Групповая дискуссия как метод групповой работы

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 15:50, контрольная работа

Описание работы

Определение:
Слово «дискуссия» происходит от латинского discussio — рассмотрение, исследование. Под дискуссией также может подразумевается публичное обсуждение каких-либо проблем, спорных вопросов на собрании, в печати, в беседе.

Работа содержит 1 файл

Определение.docx

— 36.14 Кб (Скачать)

Групповая дискуссия как метод  групповой работы.

 

Теоретический блок:

 

Определение:

Слово «дискуссия» происходит от латинского discussio — рассмотрение, исследование. Под дискуссией также  может подразумевается публичное  обсуждение каких-либо проблем, спорных  вопросов на собрании, в печати, в  беседе.

 

Особенности:

  1. По сравнению с экспериментом и стандартизированным интервью групповая дискуссия происходит в относительно естественной ситуации, т.к. сохраняется сходство с обыкновенной повседневной беседой.
  2. Групповая дискуссия подходит больше для начальной фазы исследовательского процесса.

 

  1.  Позволяет членам группы прояснять собственную позицию и уточнять взаимные позиции участников группы.

 

  1.  Позволяет выявлять многообразие подходов и точек зрения по поставленным проблемам и вопросам.

 

  1. Дает всестороннее видение предмета обсуждения.

 

Виды:

Классифицировать формы  групповой дискуссии, используемые в тренинге, можно по разным основаниям.

 

1. По структурированности:

 

  • структурированные дискуссии - в них задается тема для обсуждения, а иногда и четко регламентируется порядок проведения дискуссии (формы, организованные по принципу "мозговой атаки");
  • неструктурированные дискуссии - в них ведущий пассивен, темы выбираются самими участниками, время дискуссии формально не ограничивается.

 

2. По характеру обсуждаемого  материала:

 

  • тематические  - обсуждаются значимые для всех участников тренинговой группы вопросы и проблемы;
  • биографические  - ориентированные на прошлый опыт, анализируются трудности личной или профессиональной жизни отдельного участника. Интеграции направлены на него, остальные высказывают своё мнение, выражают свои чувства, реагируют на его поведение, предлагают обратную связь;
  • интеракционные  - материалом которых служат структура и содержание взаимоотношений между участниками группы. На этих дискуссиях реализуется принцип «здесь и теперь»;
  • дискуссии, ориентированные на задачу - материалом служит содержание отдельных упражнений и игр тренинга, в ходе которых необходимо выполнить какую-либо задачу.

 

Коррекционный блок:

 

Стратегии ведения дискуссии:

 

1. Свободное ведение дискуссии

 

* внешне непозволительная  пассивность со стороны ведущего, минимальное вмешательство и  отдельные реплики;

* ведущий не ставит  задачи, не формулирует вопросы,  в конце всё это делает сама  группа;

* участники постепенно  сами подходят к тому, что «спасти»  их может лишь активность самой  группы, что положиться можно  только на самих себя;

* сложна в реализации;

* доступна высококвалифицированному  специалисту. 

 

2. Программированное ведение  групповой дискуссии

 

* наличие у ведущего  четкого плана, по которому  группе предлагаются темы для  обсуждения и способы их проработки;

* плюсы  - похоже на традиционное обучение, что облегчает работу;

* минусы  - осложняет работу тем, что сковывает активность участников, порождает желание во всем положиться на ведущего группы.

 

3. Компромиссная форма  ведения дискуссии

Сочетает элементы программированности  с отступлением в сторону свободной  стратегии. Некоторые проблемы и  задачи могут быть заданы ведущим, другие возникают непреднамеренно в  ходе групповой работы и выдвигаются  самими участниками.

 

Формы:

 

  1. Круглый стол — беседа, в которой «на равных» участвует небольшая группа обучающихся (обычно около 5 человек), во время которой происходит обмен мнениями, как между ними, так и с остальной аудиторией.
  2. Заседание экспертной группы («панельная дискуссия»), на которой вначале обсуждается намеченная проблема всеми участниками группы (четыре-шесть участников с заранее назначенным председателем), а затем они излагают свои позиции всей аудитории.
  3. Форум — обсуждение, сходное с заседанием экспертной группы, в ходе которого эта группа выступает в обмен мнениями с аудиторией (классом, группой).
  4. Симпозиум — более формализованное обсуждение, в ходе которого участники выступают с сообщениями, представляющими их точки зрения, после чего отвечают на вопросы аудитории.
  5. Дебаты — явно формализованное обсуждение, построенное на основе заранее фиксированных выступлений участников — представителей двух противостоящих, соперничающих команд (групп), — и опровержений. Вариантом этого обсуждения являются парламентские дебаты («британские дебаты»).
  6. Судебное заседание — обсуждение, имитирующее судебное разбирательство.
  7. Техника «аквариума»  — особый вариант организации обсуждения, при котором, после непродолжительного группового обмена мнениями, по одному представителю от команды участвуют в публичной дискуссии. Члены команды могут помогать своему представителю советами, передаваемыми в записках или во время тайм-аута.
  8. «Мозговой штурм»  -  это один из наиболее известных методов поиска оригинальных решений различных задач, продуцирования новых идей. Он был предложен американским психологом А. Осборном в 50-е годы. В настоящее время считается одним из методов активизации обучения и лежит в основе многих деловых и дидактических игр. Метод тщательно разработан и предполагает реализацию требований по организации группы участников, технологии проведения и правилам поведения.

 

Фазы дискуссии:

 

1. фаза ориентировки;

2. фаза оценки;

3. завершающая фаза.

 

Каждой фазе соответствуют  определенные шаги:

 

  • определение целей и темы дискуссии (ориентировки);
  • сбор информации по обсуждаемой проблеме (ориентировки);
  • упорядочивание, обоснование и совместная оценка, полученной информации (оценки);
  • подведение итогов дискуссии - сопоставление полученных результатов с целями.

 

Понятно, что все процедурные  моменты, представленные в каждой дискуссии, а так же время дискуссии, её интенсивность  зависят от темы, целей и контингента  участников (могут быть дискуссии  с «открытым концом»).

 

Достижение согласия не всегда ставится целью дискуссии, прежде всего  потому, что социальные ситуации проблемы таковы, что, как правило, не имеют  единственной интерпретации или единственного решения  - почти всегда возможны альтернативы.

 

Этапы:

 

  1. Определение целей и темы дискуссии. На этом этапе выбирается предмет обсуждения и дается описание желаемого результата. Чем четче, понятнее задан предмет, тем продуктивнее будет дискуссия. «Давайте сначала определимся с понятиями, поймем, что мы обсуждаем» — это не формат дискуссии. В лучшем случае — разговоры накануне. У всех участников к моменту начала разговора должно быть четкое понимание предмета обсуждения. Другое дело, что в процессе знание может углубляться и развиваться. Это нормально. В качестве результата групповой дискуссии могут выступать: общее решение той или иной проблемы, ситуации; четкое самоопределение каждого участника по обсуждаемому вопросу.
  2. Сбор информации (знаний, суждений, новых идей, предложений участников) по проблеме. Этот этап по форме похож на мозговой штурм: возможность высказаться есть у всех, никакой критики, вопросы только на уточнение, фиксируются все мнения, вся новая информация.
  3. Упорядочение, обоснование и совместная оценка информации, полученной в процессе обсуждения. Главная задача данного этапа — критично проанализировать все предложения (предложения, а не их авторов) и выбрать (всем вместе или каждому для себя) определенную позицию.
  4. Подведение итогов дискуссии, определение итогового решения, сопоставление целей с полученными результатами.

 

Программа коррекции:

Подготовительный этап:

 

Цель:

 Исследование процесса формирования общественного мнения - от индивидуального и коллективного к социальным последствиям и проблемам в относительно естественной ситуации.

 

 

Задачи:

 

  1. обучение участников анализу реальных ситуации;
  2. обучение навыку формулирования проблемы и отличать важной от второстепенного;
  3. учит преодолевать приверженность старым образцам;
  4. дает возможность увидеть многозначность возможных решений проблемы;
  5. развивает умение преодолевать страх перед неизвестностью, недоверие к себе, боязнь быть застигнутым врасплох.
  6. осознание участниками своих мнений, суждений, оценок по обсуждаемому вопросу;
  7. деидеологизация мышления учащихся, предполагающая знание и учет различный, зачастую диаметрально противоположных точек зрения, отказ от доктринерства (идеи превосходства какой-либо концепции);
  8. выработка уважительного отношения к мнению, позиции оппонентов;
  9. развитие умения осуществлять конструктивную критику существующих точек зрения, включая точки зрения оппонентов;
  10. развитие умения воспринимать критические замечания в свой адрес;
  11. развитие умения формулировать вопросы и оценочные суждения, вести полемику;
  12. развитие умения слушать, не перебивая;
  13. развитие умения вырабатывать единое групповое решение, учитывающее различные точки зрения, включая мнение меньшинства;
  14. формирование навыка говорить кратко и по существу; развитие умения выступать публично, отстаивая свою правоту.

 

 

Предмет:

 

 В.П. Захаров и Н.Ю.  Хрящева на основании характера  решаемых в группах задач выделяют  следующие предметы дискуссии: 

 

  1. интеллектуальную задачу или организационно-управленческую проблему;
  2. социальную, межличностную проблему;
  3. личностную проблему.

 

Кроме этого, предметом могут  быть случаи (казусы) из профессиональной практики — «баллинтовские группы», анализ ситуаций морального выбора для  диагностики уровня нравственного  развития.

 

В.Д. Карвасарский в качестве предмета групповой дискуссии выделяет:

 

  1. биографию клиента;
  2. определенную тему;
  3. межличностное взаимодействие в группе (интеракции).

 

 

Оборудование:

 

  • специальное изолированное помещение со  звуконепроницаемыми стенами;
  • круглый стол ( располагает открытому общению);
  • рабочие места примерно на 10-12 человек;
  • таблички с именами участников;
  • блокноты, карандаши, ручки;
  • прохладительные напитки;
  • часы;
  • презентационное оборудование (мультимедийный аппарат, экран для показа видеоматериалов, демонстрационная доска);
  • видеозаписывающая аппаратура (видеокамера) ;
  • возможность параллельно следить за ходом дискуссии по телевизору и, если необходимо, вносить изменения

 

Основной этап:

 

Рекомендации  по проведению дискуссии:

 

Обычно дискуссией руководит  модератор. «Общие правила коммуникации при групповой дискуссии выражаются в следующих требованиях к  участникам группы:

  • используй «Я-послание»;
  • соблюдай гармоничность в себе;
  • избегай общих фраз;
  • ориентируйся на цель (задачу);
  • умей слушать;
  • будь активен в беседе;
  • будь краток;
  • осуществляй конструктивную критику».

 

Основные шаги при подготовке к дискуссии:

выбор темы дискуссии, которая  определяется целями обучения и содержанием  учебного материала. При этом на обсуждение выносятся  темы, имеющие проблемный характер, содержащие в  себе противоречивые точки зрения, дилеммы, задевающие привычные  установки обучающихся. Целесообразно  предложить на выбор несколько вариантов  проблем, связанных с конкретной учебной темой. Указывается литература, справочные материалы, необходимые  для подготовки к дискуссии.

 

 

Рекомендации для координатора:

  1. Задайте тон: участники должны чувствовать себя свободно, воспринимать происходящее легко и непринужденно.
  2. Убедитесь, что мнение каждого участника было услышано.
  3. Дождитесь полного ответа участников.
  4. Строго следуйте распорядку.
  5. Не уходите от темы.
  6. Задерживайте внимание на обсуждение отдельных вопросов.

 

Приемы, повышающие эффективность  группового обсуждения:

 

  • уточняющие вопросы побуждают четче оформлять и аргументировать мысли («Что вы имеете в  виду, когда говорите, что...?», «Как вы докажете, что это верно?»);
  • парафраз - повторение ведущим высказывания, чтобы стимулировать переосмысление и уточнение сказанного («Вы говорите, что...», «Я так вас понял?»);
  • демонстрация непонимания - побуждение участников повторить, уточнить суждение («Я не совсем понимаю, что вы имеете в  виду. Уточните, пожалуйста»);
  • «альтернатива» - ведущий предлагает другую точку зрения, акцентирует внимание на противоположном подходе;
  • «доведение до абсурда» - ведущий соглашается с высказанным утверждением, а затем делает из него абсурдные выводы;
  • «задевающее утверждение» - ведущий высказывает суждение, заведомо зная, что оно вызовет резкую реакцию и несогласие участников, стремление опровергнуть данное суждение и изложить свою точку зрения;
  • «нет-стратегия» - ведущий отрицает высказывания участников, не обосновывая свое отрицание («Этого не может быть»).

Информация о работе Групповая дискуссия как метод групповой работы