или смущение.

     Результаты  обследований показывают, что в процессе игры укрепляются и развиваются психические процессы, повышается фрустрационная толерантность и создаются адекватные формы психического реагирования.

     3. Обучающая функция игры состоит в перестройке отношений, расширении диапазона общения и жизненного кругозора, реадаптации и социализации.

     В этой связи представляется необходимым  подчеркнуть различие между понятиями: «обучающая функция игры» и «обучающие (развивающе-направленные) игры». Детей  не нужно учить играть, не нужно  заставлять их играть. Дети играют спонтанно, не преследуя каких-то определенных целей. И научение, т.е. приобретение разнообразного опыта, происходит постепенно и незаметно в процессе игры. А когда мы стремимся быстрее развить у ребенка ассоциативное и абстрактно-логическое мышление, эрудированность, придумываем специальные техники, методики, называя их играми, пытаясь воздействовать на ребенка с целью его обучения и воспитания, мы, таким образом, блокируем его эмоциональность. Его душевное состояние, психическое развитие, самооценка и формирование системы взаимоотношений остаются вне сферы внимания. Такой обучающий подход ничего общего с групповой игротерапией не имеет.

     А.И. Захаров выделяет ряд правил, соблюдение которых является необходимым в  игротерапии:

     - игра применяется как средство диагностики, коррекции и обучения;

     - выбор игровых тем отражает их значимость для психолога и интерес для клиента;

     - руководство игрой способствует развитию самостоятельной инициативы детей;

     - спонтанные и направленные игры — две взаимодополняющие фазы единого игрового процесса, в котором главное — возможность импровизации;

     - соотношение спонтанного и направленного компонентов зависит не столько от возраста детей, сколько от их клинических особенностей;

     - направленное воздействие на клиента осуществляется посредством характеров, воспроизводимых им и психологом персонажей.

     Таким образом, игротерапия – метод  психотерапевтического воздействия  на детей и взрослых с использованием игры. Игра способствует созданию близких  отношений между участниками  группы, снимает напряжённость, тревогу, страх перед окружающими, повышает самооценку, позволяет проверить себя в различных ситуациях.

     Именно  в игре ребёнок оказывается свободным  от принуждения и давления со стороны враждебной к нему среды, а, значит, перед ним раскрываются широкие возможности выражения бессознательных влечений, чувств и переживаний, которые не могут быть приняты и поняты в реальных отношениях ребёнка с миром.

 

Информация о работе Групповая игротерапия и ее возможности в работе со школьниками